Дело № 2-11-948-1
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
22 марта 2011 г.г.Ковров
Ковровский городской суд Владимирской области в составе председательствующего судьи Бондаренко А.А., при секретаре Левшине Д.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску
Владимирского природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к обществу с ограниченной ответственностью «Контраст» о возложении обязанности получить разрешение на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух,
У С Т А Н О В И Л:
Владимирский природоохранный прокурор в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском, уточненным в ходе разбирательства дела, к обществу с ограниченной ответственностью «Контраст» (далее – ООО «Контраст») о возложении на последнего обязанности получить разрешение на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух для автомобильной заправочной станции стационарного типа по адресу: Ковровский район, д.Сенинские Дворики в срок до 01 января 2012 г., указав, что по договору аренды от 01 июня 2010 г. между ООО «Контраст» и ИП Комоловым Н.Н. ответчику передана автомобильная заправочная станция стационарного типа в д.Сенинские Дворики Ковровского района. С 01 ноября 2010 г. по настоящее время ООО «Контраст» эксплуатирует указанную АЗС, специализирующуюся на продаже бензинов Аи-95, Аи-92, Аи-80 и дизельного топлива. АЗС оборудована тремя подземными емкостями объемом по 42 куб.м каждая для хранения бензина Аи-95, Аи-92, Аи-80 и двумя подземными емкостями объемом 53,74 куб.м и 51,6 куб.м – для хранения дизельного топлива. Все подземные емкости для хранения топлива оборудованы дыхательными клапанами, которые являются источниками выбросов в атмосферный воздух следующих вредных загрязняющих веществ: углеводороды С1-С5, углеводороды С6-С-10, амилены, бензол, толуол, ксилол и др. В ходе проверки деятельности ООО «Контраст» было установлено, что эксплуатация АЗС осуществляется ответчиком в отсутствие разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.
В судебном заседании помощник Владимирского природоохранного прокурора Логинова Т.Н. исковые требования поддержала по основаниям, указанным в иске.
Представитель ответчика по доверенности Юдин Д.Е. в судебном заседании с иском согласился, пояснив, что для получения разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух между ООО «Контраст» и ООО «Промэкология» заключен договор на разработку проектов обоснования расчетного размера санитарно-защитной зоны и нормативов предельно-допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферу.
Представитель третьего лица Департамента природопользования и охраны окружающей среды администрации г.Коврова в суд не явился, просил о рассмотрении дела в свое отсутствие.
Изучив материалы дела, выслушав представителей сторон, суд находит иск подлежащим удовлетворению.
Статьей 1 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» установлено, что прокуратура Российской Федерации – единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени РФ надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов, действующих на территории РФ. В целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства прокуратура РФ осуществляет надзор за исполнением законов, в том числе руководителями коммерческих и некоммерческих организаций.
В соответствии со ст.21 указанного закона предметом надзора являются соблюдение Конституции Российской Федерации и исполнение законов, действующих на территории Российской Федерации, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций. Проверки исполнения законов проводятся на основании поступившей в органы прокуратуры информации о фактах нарушения законов, требующих принятия мер прокурором.
Согласно ч.2 ст. 15 Конституции Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.
Владимирской природоохранной прокуратурой проведена проверка соблюдения ООО «Контраст» требований законодательства РФ об охране атмосферного воздуха, в ходе которой установлено, что ответчиком допускаются нарушения в данной сфере.
По договору аренды от 01 июня 2010 г., заключенному между ООО «Контраст» и ИП Комоловым Н.Н., ООО «Контраст» передана автомобильная заправочная станция стационарного типа по адресу: Ковровский район, д.Сенинские Дворики. С 01 ноября 2010 г. по настоящее время ответчик эксплуатирует указанную АЗС, специализирующуюся на продаже бензинов Аи-95, Аи-92, Аи-80 и дизельного топлива. АЗС оборудована тремя подземными емкостями объемом по 42 куб.м каждая для хранения бензина и двумя подземными емкостями объемом 53,74 куб.м и 51,6 куб.м – для хранения дизельного топлива. Все подземные емкости для хранения топлива оборудованы дыхательными клапанами, которые являются источниками выбросов в атмосферный воздух вредных загрязняющих веществ.
Согласно ст.1 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее – Закон) негативное воздействие на окружающую природную среду есть воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды.
В силу ст.3 Закона хозяйственная и иная деятельность юридических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду должна осуществляться на основе следующих принципов: соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду; обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека; презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности; обязательность оценки воздействия на окружающую среду при принятии решений об осуществлении хозяйственной и иной деятельности; допустимость воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду исходя из требований в области охраны окружающей среды.
В соответствии со ст.34 Закона эксплуатация объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, должна осуществляться в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности.
На основании ст.22 Закона в целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности для юридических и физических лиц-природопользователей устанавливаются, в частности, нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов, которые должны обеспечивать соблюдение нормативов качества окружающей среды с учетом природных особенностей территорий и акваторий.
Согласно ст.23 Закона нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов устанавливаются для стационарных, передвижных и иных источников воздействия на окружающую среду субъектами хозяйственной и иной деятельности исходя из нормативов допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду, нормативов качества окружающей среды, а также технологических нормативов.
Частью 4 ст.23 Закона установлено, что выбросы химических веществ в окружающую среду в пределах установленных нормативов допустимых выбросов веществ, лимитов на выбросы допускаются на основании разрешений, выданных органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.
Согласно п.1 ст.14 Федерального закона от 04 мая 1999 г. № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарным источником допускается на основании разрешения, выданного территориальным органом федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды, органами исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды, в порядке, определенном Правительством РФ.
Разрешением на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются предельно допустимые выбросы и другие условия, которые обеспечивают охрану атмосферного воздуха.
Пунктом 9 Положения о нормативах выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него, утвержденного постановлением Правительства РФ от 02 марта 2000 г. № 183 «О нормативах выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него», установлено, что выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух от стационарных источников, находящихся на объектах хозяйственной и иной деятельности, не подлежащих федеральному государственному экологическому контролю, допускаются на основании разрешения, выданного органами исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.
Разработка предельно допустимых и временно согласованных выбросов обеспечивается юридическим лицом, имеющим стационарные источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, на основе проектной документации (в отношении вводимых в эксплуатацию новых и (или) реконструированных объектов хозяйственной и иной деятельности) и данных инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух – в отношении действующих объектов хозяйственной и иной деятельности (п.8 Положения).
Судом установлено, что деятельность по эксплуатации АЗС осуществляется ответчиком в отсутствие разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.
Согласно ст.42 Конституции РФ, ст.11 Федерального закона «Об охране окружающей среды» каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью. Данное право обеспечивается в первую очередь выполнением требований природоохранного законодательства, соблюдением установленных нормативов качества окружающей среды.
Поскольку для ООО «Контраст» в установленном законом порядке не определено, какие конкретно загрязняющие вещества и в каком количестве оно имеет право выбрасывать в атмосферный воздух, не повлечет ли это за собой ухудшения экологической обстановки, а также вредного влияния на окружающую природную среду и здоровье населения, поэтому его деятельность создает угрозу негативного воздействия на окружающую среду, нарушает права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду и санитарно-эпидемиологическое благополучие, гарантированные Конституцией РФ.
При таких обстоятельствах суд, учитывая длительность согласований проектов обоснования расчетного размера санитарно-защитной зоны и нормативов предельно-допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферу различными инстанциями, полагает возможным иск Владимирского природоохранного прокурора удовлетворить и установить срок возложения обязанности до 01 января 2012 г., находя его разумным.
Руководствуясь стст.194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковое заявление Владимирского природоохранного прокурора удовлетворить.
Обязать общество с ограниченной ответственностью «Контраст» получить разрешение на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух для автомобильной заправочной станции стационарного типа по адресу: Ковровский район, д.Сенинские Дворики в срок до 01 января 2012 г.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Контраст» в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 4000 р.
Кассационные жалоба или представление прокурора могут быть поданы во Владимирский облсуд через Ковровский горсуд в течение 10 дней после принятия судом решения в окончательной форме.
Судья(подпись)А.А.Бондаренко
Верно:
08.04.2011 года.
СудьяА. А. Бондаренко
СекретарьВ. Б. Логинова
Справка: решение суда вступило в законную силу 08 апреля 2011года.
Подлинник решения суда подшит в гражданском деле № 2-11-948-1, находящемся в производстве Ковровского городского суда.
СудьяДля исключений
СекретарьВ. Б. Логинова