Дело № 2-11-3606-1
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г.Ковров 16 ноября 2011 г.
Ковровский городской суд Владимирской области в составе председательствующего судьи Бондаренко А.А., при секретаре Свищовой А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску
исполняющего обязанности Ковровского городского прокурора в интересах неопределенного круга лиц и Российской Федерации к муниципальному казенному общеобразовательному учреждению «Школа-интернат среднего (полного) образования №1» и управлению образования администрации г.Коврова об устранении нарушений правил пожарной безопасности,
У С Т А Н О В И Л:
Исполняющий обязанности Ковровского городского прокурора, действующий в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц и Российской Федерации, обратился в суд с иском, уточненным в ходе разбирательства дела, к муниципальному общеобразовательному учреждению (впоследствии – муниципальное казенное общеобразовательное учреждение) «Школа-интернат среднего (полного) образования № 1» (далее – МКОУ «Школа-интернат № 1») и управлению образования администрации г.Коврова о возложении обязанности провести организационно-технические мероприятия по устранению нарушений правил пожарной безопасности в срок до 01 марта 2012 г., а именно оборудовать переход, соединяющий основной корпус и корпус столовой, противопожарными дверями первого типа с каждого конца перехода.
В качестве оснований иска прокурор указал, что Ковровской городской прокуратурой проведена проверка соблюдения требований пожарной безопасности в МКОУ «Школа-интернат № 1». В ходе проверки выявлены нарушения требований противопожарного законодательства. В соответствии с п.6.9 СНиПа 31-06-2009, утвержденного приказом Минрегиона России от 01 сентября 2009 г. № 390 (введен в действие с 01 января 2010 г.), пределы огнестойкости ограждающих конструкций переходов между зданиями (корпусами) определенной степени огнестойкости должны соответствовать требованиям, предъявляемым к конструкциям зданий этой степени огнестойкости. При разных степенях огнестойкости зданий (корпусов), соединяемых переходом, ограждающие конструкции переходов должны соответствовать требованиям, предъявляемым к конструкциям зданий более высокой степени огнестойкости. Коммуникационные, в том числе пешеходные тоннели следует проектировать из негорючих материалов. Ограждающие конструкции тоннелей и стены зданий в пределах сечения тоннелей следует предусматривать из негорючих материалов с пределом огнестойкости не менее Е1 120. Двери в проемах этих стен должны быть противопожарными первого типа. Однако в нарушение данных норм и правил переход, соединяющий основной корпус и корпус столовой в МКОУ «Школа-интернат № 1», не оборудован противопожарными дверями первого типа. Несоблюдение требований пожарной безопасности в помещениях здания МКОУ «Школа-интернат № 1» может привести к возникновению пожароопасной ситуации, что повлечет нарушение прав граждан на получение образования.
В судебном заседании представитель Ковровской городской прокуратуры Халатов А.В. иск поддержал.
Представитель ответчика директор МКОУ «Школа-интернат № 1» Русаков Ю.В. с иском не согласился, пояснив, что требования СНиПа 31-06-2009 распространяются на вновь возводимые здания, просил установить срок исполнения возлагаемой обязанности до 01 августа 2012 г., поскольку ремонтные работы в учебное время производить нельзя.
Представитель ответчика управления образования администрации г.Коврова по доверенности Себелева Ю.В. с иском не согласилась, приведя в обоснование то, что в нормативных документах не указано на необходимость установки двух дверей в переходе. В ходе проверки было указано на установку дверей второго типа, а в уточненном иске прокурор требует установить двери первого типа.
Представитель третьего лица управления надзорной деятельности ГУ ГО и ЧС по Владимирской области по доверенности Глухов С.А. с иском согласился, пояснив, что поскольку переход соединяет два отдельных здания, пожар может возникнуть как в одном из этих зданий, так и в переходе, поэтому необходимо установить две двери. Требования СНиП ужесточились, ранее руководствовались СНиП 2.08.02-89, в настоящее время – СНиП 31-016-2009, согласно которому двери в проемах стен переходов должны быть противопожарными первого типа.
Изучив материалы дела, выслушав представителей, суд находит иск подлежащим удовлетворению.
Согласно ст.41 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на охрану здоровья. Статьей первой Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г. № 5487-1 гражданам Российской Федерации гарантируется право на охрану здоровья в соответствии с Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и международными нормами и международными договорами Российской Федерации, Конституциями (уставами) субъектов Российской Федерации.
Статьей первой Федерального закона от 21 декабря 1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» (далее – ФЗ № 69) закреплено, что этот Федеральный закон определяет общие правовые, экономические и социальные основы обеспечения пожарной безопасности в Российской Федерации, регулирует в этой области отношения между органами государственной власти, органами местного самоуправления, учреждениями, организациями, общественными объединениями, должностными лицами, гражданами. Обеспечение пожарной безопасности является одной из важнейших функций государства.
В целях защиты жизни, здоровья, имущества граждан и юридических лиц, государственного и муниципального имущества от пожаров принят Федеральный закон от 22 июля 2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (далее – ФЗ № 123), который определяет основные положения технического регулирования в области пожарной безопасности и устанавливает общие требования пожарной безопасности к объектам защиты (продукции), в том числе к зданиям, сооружениям и строениям, промышленным объектам, пожарно-технической продукции и продукции общего назначения. Федеральные законы о технических регламентах, содержащие требования пожарной безопасности к конкретной продукции, не действуют в части, устанавливающей более низкие, чем установленные настоящим Федеральным законом, требования пожарной безопасности.
В Правилах пожарной безопасности в Российской Федерации ППБ 01-03, утвержденных приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 18 мая 2003 г. № 313 (далее – ППБ 01-03), установлены требования пожарной безопасности, обязательные для применения и исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, их должностными лицами, предпринимателями без образования юридического лица, гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, лицами без гражданства в целях защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды (п.1 ППБ 01-03).
Согласно п.10 ППБ 01-03 собственники имущества, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители и должностные лица организаций, лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности, должны обеспечивать своевременное выполнение требований пожарной безопасности.
В соответствии со ст.38 ФЗ № 69 ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом. Статьей первой ППБ 01-03 установлено, что требования пожарной безопасности – это обязательные для применения и исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями независимо от их форм собственности, их должностными лицами в целях защиты жизни и здоровья граждан, государственного и муниципального имущества, охраны окружающей среды.
Статьей 37 ФЗ № 69 определено, что руководители организаций обязаны: соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности; содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению. Руководители организаций осуществляют непосредственное руководство системой пожарной безопасности в пределах своей компетенции на подведомственных объектах и несут персональную ответственность за соблюдение требований пожарной безопасности.
Как следует из пп.1.3, 2.2 учредителем МОУ «Школа-интернат №1» является администрация г.Коврова, отношения между учреждением и учредителем определяются договором между ними, заключенным в соответствии с законодательством РФ.
Согласно п.2.1. договора с учредителем от 03 сентября 2001 г. учредитель обязуется финансировать учреждение в соответствии с утвержденной сметой из средств городского бюджета по установленным нормативам, осуществлять контроль финансово-хозяйственной деятельности.
Решением Совета народных депутатов г.Коврова от 29 июня 2011 г. № 174 созданы муниципальные казенные учреждения г.Коврова путем изменения типа существующих муниципальных учреждений, в том числе МКОУ «Школа интернат № 1».
На основании п.4.9 Общего порядка управления и распоряжения муниципальной собственностью г.Коврова, утвержденного решением Ковровского городского Совета народных депутатов от 17 января 2001 г. № 2/1, казенное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности указанных средств денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам такого учреждения несет главный распорядитель бюджетных средств, в ведении которого находится казенное учреждение.
Распорядителем денежных средств МКОУ «Школа интернат № 1» является управление образования администрации г.Коврова.
На основании акта проверки от 16 августа 2011 г., проведенной совместно Ковровской городской прокуратурой и отделом надзорной деятельности по г.Коврову и Ковровскому району УНД ГУ ГО и ЧС по Владимирской области установлено, в частности, что переход, соединяющий основной корпус и корпус столовой, не в полном объеме оборудован противопожарными дверями второго типа (одна вместо двух).
В соответствии с п.1 ст.88 ФЗ № 123 части зданий, сооружений, строений, пожарных отсеков, а также помещения различных классов функциональной пожарной опасности должны быть разделены между собой ограждающими конструкциями с нормируемыми пределами огнестойкости и классами конструктивной пожарной опасности или противопожарными преградами. Требования к таким ограждающим конструкциям и типам противопожарных преград устанавливаются с учетом классов функциональной пожарной опасности помещений, величины пожарной нагрузки, степени огнестойкости и класса конструктивной пожарной опасности здания, сооружения, строения, пожарного отсека.
В силу пп.1, 2 ст.89 ФЗ № 123 эвакуационные пути в зданиях, сооружениях и строениях и выходы из зданий, сооружений и строений должны обеспечивать безопасную эвакуацию людей. Расчет эвакуационных путей и выходов производится без учета применяемых в них средств пожаротушения. Размещение помещений с массовым пребыванием людей, в том числе детей и групп населения с ограниченными возможностями передвижения, применение пожароопасных строительных материалов в конструктивных элементах путей эвакуации должны определяться в соответствии с требованиями федеральных законов о соответствующих технических регламентах.
Пунктом 9 ст.89 ФЗ № 123 установлено, что части здания различной функциональной пожарной опасности разделяются противопожарными преградами.
В соответствии с п.6.9 СНиПа 31-06-2009, утвержденного приказом Минрегиона России от 01 сентября 2009 г. № 390 (введен в действие с 01 января 2010 г.), пределы огнестойкости ограждающих конструкций переходов между зданиями (корпусами) определенной степени огнестойкости должны соответствовать требованиям, предъявляемым к конструкциям зданий этой степени огнестойкости. При разных степенях огнестойкости зданий (корпусов), соединяемых переходом, ограждающие конструкции переходов должны соответствовать требованиям, предъявляемым к конструкциям зданий более высокой степени огнестойкости. Коммуникационные, в т.ч. пешеходные, тоннели следует проектировать из негорючих материалов. Ограждающие конструкции тоннелей и стены зданий в пределах сечения тоннелей следует предусматривать из негорючих материалов с пределом огнестойкости не менее Е1 120. Двери в проемах этих стен должны быть противопожарными первого типа.
На основании изложенного суд заключает, что ограждающие конструкции дверей должны быть установлены в пределах сечений помещений столовой, перехода и помещений основного корпуса.
Однако в нарушение данных норм и правил переход, соединяющий основной корпус и корпус столовой не оборудован двумя противопожарными дверями первого типа.
Согласно ч.4 ФЗ № 123 на существующие здания, сооружения и строения, запроектированные и построенные в соответствии с ранее действовавшими требованиями пожарной безопасности, положения данного Федерального закона не распространяются, за исключением случаев, если дальнейшая эксплуатация указанных зданий, сооружений и строений приводит к угрозе жизни или здоровью людей вследствие возможного возникновения пожара. В таких случаях собственник объекта или лицо, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться зданиями, сооружениями и строениями, должны принять меры по приведению системы обеспечения пожарной безопасности объекта защиты в соответствие с требованиями настоящего Федерального закона.
Несоблюдение требований пожарной безопасности в помещениях здания МКОУ «Школа-интернат № 1» может привести к возникновению пожароопасной ситуации, что ставит под угрозу жизнь и здоровье учащихся и работников учреждения, а также причинить имущественный вред собственнику имущества учреждения.
На основании изложенного суд приходит к выводу об обоснованности требований прокурора в указанной части, находя возражения представителей ответчиков безосновательными.
Относительно сроков возложения обязанностей на ответчиков суд отмечает, что оборудование дверей между столовой, переходом и основным корпусом не помешает учебному процессу, в связи с чем суд находит разумным и достаточным срок, заявленный прокурором, то есть до 01 марта 2012 г. В случае же возникновения временных затруднений в исполнении решения суда ответчики вправе на основании ст.434 ГПК РФ обратиться в суд с заявлением об отсрочке его исполнения.
В силу ст.103 ГПК РФ государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов.
Поскольку ответчик МКОУ «Школа интернат № 1» является бюджетной организацией, финансируемой за счет средств местного бюджета, поэтому суд считает возможным уменьшить размер государственной пошлины до нуля.
Ответчик управление образования администрации г.Коврова входит в структуру органа местного самоуправления, который в соответствии с подп.19 п.1 ст.333.36 НК РФ от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, освобожден.
Руководствуясь стст.194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковое заявление исполняющего обязанности Ковровского городского прокурора удовлетворить.
Обязать муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Школа-интернат среднего (полного) образования № 1» и управление образования администрации г.Коврова в срок до 01 марта 2012 г. оборудовать переход, соединяющий основной корпус и корпус столовой, противопожарными дверьми первого типа с каждой стороны перехода.
Кассационные жалоба или представление прокурора могут быть поданы во Владимирский облсуд через Ковровский горсуд в течение 10 дней после принятия судом решения в окончательной форме.
Судья подпись А.А.Бондаренко
Верно.
02.12.2011 года.
Судья А.А. Бондаренко
Секретарь В.Б. Логинова
Справка: решение суда вступило в законную силу 02 декабря 2011 года.
Подлинник решения суда подшит в гражданском деле № 2-11-3606-1, находящемся в производстве Ковровского городского суда.
Судья А.А. Бондаренко
Секретарь В.Б. Логинова