Дело № 2-11-1134-1Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
01 апреля 2011 года
Ковровский городской суд Владимирской области в составе:
председательствующего судьи Смотрицкой Т.А.,
при секретаре Сидоровой Т.Н.,
с участием представителя заявителя прокурора Кузнецовой А.А.,
представителей заинтересованных лиц Карпихиной Е.В., Ванюшиной Е.В., Моняковой О.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Коврове гражданское дело по заявлению Ковровского городского прокурора в интересах Российской Федерации, муниципального образования г. Ковров и неопределенного круга лиц, о признании незаконным бездействия администрации города Коврова с возложением обязанности по установке надписей и обозначений на памятнике истории и культуры,
У С Т А Н О В И Л:
Ковровский городской прокурор обратился в суд с заявлением о признании бездействия администрации г.Коврова по неустановке на фасаде здания, в котором находился первый уездный исполнительный комитет совета рабочих, крестьянских и солдатских депутатов, расположенного по адресу: г.Ковров, ул.Абельмана, д.20, являющегося памятником истории регионального значения, надписей и обозначений, содержащих информацию об объекте культурного наследия и указание о том, что памятник охраняется государством, незаконным и возложении обязанности на администрацию г.Коврова установить на фасаде здания, в котором находился первый уездный исполнительный комитет совета рабочих, крестьянских и солдатских депутатов, расположенного по адресу г.Ковров, ул.Абельмана, д.20, являющегося памятником истории регионального значения, надписей и обозначений, содержащих информацию об объекте культурного наследия и указание о том, что памятник охраняется государством, соответствующие нормативным требованиям, в течение 3 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
В обоснование прокурор указал, что при проведении Ковровской городской прокуратурой проверки соблюдения законодательства об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации на территории муниципального образования г.Ковров, было установлено, что в соответствии с решением исполнительного комитета Владимирского областного Совета народных депутатов трудящихся от 05.10.1960 г. № 754 «Об улучшении охраны памятников культуры Владимирской области», здание, в котором находился первый уездный исполнительный комитет Совета рабочих, крестьянских и солдатских депутатов, расположенное по адресу: г.Ковров, ул.Абельмана, д.20, является памятником истории регионального значения и на его фасаде в нарушение требований ст.ст. 7, 48, ч. 1 ст. 33 Закона от 25.06.2002 г. № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», ст. 12 Закона Владимирской области от 06.04.2004 г. № 21-ОЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) Владимирской области» собственником здания в лице администрации г. Коврова не установлена надпись с обозначениями, содержащими информацию об объекте культурного наследия с указанием о том, что памятник охраняется государством.
В судебном заседании прокурор Кузнецова А.А. заявление поддержала по приведенным основаниям, дополнив, что данный объект культурного наследия принят на государственную охрану в соответствии с Законом РСФСР «Об охране и использовании памятников истории и культуры» и в силу п.3 ст.64 ФЗ от 25.06.2002г. № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации», отнесен к объектам культурного наследия регионального значения, включенным в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ. Отношения в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ регламентируются Федеральным законом от 25.06.2002г. № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», частью 3 ст. 48 которого закреплено, что собственник объекта культурного наследия несет бремя содержания принадлежащего ему объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия с учетом требований настоящего ФЗ, если иное не установлено договором между собственником и пользователем данным объектом культурного наследия. В соответствии со ст.12 Закона ВО от 06.04.2004г. № 21-ОЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) Владимирской области» форма, содержание и место размещения информационных надписей и обозначений на объектах культурного наследия подлежат согласованию с государственным органом охраны объектов культурного наследия Владимирской области в отношении объектов культурного наследия регионального значения и с органом местного самоуправления в отношении объектов культурного наследия местного (муниципального) значения. Форма информационных надписей и обозначений, их место размещения на объекте культурного наследия определяется проектом, который подлежит согласованию с государственным органом охраны объектовкультурного наследия. В соответствии с п.п. 1.2, 1.3, 1.5 Общего порядка управления и распоряжения муниципальной собственностью, утвержденного решением КГСНД от 17.01.2001г. № 2/1, МО г.Ковров является собственником принадлежащего ему муниципального имущества. Права собственника в отношении имущества, входящего в состав муниципальной собственности, от имени муниципального образования осуществляет городской Совет, а администрация г.Коврова от имени собственника. Таким образом, в силу закона на администрацию г.Коврова, осуществляющую управление муниципальной собственностью г.Коврова от имени собственника, возложена обязанность по установке информационных надписей и обозначений на объекты культурного наследия.
Представитель органа местного самоуправления, бездействие которого оспаривается, администрации г.Коврова по письменной доверенности Карпихина Е.В. в судебном заседании с заявлением не согласилась, указав, что с 1996 г. данный объект культурного значения передан в оперативное управление МУК «Ковровский историко-мемориальный музей» и устанавливать табличку о том, что здание является объектом культурного наследия и находится под охраной государства должен устанавливать музей, поскольку в соответствии со ст.296 ГК РФ казенное предприятие и учреждение, за которым имущество закреплено на праве оперативного управления, владеет, пользуется и распоряжается этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника этого имущества и значением этого имущества. Музей является муниципальным учреждением, финансируется из средств местного бюджета, также имеет денежные средства за оказание платных услуг. В администрацию г. Коврова за финансированием каких-либо работ администрация музея не обращалась, никаких письменных распоряжений о необходимости установки данной таблички в адрес музея не выносилось.
Представитель заинтересованного лица КГСНД Ванюшина Е.В. в судебном заседании также с требованиями Ковровского городского прокурора не согласилась, поддержав доводы представителя администрации г.Коврова и дополнила, что информационные надписи устанавливаются в течение 1 года с даты внесения объекта в реестр объектов культурного наследия, и такие надписи должны устанавливаться не администрацией г.Коврова, а фактическим пользователем – МУК «Ковровский историко-мемориальный музей», поскольку в соответствии со ст.216 ГК РФ право оперативного управления имуществом является вещным правом наряду с правом собственности.
Представитель заинтересованного лица директор МУК «Ковровский историко-мемориальный музей» Монякова О.А. в судебном заседании пояснила, что в соответствии с выпиской из реестра имущества муниципального образования г.Ковров нежилое строение, расположенное по адресу: г.Ковров, ул. Абельмана/Васильева, д. № 20/28, передано в муниципальную собственность и с 14.05.1996г. передано в оперативное управление МУК «Ковровский историко-мемориальный музей», что подтверждается постановлением Главы самоуправления города Коврова № 357 от 14.05.1996 г. и уставом учреждения. Музей начал работу по установке таблички с надписью на объект культурного наследия с указанием о том, что памятник охраняется государством, в соответствии с п.9 охранного обязательства № 302 от 21.10.2008г. и обратился в Инспекцию по охране культурного наследия для изготовления технического задания. В 2006 г. была установлена новая надпись, но в ней не указано, что объект охраняется государством, и до проверки прокурора Инспекцией на отсутствие надписи не обращалось внимание при ежегодных проверках соблюдения требований закона, такое предписание не выдавалось. Кроме того, в государственном реестре объектов культурного наследия имеется ошибка и правильным названием памятника и предметом охраны считается «Здание земской управы 1888-1889г.», поэтому сначала необходимо исправить данную ошибку, что занимает около года, а потом устанавливать табличку с наименованием.
Представитель Государственной инспекции по охране объектов культурного наследия администрации Владимирской области в судебное заседание не явился, причину неявки суду не сообщил и об отложении разбирательства не просил.
Суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившегося представителя заинтересованного лица.
Выслушав прокурора, представителей администрации г. Коврова и заинтересованных лиц, исследовав материалы дела, суд находит заявление не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 48 Федерального закона от 25.06.2002г. № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (далее по тексту Закон от 25.06.2002 г.. № 73-ФЗ) объекты культурного наследия независимо от категории их историко-культурного значения могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов РФ, муниципальной собственности, частной собственности, а также в иных формах собственности, если иной порядок не установлен федеральным законом.
Согласно ч. 3 ст. 48 Закона от 25.06.2002 г. № 73-ФЗ собственник объекта культурного наследия несет бремя содержания принадлежащего ему объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия с учетом требований настоящего ФЗ, если иное не установлено договором между собственником и пользователем данным объектом культурного наследия.
Решением исполнительного комитета Владимирского областного Совета депутатов трудящихся № 754 от 05.10.1960 г. «Об улучшении охраны памятников культуры Владимирской области» с приложением к нему памятником культурного наследия регионального значения признано здание 1-й уездного исполнительного Комитета Совета рабочих, крестьянских и солдатских депутатов, находящегося по адресу: г. Ковров, ул. Абельмана, д. 20.
Согласно свидетельству о государственной регистрации права от 01.03.2005г. серии 33 АА № 019275 право собственности на нежилое строение общей площадью 1067,1 кв.м., расположенное по адресу: г.Ковров, ул. Абельмана/Васильева, д. 20/28 зарегистрировано за муниципальным образованием город Ковров.
В судебном заседании из постановления Главы самоуправления города Коврова № 357 от 14.05.1996 г. и объяснений представителей сторон установлено, что указанный объект недвижимого имущества передан МУК «Ковровский историко-мемориальный музей» в оперативное управление.
В соответствии с п. п. 2.2.5, 3.4 Устава МУК «Ковровский историко-мемориальный музей», не противоречащими положениям п. 1 ст. 296 ГК РФ, музей владеет, пользуется и распоряжается закрепленным за ним на праве оперативного управления муниципальным имуществом в пределах, установленных действующим законодательством, в соответствии с уставными целями деятельности, назначением имущества и договором с учредителем об использовании закрепленного за музеем муниципального имущества на праве оперативного управления, сотрудничает с государственными органами по надзору и охране исторических памятников, осуществляет контроль за сохранностью исторических памятников и обращается в государственные органы по вопросам сохранности памятников.
Следовательно, договором (Уставом МУК) между собственником и пользователем установлено, что бремя содержания нежилого строения общей площадью 1067,1 кв.м., расположенного по адресу: г. Ковров, ул. Абельмана/Васильева, д. 20/28 несет пользователь МУК «Ковровский историко-мемориальный музей», который также обязан установить соответствующие требованиям ст. 12 закона Владимирской области от 06.04.2004 г. № 21-ОЗ «Об объектах культурного наследия (памятников истории и культуры) Владимирской области» информационные надписи и обозначения на объекте культурного наследия Владимирской области, содержащие указание о том, что объект охраняется государством.
Данная обязанность лежит на МУК «Ковровский историко-мемориальный музей» также в силу п. 9 охранного обязательства по недвижимому памятнику истории и культуры № 302 от 21.10.2008 г.
Охранное обязательство согласовано в соответствии с п. 26 ст. 9 Закона от 25.06.2002 г. № 73-ФЗ Государственной инспекцией по охране объектов культурного наследия администрации Владимирской области.
Следовательно, при отсутствии возложенной законом обязанности по установке надписей и обозначений, содержащих информацию об объекте культурного наследия и указание о том, что памятник охраняется государством, отсутствует незаконное бездействие администрации г. Коврова.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Заявление Ковровского городского прокурора в интересах Российской Федерации, муниципального образования г.Ковров и неопределенного круга лиц, о признании незаконным бездействия администрации г.Коврова по неустановке на фасаде здания, в котором находился первый уездный исполнительный комитет Совета рабочих, крестьянских и солдатских депутатов, расположенного по адресу: г.Ковров, ул.Абельмана, д.20, являющего памятником истории регионального значения, надписей и обозначений, содержащих информацию об объекте культурного наследия и указание о том, что памятник охраняется государством с возложением обязанности по установке на фасаде указанного здания надписей и обозначений, содержащих информацию об объекте культурного наследия и указание о том, что памятник охраняется государством, соответствующие нормативным требованиям, в течение 3 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу, оставить без удовлетворения.
На решение может быть подана кассационная жалоба, а прокурором, участвовавшим в деле, принесен протест во Владимирский областной суд через Ковровский городской суд в течение 10 дней.
Председательствующий: подпись Т. А. Смотрицкая
ВЕРНО.
25.05.2011г.
СудьяТ.А. Смотрицкая
СекретарьЕ.М.Пигарина
Справка: согласно определению от 12 мая 2011 года Судебная коллегия по гражданским делам Владимирского областного суда определила решение Ковровского городского суда Владимирской области от 01 апреля 2011 года оставить без изменения, кассационное представление – без удовлетворения.
Решение суда вступило в законную силу 12 мая 2011 г.
Подлинник решения суда подшит в гражданском деле № 2-11-1134-1 находящемся в производстве Ковровского городского суда.
СудьяТ.А. Смотрицкая
СекретарьЕ.М.Пигарина