о признании незаконными действия ООО `Владимиртеплогаз` по изменению с марта 2010 года порядка начисления платы за горячее водоснабжение гражданам, проживающим в жилых помещениях, в которых установлены индивидуальные приборы учета горячей воды



Дело № 2-11-33-1Копия

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

13 января 2011 г.г.Ковров

Ковровский городской суд Владимирской области в составе председательствующего судьи Бондаренко А.А., при секретаре Левшине Д.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску

Ковровского городского прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц – жителей г.Коврова, к обществу с ограниченной ответственностью «Владимиртеплогаз» о признании незаконными действий и возложении обязанности,

У С Т А Н О В И Л:

Ковровский городской прокурор, действующий в интересах неопределенного круга лиц – жителей г.Коврова, обратился в суд с иском к обществу с ограниченной ответственностью «Владимиртеплогаз» (далее – Общество) о признании незаконными действий по изменению Обществом с марта 2010 г. порядка начисления платы за горячее водоснабжение гражданам, проживающим в жилых помещениях, в которых установлены индивидуальные приборы учета горячей воды, и возложении на Общество обязанности произвести перерасчет платы гражданам за период с марта 2010 г. на момент принятия судом решения в соответствии с показаниями индивидуальных приборов учета горячей воды и начислять плату за горячую воду на основании показаний приборов учета горячей воды, установленных в жилых помещениях потребителей.

В обоснование заявленных требований прокурор, со ссылкой на конкретных жителей г.Коврова (семьи ФИО4, ФИО8, ФИО9), указал, что в нарушение ст.15 Конституции РФ, ст.157 ЖК РФ, п.16 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам ответчик, занимающий монопольное положение на данном рынке услуг, с марта 2010 г. в одностороннем порядке незаконно изменил расчет платы за горячее водоснабжение, применив норматив потребления коммунальных услуг, утвержденный органом местного самоуправления, что привело к увеличению в несколько раз платы гражданам, имеющим внутриквартирные приборы учета горячей воды, за эту услугу.

В судебном заседании представитель Ковровской городской прокуратуры Малова И.В. иск поддержала по тем же основаниям, пояснив суду, что речь идет о тех многоквартирных жилых домах в г.Коврове, в которых не установлен общедомовой прибор учета поступающей горячей воды, но жители этих домов имеют приборы учета внутриквартирные.

Представитель ответчика по доверенности Рузин С.В. иск не признал, полагая, что при отсутствии общедомовых узлов учета горячего водоснабжения собственники помещений многоквартирных домов должны производить оплату за горячую воду по нормативам потребления, так как по показаниям внутриквартирных приборов учета не учитываются общедомовые затраты тепловой энергии. На основании п.7 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам при отсутствии общедомовых приборов учета размер платы за потребленную горячую воду определяется в порядке, установленном п.19 этих Правил, то есть исходя из нормативов потребления.

Представитель третьего лица на стороне истца Государственной жилищной инспекции администрации Владимирской области по доверенности Казбанова Л.В. иск посчитала обоснованным, указав на необходимость соблюдения заключенных между жителями и ответчиком договоров.

Представитель третьего лица на стороне истца администрации г.Коврова просила рассмотреть дело в ее отсутствие, с иском согласна.

Изучив материалы дела, выслушав представителей, суд находит иск подлежащим отклонению.

В соответствии с ч.1 ст.157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления, за исключением нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению и газоснабжению, утверждаемых органами государственной власти субъектов РФ в порядке, устанавливаемом Правительством РФ. Правила предоставления коммунальных услуг гражданам устанавливаются Правительством РФ.

Постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 г. № 307 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг гражданам (далее – Правила), которыми регулируются отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливается порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии.

Пункт 7 Правил (абзац 2) предусматривает внесение собственниками помещений в многоквартирном жилом доме платы за приобретенную у ресурсоснабжающей организации объем (количество), в частности горячей воды, исходя из показаний приборов учета, установленных на границе сетей, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме. Общий объем (количество) потребленной горячей воды, определенный исходя из показаний коллективных (общедомовых) приборов учета, распределяется между указанными собственниками в порядке, установленном п.21 Правил, а при наличии во всех помещениях многоквартирного дома индивидуальных или общих (квартирных) приборов учета – пропорционально их показаниям. В случае отсутствия указанных приборов учета расчет размера платы производится в порядке, установленном п.19 Правил.

Пункт 21 Правил определяет порядок установления размера платы при оборудовании многоквартирного дома коллективным (общедомовым) прибором учета и отсутствии индивидуальных приборов учета, п.19 Правил – при отсутствии как коллективного (общедомового), так и индивидуальных приборов учета, когда размер платы за потребленный ресурс в жилых помещениях определяется по нормативу потребления.

Данный порядок обязателен для ресурсоснабжающей организации и обратившегося к ней для заключения договора потребителя холодной, горячей воды, электрической и тепловой энергии, газа, а также при водоотведении.

Согласно п.3 Правил коммунальные услуги – это деятельность исполнителя коммунальных услуг по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению, электроснабжению, газоснабжению и отоплению, обеспечивающая комфортные условия проживания граждан в жилых помещениях. Потребителем признается гражданин, использующий коммунальные ресурсы для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности. Коммунальные ресурсы – холодная вода, горячая вода, электрическая энергия, газ, бытовой газ в баллонах, тепловая энергия, твердое топливо, используемые для предоставления коммунальных услуг.

По смыслу пп.4 и 7 Правил коммунальные услуги предоставляются потребителю на основании договора, содержащего условия их предоставления, заключаемого собственником жилого помещения с исполнителем в лице управляющей организации, товарищества собственников жилья, жилищно-строительного, жилищного или иного специализированного потребительского кооператива, а при непосредственном управлении собственниками помещений многоквартирным домом – иная организация, производящая или приобретающая коммунальные ресурсы.

В соответствии с ч.2 ст.164 ЖК РФ при непосредственном управлении договоры холодного и горячего водоснабжения, водоотведения, электро-, газоснабжения и отопления заключаются ресурсоснабжающими организациями с каждым собственником помещения.

Из копий договоров теплоснабжения с гражданами, проживающими в г.Коврове в многоквартирных домах, ФИО4 (<адрес>) и ФИО5 (<адрес>) видно, что договорные отношения по горячему водоснабжению существуют между ними и ответчиком непосредственно, без управляющей компании (л.д.6, 9).

Пунктом 3 Правил также даны определения исполнителя коммунальной услуги и ресурсоснабжающей организации.

Так, исполнителем является юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, предоставляющие коммунальные услуги, производящие или приобретающие коммунальные ресурсы и отвечающие за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги. Исполнителем могут быть управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив, а при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений – иная организация, производящая или приобретающая коммунальные ресурсы.

Ресурсоснабжающая организация – юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, осуществляющие продажу коммунальных ресурсов.

Согласно стст.539 и 544 ГК РФ о договоре энергоснабжения собственник помещения в данном случае является абонентом (потребителем), а соответствующая ресурсоснабжающая организация – энергоснабжающей организацией, оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.

В соответствии с п.1.1 указанных договоров граждане-потребители обязуются оплатить принятую тепловую энергию.

Пунктом 2.1.2 договоров установлена обязанность ответчика обеспечить качество теплоснабжения до границы балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности сторон. Изложенной в договорах схемой граница балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности сторон определена на границе сетей, входящих в жилой дом.

Таким образом, ответчик как ресурсоснабжающая организация заключил с гражданами договоры теплоснабжения в целях предоставления тепловой энергии, а не договоры на оказание коммунальных услуг, в том числе по обслуживанию внутридомовых сетей, поскольку не является управляющей организацией.

Согласно п.8 Правил условия договора о приобретении коммунальных ресурсов и водоотведения (приеме (сбросе) сточных вод), заключаемого с ресурсоснабжающими организациями с целью обеспечения потребителя коммунальными услугами, не должны противоречить данным Правилам и иным нормативным правовым актам РФ.

Пунктом 6 Правил установлено, что горячее водоснабжение – круглосуточное обеспечение потребителя горячей водой надлежащего качества, подаваемой в необходимых объемах по присоединенной сети в жилое помещение.

Согласно п.7 Правил при отсутствии у собственников помещений в многоквартирном доме (в случае непосредственного управления таким домом) или собственников жилых домов договора, заключенного с исполнителем, указанные собственники заключают договор о приобретении холодной воды, горячей воды, электрической энергии, газа и тепловой энергии, а также о водоотведении непосредственно с соответствующей ресурсоснабжающей организацией. В этом случае ресурсоснабжающая организация несет ответственность за режим и качество подачи холодной воды, горячей воды, электрической энергии, газа и тепловой энергии, а также водоотведения на границе сетей, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме или принадлежащих собственникам жилых домов, с системами коммунальной инфраструктуры. При этом обслуживание внутридомовых инженерных систем осуществляется лицами, привлекаемыми по договору собственниками помещений в многоквартирном доме либо собственниками жилых домов, или указанными собственниками самостоятельно, если договором с ресурсоснабжающей организацией не предусмотрено иное.

Следовательно, в случае, когда ресурсоснабжающая организация не отвечает за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю подаются коммунальные ресурсы (отношения ресурсоснабжения), ресурсоснабжающая организация не является исполнителем коммунальных услуг (письмо Мирегиона РФ от 20 марта 2007 г. № 4967-СК/07).

В данном случае ответчик не предоставляет потребителям коммунальные услуги и не является по отношению к ним исполнителем коммунальных услуг, так как он не отвечает за ремонт внутридомовых сетей.

В этой связи положения п.16 Правил при определении размера платы за потребленную горячую воду на спорные правоотношения не распространяются, а применимы только к отношениям между исполнителем и потребителями коммунальных услуг.

Как пояснил суду представитель ответчика, договоры между гражданами-потребителями и ответчиком заключены вынужденно, по причине незаключения договоров между жителями и управляющими компаниями.

Таким образом, суд заключает, что отсутствие в многоквартирном доме коллективного (общедомового) прибора учета горячей воды размер платы за поставленный ресурсоснабжающей организацией данный ресурс определяется исходя из нормативов потребления этой коммунальной услуги, утвержденных органом местного самоуправления.

Ссылка представителей истца и третьего лица на п.4.2 договоров теплоснабжения, которым предусмотрено определение размера платы за тепловую энергию исходя из показаний индивидуальных приборов учета, является несостоятельной, поскольку на основании ч.3 ст.30 ЖК РФ собственник жилого помещения несет бремя содержания данного помещения и, если данное помещение является квартирой, общего имущества собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме. Использование при расчете количества отпущенной тепловой энергии показаний только индивидуального прибора учета не учитывает неизбежные потери во внутридомовых сетях, оплата которых в данном случае лежит на собственниках помещений многоквартирных домов опосредованно через управляющую компанию-исполнителя коммунальных услуг, в отношениях которой с гражданами-потребителями и подлежит применению п.16 Правил.

Руководствуясь стст.194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Ковровского городского прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц – жителей г.Коврова, к обществу с ограниченной ответственностью «Владимиртеплогаз» о признании незаконными действий по изменению с марта 2010 г. порядка начисления платы за горячее водоснабжение гражданам, проживающим в жилых помещениях, в которых установлены индивидуальные приборы учета горячей воды, и возложении на общество с ограниченной ответственностью «Владимиртеплогаз» обязанности произвести перерасчет платы гражданам за период с марта 2010 г. на момент принятия судом решения в соответствии с показаниями индивидуальных приборов учета горячей воды и начислять плату за горячую воду на основании показаний приборов учета горячей воды, установленных в жилых помещениях потребителей, оставить без удовлетворения.

На решение могут быть поданы кассационные жалоба или представление прокурора во Владимирский областной суд через Ковровский городской суд в течение 10 дней после принятия судом решения в окончательной форме.

Судья(подпись)А.А.Бондаренко

Верно:

18 января 2011 г.

СудьяА.А.Бондаренко

СекретарьД.А.Левшин

Справка: решение суда не вступило в законную силу.

Подлинник решения суда подшит в гражданском деле № 2-11-33-1, находящемся в производстве Ковровского городского суда.

СудьяА.А.Бондаренко

СекретарьД.А.Левшин

-32300: transport error - HTTP status code was not 200