Дело № 2-11-3897-1
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г.Ковров 24 ноября 2011года
Ковровский городской суд Владимирской области в составе:
председательствующего судьи Клоковой Н.В.,
при секретаре Сусловой Д.А.,
с участием помощника представителя ответчика Тимошенкова В.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Коврове гражданское дело по иску Владимирского природоохранного прокурора, действующего в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц, к Унитарному муниципальному предприятию Ковровского района «Нерехта-жилсервис» о возложении обязанности получить разрешение на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду (водные объекты) и решение о предоставлении водных объектов в пользование,
у с т а н о в и л:
Владимирский природоохранный прокурор обратился с иском к Унитарному муниципальному предприятию Ковровского района «Нерехта-жилсервис» о возложении обязанности получить разрешение на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду (водные объекты) и решение о предоставлении водных объектов в пользование в срок до 01 мая 2012 года.
В обоснование заявленных требований указано, что Владимирской природоохранной прокуратурой проведена проверка соблюдения природоохранного законодательства в деятельности УМП Ковровского района «Нерехта-жилсервис». В результате проверки установлено, что предприятию на праве хозяйственного ведения принадлежат следующие источники негативного воздействия на окружающую среду: очистные сооружения, находящиеся по адресу: Владимирская область, Ковровский район, пос.Красный Октябрь, являющиеся источником сброса загрязняющих веществ (нитрат-анионов, хлоридов, фосфатов, сульфатов, взвешенных веществ и др.) в реку Вьюнка; очистные сооружения, находящиеся по адресу: Владимирская область, Ковровский район, дер.Шевинская, являющиеся источником сброса загрязняющих веществ (нитрат-анионов, хлоридов, фосфатов, сульфатов, взвешенных веществ и др.) в водный объект Безымянный; очистные сооружения, находящиеся по адресу: Владимирская область, Ковровский район, пос.Нерехта, ул.Центральная, д.д.33б, 33в, являющиеся источником сброса загрязняющих веществ (нитрат-анионов, хлоридов, фосфатов, сульфатов, взвешенных веществ и др.) в реку Нерехта. С 01 сентября 2010 года основным видом деятельности УМП Ковровского района «Нерехта-Жилсервис» является оказание услуг водоотведения жителям пос.Красный Октябрь, дер.Шевинская, пос.Нерехта Ковровского района. Канализационные стоки от жилых домов, расположенных в указанных населенных пунктах, поступают на очистные сооружения УМП «Ковровского района «Нерехта-жилсервис», после чего сбрасываются в реки Вьюнка, Безымянный и Нерехта. Вышеуказанные очистные сооружения эксплуатируются УМП Ковровского района «Нерехта-жилсервис» в отсутствие решения о предоставлении водного объекта в пользование и разрешения на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду (водные объекты). По данным фактам в отношении директора предприятия Тимошенкова В.П. 12 октября 2011 года возбуждены административные производства по делам об административных правонарушениях, предусмотренных ст.8.1 и ст.7.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Владимирский природоохранный прокурор Шайкин Ю.А., извещенный о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, в судебное заседание не явился, представил письменное заявление о рассмотрении дела без участия представителя прокуратуры.
Представитель ответчика УМП Ковровского района «Нерехта-жилсервис» директор Тимошенков В.П. с исковыми требованиями согласился и пояснил, что неисполнение требований прокурора вызвано длительностью процедуры по оформлению разрешительной документации.
Представитель третьего лица Управления Росприроднадзора по Владимирской области, извещенный о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, в судебное заседание не явился. Руководителем учреждения направлен в адрес суда письменный отзыв, в котором поддерживаются требования природоохранного прокурора, а также содержится ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя учреждения.
Представитель третьего лица Департамента природопользования и охраны окружающей среды администрации Владимирской области в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, о причинах неявки суд не известил.
Суд, выслушав стороны, изучив материалы дела, находит иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст.3 ФЗ «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов:
- допустимость воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду исходя из требований в области охраны окружающей среды;
- ответственность за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды.
Часть 1 статьи 44 Водного кодекса РФ предусматривает, что использование водных объектов для целей сброса сточных вод и (или) дренажных вод осуществляется с соблюдением требований, предусмотренных настоящим Кодексом и законодательством в области охраны окружающей среды.
Согласно ч.1 ст.23 названного выше Закона, для стационарных, передвижных и иных источников воздействия на окружающую среду субъектами хозяйственной и иной деятельности исходя из нормативов допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду, норматив качества окружающей среды, а также технологических нормативов устанавливаются нормативы допустимых сбросов веществ и микроорганизмов.
В соответствии с частью 4 указанной статьи Закона сбросы химических веществ и микроорганизмов в окружающую среду в пределах установленных нормативов допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов, лимитов на выбросы и сбросы допускаются на основании разрешений, выданных органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.
В силу ч.2 ст.11 Водного кодекса РФ водные объекты, находящиеся в федеральной собственности, собственности субъектов РФ, собственности муниципальных образований, предоставляются в пользование для сброса сточных вод на основании решений о предоставлении водных объектов в пользование.
Согласно ч.2 ст.22 Водного кодекса РФ предоставление водных объектов в пользование осуществляется на основании решений исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления.
В ходе судебного разбирательства установлено, что в хозяйственном ведении УМП «Нерехта-жилсервис» имеются очистные сооружения, находящиеся по адресу: Владимирская область, Ковровский район, пос.Красный Октябрь, являющиеся источником сброса загрязняющих веществ в реку Вьюнка; очистные сооружения, находящиеся по адресу: Владимирская область, Ковровский район, дер.Шевинская, являющиеся источником сброса загрязняющих в водный объект Безымянный; очистные сооружения, находящиеся по адресу: Владимирская область, Ковровский район, пос.Нерехта, ул.Центральная, д.д.33б, 33в, являющиеся источником сброса загрязняющих веществ в реку Нерехта.
УМП «Нерехта-жилсервис» осуществляется оказание услуг водоотведения жителям пос.Красный Октябрь, дер.Шевинская, пос.Нерехта Ковровского района. Канализационные стоки от жилых домов, расположенных в указанных населенных пунктах, поступают на очистные сооружения УМП «Ковровского района «Нерехта-жилсервис», после чего сбрасываются в реки Вьюнка, Безымянный и Нерехта.
В нарушение вышеперечисленных требований у ответчика отсутствует разрешение на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду (водные объекты), и решение о предоставлении водного объекта в пользование.
В соответствии с положениями ст. 42 Конституции РФ, ст.8 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.
В силу ч.3 ст.22 Водного кодекса РФ решение о предоставлении водного объекта в пользование в целях сброса сточных вод должно содержать:
- объем допустимых сбросов сточных вод и (или) дренажных вод;
- требования к качеству воды в водных объектах в местах сброса сточных вод и (или) дренажных вод.
Суд соглашается с доводами прокурора, что осуществление ответчиком деятельности по сбросу сточных вод с очистных сооружений в отсутствие необходимой разрешительной документации ведет к бесконтрольному использованию водных объектов, опасности причинения вреда окружающей среде, нарушению указанных выше прав граждан. Тем самым также нарушаются интересы Российской Федерации в области охраны окружающей среды и использования природных ресурсов.
Владимирский природоохранный прокурор обратился в суд в пределах полномочий, предоставленных ему статьей 45 ГПК РФ, в интересах неопределенного круга лиц, как жителей Ковровского района, а также иных лиц, временно пребывающих на территории района.
На основании изложенного, суд полагает возможным исковые требования прокурора удовлетворить, обязать Унитарное муниципальное предприятие Ковровского района «Нерехта-жилсервис» получить разрешение на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду (водные объекты р.Вьюнка, р.Безымянный, р.Нерехта) и решение о предоставлении водных объектов (р.Вьюнка, р.Безымянный, р.Нерехта) в пользование в срок до 01 мая 2012 года.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
р е ш и л :
Исковые требования Владимирского природоохранного прокурора удовлетворить.
Обязать Унитарное муниципальное предприятие Ковровского района «Нерехта-жилсервис» получить разрешение на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду (водные объекты р.Вьюнка, р.Безымянный, р.Нерехта) и решение о предоставлении водных объектов (р.Вьюнка, р.Безымянный, р.Нерехта) в пользование в срок до 01 мая 2012 года.
Решение может быть обжаловано во Владимирский областной суд через Ковровский городской суд в течение 10 дней.
Судья подпись Н.В. Клокова
ВЕРНО.
12.12.2011 года.
Судья Н.В. Клокова
Секретарь Е.Л.Гробова
Справка: решение суда вступило в законную силу 10 декабря 2011 года.
Подлинное решение суда находится в материалах гражданского дело № 2-11-3897-1, находящегося в производстве Ковровского городского суда.
Судья Н.В. Клокова
Секретарь Е.Л.Гробова