Дело № 2-10-128-2
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
01 декабря 2010 г.г.Ковров
Ковровский городской суд Владимирской области в составе председательствующего судьи Бондаренко А.А., с участием адвоката Рожкова В.В., при секретаре Назаровой Ю.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску
Государственной инспекции по охране объектов культурного наследия администрации Владимирской области к Яковлевой Анне Александровне, муниципальному образованию г.Ковров и администрации г.Коврова о понуждении к заключению охранного обязательства, оформлении охранного обязательства и вынесении частного определения,
У С Т А Н О В И Л:
15 января 2004 г. ФИО3 продал, а Яковлева – купила 82/100 доли в праве собственности на <адрес>, состоящую из четырех комнат общей площадью 110 кв.метров, расположенную в мезонине одноэтажного бревенчатого дома (том 1, л.д.32-33). 06 июля 2004 г. Яковлева купила у муниципального унитарного предприятия «Агентство по недвижимости» (далее – МУП «АН») нежилое помещение I, находящееся по адресу: <адрес>, состоящее из основного бревенчатого строения площадью 244,4 кв.метра (том 1, л.д.30-31).
Государственная инспекция по охране объектов культурного наследия администрации <адрес> (далее – Государственная инспекция) обратилась в суд с иском, уточненным в ходе разбирательства дела, к Яковлевой о возложении обязанности по заключению охранного обязательства на здание, находящееся в ее собственности, расположенное по адресу: <адрес>, являющееся объектом культурного наследия регионального значения начала ХХ века «Дом Треумовых», на условиях проекта, представленного Государственной инспекцией, и вынесении частного определения в адрес МУП «АН» о недопустимости заключения договора купли-продажи на объекты культурного наследия без охранного обязательства (том 1, л.д.2-4, 49-51, 115-119, 133).
Яковлева обратилась в суд со встречным исковым заявлением к Государственной инспекции о возложении обязанности дать согласие на разборку остатков указанного здания, а также разработать и представить в компетентный орган проект решения об исключении его из реестра памятников истории и культуры (том 1, л.д.100-102).
В связи с тем, что 18/100 долей в праве собственности на жилое помещение (<адрес> – том 1, л.д.219) являются объектом муниципальной собственности г.Коврова, судом к участию в деле в качестве соответчика привлечено муниципальное образование г.Ковров.
Заявлением от 29 октября 2010 г. Государственная инспекция уточнила исковые требования, просила привлечь к участию в деле в качестве соответчика администрацию г.Коврова, к которой предъявила требование обязать оформить охранное обязательство на помещение, находящееся в ее собственности, расположенное по адресу: <адрес>, и являющееся объектом культурного наследия регионального значения начала ХХ века «Дом Треумовых» (том 1, л.д.239-241).
Суд данное уточненное исковое заявление принял к своему производству.
Представитель истца Государственной инспекции в судебное заседание 01 декабря 2010 г. не явился, извещался надлежащим образом. Ранее представители истца иск поддерживали.
Яковлева в судебное заседание 01 декабря 2010 г. не явилась, направила своего представителя адвоката Рожкова, действующего также по доверенности, который, как и ранее Яковлева, с иском не согласился, указывая на отсутствие законных оснований для возложения на ответчика испрашиваемой обязанности.
В том же судебном заседании представитель ответчика-истца Яковлевой Рожков В.В. от встречного иска отказался.
Отказ принят судом с прекращением производства по делу в этой части.
Представитель ответчика муниципального образования г.Ковров в лице представительного органа Совета народных депутатов г.Коврова по доверенности Ванюшина Е.В., в лице исполнительного органа администрации г.Коврова по доверенности ФИО5 с иском не согласились, также ссылаясь на необоснованность требований истца и обращая внимание суда на то, что администрация г.Коврова оформляет охранные обязательства на памятники только местного значения.
Представитель третьего лица МУП «АН» председатель ликвидационной комиссии МУП «АН» ФИО6 в суд не явился, ранее просил дело рассмотреть в его отсутствие.
Изучив материалы дела, выслушав представителей, суд не находит оснований для удовлетворения иска.
В соответствии с решением ЗС Владимирской области от 17 января 1996 г. № 12 Дом Треумовых начала ХХ века, расположенный по адресу: <адрес>, включен в список памятников истории и культуры регионального значения и поставлен на государственную охрану (том 1, л.д.16-17).
Особенности владения, пользования и распоряжения объектом культурного наследия, включенным в реестр, и выявленным объектом культурного наследия определены в ст.48 Федерального закона от 25 июня 2002 г. № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (далее – ФЗ-73).
Так, пунктом 1 ФЗ-73 установлено, что объекты культурного наследия независимо от категории их историко-культурного значения могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов РФ, муниципальной собственности, частной собственности, а также в иных формах собственности, если иной порядок не установлен федеральным законом.
Особенности владения, пользования и распоряжения объектом культурного наследия, включенным в реестр, и выявленным объектом культурного наследия определяются ФЗ-73, гражданским, градостроительным и земельным законодательством РФ (п.2 ФЗ-73).
Собственник объекта культурного наследия несет бремя содержания принадлежащего ему объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия с учетом требований ФЗ-73, если иное не установлено договором между собственником и пользователем данным объектом культурного наследия (п.3 ФЗ-73).
При государственной регистрации договора купли-продажи объекта культурного наследия новый собственник принимает на себя обязательства по сохранению объекта культурного наследия, которые являются ограничениями (обременениями) права собственности на данный объект и указываются в охранном обязательстве собственника объекта культурного наследия (п.4 ФЗ-73).
Согласно п.3 ст.50 ФЗ-73 жилые помещения, являющиеся объектом культурного наследия либо частью объекта культурного наследия, могут быть отчуждены в порядке, установленном жилищным законодательством РФ, с учетом требований ФЗ-73.
Договор купли-продажи от 06 июля 2004 г. являлся предметом судебного исследования в рамках гражданского дела № 2-61-08 Ковровского городского суда по делу по иску Яковлевой к администрации г.Коврова и МУП «АН» о признании этого договора недействительным и по встречному иску МУП «АН» к Яковлевой о возврате приобретенного строения или взыскании его стоимости. Государственная инспекция к участию в деле была привлечена в качестве третьего лица, но представитель в деле участвовать не стал, просил рассмотреть дело в его отсутствие. Суд в решении от 29 декабря 2008 г. признал отсутствие нарушений при заключении и государственной регистрации договора, в удовлетворении исков отказал (том 1, л.д.5-9).
Кроме того, пункт 4 ст.50 ФЗ-73, в соответствии с которым при отчуждении объектов культурного наследия из государственной или муниципальной собственности новый собственник принимает на себя обязательства по сохранению объекта культурного наследия, которые являются ограничениями (обременениями) права собственности на данный объект и указываются в охранном обязательстве собственника объекта культурного наследия в соответствии со ст.48 ФЗ-73, введен в ст.50 ФЗ-73 лишь Федеральным законом от 29 декабря 2006 г. № 258-ФЗ, поэтому у истца отсутствуют основания утверждать, что сделки по приобретению ответчиком Яковлевой части объекта культурного наследия, имевшие место в 2004 г., то есть до издания этого закона, совершены с нарушением ФЗ-73.
По настоящему делу истцом не приведены законные основания для возложения на ответчика Яковлеву обязанности заключить охранное обязательство после приобретения объекта культурного наследия и для вынесения частного определения в адрес МУП «АН» в связи с продажей этого объекта без охранного обязательства.
В части требования о возложении на администрацию г.Коврова обязанности по оформлению охранного обязательства на данный объект культурного наследия суд отмечает, что в соответствии с п.4 ФЗ-73 охранное обязательство собственника объекта культурного наследия оформляется:
органом исполнительной власти субъекта РФ, уполномоченным в области охраны объектов культурного наследия, – в отношении объектов культурного наследия федерального значения (по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере массовых коммуникаций и по охране культурного наследия) и объектов культурного наследия регионального значения;
местной администрацией муниципального образования – в отношении объектов культурного наследия местного (муниципального) значения.
Так как Дом Треумовых начала ХХ века, расположенный по адресу: <адрес>, является памятником истории и культуры регионального, а не местного (муниципального) значения, данное требования истца также не подлежит удовлетворению.
Руководствуясь стст.194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Иск Государственной инспекции по охране объектов культурного наследия администрации Владимирской области к Яковлевой Анне Александровне, муниципальному образованию г.Ковров и администрации г.Коврова о понуждении к заключению охранного обязательства, оформлении охранного обязательства и вынесении частного определения оставить без удовлетворения.
Кассационная жалоба может быть подана в течение 10 дней во Владимирский облсуд через Ковровский горсуд после принятия судом решения в окончательной форме.
Судья(подпись)А.А.Бондаренко
Верно:
29.12. 2010 года.
СудьяА.А.Бондаренко
СекретарьВ.Б.Логинова
Справка: решение суда вступило в законную силу 12 декабря 2010 года.
Подлинник решения суда подшит в гражданском деле № 2-10-128-2, находящемся в производстве Ковровского городского суда.
СудьяА.А.Бондаренко
СекретарьВ.Б.Логинова