2-3035/2011 о признании незаконным бездействия начальника Департамента жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации, связанного с внесением изменений в Единый реестр данных по жилью военнослужащих и предоставлении информации о готовом



    Дело № 2-11-3035-1

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

28 сентября 2011 года

Ковровский городской суд Владимирской области в составе:

председательствующего судьи Клоковой Н.В.,

при секретаре Сусловой Д.А.,

с участием представителя заявителя Бурмистрова А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Коврове гражданское дело по заявлению Абрамов Д.В. об оспаривании бездействия начальника Департамента жилищного обеспечения Министерства обороны РФ по рассмотрению обращений от 22 марта 2011 года и возложении обязанности представить письменное уведомление о наличии готовых к заселению квартир, а также, квартир, в жилых домах, готовящихся к сдаче в эксплуатацию, построенных Министерством обороны Российской Федерации для заселения уволенных военнослужащих,

                                                                  у с т а н о в и л :

Абрамов Д.В. обратился в суд с заявлением в порядке производства по делам, возникающим из публичных правоотношений, с заявлением об оспаривании бездействия начальника Департамента жилищного обеспечения Министерства обороны РФ, выразившегося в не рассмотрении в установленный законом срок его обращений от 22 марта 2011 года, и о возложении обязанности на начальника Департамента жилищного обеспечения Министерства обороны РФ представить письменное уведомление о наличии готовых к заселению квартир, а также, квартир, в жилых домах, готовящихся к сдаче в эксплуатацию, построенных Министерством обороны РФ для заселения уволенных военнослужащих на территории г. Чехова, г. Балашихи, и г. Химок Московской области, с учетом его права на дополнительную жилую площадь, одна из которых ему может быть предоставлена в течение 2011-2012 годов.

    В обоснование заявленных требований, поддержанных в судебном заседании его представителем Бурмистровым А.В., действующим на основании нотариально удостоверенной доверенности, указано, что 22 марта 2011 года он направил в адрес начальника Департамента жилищного обеспечения Министерства обороны РФ два письменных обращения, по вопросу внесения изменений в Единый реестр данных по жилью для военнослужащих в части, касающейся права на дополнительную жилую площадь и формы обеспечения жилым помещением в виде квартиры по избранному после увольнения месту жительства, и о предоставлении информации о строящемся и построенном Министерством обороны жилье для уволенных военнослужащих на территории г. Чехова, г. Балашихи, и г. Химок Московской области в 2011 году, которое реально ему может быть предоставлено с учетом наличия у него права на дополнительную жилую площадь. Из информации, размещенной в сети «Интернет» ему известно, что сведения о наличии у него права на дополнительную жилую площадь и о форме обеспечения жилым помещением в виде квартиры по избранному после увольнения месту жительства внесены в Единый реестр данных по жилью для военнослужащих. Обращение по второму вопросу не рассмотрено до настоящего времени, ни на одно обращение он не получил ответ.

    Начальник Департамента жилищного обеспечения Министерства обороны РФ, извещенный надлежащим образом о времени и месте слушания дела, в суд своего представителя не направил, ходатайство об отложении слушания дела не заявлял, письменный отзыв на заявление не представил.

    С учетом мнения представителя заявителя, не возражавшего против рассмотрения дела в отсутствие лица, бездействие которого оспаривается, суд полагает возможным рассмотреть дело его отсутствие.

    Изучив материалы дела, выслушав представителя заявителя, суд пришел к следующим выводам.

В соответствии со ст. 254 ГПК Российской Федерации гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.

В силу ст. 255 ГПК Российской Федерации к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

В соответствии с разъяснениями Пленума Верховного Суда РФ, содержащимися в пункте Постановления от 10.02.2009 г. N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих" к бездействию относится неисполнение органом государственной власти, органом местного самоуправления, должностным лицом, государственным или муниципальным служащим обязанности, возложенной на них нормативными правовыми и иными актами, определяющими полномочия этих лиц (должностными инструкциями, положениями, регламентами, приказами). К бездействию, в частности, относится нерассмотрение обращения заявителя уполномоченным лицом.

Граждане Российской Федерации, в силу статьи 33 Конституции РФ, имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления.

Часть 5 статьи 11 Федерального закона от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" во взаимосвязи с другими нормами данного Федерального закона обязывает полномочные органы публичной власти и должностных лиц обеспечивать объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения, давать на него ответ по существу.

В соответствии с положениями части 1 статьи 12 Федерального закона от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения.

Согласно части 2 данной нормы Закона в исключительных случаях, а также в случае направления запроса, предусмотренного пунктом 2 ст. 10 этого Федерального закона, руководитель государственного органа или органа местного самоуправления, должностное лицо либо уполномоченное на то лицо вправе продлить срок рассмотрения обращения не более чем на 30 дней, уведомив о продлении срока его рассмотрения гражданина, направившего обращение.

Пункт 4 части 1 ст.10 названного Закона устанавливает, что на обращение должен быть дан письменный ответ по существу поставленных вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11.

Статье 12 Федерального закона от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ корреспондируют положения Инструкции по работе с обращениями граждан в Вооруженных Силах Российской Федерации, утвержденной Приказом Министра обороны РФ от 28 декабря 2006 года (в редакции от 26 марта 2011 года), предусматривающий, что все обращения подлежат обязательному рассмотрению в течение 30 дней со дня их регистрации. В исключительных случаях, а также в случае направления запросов в соответствующий государственный орган, орган местного самоуправления, воинскую часть или должностному лицу о предоставлении необходимых для рассмотрения обращения по существу документов и материалов, командир (начальник) или другое должностное лицо по его поручению вправе продлить срок рассмотрения обращения не более чем на 30 дней, уведомив о продлении срока его рассмотрения гражданина, направившего обращение (пункт 5).

В ходе судебного разбирательства установлено, что 22 марта 2011 года Абрамов Д.В. обратился к начальнику Департамента жилищного обеспечения Министерства обороны РФ с письменными заявлениями, в которых просил внести изменения в Единый реестр данных по жилью для военнослужащих в части, касающейся права на дополнительную жилую площадь и формы обеспечения жилым помещением в виде квартиры по избранному после увольнения месту жительства, и предоставить информацию о строящемся и построенном Министерством обороны жилье для уволенных военнослужащих на территории г. Чехова, г. Балашихи, и г. Химок Московской области в 2011 году, которое реально ему может быть предоставлено с учетом наличия у него права на дополнительную жилую площадь. Заявления были направлены почтовыми отправлениями, и как следует из представленной заявителем информации с официального сайта «Почта России» сети «Интернет» Департаментом жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации были получены 28 марта 2011 года (л.д. 14,15).

Из пояснений представителя заявителя следует, что письменные ответы на свои обращения, направленные в адрес начальника Департамента жилищного обеспечения Министерства обороны РФ 22 марта 2011 года, Абрамов Д.В. до настоящего времени не получил.

         Доказательств обратного лицом, бездействие которого оспаривается, и на которое в силу положений п.1 ст. 249 ГПК РФ возложено бремя доказывания, суду не представлено.

При таких обстоятельствах, суд, пришел к выводу, что заявителю начальником Департамента жилищного обеспечения Министерства обороны РФ не были даны ответы на его письменные обращения в установленные законом сроки, в связи с чем, заявление Абрамов Д.В. в части признания незаконным допущенного начальником Департамента жилищного обеспечения Министерства обороны РФ бездействия подлежит удовлетворению. Данное бездействие нарушает права заявителя на получение мотивированных ответов по вопросам, изложенным в обращениях.

Исходя из того, что в ходе судебного разбирательства было достоверно установлено (информация с сайта сети «Интернет»), что заявление Абрамов Д.В. от 22 марта 2011 года по вопросу внесения изменений в Единый реестр данных по жилью для военнослужащих рассмотрено, и удовлетворено, суд полагает, что необходимо признать незаконным бездействие начальника Департамента жилищного обеспечения Министерства обороны РФ лишь в части направления ответа на обращение.

Требования заявителя о возложении обязанности на начальника Департамента жилищного обеспечения Министерства обороны РФ представить письменное уведомление о наличии готовых к заселению квартир, а также, квартир, в жилых домах, готовящихся к сдаче в эксплуатацию, построенных Министерством обороны РФ для заселения уволенных военнослужащих на территории г. Чехова, г. Балашихи, и г. Химок Московской области, с учетом его права на дополнительную жилую площадь, одна из которых ему может быть предоставлена в течение 2011-2012 годов, удовлетворению не подлежат по следующим основаниям.

Из разъяснений Пленума Верховного Суда РФ, содержащихся в пункте 28 Постановления от 10.02.2009 N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих", следует, что принимая решение об удовлетворении заявления, суд не вправе выходить за пределы рассмотренных требований. Так, установив, что письменное обращение, поступившее должностному лицу, не рассмотрено в течение предусмотренного частью 1 ст. 12 Федерального закона "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" срока, суду следует признать бездействие этого должностного лица незаконным и обязать его рассмотреть обращение заявителя в установленный судом срок, не предрешая существа решения, которое должно быть принято.

    Исходя из этого, способом восстановления нарушенного права будет являться возложение обязанности на начальника Департамента жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации рассмотреть и дать мотивированный ответ на заявление Абрамов Д.В. от 22 марта 2011 года по вопросу предоставления информации о строящемся и построенном Министерством обороны жилье для уволенных военнослужащих на территории г. Чехова, г. Балашихи, и г. Химок Московской области в 2011 году, которое реально ему может быть предоставлено с учетом наличия у него права на дополнительную жилую площадь.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199, 257-258 ГПК РФ,

р е ш и л :

    Заявление Абрамов Д.В. удовлетворить частично.

    Признать незаконным бездействие начальника Департамента жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по направлению в адрес Абрамов Д.В. ответа на заявление от 22 марта 2011 года по вопросу внесения изменений в Единый реестр данных по жилью для военнослужащих в части, касающейся права на дополнительную жилую площадь и формы обеспечения жилым помещением в виде квартиры по избранному после увольнения месту жительства, и рассмотрению заявления Абрамов Д.В. от 22 марта 2011 года по вопросу предоставления информации о строящемся и построенном Министерством обороны жилье для уволенных военнослужащих на территории г. Чехова, г. Балашихи, и г. Химок Московской области в 2011 году, которое реально ему может быть предоставлено с учетом наличия у него права на дополнительную жилую площадь.

    Возложить на начальника Департамента жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации обязанность в течение 30 дней с момента вступления в законную силу решения суда дать Абрамов Д.В. мотивированный ответ на обращение от 22 марта 2011 года по вопросу внесения изменений в Единый реестр данных по жилью для военнослужащих, а также рассмотреть обращение Абрамов Д.В. от 22 марта 2011 года по вопросу предоставления информации о строящемся и построенном Министерством обороны жилье для уволенных военнослужащих на территории г. Чехова, г. Балашихи, и г. Химок Московской области в 2011 году, которое реально ему может быть предоставлено с учетом наличия у него права на дополнительную жилую площадь, и направить мотивированный ответ на данное обращение.

    На решение может быть подана кассационная жалоба во Владимирский областной суд через Ковровский городской суд в течение 10 дней.

Судья                    подпись                     Н.В. Клокова

Верно.

14.10.2011 года.

Судья                     Н.В. Клокова

Секретарь                В.Б. Логинова

Справка: решение суда вступило в законную силу 14 октября 2011 года.

Подлинник решения суда подшит в гражданском деле № 2-11-3035-1, находящемся в производстве Ковровского городского суда.

Судья                     Н.В. Клокова

Секретарь                В.Б. Логинова