Дело № 2-10-4460-1
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
22 декабря 2010 г.г.Ковров
Ковровский городской суд Владимирской области в составе председательствующего судьи Бондаренко А.А., при секретаре Левшине Д.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению
Мохова Вадима Анатольевича о признании незаконным отказа администрации г.Коврова в подготовке проектов договоров и возложении обязанности,
У С Т А Н О В И Л:
На основании договора купли-продажи от 16 июня 2010 г. № 5, заключенного между муниципальным унитарным предприятием г.Коврова «Сервисно-коммунальное обслуживание населения» и Моховым, Мохов является собственником расположенных в г.Коврове здания котельной № по <адрес>, котельной № по <адрес>, здания котельной № по <адрес>, здания котельной № по <адрес>, здания котельной № по <адрес>, здания котельной № по <адрес> и здания центрального теплового пункта № по <адрес> (всего семь объектов). Также Мохов на основании постановлений администрации г.Коврова и заключенных с ним администрацией г.Коврова в лице заместителя главы администрации, начальника Управления экономики, имущественных и земельных отношений г.Коврова ФИО3 договоров аренды является арендатором находящихся в государственной собственности земельных участков для размещения зданий указанных котельных и центрального теплового пункта №, 8-01/9043, 8-01/9044, 8-01/9045, 8-01/9046, 8-01/9047, 8-01/9048. Письмом заместителя главы администрации, начальника Управления экономики, имущественных и земельных отношений г.Коврова ФИО3 от 02 декабря 2010 г. Мохову на его семь заявлений о предоставлении ему в собственность арендуемых им земельных участков под зданиями котельных и центрального теплового пункта сообщено, что подготовка проектов договоров купли-продажи земельных участков приостановлена до решения арбитражного суда Владимирской области по делу № А11-7799/2010.
Мохов обратился в суд с заявлением о признании незаконным отказа администрации г.Коврова в подготовке проектов договоров купли-продажи и возложении на администрацию г.Коврова обязанности в течение 10 дней с момента вступления решения суда в законную силу подготовить и направить ему проекты договоров купли-продажи семи земельных участков, ранее предоставленных ему по договорам аренды. В обоснование в заявлении указано на то, что администрация г.Коврова, отказывая ему в подготовке проектов, вышла за пределы своих полномочий и не вправе приостанавливать, а затем – возобновлять подготовку проектов.
В судебном заседании Мохов заявление поддержал, указав, что он действует как физическое лицо. С заявлениями в администрацию г.Коврова он обратился 23 ноября 2010 г.
Представители заинтересованных лиц администрации г.Коврова по доверенности Кузнецова Е.Ю. и Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Владимирской области по доверенности Белякова Т.В. с заявлением не согласились, ссылаясь на то, что сделка по приобретению заявителем зданий котельных и центрального теплового пункта оспаривается в арбитражном суде Владимирской области, вопрос о признании торгов недействительными находится в компетенции суда, а не администрации г.Коврова. Если суд иск удовлетворит, то заявитель будет собственником земельных участков, как он просит, а собственником расположенных на них зданий котельных и центрального теплового пункта будет другое лицо, что не допускается ст.36 ЗК РФ. Также полученное заявителем информационное письмо не является отказом в выкупе земельных участков, такой отказ может давать только орган местного самоуправления в форме постановления главы муниципального образования г.Ковров и в месячный срок со дня обращения. Этот срок еще не истек.
Рассмотрев материалы дела, выслушав заявителя и представителей, суд приходит к следующему.
Согласно ч.1 ст.254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
По существу требований суд отмечает, что не согласен с письмом заместителя главы администрации, начальника Управления экономики, имущественных и земельных отношений г.Коврова ФИО3 от 02 декабря 2010 г., которое расценил как данный ему отказ, хотя и временный, в выкупе арендуемых земельных участков под зданиями котельных и центрального теплового пункта (л.д.4).
Приложением к указанному письму является определение арбитражного суда Владимирской области от 18 ноября 2010 г.
Из копии этого определения видно, что судья арбитражного суда Владимирской области, рассмотрев дело № А11-7799/2010 по иску администрации г.Коврова к муниципальному унитарному предприятию г.Коврова «Сервисно-коммунальное обслуживание населения» и Мохову о признании недействительными торгов и применении последствий недействительности ничтожной сделки, назначила предварительное судебное заседание на 20 декабря 2010 г. (л.д.52-53).
Определением того же судьи от 15 декабря 2010 г. удовлетворено заявление администрации г.Коврова о применении обеспечительной меры по делу № А11-7799/2010 по иску администрации г.Коврова о признании недействительными торгов по продаже посредством публичного предложения имущества муниципального унитарного предприятию г.Коврова «Сервисно-коммунальное обслуживание населения», проведенных 16 июня 2010 г., о применении последствий недействительности ничтожной сделки – договора купли-продажи имущества от 16 июня 2010 г. № 5, заключенного по результатам торгов. Судьей наложен запрет ответчикам муниципальному унитарному предприятию г.Коврова «Сервисно-коммунальное обслуживание населения» и Мохову совершать действия любые сделки, влекущие переход права владения и (или) пользования приобретенных по оспариваемому договору зданий котельных и центрального теплового пункта (копия на л.д.56-63).
В соответствии с п.1 ст.36 ЗК РФ приобрести права на земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, имеют граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на этих земельных участках.
То есть лица, не имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении зданий, строений, сооружений, расположенных на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, по данной норме Закона права на эти земельные участки приобрести не могут.
В настоящее время право собственности заявителя на семь объектов (котельные и центральный тепловой пункт) оспаривается в суде, решение судом не принято.
В то же время суд отмечает, что на основании п.5 ст.36 ЗК РФ для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в данной статье, совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст.29 ЗК РФ, с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастрового паспорта.
Такое заявление, как следует из п.6 ст.36 ЗК РФ, в месячный срок со дня его поступления рассматривается исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, предусмотренных ст.29 ЗК РФ, который принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, в аренду или на праве постоянного (бессрочного) пользования. В месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст.29 ЗК РФ, осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.
В соответствии со ст.29 ЗК РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции.
Земельные участки предоставлялись заявителю в аренду на основании постановлений администрации г.Коврова (л.д.10, 15, 18, 22, 26, 30 и 34).
В соответствии с п.1 ст.21 Устава муниципального образования г.Ковров (далее – Устав), принятого решением Ковровского городского Совета народных депутатов от 15 июня 2005 г. № 100, структуру органов местного самоуправления муниципального образования город Ковров Владимирской области составляют Ковровский городской Совет народных депутатов – представительный орган муниципального образования город Ковров; глава муниципального образования город Ковров (далее – глава города) – высшее должностное лицо муниципального образования город Ковров; администрация города – исполнительно-распорядительный орган муниципального образования город Ковров; иные органы городского округа, предусмотренные настоящим Уставом и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения: муниципальная избирательная комиссия города Коврова – избирательная комиссия городского округа; административная комиссия города Коврова – коллегиальный орган, наделенный полномочиями в сфере административного права.
Администрация города является исполнительно-распорядительным органом городского округа, наделенным Уставом полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных исполнительным органам местного самоуправления городского округа федеральными законами и законами Владимирской области. Администрацией города руководит глава города на принципах единоначалия (пп.1 и 2 ст.34 Устава).
К полномочиям администрации города относится, в частности управление и распоряжение муниципальной собственностью в порядке, установленном городским Советом и Уставом, подготовка проектов решений по вопросам местного значения городского округа, разработка генерального плана муниципального образования, правил землепользования и застройки, разработка подготовленной на основе генерального плана городского округа документации по планировке территории, разработка местных нормативов градостроительного проектирования городского округа, ведение информационной системы обеспечения градостроительной деятельности, осуществляемой на территории городского округа, резервирование и изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков в границах городского округа для муниципальных нужд, осуществление земельного контроля за использованием земель городского округа (пп.4, 5 и 28 ст.35 Устава).
Пунктом 1 ст.46 Устава предусмотрено, что по вопросам местного значения население городского округа непосредственно и органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления городского округа принимают муниципальные правовые акты. По вопросам осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления городского округа федеральными законами и законами Владимирской области, принимаются муниципальные правовые акты на основании и во исполнение положений, установленных соответствующими федеральными законами, законами Владимирской области (п.2 ст.46 Устава). В систему муниципальных правовых актов входят, в том числе постановления и распоряжения главы города (подп.4 п.3 ст.46 Устава). Глава города по вопросам в пределах своих полномочий издает постановления и распоряжения. Другие должностные лица администрации города издают приказы (п.7 ст.46 Устава). Глава города в пределах своих полномочий, установленных федеральными законами, законами Владимирской области, Уставом, нормативными правовыми актами городского Совета, издает постановления по вопросам местного значения и вопросам, связанным с осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Владимирской области, а также распоряжения по вопросам организации работы администрации города (п.8 ст.46 Устава).
В соответствии с п.1 ст.61 ЗК РФ ненормативный акт исполнительного органа государственной власти или ненормативный акт органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующий закону или иным нормативным правовым актам и нарушающий права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица в области использования и охраны земель, может быть признан судом недействительным.
По рассматриваемому делу заявитель оспаривает не отказ администрации г.Коврова, изданный в виде постановления, а письмо должностного лица, которое ни ненормативным, а тем более нормативным актом органа местного самоуправления не является.
Кроме того, на день рассмотрения дела не истек предусмотренный п.6 ст.36 ЗК РФ месячный срок со дня поступления 23 ноября 2010 г. заявлений в администрацию г.Коврова о продаже заявителю семи арендуемых земельных участков, на что по результатам рассмотрения заявлений должно быть издано постановление (постановления) главы муниципального образования г.Ковров или администрации г.Коврова за подписью этого должностного лица.
Руководствуясь ст.258 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Заявление Мохова Вадима Анатольевича о признании незаконным отказа администрации г.Коврова в подготовке проектов договоров купли-продажи и возложении на администрацию г.Коврова обязанности в течение 10 дней с момента вступления решения суда в законную силу подготовить и направить ему проекты договоров купли-продажи земельных участков, ранее предоставленных ему по договорам аренды № 8-01/9042, 8-01/9043, 8-01/9044, 8-01/9045, 8-01/9046, 8-01/9047, 8-01/9048, оставить без удовлетворения.
Кассационная жалоба может быть подана в течение десяти дней во Владимирский облсуд через Ковровский горсуд после принятия судом решения в окончательной форме.
Судья(подпись)А.А.Бондаренко