Дело № 2-11-3499-1
Решение
Именем Российской Федерации
11 ноября 2011 года г. Ковров
Ковровский городской суд Владимирской области в составе председательствующего судьи Шелутинской Л.В., при секретаре Крыловой О.А., с участием истца прокурора Кузнецовой А.А., представителя ответчика Колесовой В.Р., действующей на основании устава, представителя третьего лица Себелевой Ю.В., представившей доверенность от 26.10.2011 года, представителя третьего лица Глухзова С.А., представившего доверенность от 28.01.2011 года,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Коврове гражданское дело по иску Ковровского городского прокурора в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования г. Ковров, муниципальному общеобразовательному учреждению «Основная общеобразовательная школа № 18 г. Коврова» об устранении нарушений правил пожарной безопасности санитарных требований
Установил:
Ковровский городской прокурор обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц обратился с иском (с учетом уточнений и отказа от требований в части) к администрации муниципального образования г. Ковров (далее по тексту администрация), муниципальному общеобразовательному учреждению «Основная общеобразовательная школа № 18 г. Коврова» (далее по тексту МОУ ООШ № 18), в котором просил обязать администрацию г. Коврова и муниципальное образовательное учреждение основная общеобразовательная школа № 18 в срок до 01.02.2012 провести комплекс организационно-технических мероприятий, направленных на устранение нарушений указанных в 3 предписания № 142/1/110 от 15.06.2011 выданном Отделом надзорной деятельности по г. Коврову и Ковровскому району УНД ГУ ГО и ЧС по Владимирской области, а именно оборудовать здание аварийным освещением на путях эвакуации (коридоры, лестничные клетки) согласно требованиям п. З ППБ 01-03, п. 7.62 СНиП 23-0595.
В судебном заседании прокурор Кузнецова А.А. уточненные исковые требования поддержала в полном объёме, поскольку установленные городской прокуратурой 05.09.2011 года нарушения законодательства о пожарной безопасности в МОУ «ООТТТ №18» в части аварийного освещения ответчиками не выполнены.
В нарушение требований п.З ППБ 01-03, п.7.62 СНиП 23-05-95. здание не оборудовано аварийным освещением на путях эвакуации (коридоры, лестничные клетки).
Согласно ст. 2 Федерального закона от 30.12.2009 №384-Ф3 «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», под аварийным освещением понимается освещение на путях эвакуации, имеющее электропитание от автономных источников, функционирующих при пожаре, аварии и других чрезвычайных ситуациях, включаемое автоматически при срабатывании соответствующей сигнализации или вручную, если сигнализации нет или она не сработала.
В соответствии со СНиП 2.08.02-89 «Общественные здания и сооружения» здания образовательных учреждений (в т.ч. общеобразовательные школы) отнесены к категории зданий и помещений общественного назначения.
Отсутствие необходимых технических средств, а также наличие конструктивных недостатков препятствует своевременному предотвращению воздействия на людей опасных факторов пожара, а также их своевременной эвакуации и спасению, что ставит под угрозу жизнь и здоровье всех лиц, находящихся в зоне потенциального пожара, взрыва и последствий террористического акта.
В соответствии с ст. 18 ФЗ от 21.12.1994 г. № 68 –ФЗ «О защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» граждане имеют право на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций.
В соответствии с п. 1 Правил пожарной безопасности в РФ, утвержденные приказом МЧС России от 18.06.2003 года № 313 ППБ-01-03 (далее правила), последние обязательны для применения и исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями независимо от их организационно – правовых форм и форм собственности, их должностными лицами, предпринимателями без образования юридического лица, гражданами РФ, иностранными гражданами, лицами без гражданства в целях защиты жизни и здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды.
Представитель ответчика директор МОУ ООШ № 18 Колесова В.Р. признала заявленные требования об устранении нарушений правил пожарной, указал, что изготовлен проект монтажа аварийного освещения на путях эвакуации, при получении денежных средств будут проведены работы.
Представитель ответчика администрации г. Коврова в судебное заседание не явился, о месте и времени которого извещен заблаговременно надлежащим образом.
Представитель третьего лица Управления образования администрации г. Коврова Себелева Ю.В. поддержала требования прокурора.
Представитель третьего лица Ковровского городского Совета народных депутатов в судебное заседание не явился, ходатайствуя о рассмотрении дела без своего участия, представив письменный отзыв.
Представитель третьего лица Управления государственного пожарного надзора Глухов С.А. пояснил, что предписание по аварийному освещению на путях эвакуации до настоящего времени не выполнено. Требование о необходимости аварийного освещения не связано с наличием либо отсутствием естественного освещения на путях эвакуации.
Разрешая вопрос о возможности рассмотрения дела в отсутствии не явившихся представителей ответчика и третьего лица, суд принимает во внимание их извещение о месте и времени судебного разбирательства непосредственно, полагает извещение своевременным и достаточным для подготовки к делу и явки в суд.
Суд принимает во внимание ходатайство представителя третьего лица Ковровского городского Совета народных депутатов, полагает возможным рассмотреть заявление в отсутствие не явившихся представителей ответчика и третьего лица.
Выслушав прокурора, представителе ответчика, третьих лиц, изучив документы, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В период с 01.06.2011 по 15.06.2011 Отделом надзорной деятельности по г. Коврову и Ковровскому району УНД ГУ ГО и ЧС по Владимирской области в муниципальном образовательном учреждении средняя общеобразовательная школа №18 проведена проверка, в ходе которой выявлены нарушения правил пожарной безопасности. По итогам проверки государственным инспектором г. Коврова и Ковровского района по пожарному надзору Глуховым С.А. директору школы выдано предписание № 142/1/110 от 15.06.2011, содержащее 3 пункта, срок устранения нарушений 20.08.2011 года, некоторые из которых не устранены до настоящего времени.
Согласно ст.41 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на охрану здоровья.
Частью 3 ст. З «Конвенции о правах ребенка», утвержденной Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989 закреплено, что государства-участники обеспечивают, чтобы учреждения, службы и органы, ответственные за заботу о детях или их защиту, отвечали нормам, установленным компетентными органами в области безопасности и здравоохранения и с точки зрения численности и пригодности персонала, а также компетентного надзора.
Согласно п. З ст.32 Закона РФ «Об образовании» образовательное учреждение несет ответственность за жизнь и здоровье обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения во время образовательного процесса.
Таким образом, по смыслу требований федерального законодательства на учреждения образования, к числу которых относятся общеобразовательные учреждения, возлагаются обязанности по обеспечению безопасности воспитанников.
Статьей 1 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» закреплено, что настоящий федеральный закон определяет общие правовые, экономические и социальные основы обеспечения пожарной безопасности в Российской Федерации, регулирует в этой области отношения между органами государственной власти, органами местного самоуправления, учреждениями, организациями, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, иными юридическими лицами независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности (далее - организации), а также между общественными объединениями, должностными лицами, гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, лицами без гражданства (далее - граждане). Обеспечение пожарной безопасности является одной из важнейших функций государства.
В целях защиты жизни, здоровья, имущества граждан и юридических лиц, государственного и муниципального имущества от пожаров принят Федеральный закон от 22.07.2008 № 123 - ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», который определяет основные положения технического регулирования в области пожарной безопасности и устанавливает общие требования пожарной безопасности к объектам защиты.
В Правилах пожарной безопасности в Российской Федерации ППБ 01-03, утвержденных приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 18.05.2003 № 313 (далее - ППБ 01-03), установлены требования пожарной безопасности, обязательные для применения и исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, их должностными лицами, предпринимателями без образования юридического лица, гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, лицами без гражданства в целях защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды (пункт 1 Правил).
Согласно пункту 10 Правил собственники имущества, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители и должностные лица организаций, лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности, должны обеспечивать своевременное выполнение требований пожарной безопасности.
Между тем, в ходе проверки прокуратурой установлено, что до настоящего времени не выполнен ряд работ, указанных в п. 3 предписания.
В нарушение требований п.З ППБ 01-03, п.7.62 СНиП 23-05-95. здание не оборудовано аварийным освещением на путях эвакуации (коридоры, лестничные клетки).
Согласно ст. 2 Федерального закона от 30.12.2009 №384-Ф3 «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», под аварийным освещением понимается освещение на путях эвакуации, имеющее электропитание от автономных источников, функционирующих при пожаре, аварии и других чрезвычайных ситуациях, включаемое автоматически при срабатывании соответствующей сигнализации или вручную, если сигнализации нет или она не сработала.
В соответствии со СНиП 2.08.02-89 «Общественные здания и сооружения» здания образовательных учреждений (в т.ч. общеобразовательные школы) отнесены к категории зданий и помещений общественного назначения.
Пунктами 1.1, 1.9, 2.1, 6.1 Устава учреждения закреплено, что учредителем- школы является администрация г.Коврова, отношения между школой и учредителем определяются договоррм между ними, заключенным в соответствии с законодательством РФ. Права юридического лица у школы в части ведения финансово- хозяйственной деятельности, направленной на подготовку учебно- воспитательного процесса, возникает с момента ее регистрации. Школа финансируется учредителем в соответствии с государственными и местными нормативами, установленными из расчета на одного учащегося.
В соответствии со ст. 120 ГК РФ, учреждением признается некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера, учреждение может быть автономным, бюджетным или казенным учреждением.
Пунктами 1, 6.ст. 9.2 Федерального закона «О некоммерческих организациях» от 12.01.1996 №7-ФЗ установлено, что бюджетным учреждением признается некоммерческая организация, созданная муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий соответственно органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах.
Финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания бюджетным учреждением осуществляется в виде субсидий из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации.
В силу ст.210 ГК РФ установлено, что собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Согласно п. 2.1. договора о взаимоотношениях между школой и учредителем от 03.09.2001 учредитель обязуется финансировать учреждение в соответствии с утвержденной сметой из средств городского бюджета по установленным нормативам, осуществлять контроль финансово-хозяйственной деятельности.
Пунктом ст.35 Устава муниципального образования городской округ город Ковров Владимирской области, утвержденного решением КГСНД от 15.06.2005 №100 (ред. от 27.06.2007) закреплено, что администрация является исполнительно- распорядительным органом городского округа, осуществляет управление и распоряжение муниципальной собственностью.
Согласно п. 3 ст. 32 Закона РФ от 10.07.1992 г. № 3266-1 «Об образовании» образовательное учреждение несет ответственность за жизнь и здоровье обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения во время образовательного процесса.
Статьями 11 и 12 ГК РФ закреплено, что защита нарушенных гражданских прав осуществляется судом путем пресечения действий, нарушающих права или создающих угрозу его нарушения, а также присуждения к исполнению обязанностей в натуре.
В силу ст. 103 ГПК РФ с ответчиков подлежит взысканию в местный бюджет госпошлина, от уплаты которой истец освобожден в силу закона.
Размер подлежащей взысканию госпошлины суд полагает возможным уменьшить до 00 рублей, поскольку ответчик не оказывает платных услуг, то есть не имеет дополнительных источников финансирования, нежели из бюджета.
На основании исследованных доказательств, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Решил:
Исковые требования Ковровского городского прокурора удовлетворить.
Обязать администрацию г. Коврова и муниципальное образовательное учреждение основная общеобразовательная школа № 18 в срок до 01.02.2012 провести комплекс организационно-технических мероприятий, направленных на устранение нарушений указанных в 3 предписания № 142/1/110 от 15.06.2011 выданном Отделом надзорной деятельности по г. Коврову и Ковровскому району УНД ГУ ГО и ЧС по Владимирской области, а именно оборудовать здание аварийным освещением на путях эвакуации (коридоры, лестничные клетки) согласно требованиям п. З ППБ 01-03, п. 7.62 СНиП 23-0595.
Решение может быть обжаловано во Владимирский областной суд через Ковровский городской суд в течение 10 дней после вынесения.
Председательствующий: подпись Л.В. Шелутинская
ВЕРНО.
22.11.2011 года.
Судья Л.В. Шелутинская
Секретарь В.Б. Логинова
Справка: решение суда вступило в законную силу 22 ноября 2011 года.
Подлинное решение суда подшито в гражданском деле № 2-11-3499-1, находящемся в производстве Ковровского городского суда.
Судья Л.В. Шелутинская
Секретарь В.Б. Логинова