Дело №2-11-754-1
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
14 февраля 2011 года
Ковровский городской суд Владимирской области в составе:
председательствующего судьи Одинцовой Н.В.,
при секретаре Назаровой Ю.В.,
с участием старшего помощника Ковровского городского прокурора Коноваловой С.В., а также заявителя Матвеева И.В., представителя заявителя Ушановой Е.В., представителя заинтересованного лица Самсонова С.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Коврове гражданское дело по заявлению Матвеева Игоря Владимировича о признании незаконным постановления территориальной избирательной комиссии Ковровского района №122 от 30 января 2011 года об отказе в регистрации кандидатом в депутаты Совета народных депутатов Ковровского района пятого созыва и возложении обязанности зарегистрировать кандидатом в депутаты по одномандатному избирательному округу №13,
У С Т А Н О В И Л :
Решением Совета народных депутатов Ковровского района Владимирской области «О назначении даты выборов главы Ковровского района и депутатов Совета народных депутатов Ковровского района пятого созыва» от 17 декабря 2010 года № 51 назначены выборы главы Ковровского района и депутатов Совета народных депутатов Ковровского района пятого созыва на 13 марта 2010 года.
Матвеев Игорь Владимирович 19 января 2011 года представил в территориальную избирательную комиссию Ковровского района, сформированную постановлением избирательной комиссии Владимирской области от 28 октября 2010 года №151, письменное заявление, а 25 января 2011 года - необходимые документы о согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу, а также подписные листы с подписями избирателей, собранными в поддержку выдвижения его кандидатом в депутаты Совета народных депутатов Ковровского района пятого созыва.
Постановлением территориальной избирательной комиссии Ковровского района «Об отказе Матвееву И.В. в регистрации кандидатом в депутаты Совета народных депутатов Ковровского района пятого созыва по одномандатному избирательному округу №13» от 30 января 2011 года №122 Матвееву И.В. отказано в регистрации кандидатом в депутаты Совета народных депутатов Ковровского района.
Основанием для отказа в регистрации кандидата Матвеева И.В. явились требования подпункта «в» пункта 23.1 статьи 33 Закона Владимирской области «Избирательный Кодекс Владимирской области» от 13 февраля 2003 года №10-ОЗ (в редакции от 09 декабря 2010 года), (далее по тексту Избирательный кодекс).
Согласно протоколу заседания рабочей группы территориальной избирательной комиссии Ковровского района от 30 января 2011 года среди документов, представленных Матвеевым И.В. для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, отсутствуют форма «Учет поступления и расходования средств избирательного фонда кандидата, избирательного объединения» и банковская справка об остатке средств к первому финансовому отчету.
Матвеев И.В. обратился в Ковровский городской суд с заявлением, с учетом уточненных требований, об отмене указанного постановления территориальной избирательной комиссии Ковровского района и о возложении на избирательную комиссию обязанности зарегистрировать его кандидатом в депутаты Совета народных депутатов Ковровского района пятого созыва по одномандатному избирательному округу №13. В обоснование указал на то, что основанием для отказа в его регистрации является отсутствие среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, необходимых для уведомления о выдвижении и (или) регистрации кандидата (подпункт «в» пункта 23.1 ст. 33 Избирательного кодекса.)
В обоснование заявления, поддержанного в судебном заседании, Матвеев И.В. и его представитель Ушанова Е.В., пояснили, что перечень документов, представляемых кандидатом в депутаты представительного органа муниципального образования, утвержден п.1 ст.33 Избирательного кодекса. Все документы, необходимость предоставления которых предусмотрена законом, Матвеевым И.В. были представлены в избирательную комиссию. Указанная норма закона не содержит требований о необходимости предоставления документов, в связи с не предоставлением которых ему было отказано в регистрации. Предоставление формы «Учет поступления и расходования средств избирательного фонда кандидата, избирательного объединения» и банковской справки об остатке средств к первому финансовому отчету предусмотрено «Инструкцией о порядке и формах учета и отчетности о поступлении средств в избирательные фонды кандидатов, избирательных объединений и расходовании этих средств при проведении выборов депутатов представительных органов и глав муниципальных образований на территории Владимирской области», утвержденной Постановлением Избирательной комиссии Владимирской области от 6 декабря 2010 года №238. Указывая на то, что документы, представляемые для регистрации кандидата, и документы, предоставляемые кандидатом с финансовым отчетом, разные пакеты документов, полагает, что отсутствие формы «Учет поступления и расходования средств избирательного фонда кандидата, избирательного объединения» и банковской справки об остатке средств к первому финансовому отчету не может являться основанием для отказа в регистрации, а может свидетельствовать только о неполноте представленных документов. Ссылаясь на нарушение п. 4 ст.33 Избирательного кодекса, также указали на то, что Матвеев И.В. не был извещен избирательной комиссией о неполноте представленных документов, а именно первого финансового отчета, и ему не было предоставлено установленное Законом время для их устранения.
Представитель заинтересованного лица - территориальной избирательной комиссии Ковровского района по доверенности Самсонов С.С. с заявленными требованиями и доводами, изложенными в их обоснование, не согласился. В обоснование возражений указал, что Матвееву И.В. отказано в регистрации кандидатом в депутаты Совета народных депутатов Ковровского района пятого созыва на основании подпункта «в» п.23.1 ст.33 Избирательного кодекса, в связи с отсутствием среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, необходимых для уведомления о выдвижении и (или) регистрации кандидата. Матвеев И.В. не представил форму «Учет поступления и расходования средств избирательного фонда кандидата, избирательного объединения» и банковскую справку об остатке средств к первому финансовому отчету, обязанность по предоставлению которой предусмотрена пунктом 6.2 Инструкции о порядке и формах учета и отчетности о поступлении средств в избирательные фонды кандидатов, избирательных объединений и расходовании этих средств при проведении выборов депутатов представительных органов и глав муниципальных образований на территории Владимирской области», утвержденной Постановлением Избирательной комиссии Владимирской области от 6 декабря 2010 года №238. С доводами заявителя и его представителя о не выполнении избирательной комиссией обязанности по извещению Матвеева И.В. о неполноте представленных документов не согласился, указав на то, что такая обязанность на избирательную комиссию возложена лишь при обнаружении неполноты сведений о кандидатах или не соблюдении требований закона к оформлению. Обязанность комиссии извещать кандидата о не предоставленных документах законом не предусмотрена. В связи с этим просит суд в удовлетворении заявленных требований Матвееву И.В. отказать.
Суд, изучив представленные документы, выслушав стороны и их представителей, заключение старшего помощника Ковровского городского прокурора Коноваловой С.В., полагавшей заявление подлежащим удовлетворению, приходит к следующим выводам.
19 и 25 января 2011 года Матвеев И.В. представил в территориальную избирательную комиссию Ковровского района документы, необходимые для выдвижения его кандидатом в депутаты Совета народных депутатов Ковровского района пятого созыва по одномандатному избирательному округу №13, в том числе первый финансовый отчет.
Постановлением территориальной избирательной комиссии Ковровского района «Об отказе Матвееву И.В. в регистрации кандидатом в депутаты Совета народных депутатов Ковровского района пятого созыва по одномандатному избирательному округу №13» от 30 января 2011 года №122 Матвееву И.В. отказано в регистрации кандидатом в депутаты Совета народных депутатов Ковровского района на основании подпункта «в» пункта 23.1 статьи 33 Избирательного кодекса.
В соответствии с протоколом заседания рабочей комиссии территориальной избирательной комиссии Ковровского района от 30.01.2011 года, Матвеевым И.В. не представлены форма «Учет поступления и расходования средств избирательного фонда кандидата, избирательного объединения» и банковская справка об остатке средств к первому финансовому отчету, что и явилось основанием для отказа в регистрации кандидатом в депутаты.
В соответствии с частью 2 статьи 32 Конституции Российской Федерации граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме.
На основании положений пунктов 1,2 статьи 33 Федерального закона №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее по тексту Закон) о выдвижении кандидата (кандидатов), в том числе в составе списка кандидатов, избирательная комиссия уведомляется в установленном законом порядке.
Соответствующая избирательная комиссия считается уведомленной о выдвижении кандидата, а кандидат считается выдвинутым, приобретает права и обязанности кандидата, предусмотренные настоящим Федеральным законом, иным законом, после поступления в нее заявления в письменной форме выдвинутого лица о согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу. В заявлении указываются фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, адрес места жительства, серия, номер и дата выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, наименование или код органа, выдавшего паспорт или документ, заменяющий паспорт гражданина, гражданство, образование, основное место работы или службы, занимаемая должность (в случае отсутствия основного места работы или службы - род занятий). Вместе с заявлением кандидат представляет копию паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, копии документов, подтверждающих указанные в заявлении сведения об образовании, основном месте работы или службы, о занимаемой должности (роде занятий).
Пунктом 9 статьи 59 Закона также установлена правомочность субъектов Российской Федерации предусматривать необходимость представлять, одновременно с документами для регистрации, первого финансового отчета, что и предусмотрено пунктом 1 статьи 33 Избирательного кодекса Владимирской области.
Постановлением территориальной избирательной комиссии Ковровского района от 30.01.2011 года №122 Матвееву И.В. отказано в регистрации кандидатом в депутаты на основании подпункта «в» пункта 23.1 ст. 33 Избирательного кодекса Владимирской области, в соответствии с которым таковым является отсутствие среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, необходимых в соответствии с настоящим кодексом о выдвижении и (или) регистрации кандидата.
Оспариваемое заявителем постановление суд признает незаконным и подлежащим отмене по следующим основаниям.
Порядок и формы учета и отчетности кандидатов в соответствии с положениями пункта 7 статьи 56 Избирательного кодекса устанавливается Избирательной комиссией Владимирской области.
Постановлением Избирательной комиссии Владимирской области от 6 декабря 2010 года N 238 утверждена Инструкция о порядке и формах учета и отчетности о поступлении средств в избирательные фонды кандидатов, избирательных объединений и расходовании этих средств при проведении выборов депутатов представительных органов и глав муниципальных образований на территории Владимирской области (далее по тексту Инструкция).
Пунктом 6.2 указанной Инструкции установлено, что финансовый отчет кандидата о поступлении и расходовании средств своих избирательных фондов составляется по форме, приведенной в Приложении 7 к настоящей Инструкции, с приложением формы «Учет поступления и расходования средств избирательного фонда кандидата, избирательного объединения», приведенной в Приложении 2 к настоящей Инструкции, а также с приложением банковской справки об остатке средств на дату составления финансового отчета.
Как следует из справки от 25.01.2011 года Матвеев И.В. сдал в территориальную избирательную комиссию Ковровского района следующие документы – сведения об изменениях, список сборщиков подписей, первый финансовый отчет, протокол об итогах сбора подписей, диск отчет, подписные листы.
По своей форме представленный заявителем первый финансовый отчет соответствует форме итогового финансового отчета, предусмотренного Приложением №7 к Инструкции. Какой-либо иной формы первого финансового отчета Инструкция не предусматривает.
Именно такой финансовый отчет был принят от Матвеева избирательной комиссией 25.01.2011 года. В нем указаны сведения, приведенные в приложении №2 к Инструкции, а также в выписке из лицевого счета Матвеева И.В., выданной Владимирским отделением №8611 Сберегательного банка РФ 21.01.2011 года.
Таким образом, Матвеевым И.В. в избирательную комиссию были представлены все предусмотренные, как Федеральным законом, так и Избирательным кодексом Владимирской области, документы для регистрации кандидатом.
Не представление им в качестве приложения к финансовому отчету формы «Учет поступления и расходования средств избирательного фонда кандидата, избирательного объединения» и банковской справки об остатке средств на дату составления финансового отчета может свидетельствовать только о несоблюдении заявителем требований закона к оформлению финансового отчета, но не о непредставлении самого финансового отчета, как такового.
В соответствии с пунктом 1.1. статьи 38 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и пунктом 4 статьи 33 Избирательного кодекса Владимирской области при выявлении после сдачи в избирательную комиссию документов для регистрации неполноты сведений о кандидатах или несоблюдения требований закона к оформлению документов соответствующая избирательная комиссия не позднее чем за три дня до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, списка кандидатов, извещает об этом кандидата, избирательное объединение. Указанные нормы предусматривают право кандидата в течение установленного срока вносить уточнения и дополнения в документы, содержание сведения о нем, и в иные документы (за исключением подписных листов с подписями избирателей), а также обязанность избирательной комиссии извещать кандидата о неполноте сведений о кандидате или несоблюдении требований закона к оформлению документов.
По своему смыслу данные законоположения, как призванные гарантировать гражданам Российской Федерации реализацию конституционного права на участие в выборах, предполагает право кандидата восполнить недостающие сведения и обязанность избирательной комиссии уведомить его о неполноте представленных сведений, независимо от того, чем обусловлена эта неполнота.
В нарушение названных выше законодательных норм территориальная избирательная комиссия Ковровского района не уведомила Матвеева И.В. о несоблюдении требований к оформлению финансового отчета и необходимости представления для подтверждения достоверности изложенных в нем сведений формы «Учет поступления и расходования средств избирательного фонда кандидата, избирательного объединения» и банковской справки об остатке средств на дату составления финансового отчета. В связи с не извещением кандидата о выявленных недостатках в представленных для уведомления о выдвижении и регистрации документах избирательная комиссия не вправе принимать решение об отказе в регистрации кандидата по основаниям, предусмотренным подпунктом «в» пункта 24 статьи 38 указанного Федерального Закона и подпункта «в» пункта 23.1 ст. 33 Избирательный кодекса Владимирской области.
Руководствуясь ст.ст.194-199, 261 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Заявление Матвеева Игоря Владимировича удовлетворить.
Признать незаконным и отменить постановление территориальной избирательной комиссии Ковровского района от 30 января 2011 года № 122 «Об отказе Матвееву И.В. в регистрации кандидатом в депутаты Совета народных депутатов Ковровского района пятого созыва по одномандатному избирательному округу № 13».
Обязать территориальную избирательную комиссию Ковровского района зарегистрировать Матвеева Игоря Владимировича кандидатом в депутаты Совета народных депутатов Ковровского района пятого созыва по одномандатному избирательному округу № 13.
Решение может быть обжаловано во Владимирский областной суд через Ковровский городской суд в течение пяти дней со дня принятия судом решения.
СудьяН.В. Одинцова