2-1673/2011 об обжаловании бездействия Совета народных депутатов города Коврова по организации собрания по формировани. списка рекомендованных кандидатов в члены Общественной палаты Владимирской области



    Дело № 2-11-1673-2

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е.

    17 июня 2011 года                     г. Ковров

Ковровский городской суд Владимирской области в составе:

председательствующего судьи Мочаловой Е.Ю.,

при секретаре Корзеневой М.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании заявление <Конин С. С.>, <Филимонова И. М.> об обжаловании действий (бездействий) Совета народных депутатов г. Коврова по организации собрания по формированию списка рекомендованных кандидатов в члены Общественной палаты Владимирской области, решения собрания делегатов муниципальных образований об утверждении списка делегатов в члены Общественной палаты Владимирской области

У С Т А Н О В И Л :

<Конин С. С.>, <Филимонова И. М.> обратились в суд с заявлением о признании действия (бездействия) Совета народных депутатов города Коврова по подготовке и    проведению собрания по формированию списка рекомендованных кандидатов в члены Общественной палаты от муниципальных образований Ковровский район, Камешковский район, Вязниковский район, Гороховецкий район, проводившемся в городском округе Ковров 27 декабря 2010 года противоречащим части 4 статьи 8-1 Закона Владимирской области от 25.12.2009 г. № 177-ОЗ «Об Общественной палате Владимирской области»; обязанности Совета народных депутатов города Ковров организовать и провести    повторное    собрание    по    формированию    списка    рекомендованных кандидатов в члены Общественной палаты от муниципальных образований Ковровский район, Камешковский район, Вязниковский район, Гороховецкий район; признании незаконным решения по формированию списка рекомендованных кандидатов в члены Общественной палаты от муниципальных образований Ковровский район, Камешковский район, Вязниковский район, Гороховецкий район, проводившемся в городском округе Ковров 27 декабря 2010 года; приостановлении действия решения собрания по формированию списка рекомендованных кандидатов в члены Общественной палаты от муниципальных образований Ковровский район, Камешковской район, Вязниковский район, Гороховецкий район, проводившемся в городском округе Ковров 27 декабря 2010 года, указав в обосновании следующее.

В соответствии с ч. 4 ст. 8-1 Закона Владимирской области от 25.12.2009 г. № 177-ОЗ «Об общественной палате Владимирской области» (в редакции от 25.11.2010 г.) Совет народных депутатов города Коврова 27 декабря 2010 года при проведении собрания по формированию списка рекомендованных кандидатов в члены Общественной палаты должен был пригласить на это собрание членов Общественной палаты и предоставить им право на выступление перед делегатами. Данное требование Закона Владимирской области «Об Общественной палате Владимирской области» Совет народных депутатов г. Коврова не выполнил, чем нарушил права заявителей <Конин С. С.> и <Филимонова И. М.>, являющихся членами Общественной палаты Владимирской области.

Нарушение действующего законодательства Советом народных депутатов г. Коврова выразилось также в утверждении списка рекомендованных кандидатов в члены Общественной палаты собранием, проводившемся Советом народных депутатов г. Коврова 27 декабря 2010 года по сведениям, поступившим в Совет народных депутатов г. Коврова, направленным неуполномоченным лицом <ФИО>4, которая не является председателем организационного комитета Общественной палаты Владимирской области.

Таким образом, Совет народных депутатов г. Коврова провел собрание по формированию списка рекомендованных кандидатов в члены Общественной палаты в нарушение ч. 2 и ч. 4 ст. 8-1 Закона Владимирской области «Об общественной палате Владимирской области».

Представителями заинтересованного лица – Совета народных депутатов г. Коврова, на основании доверенностей Ванюшиной Е.В. и Котляровым А.И. заявлено ходатайство о прекращении производства по делу, поскольку заявители обратились в суд порядке главы 25 ГПК РФ как члены Общественной палаты Владимирской области, а не как граждане, права которых нарушены. Права граждан приглашаться в обязательном порядке на заседание Общественной палаты и на выступление перед делегатами собрания по формированию списка рекомендованных кандидатов в члены Общественной палаты нормативно не закреплены и их принудительная реализация не гарантирована.

Предметом судебном защиты в данном случае являются права членов организации, что не предусмотрено ч. 1 ст. 254 ГПК РФ. Следовательно, права заявителей, как членов Общественной палаты, не подлежат защите в порядке главы 25 ГПК РФ.

Представитель заявителя <Конин С. С.> на основании доверенности – Романов А.А., возражал против прекращения производства по делу, считая, что в данном случае Ковровским городским Советом народных депутатов нарушены права граждан, а именно <Конин С. С.>, в том числе как члена Общественной палаты Владимирской области.

Заявитель <Филимонова И. М.> в судебное заседание не явилась, о дне и времени слушания дела извещена надлежащим образом, о чем в материалах дела имеется соответствующее подтверждение.

Представитель заинтересованного лица - Общественной палаты Владимирской области в судебное заседание не явился, о месте и времени слушания дела извещен, о чем в материалах имеется уведомление.

Выслушав участников судебного разбирательства по вопросу прекращения производства по делу, суд приходит к следующему.

Для восстановления своих прав заявители просят обязать Совет народных депутатов г. Коврова организовать и провести повторное собрание по формированию списка рекомендованных кандидатов в члены Общественной палаты, признать решение собрания по формированию списка рекомендованных кандидатов в члены Общественной палаты, проводившегося в г. Коврове 27.12.2010 г. противоречащим законодательству.

Согласно с. 30 Конституции РФ каждый имеет право на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов. Свободы деятельности общественных интересов гарантируется.

В силу ст. 1 Закона Владимирской области от 25.12.2009 г. № 177–ОЗ «Об общественной палате Владимирской области» общественная палата является постоянно действующим органом по развитию институтов гражданского общества, обеспечению общественного контроля и взаимодействия граждан с органами государственной власти и органами местного самоуправления.

Общественная палата области создается для развития институтов гражданского общества, привлечения граждан к формированию и реализации направлений деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления Владимирской области; обеспечения имущественного контроля за деятельностью органов государственной власти и органов местного самоуправления; организации взаимодействия граждан, постоянно или временно проживающих на территории Владимирской области, общественных объединений и иных некоммерческих организаций, зарегистрированных на территории Владимирской области, с органами государственной власти и органами местного самоуправления Владимирской области; защиты прав и свобод граждан, общественных объединений и иных некоммерческих организаций.

Согласно ч. 3 ст. 1 Закона Владимирской области от 25.12.2009 г. № 177–ОЗ «Об общественной палате Владимирской области» общественная палата является коллегиальным органом, осуществляющим свою деятельность на общественных началах, в силу ч. 4 указанной статьи закона не является юридическим лицом и не подлежит государственной регистрации.

В соответствии со ст. 3 ФЗ от 19.05.1995 г. № 82 – ФЗ «Об общественных объединениях» право граждан на объединение включает в себя право создавать на добровольной основе общественные объединения для защиты общих интересов и достижения общих целей, право вступать в существующие общественные объединения либо воздерживаться от вступления в них, а также право беспрепятственно выходить из общественных объединений.

Создаваемые гражданами общественные объединения могут регистрироваться в порядке, предусмотренном указанным Федеральным законом, и приобретать права юридического лица либо функционировать без государственной регистрации и приобретения прав юридического лица.

Согласно ст. 17 указанного Федерального закона вмешательство органов государственной власти и их должностных лиц, равно как и вмешательство общественных объединений в деятельность органов государственной власти и их должностных лиц, не допускается, за исключением случаев, предусмотренных данным Федеральным законом.

В соответствии со ст. 39 ФЗ от 19.05.1995 г. № 82 – ФЗ «Об общественных объединениях» общественные объединения и граждане, чьи права предоставленные данным законом и другими законами об отдельных видах общественных объединений, оказались нарушенными, могут обратиться с исковым заявлением в судебные органы и с заявлением или жалобой в административные органы о привлечении виновных лиц к ответственности.

В судебном порядке могут, например, рассматриваться вопросы отказа в государственной регистрации, приостановлении деятельности и ликвидации общественного объединения.

Однако пределы судебной защиты права на объединение ограничены. В силу принципов свободы деятельности общественных объединений и невмешательства со стороны государства, суд не вправе вмешиваться во внутреннюю деятельность объединений и принимать решения по делам, касающихся таких вопросов.

Ч. 2 ст. 46 Конституции РФ, согласно которой решения и действия (бездействии) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд, должна применяться с учетом особенностей конкретного процессуального законодательства.

Так, нормы ГПК РФ не допускают возможности оспаривания внутренних вопросов деятельности общественных объединений, иных институтов гражданского общества, в том числе Общественной палаты.

Предоставление государству и, в частности суду, возможности решать вопросы внутренней жизни общественных объединений, иных институтов гражданского общества, в том числе принятия в члены, исключения из членов, избрания органов управления, нарушало бы принцип свободы деятельности общественных объединений, иных некоммерческих организаций и превратило бы последние в структуры, полностью контролируемые государством. Вмешательство государства возможно и должно иметь место только в том случае, когда деятельность общественных объединений, иных институтов гражданского общества, в том числе Общественной палаты, подрывает общественный порядок, ведет к нарушению прав и свобод граждан, подрывает основы конституционного строя.

Общественная палата области как самостоятельный орган по развитию институтов гражданского общества способна самостоятельно решать вопросы, связанные с формированием её состава и членством.

Так, ст. 15 Закона Владимирской области от 25.12.2009 г. № 177–ОЗ «Об общественной палате Владимирской области» предусматривает основания для прекращения и приостановления полномочий членов Общественной палаты области.

Решение о прекращении полномочий члена Общественной палаты принимается на заседании Общественной палаты и оформляется решением Общественной палаты.

Следовательно, если заявители полагают, что имеются предусмотренные основания для прекращения или приостановления полномочий членов Общественной палаты, рекомендованных в члены Общественной палаты на собрании 27.12.2010 г., они вправе поднять соответствующий вопрос перед Общественной палатой.

Данный вопрос может быть самостоятельно решен в рамках функционирования института гражданского общества без вмешательства суда.

Кроме того, согласно ч. 1 ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.

В п. 12 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 г. № 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействий) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» разъяснено, что в качестве заявителей по данной категории дел могут выступать граждане и должностные лица, в качестве заявителей – организаций могут выступать не только коммерческие и некоммерческие организации, но и органы государственной власти, органы местного самоуправления, оспаривающие обязательные для исполнения ими решения, действия (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, не связанные с осуществлением заявителями властных полномочий.

Заявители ссылаются на нарушение их прав граждан как членов Общественной палаты быть приглашенными на собрание и их права на выступление перед делегатами, то есть они обратились в суд за защитой их прав как членов Общественной палаты области, а не за защитой их прав, как граждан.

Права граждан приглашаться в обязательном порядке на заседание Общественной палаты и на выступление перед делегатами собрания по формированию списка рекомендованных кандидатов в члены Общественной палаты нормативно не закреплены и их принудительная реализация не гарантирована.

Предметом судебном защиты в данном случае являются права членов организации, а не граждан, что не предусмотрено ч. 1 ст. 254 ГПК РФ.

Следовательно, права заявителей, как членов Общественной палаты, не подлежат защите в порядке главы 25 ГПК РФ.

По изложенным основаниям не подлежат рассмотрению и разрешению в порядке гражданского судопроизводства требования заявителей <Конин С. С.>, <Филимонова И. М.> о признании действия (бездействия) Совета народных депутатов города Коврова по подготовке и проведению собрания по формированию списка рекомендованных кандидатов в члены Общественной палаты от муниципальных образований Ковровский район, Камешковский район, Вязниковский район, Гороховецкий район, проводившемся в городском округе Ковров 27 декабря 2010 года противоречащим части 4 статьи 8-1 Закона Владимирской области от 25.12.2009 г. № 177-ОЗ «Об Общественной палате Владимирской области»; обязанности Совета народных депутатов города Ковров организовать и провести повторное собрание по формированию списка    рекомендованных кандидатов в члены Общественной палаты от муниципальных образований Ковровский район, Камешковский район, Вязниковский район, Гороховецкий район; признании незаконным решения по формированию списка рекомендованных кандидатов в члены Общественной палаты от муниципальных образований Ковровский район, Камешковский район, Вязниковский район, Гороховецкий район, проводившемся в городском округе Ковров 27 декабря 2010 года; приостановлении действия решения собрания по формированию списка рекомендованных кандидатов в члены Общественной палаты от муниципальных образований Ковровский район, Камешковский район, Вязниковский район, Гороховецкий район, проводившемся в городском округе Ковров 27 декабря 2010 года.

В соответствии с ч. 1 ст. 134 ГПК РФ.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 134, 220, 224, 225 ГПК РФ, суд

О П Р Е Д Е Л И Л :

Прекратить производство по делу по заявлению <Конин С. С.>, <Филимонова И. М.> о признании действия (бездействия) Совета народных депутатов города Коврова по подготовке и проведению собрания по формированию списка рекомендованных кандидатов в члены Общественной палаты от муниципальных образований Ковровский район, Камешковский район, Вязниковский район, Гороховецкий район, проводившемся в городском округе Ковров 27 декабря 2010 года противоречащим части 4 статьи 8-1 Закона Владимирской области от 25.12.2009 г. № 177-ОЗ «Об Общественной палате Владимирской области»; обязанности Совета народных депутатов города Ковров организовать и провести повторное собрание по    формированию списка рекомендованных кандидатов в члены Общественной палаты от муниципальных образований Ковровский район, Камешковский район, Вязниковский район, Гороховецкий район; признании незаконным решения по формированию списка рекомендованных кандидатов в члены Общественной палаты от муниципальных образований Ковровский район, Камешковский район, Вязниковский район, Гороховецкий район, проводившемся в городском округе Ковров 27 декабря 2010 года; приостановлении действия решения собрания по формированию списка рекомендованных кандидатов в члены Общественной палаты от муниципальных образований Ковровский район, Камешковской район, Вязниковский район, Гороховецкий район, проводившемся в городском округе Ковров 27 декабря 2010 года.

Повторное обращение в суд по спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям не допускается.

На определение может быть подана частная жалоба во Владимирский областной суд через Ковровский городской суд в течение 10 дней.

    Судья:            подпись                                                                        Е.Ю. Мочалова.

ВЕРНО.

28.06.2011 года.

Судья                                                                             Е.Ю. Мочалова

Секретарь                                                                      В.Б.Логинова

Справка: определение суда вступило в законную силу 28 июня 2011 года.

Подлинное определение суда находится в материалах гражданского дело № 2-11-1673-2, находящегося в производстве Ковровского городского суда.

Судья                                                                            Е.Ю. Мочалова

Секретарь                                                                      В.Б.Логинова