2-2417/2011 ~ М-2192/2011 о признании незаконным распоряжения № 01-100-25/лс-38 от 10.05.2011 года о прекращении трудового договора с работником, восстановлении на работе в должности начальника управления экономики муниципальн



    Дело № 2- 11-2417-1               Р Е Ш Е Н И Е    <данные изъяты>

                                         Именем Российской Федерации

                                                   23 сентября 2011 г.

       Ковровский городской суд Владимирской области в составе: председательствующего судьи Самойлова Д.Е., при секретаре Панкратовой О.И., с участием истца Соколов В.С. и его представителя по доверенности Петрунина Д.В., представителя ответчиков Главы г.Коврова и Администрации г.Коврова по доверенности Лаврова С.В., с участием прокурора Ивлиевой О.С., рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Коврове гражданское дело по иску Соколов В.С. к Администрации г.Коврова и Главе г.Коврова о признании незаконным распоряжения № 01-100-25/лс-38 от 10.05.2011 г. об увольнении, восстановлении на работе с 11.05.2011 г. в должности начальника Управления экономики и муниципальной собственности города Коврова, взыскании заработной платы за время вынужденного прогула по состоянию на 23.09.2011 г. в размере 169 029 руб. 88 коп., возложении обязанности присвоить классный чин с 16.03.2011 г., признании дискриминации в сфере труда, взыскании компенсации морального вреда в размере 500 000 рублей.

                                                                У С Т А Н О В И Л:

09.06.2011 г. Соколов В.С. обратился в суд с иском, который неоднократно уточнил в ходе судебного разбирательства по делу (Т.1 л.д.213-214, Т.2 л.д.1,2,45,46) к Администрации г.Коврова и Главе г.Коврова о признании незаконным распоряжения № 01-100-25/лс-38 от 10.05.2011 г. об увольнении, восстановлении на работе с 11.05.2011 г. в должности начальника Управления экономики и муниципальной собственности города Коврова, взыскании заработной платы за время вынужденного прогула по состоянию на 23.09.2011 г. в размере 169 029 руб. 88 коп., возложении обязанности присвоить классный чин с 16.03.2011 г., признании дискриминации в сфере труда, взыскании компенсации морального вреда в размере 500 000 рублей.

    В судебном заседании истец Соколов В.С. и его представитель по доверенности Петрунин Д.В. поддержали уточненные исковые требования в полном объеме.

Указали, что Распоряжением № 01-100-25/лс-38 от 10.05.2011 г. «О прекращении трудового договора и увольнении Соколов В.С.» (л.д.104), трудовые отношения с Соколов В.С. были прекращены на основании п.2 ч.1 ст.81 ТК РФ (сокращение численности (штата) работников организации). Соколов В.С. было выплачено выходное пособие за два месяца ( Т.1 л.д.230).

Полагали, что увольнение работника произведено с существенными и многочисленными нарушениями порядка увольнения и с грубым нарушением действующего трудового законодательства.

Указали, что увольнение произведено не надлежащим лицом- Администрацией г.Коврова, поскольку в распоряжении об увольнении имеется указание именно на Администрацию г.Коворова, а не на Главу МО г.Ковров. (Т.1 л.д.214).

Увольнение по сокращению численности штата произведено в нарушение ст.82,373 Трудового Кодекса РФ (далее по тексту ТК РФ) без получения мотивированного мнения выборных органов первичных профсоюзных организаций: Ковровского городского территориального союза СОЦПРОФ и первичной профсоюзной организации ОГСУ «Ковровский специальный интернат для инвалидов и престарелых» ( Т.1 л.д.232), в которых состоял на профсоюзном учете Соколов В.С.

       Полагали, что в нарушение ст.81 ТК РФ, увольняемому по сокращению работнику Соколов В.С. не были предложены все вакантные должности, в т.ч. не была предложена вакантная с 26.01.2011 г. должность заведующего отделом потребительского рынка администрации г.Коврова (Т.1 л.д.201), которой Соколов В.С. соответствовал по всем требованиям (образованию, стажу, квалификации).

    Также считали, что со стороны администрации имело место незаконное дополнительное ограничение в замещении указанной должности – наличие торгового или экономического образования. Нарушением и органичением к допуску на муниципальную службу считали не опубликование Положения об отделе потребительского рынка (Т.1 л.д.111-116) в средствах массовой информации.

В связи с введением администрацией новых должностей при изменении структуры штата Администрации г.Коврова, ссылались на положения ст.179 Трудового Кодекса РФ, о преимущественном праве на оставление Соколов В.С. на работе, как работника с более высокой производительностью труда и квалификацией.

Полагали, что реальное сокращение штатов не имело место, поскольку как до увольнения Соколов В.С., так и после увольнения, в структуре штата вводились новые вакантные должности.

Полагали, что в отношении Соколов В.С. со стороны работодателя как ранее, так и при увольнении допущена дискриминация труда (ст.3 ТК РФ), и необоснованное предвзятое отношение к нему, как к активному профсоюзному руководителю, и в т.ч. сведение счетов с действующим председателем Ковровского городского территориального союза СОЦПРОФ.

Также считали, что Соколов В.С. необоснованно и предвзято не был присвоен классный чин с 16.03.2011 г. ( Т.1 л.д.10)

Указали, что в результате увольнения Соколов В.С. был лишен единственного источника дохода, и испытывал сильный стресс после незаконного увольнения с работы.

В судебном заседании представитель ответчиков Главы МО г.Коврова и Администрации г.Коврова по доверенности Лавров С.В. возражал против иска.

Полагал, что трудовые отношения между работодателем Администрацией г.Коврова и работником Соколов В.С. были прекращены в соответствии с п.2 ч.1 ст.81 ТК РФ (сокращение численности (штата) работников организации), в строгом соблюдении условий и порядка увольнения в рамках предоставленных работодателю полномочий. Соколов В.С. было выплачено выходное пособие за два месяца ( Т.1 л.д.230).

Пояснил, что увольнение начальника УЭиМС г.Коврова Соколов В.С. было произведено в соответствии с распоряжением № 01-100-25/лс-38 от 10.05.2011 г. Главой МО г.Коврова <ФИО>6 в рамках предоставленных полномочий, предусмотренных п.п.14.п.1 ст.32 Устава МО г.Ковров.

Указал, что увольнение по сокращению численности штата произведено в соответствии с требованиями ст.82,373 ТК РФ с предварительным получением мотивированного мнения выборного органа первичной профсоюзной организации СОЦПРОФ работников Администрации г.Коврова (Т.1 л.д.231), в которой состоял на профсоюзном учете Соколов В.С. (Т.1 л.д.32).

Ковровский городской территориальный союз СОЦПРОФ является юридическим лицом (Т.1 л.д.234), но не является первичной профсоюзной организацией (Т.1 л.д.210), поскольку является лишь территориальным объединением первичных профсоюзных организаций СОЦПРОФ, а членами ТО СОЦПРОФ являются члены первичных профсоюзных организаций СОЦПРОФ ( Т.1 л.д.85).

Соколов В.С. не уведомил работодателя о членстве в другой иной первичной профсоюзной организации ОГСУ «Ковровский специальный интернат для инвалидов и престарелых», представленный Соколов В.С. членский профсоюзный билет № 0045919 от 20.01.2009 г. (Т.1 л.д.97) выполнен на бланке профсоюза металлистов СОЦПРОФ (Т.1 л.д.235), членом которого в силу п.2.1.Устава профсоюза (Т.1 л.д.238) Соколов В.С. не мог объективно являться, т.е. со стороны Соколов В.С. имеет место злоупотреблением своим правом, в т.ч. как руководителя профсоюзного органа.

Также полагал, что Соколов В.С. не отвечал предъявляемым требованиям к уровню образования (высшее торговое или экономическое Т.1 л.д. 41,42), и требованиям к квалификации и навыкам к должности заведующего потребительским рынком, в связи с чем указанная должность ему не предлагалась.

Вместе с тем, Соколов В.С. с даты предупреждения о сокращении 24.12.2010 г. (Т.1 л.д.54) до даты увольнения по сокращению 10.05.2011 г., предлагались все имеющиеся вакантные должности (Т.1 л.д. 55-67, 220-225), и Соколов В.С. не чинилось препятствий в трудовой деятельности по любой другой вакантной должности в структуре Администрации г.Коврова.

    Указал, что какой либо дискриминации работника со стороны работодателя не осуществлялось, и увольнение Соколов В.С. не является ущемлением его прав и охраняемых законом интересов в области труда.

Пояснил, что поскольку Соколов В.С. фактически в период с 24.08.2009 г. по 06.05.2011 г. не исполнял обязанности по трудовой функции, т.к. в указанный период увольнялся и восстанавливался судом в занимаемой должности, то Главой г.Коврова было принято решение о присвоении ему классного чина лишь по итогам квалификационного экзамена (Т.1 л.д.68-80).

Считал, что со стороны Администрации г.Коврова не чинилось никаких препятствий в осуществлении профсоюзной деятельности профсоюзных органов, в т.ч. первичной профсоюзной организации СОЦПРОФ работников Администрации г.Коврова, Ковровского городского территориального союза СОЦПРОФ.

Администрацией г.Коврова с профсоюзными организациями заключены отраслевые соглашения на 2011-2013 г. (Т.1 л.д.136-146) по защите прав и интересов работников, в т.ч. с СОЦПРОФ на 2011-2013 г. (Т.1 л.д.119-135)

Прокурор Ивлиева О.С. в судебном заседании полагала исковые требования Соколов В.С. не обоснованными и не подлежащими удовлетворению в полном объеме.

Считала, что из представленных суду письменных доказательств следует, что трудовые отношения между работодателем Администрацией г.Коврова и работником Соколов В.С. были прекращены 10.05.2011 г. по п.2 ч.1 ст.81 ТК РФ (сокращение численности (штата) работников организации), с соблюдением порядка и процедуры увольнения работника.

Считала, что Соколов В.С. были предложены все вакантные должности, соответствующие его квалификации, а также нижестоящие должности, но Соколов В.С. от предложенных должностей отказался.

В соответствии с ст.9 ФЗ «О муниципальной службе», ст.7 Закона №58-ОЗ «О муниципальной службе во Владимирской области», Положением об отделе потребительского рынка администрации г.Коврова и должностной инструкцией заведующего отдела, закреплено требование об обязательном наличии у претендента на данную должность высшего торгового или экономического образования, и отсутствие у Соколов В.С. указанного высшего торгового или экономического образования, являлось препятствием для занятия им указанной должности, в связи с чем указанная вакансия работодателем ему обоснованно не предлагалась.

Полагала, что увольнение осуществлено с предварительным получением 05.05.2011 г. мотивированного мнения выборного органа первичной профсоюзной организации СОЦПРОФ работников Администрации г.Коврова, в которой в качестве члена состоял на профсоюзном учете Соколов В.С. (Т.1 л.д.32), в связи с переизбранием его 16.12.2008 г. с должности председателя.

Ковровский городской территориальный союз СОЦПРОФ не является первичной профсоюзной организацией, поскольку является лишь территориальным объединением первичных профсоюзных организаций СОЦПРОФ, и членом ТО СОЦПРОФ являются члены первичных профсоюзных организаций СОЦПРОФ.

Исковые требования истца о присвоении классного чина и взыскании компенсации морального вреда также считала не обоснованными и не подлежащими удовлетворению.

     Выслушав стороны, заслушав мнение прокурора, участвующего в деле, и изучив документы, суд приходит к следующим выводам.

    Судом установлено, что Соколов В.С. с 17.09.2007 г. в соответствии с дополнительным соглашением к срочному трудовому договору № 11 от 02.03.2006 г. был принят на работу по высшей муниципальной должности муниципальной службы в качестве начальника Управления экономики и муниципальной собственности города Ковровы (далее УЭиМС г.Коврова).

После назначения на должность Соколов В.С. осуществлял руководство самостоятельным структурным подразделением администрации города Коврова на правах юридического лица – УЭиМС г.Коврова.

В период с 2008 г. Соколов В.С. дважды увольнялся с занимаемой должности распоряжениями Главы МО г.Коврова от 01.12.2008 г., и 19.01.2009 г. и неоднократно привлекался распоряжениями Главы МО г.Ковров к дисциплинарной ответственности. Все указанные распоряжения были оспорены Соколов В.С. в судебном порядке и признаны судом незаконными.

В период разрешения в суде споров о восстановлении Соколов В.С. в занимаемой должности, решением Ковровского городского Совета народных депутатов № 257 от 26.12.2008 г. были внесены изменения в структуру администрации г.Коврова и Управление экономики и муниципальной собственности города Коврова (УЭиМС г.Коврова) было переименовано в Управление экономики, имущественных и земельных отношений (УЭИЗО г.Коврова) с переподчинением данного структурного подразделения администрации г.Коврова Заместителю Главы администрации г.Коврова- начальнику управления экономики, имущественных и земельных отношений.

    В соответствии с Решением КГСНД от 28.01.2009 г. № 18 ( л.д.86-90) наименование Управления экономики и муниципальной собственности города Коврова было изменено на Управление экономики, имущественных и земельных отношений, принято Положение об УЭИЗО г.Коврова с переподчинением данного самостоятельного структурного подразделения администрации на правах юридического лица Заместителю Главы администрации г.Коврова- начальнику управления экономики, имущественных и земельных отношений.

В Единый государственный реестр юридических лиц 06.02.2009 г. была внесена запись о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица УЭИЗО г.Коврова ( вместо УЭиМС г.Коврова).

В связи с восстановлением Соколов В.С. с 19.01.2009 г. на работе в должности начальника Управления экономики и муниципальной собственности г.Коврова, Распоряжением Главы МО г.Коврова от 26.03.2009 г. № 01-100-25/ш-18, в штатное расписание администрации г.Коврова была введена с 19.01.2009 г. одна штатная единица – Начальник управления экономики и муниципальной собственности г.Коврова.

Таким образом Соколов В.С. состоял в трудовых отношениях с Администрацией г.Коврова в муниципальной должности начальника Управления экономики и муниципальной собственности г.Коврова (единственной и последней единицы УЭиМС г.Коврова), и не являлся руководителем самостоятельного структурного подразделения администрации г.Коврова на правах юридического лица УЭИЗО г.Коврова (переименованного из УЭиМС г.Коврова).

Распоряжением Главы МО город Ковров Владимирской области <ФИО>6 № 01-100-25/лс-38 от 10.05.2011 г. «О прекращении трудового договора и увольнении Соколов В.С.» (л.д.104), трудовые отношения с Соколов В.С. были прекращены на основании п.2 ч.1 ст.81 ТК РФ (сокращение численности (штата) работников организации). Соколов В.С. было выплачено выходное пособие за два месяца (Т.1 л.д.230).

    В соответствии с п.п.14. п.1 ст.32 Устава МО г.Ковров Устава МО г.Ковров (прошедшим юридическую экспертизу и зарегистрированному в Минюсте РФ) Глава города пользуется правом приема и увольнения работников администрации г.Коврова, назначает и освобождает от должности заместителей главы города, начальников структурных подразделений администрации города.

Таким образом, суд приходит к выводу, и принимает доводы ответчиков Администрации г.Коврова и Главы г.Коврова, что оспариваемое распоряжение издано

уполномоченным лицом, в рамках предоставленных полномочий.

Судом установлено, что увольнение работника по сокращению численности штата произведено в соответствии с требованиями ст.82,373 ТК РФ с предварительным уведомлением 24.12.2010 г. работника Соколов В.С. (Т.1 л.д.161), первичного профоргана (Т.1 л.д.231) и ГУ «ЦЗН г.Коврова» ( Т.1 л.д163).

Работодателем Соколов В.С. с даты предупреждения о сокращении 24.12.2010 г. (Т.1 л.д.54) до даты увольнения по сокращению 10.05.2011 г., предлагались все имеющиеся вакантные должности (Т.1 л.д. 55-67, 192-194, 220-225), и работнику Соколов В.С. не чинилось препятствий в трудовой деятельности по любой другой вакантной должности в структуре Администрации г.Коврова.

В соответствии с ст.9 ФЗ «О муниципальной службе», ст.7 Закона №58-ОЗ «О муниципальной службе во Владимирской области», ненормативным актом- Постановлением администрации г.Коврова от 31.01.2011 г. № 129 (Т.2 л.д.37), утвердившим Положение об отделе потребительского рынка администрации г.Коврова (Т.2 л.д.38-43) и должностной инструкцией заведующего отдела ( Т.1 л.д.42, 201-203), закреплено требование об обязательном наличии у претендента на данную должность высшего торгового или экономического образования, и отсутствие у Соколов В.С. указанного высшего торгового или экономического образования, являлось препятствием для занятия им указанной должности, в связи с чем указанная вакансия работодателем ему обоснованно не предлагалась.

Суд отклоняет доводы истца и его представителя о создании незаконных ограничений в осуществлении муниципальной службы, поскольку наличие у работника соответствующего уровня образования (юриспруденция, архитектура, экономика) соответствует интересам как самой муниципальной службы, так и интересам самого работника при осуществлении им своих должностных обязанностей.

Суд принимает доводы ответчика, что увольнение по сокращению численности штата произведено в соответствии с требованиями ст.82,373 ТК РФ с предварительным получением мотивированного мнения выборного органа первичной профсоюзной организации СОЦПРОФ работников Администрации г.Коврова (Т.1 л.д.231), в которой состоял на профсоюзном учете Соколов В.С. (Т.1 л.д.32).

Как следует из уставных документов Ковровский городской территориальный союз СОЦПРОФ является юридическим лицом (Т.1 л.д.234), но не является первичной профсоюзной организацией (Т.1 л.д.210), поскольку является лишь территориальным объединением первичных профсоюзных организаций СОЦПРОФ, а членами ТО СОЦПРОФ являются члены первичных профсоюзных организаций СОЦПРОФ ( Т.1 л.д.85).

Соколов В.С. действительно злоупотребил своим правом, в т.ч. как руководитель профсоюзного органа, поскольку: 1) не уведомил работодателя и (или) первичную профорганизацию СОЦПРОФ работников администрации г.Коврова о членстве в другой иной первичной профсоюзной организации ОГСУ «Ковровский специальный интернат для инвалидов и престарелых» (Т.1 л.д.232, Т.2 л.д.44); 2) представленный Соколов В.С. членский профсоюзный билет № 0045919 от 20.01.2009 г. (Т.1 л.д.97) выполнен на бланке профсоюза металлистов СОЦПРОФ (Т.1 л.д.235), членом которого в силу п.2.1.Устава профсоюза (Т.1 л.д.238) Соколов В.С. не мог объективно являться; 3)после переизбрания 16.12.2008 г. с должности Председателя месткома первичной профсоюзной организации СОЦПРОФ работников администрации г.Коврова не передал имеющуюся у него документацию новому председателю (Т.1 л.д.227-229) в т.ч. и свое заявление (Т.1 л.д.208) о выходе из первичной профорганизации СОЦПРОФ работников администрации г.Коврова.

В связи с указанными обстоятельствами выборным органом первичной профсоюзной организации СОЦПРОФ работников Администрации г.Коврова, в котором продолжал состоял на профсоюзном учете Соколов В.С. (Т.1 л.д.32), в адрес работодателя обоснованно и правомерно направлено 05.05.2011 г. мотивированное мнение (Т.1 л.д.157), о согласии на увольнение работника Соколов В.С.

До увольнения Соколов В.С. не чинилось никаких препятствий в трудовой деятельности по любой другой вакантной должности в структуре Администрации г.Коврова. Какой либо дискриминации работника со стороны работодателя не осуществлялось, и увольнение Соколов В.С. не является ущемлением его прав и охраняемых законом интересов в области труда.

Решение Главы г.Коврова о присвоении Соколов В.С. классного чина лишь по итогам квалификационного экзамена (Т.1 л.д.68-80) принято в пределах компетенции и в рамках предоставленных полномочий.

Суд установил, что со стороны Администрации г.Коврова не чинилось никаких препятствий в осуществлении профсоюзной деятельности профсоюзных органов, в т.ч. первичной профсоюзной организации СОЦПРОФ работников Администрации г.Коврова, и Ковровскому городскому территориальному союзу СОЦПРОФ. В том числе в целях защиты прав работников Администрацией г.Коврова с профсоюзными организациями заключены отраслевые соглашения на 2011-2013 г. (Т.1 л.д.136-146), в т.ч. с СОЦПРОФ на 2011-2013 г. (Т.1 л.д.119-135) по защите прав и интересов работников.

Т.о.суд пришел к выводу, что увольнение Соколов В.С. с муниципальной должности «начальник УЭиМС г.Коврова», Распоряжением Главы МО город Ковров Владимирской области <ФИО>6 № 01-100-25/лс-38 от 10.05.2011 г. «О прекращении трудового договора и увольнении Соколов В.С.» (л.д.104), на основании п.2 ч.1 ст.81 ТК РФ (сокращение численности (штата) работников организации), осуществлено с соблюдением условий порядка и нарушением процедуры увольнения, не создало нарушений прав и законных интересов работника, т.е. является законным и обоснованным.

Суд полагает, что в данном случае, до увольнения по сокращению штатов, со стороны работника Соколов В.С. имело место злоупотребление им своим правом, выразившиеся в отказе в замещении предложенных вакантных должностей в структуре Администрации г.Коврова, не представлении сведений о своем членстве в иных первичных профсоюзных организациях, намерении представить частный трудовой спор как конфронтацию работодателя Администрации г.Коврова с профсоюзными органами СОЦПРОФ.

Суд находит исковые требования Соколов В.С. к Администрации г.Коврова и Главе г.Коврова о признании незаконным распоряжения № 01-100-25/лс-38 от 10.05.2011 г. об увольнении, восстановлении на работе с 11.05.2011 г. в должности начальника Управления экономики и муниципальной собственности города Коврова, взыскании заработной платы за время вынужденного прогула по состоянию на 23.09.2011 г. в размере 169 029 руб. 88 коп., возложении обязанности присвоить классный чин с 16.03.2011 г., признании дискриминации труда в сфере труда, взыскании компенсации морального вреда в размере 500 000 рублей, не законными и не подлежащими удовлетворению в полном объеме.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

                                                                      Р Е Ш И Л:

Исковые требования Соколов В.С. к Администрации г.Коврова и Главе г.Коврова о признании незаконным распоряжения № 01-100-25/лс-38 от 10.05.2011 г. об увольнении, восстановлении на работе с 11.05.2011 г. в должности начальника Управления экономики и муниципальной собственности города Коврова, взыскании заработной платы за время вынужденного прогула по состоянию на 23.09.2011 г. в размере 169 029 руб. 88 коп., возложении обязанности присвоить классный чин с 16.03.2011 г., признании дискриминации труда в сфере труда, взыскании компенсации морального вреда в размере 500 000 рублей, оставить без удовлетворения.

      На решение может быть подана кассационная жалоба и принесен кассационный протест во Владимирский областной суд через Ковровский городской суд в течение 10 дней с даты изготовления решения в окончательной форме.

      Судья                                                                                                     Д.Е. Самойлов

ВЕРНО.

28.11.2011г.

Судья                                                        Д.Е. Самойлов

Секретарь                                                 Е.М.Селезнёва

Справка: согласно определению от 17 ноября 2011 года Судебная коллегия по гражданским делам Владимирского областного суда определила решение Ковровского городского суда Владимирской области от 23 сентября 2011 года оставить без изменения, кассационные жалобы– без удовлетворения.

Решение суда вступило в законную силу 17 ноября 2011 г.

Подлинник решения суда подшит в гражданском деле № 2-11-2417-2 находящемся в производстве Ковровского городского суда.

Судья                                                        Д.Е. Самойлов

Секретарь                                                 Е.М.Селезнёва