Дело № 2-11-295-1Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
20 января 2011 г.
Ковровский городской суд Владимирской области в составе председательствующего судьи Самойлова Д.Е., при секретаре Панкратовой О.И., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Федотовой Галины Викторовны к МУ «СЕЗ» о возложении обязанности заменить счетчик электрической энергии классом точности 2,0 или выше, максимальным током не менее 30А, в муниципальной <адрес>, предоставленной для проживания на условиях социального найма,
УСТАНОВИЛ
21.12.2010 г. Федотова Галина Викторовна обратилась в суд с иском МУ «СЕЗ» о возложении обязанности заменить счетчик электрической энергии классом точности 2,0 или выше, максимальным током не менее 30А, в муниципальной <адрес>, предоставленной для проживания на условиях социального найма.
В судебном заседании истец Федотова Г.В. поддержала заявленные требования и обосновывала их тем, что по договору социального найма от 23.06.2003 г. № 09-6/1130-б, является нанимателем жилого помещения <адрес>.
Указала, что она является потребителем услуг по электрической энергии, предоставляемой ОАО «Владимирский коммунальные системы, по лицевому счету № 377-001, своевременно и в полном объеме производит оплату потребленной электрической энергии и задолженности не имеет.
Полагает, что поскольку она не является собственником жилого помещения, а является лишь нанимателем <адрес>, т.е. не должна нести обязанности по приобретению и замене счетчика электрической энергии к <адрес>.
Полагает, что в силу п.140,141 Правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики, утвержденных Постановлением Правительства от 31.08.2006 г. № 530, обязанность по приобретению (замене) счетчика электрической энергии должно нести МУ «Служба Единого Заказчика», как представитель собственника муниципального жилого фонда г.Коврова.
В судебном заседании представитель Муниципального Учреждения г.Коврова «Служба Единого Заказчика СЕЗ» по доверенности Сеньков А.Ю. возражал против иска в полном объеме.
Указал, что со стороны МУ «СЕЗ» не допускалось нарушений прав Федотовой Г.В..
Полагал, что поскольку Федотова Г.В. является потребителем электрической энергии, то приобретение счетчика электрической энергии должно осуществляться самой Федотовой Г.В, а замена (установка) счетчика должна произвести энергетическая организация.
Представитель третьего лица ОАО «Владимирские Коммунальные Системы» в судебное заседание не явился. Представил ходатайство о рассмотрении дела без его участия и отзыв в котором указал что установка в жилом помещении прибора учета (счетчика электрической энергии классом точности 2,0 или выше, максимальным током не менее 30А), сохранность, целостность и обслуживание обеспечивает собственник или наниматель жилого помещения, являющийся потребителем электрической энергии.
Выслушав стороны, изучив представленные в материалы дела доказательства, суд приходит к следующим выводам:
Как установлено судом, истец Федотова Галина Викторовна по договору социального найма от 23.06.2003 г. № 09-6/1130-б, является нанимателем муниципального жилого помещения <адрес>, вещные права в отношении которого осуществляет Муниципальное Учреждение «Служба Единого Заказчика».
Федотова Г.В. является потребителем услуг по электрической энергии, предоставляемой ОАО «Владимирский коммунальные системы», по лицевому счету № 377-001, и своевременно и в полном объеме производит оплату потребленной электрической энергии в <адрес>, и задолженности не имеет.
В соответствии с ГОСТ 6570-96 выпуск счетчиков электрической энергии класса точности 2,5 с 01.07.1997 года запрещен. Находящиеся в эксплуатации указанные счетчики государственной поверке не подлежат и должны быть заменены счетчиками класса точности 2,0 и выше (в соответствии с п.141 Правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 31.08.2006 г. № 530.)
Предписанием от 28.05.2010 г. ОАО «Владимирский коммунальные системы» указало Федотовой Г.В. на необходимость в срок до 28.06.2010 г. заменить счетчик электрической энергии классом точности 2,0 или выше, максимальным током не менее 30А. ( л.д.4)
МУ «СЕЗ на заявление Федотовой Г.В., письмом от 09.12.2010 г. пояснило, что поскольку Федотова Г.В. является потребителем электрической энергии, то приобретение счетчика электрической энергии должно осуществляться самой Федотовой Г.В.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 августа 2006 г. N 530 утверждены Правила функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики (далее - Правила). Постановление опубликовано в "Российской газете" от 1 сентября 2006 г. и 8 сентября 2006 г., Собрании законодательства Российской Федерации, 2006 г., N 37, ст. 3876.
Согласно пункту 140 Правил гарантирующий поставщик, энергосбытовая организация или сетевая организация (в случае заключения с потребителем договора оказания услуг по передаче электрической энергии) на основании соответствующих договоров с гражданами-потребителями обеспечивает за их счет установку, замену в случае выхода из строя, утраты или истечения срока эксплуатации, а также обслуживание (поверку, калибровку, замену) приборов учета, находящихся в собственности граждан-потребителей, если гражданин-потребитель не заключит договор на установку и (или) обслуживание его приборов учета с иным лицом. В целях выполнения указанной обязанности гарантирующий поставщик, энергосбытовая организация вправе урегулировать отношения по установке приборов учета и их обслуживанию с сетевой организацией на основании договора оказания услуг по передаче электрической энергии или договора оказания услуг по установке и обслуживанию приборов учета.
В соответствии со статьей 539 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии (часть 1); договор энергоснабжения заключается с абонентом при наличии у него отвечающего установленным техническим требованиям энергопринимающего устройства, присоединенного к сетям энергоснабжающей организации, и другого необходимого оборудования, а также при обеспечении учета потребления энергии (часть 2); к отношениям по договору энергоснабжения, не урегулированным ГК РФ, применяются законы и иные правовые акты об энергоснабжении, и обязательные правила, принятые в соответствии с ними (часть3)
Статьей 13 ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" от 23 ноября 2009 г. N 261-ФЗ установлено, что до 1 января 2012 года собственники жилых домов, за исключением указанных в части 6 данной статьи, собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу названного Федерального закона, обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, природного газа, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию. При этом многоквартирные дома в указанный срок должны быть оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальной квартиры) приборами учета используемых воды, природного газа, электрической энергии (часть 5); собственники приборов учета используемых энергетических ресурсов обязаны обеспечить надлежащую эксплуатацию этих приборов учета, их сохранность, своевременную замену (часть 7); с 1 июля 2010 года организации, которые осуществляют снабжение водой, природным газом, тепловой энергией, электрической энергией или их передачу и сети инженерно-технического обеспечения которых имеют непосредственное присоединение к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования объектов, подлежащих в соответствии с требованиями указанной статьи оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, обязаны осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют. Указанные организации не вправе отказать обратившимся к ним лицам в заключении договора, регулирующего условия установки, замены и (или) эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют. Цена такого договора определяется соглашением сторон. Порядок заключения и существенные условия такого договора утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Договор, регулирующий условия установки коллективного или индивидуального (общего для коммунальной квартиры) прибора учета используемого энергетического ресурса (снабжение которым или передачу которого осуществляют указанные организации) и заключаемый с гражданином - собственником жилого дома, дачного дома или садового дома либо уполномоченным им лицом, с гражданином - собственником помещения в многоквартирном доме или лицом, ответственным за содержание многоквартирного дома, в целях выполнения ими обязанностей, предусмотренных частями 5 и 6 данной статьи, должен содержать условие об оплате цены, определенной таким договором, равными долями в течение пяти лет с даты его заключения, за исключением случая, если потребитель выразил намерение оплатить цену, определенную таким договором, единовременно или с меньшим периодом рассрочки (часть 9).
Из приведенных законоположений следует, что собственники жилых домов, помещений в многоквартирных домах обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемой электрической энергии, собственники приборов учета обязаны обеспечить надлежащую эксплуатацию этих приборов учета, их сохранность, своевременную замену на основании возмездного договора.
Пункт 140 Правил, обязывающий энергосбытовую организацию на основании соответствующих договоров с гражданами-потребителями обеспечивать за их счет установку, замену в случае выхода из строя, утраты или истечения срока эксплуатации, а также обслуживание (поверку, калибровку, замену) приборов учета, находящихся в собственности граждан-потребителей, согласуется с приведенными положениями Федерального закона от 23 ноября 2009 г. N 261-ФЗ.
В соответствии с Порядком заключения и существенных условий договора, регулирующего условия установки, замены и (или) эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, утвержденного Приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 7 апреля 2010 г. N 149, такой договор заключается между организацией, которая осуществляет снабжение энергетическим ресурсом, и обратившимся к исполнителю с предложением заключить договор собственником (физическое или юридическое лицо, либо уполномоченное им лицо) здания, строения, сооружения, помещения в многоквартирном доме, иного объекта, в процессе эксплуатации которого используются энергетические ресурсы (пункт 3).
В соответствии со статьей 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Статья 543 ГК РФ не предусматривает иное, устанавливая в пункте 2 положение о том, что в случае, когда абонентом по договору энергоснабжения выступает гражданин, использующий энергию для бытового потребления, обязанность обеспечивать надлежащее техническое состояние и безопасность энергетических сетей, а также приборов учета потребления энергии возлагается на энергоснабжающую организацию, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.
Таким образом, названная статья предусматривает лишь обязанность энергоснабжающей организации обеспечить надлежащее состояние и безопасность приборов учета потребления энергии, вопрос относительно бремени расходов по установке, замене приборов учета она не регулирует.
Пунктом 13 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам на собственников помещений в многоквартирном доме, собственников жилых домов, а также на привлекаемых ими исполнителей и иных лиц в соответствии с договором возложена обязанность обеспечить готовность к предоставлению коммунальных услуг внутридомовых инженерных систем, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, а также механического, электрического, санитарно-технического и иного оборудования, находящихся в жилом помещении многоквартирного дома или в жилом доме и предназначенных для предоставления коммунальных услуг.
Пункт 140 оспариваемых Правил, исходя из его содержания, не возлагает на нанимателя жилого помещения по договору социального найма обязанности по установке за счет его средств прибора учета.
Указанная позиция полностью согласуется с правовой позицией Верховного суда РФ изложенной в решении от 16.11.2010 г. № ГКПИ-10-1161.
Исходя из вышеизложенного, поскольку судом не установлено никаких нарушений прав и законных интересов истца Федотовой Г.В. со стороны ответчика МУ «СЕЗ», то суд принимая решение по заявленным требования в силу п.3 ст.196 ГПК РФ по заявленным требованиям, находит иск не обоснованными и не подлежащими удовлетворению в полном объеме.
Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ,
Р Е Ш И Л
Исковые требования Федотовой Галины Викторовны к Муниципальному Учреждению «Служба Единого Заказчика» о возложении обязанности заменить счетчик электрической энергии классом точности 2,0 или выше, максимальным током не менее 30А, в муниципальной <адрес>, предоставленной для проживания на условиях социального найма, оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано во Владимирский областной суд через Ковровский городской суд в течение 10 дней с даты изготовления решения в окончательной форме.
СудьяСамойлов Д.Е.
Справка. Решение изготовлено в окончательной форме 24.01.2011 г.