Дело № 2-11-3984-1
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Ковров 01 декабря 2011 года
Ковровский городской суд Владимирской области в составе
председательствующего судьи Ким И.Г.,
при секретаре Сидоровой Т.Н.,
с участием прокурора Боруленковой Н.Ю.,
представителя заинтересованных лиц Маланиной Н.В., рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Коврове гражданское дело по заявлению Ковровского городского прокурора о признании недействующим п. 3 Постановления Главы г. Коврова от 01 октября 2004 года № 1345 «Об утверждении тарифов»,
У С Т А Н О В И Л :
Ковровский городской прокурор, выступая от имени государства, которое наделило его полномочиями по осуществлению надзора за исполнением законов на территории муниципального образования г. Ковров, действующий в интересах Российской Федерации, являющейся правовым государством, в порядке ст. 251 ГПК РФ обратился в суд с заявлением о признании недействующим п. 3 Постановления Главы г. Коврова от 01 октября 2004 года № 1345 «Об утверждении тарифов», в соответствии с которым утверждены тарифы на услуги по подготовке и выдаче договора приватизации жилья в размере 300 рублей.
Поводом для обращения прокурора с указанным заявлением послужило обращение гражданина с жалобой на незаконное взимание платы за подготовку и выдачу договора приватизации в размере 300 руб., что противоречит Закону РФ от 04 июля 1991 г. «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», ст. 1 которого предусматривает, что приватизация жилых помещений – бесплатная передача в собственность граждан РФ на добровольной основе занимаемых ими жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде, а для граждан РФ, забронировавших занимаемые жилые помещения, - по месту бронирования жилых помещений.
Согласно ст. 7 названного Закона передача жилых помещений в собственность граждан оформляется договором передачи, заключаемым органами государственной власти или органами местного самоуправления поселений, предприятием, учреждением с гражданином, получающим жилое помещение в собственность в порядке, установленном законодательством. При этом нотариального удостоверения договора передачи не требуется и государственная пошлина не взимается.
Согласно ст. 11 Закона каждый гражданин имеет право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации жилого помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде социального использования один раз.
На основании постановления Главы администрации г. Коврова от 01 октября 2004 года № 1345 «Об утверждении тарифов» при подготовке и выдаче договора приватизации жилья взимается плата 300 руб.
Данное постановление принято в соответствии с решением Ковровского городского Совета народных депутатов от 16 апреля 2003 года № 93 «Об утверждении порядка установления цен (тарифов) на товары (услуги), оказываемые муниципальными предприятиями, учреждениями, организациями г. Коврова», и постановлением Главы г. Коврова от 28 апреля № 815 «Об утверждении положения о муниципальной тарифной комиссии». Данные нормативные правовые акты в настоящее время отменены.
Нормативные правовые акты, в соответствии с которыми утверждено постановление Главы г. Коврова от 01 октября 2004 года № 1345 «Об утверждении тарифов», а также нормативные правовые акты, в соответствии с которыми утверждены решение КГСНД от 16 апреля 2003 года № 93 «Об утверждении порядка установления цен (тарифов) на товары (услуги), оказываемые муниципальными предприятиями, учреждениями, организациями г. Коврова» и постановление Главы г. Коврова от 28 апреля № 815 «Об утверждении положения о муниципальной тарифной комиссии», в настоящее время утратили силу.
Нормативные правовые акты, на основании которых утверждено постановление Главы г. Коврова от 01 октября 2004 года № 1345 «Об утверждении тарифов», как федерального, так и областного уровня касаются регулирования отношений в части установления тарифов в сфере ЖКХ.
П. 4 ч.1 ст.17 ФЗ от 06 октября 2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления РФ» установлено, что в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов и городских округов обладают полномочиями лишь по установлению тарифов на услуги, предоставляемые муниципальными предприятиями и учреждениями.
Следовательно, постановление Главы г. Коврова от 01 октября 2004 года № 1345 «Об утверждении тарифов» в части утверждения тарифа на услуги по подготовке и выдаче договора приватизации подлежит отмене.
В соответствии со ст. 1 ФЗ от 27 июля 2010 года «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» муниципальная услуга, предоставляемая органом местного самоуправления, - это деятельность по реализации функций органа местного самоуправления, которая осуществляется по запросам заявителей в пределах полномочий органа, предоставляющего муниципальные услуги, по решению вопросов местного значения, установленных в соответствии с ФЗ от 06 октября 2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления РФ» и уставами муниципальных образований.
Согласно ст. 8 Закона муниципальные услуги предоставляются заявителям на бесплатной основе.
В силу ст. 12 Закона предоставление государственных и муниципальных услуг осуществляется в соответствии с административными регламентами.
Распоряжением Правительства РФ от 10 июня 2011 года № 1021-р утверждена концепция снижения административных барьеров и повышения доступности государственных и муниципальных услуг на 2011 – 2013 г.г., в которой установлено, что при реализации мероприятий по оптимизации предоставления государственных и муниципальных услуг отдельно следует рассматривать вопросы взимания платы за указанные услуги. В целях предотвращения случаев взимания платы, не предусмотренной нормативными правовыми актами, необходимо провести мероприятия по упорядочению взимания платы с заявителей при предоставлении государственных и муниципальных услуг с внесением соответствующих изменений в нормативные правовые акты (отмена платы или ее перевод в государственную пошлину).
Руководствуясь ст. 77 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления РФ», ч. 1 ст. 1 ФЗ «О прокуратуре РФ», ч. 1 ст. 70 Устава г. Коврова, осуществляя надзор за исполнением органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления городского округа законодательства, Ковровским городским прокурором 06 сентября 2011 года принесен протест на постановление Главы г. Коврова от 01 октября 2004 года № 1345 «Об утверждении тарифов», по результатам рассмотрения которого 22 сентября 2011 года Главой муниципального образования принято решение об его отклонении.
Помощник Ковровского городского прокурора Боруленкова Н.Ю. в судебном заседании заявленные требования поддержала в полном объеме.
Представитель заинтересованных лиц Главы г. Коврова и администрации г. Коврова на основании доверенностей Маланина Н.В. в судебном заседании заявленные прокурором требования не признала, пояснив, что оспариваемое постановление Главы администрации г. Коврова от 01 октября 2004 года № 1345 «Об утверждении тарифов» является не нормативным правовым актом, а муниципальным правовым актом, поскольку не направлен на установление прав и обязанностей и распространяет свое действие на определенный круг граждан, в связи с чем подлежит обжалованию в ином порядке.
В соответствии с Уставом г. Коврова администрация г. Коврова является муниципальным учреждением.
Ссылка прокурора на ст. 12 ФЗ от 27 июля 2010 года «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» не правомерна, поскольку в соответствии со ст. 29 Закона административные регламенты должны быть разработаны и приняты, а информация о них должна быть включена в соответствующие реестры государственных услуг и реестры муниципальных услуг в течение двух лет со дня вступления в силу указанного закона.
Решением Комитета по местному самоуправлению СНД г. Коврова от 22 ноября 2011 года № 119 администрации г. Коврова рекомендовано представить в СНД утвержденный реестр муниципальных услуг и привести проект решения «Об утверждении перечня и порядка определения размера платы за оказание, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления муниципальных услуг» в соответствие с реестром муниципальных услуг и административным регламентом.
Кроме того, полагает, что прокурором пропущен срок для обращения в суд, поскольку данные срок следует исчислять не с момента обращения гражданина, а с момента официального опубликования правового акта(13 октября 2004 года).
Обратила внимание на то обстоятельство, что в случае удовлетворения заявленных прокурором требований, признание данного правового акта возможно лишь с момента вступления в силу (официального опубликования).
Представитель муниципальной тарифной комиссии администрации г. Коврова, привлеченный определением суда от 17 ноября 2011 года к участию в деле в качестве заинтересованного лица, извещенный надлежащим образом о дате и времени судебного разбирательства, в судебное заседание не явился, о причинах неявки не сообщил, об отложении рассмотрения дела не ходатайствовал, возражений на заявленные требования не представил.
Суд, изучив материалы дела, выслушав позиции участников процесса, пояснения свидетеля, приходит к следующим выводам.
Постановлением Главы администрации г. Коврова № 1345 от 01 октября 2004 года в соответствии с решением Ковровского городского Совета народных депутатов № 93 от 16 апреля 2003 года «Об утверждении Порядка установления цен (тарифов) на товары (услуги), оказываемые муниципальными предприятиями, учреждениями, организациями г. Коврова», постановлением Главы администрации г. Коврова № 815 от 28 апреля 2003 года «Об утверждении Положения о муниципальной тарифной комиссии», согласно протоколу заседания тарифной комиссии № 48 от 22 сентября 2004 года, утвержден с 01 ноября 2004 года тариф на услуги по подготовке и выдаче договора приватизации жилья в размере 300 руб. (пункт3).
Указанное постановление было опубликовано 13 октября 2004 года в газете «Знамя труда» № 116.
Данное постановление принято в соответствии с решением Ковровского городского Совета народных депутатов от 16 апреля 2003 года № 93 «Об утверждении порядка установления цен (тарифов) на товары (услуги), оказываемые муниципальными предприятиями, учреждениями, организациями г. Коврова», и постановлением Главы г. Коврова от 28 апреля № 815 «Об утверждении положения о муниципальной тарифной комиссии». Данные нормативные правовые акты в настоящее время отменены.
Нормативные правовые акты, в соответствии с которыми утверждено постановление Главы г. Коврова от 01 октября 2004 года № 1345 «Об утверждении тарифов», а также нормативные правовые акты, в соответствии с которыми утверждены решение КГСНД от 16 апреля 2003 года № 93 «Об утверждении порядка установления цен (тарифов) на товары (услуги), оказываемые муниципальными предприятиями, учреждениями, организациями г. Коврова» и постановление Главы г. Коврова от 28 апреля № 815 «Об утверждении положения о муниципальной тарифной комиссии», в настоящее время утратили силу.
Нормативные правовые акты, на основании которых утверждено постановление Главы г. Коврова от 01 октября 2004 года № 1345 «Об утверждении тарифов», как федерального, так и областного уровня касаются регулирования отношений в части установления тарифов в сфере ЖКХ.
06 сентября 2011 года Ковровский городским прокурором принесен протест на постановление Главы администрации г. Коврова от 01 октября 2004 года № 1345 «Об утверждении тарифов», по результатам рассмотрения которого 22 сентября 2011 года Главой муниципального образования принято решение о его отклонении.
Согласно п. 9 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29 ноября 2007 года № 48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части», существенными признаками, характеризующими нормативный правовой акт, являются: издание его в установленном порядке управомоченным органом государственной власти, органом местного самоуправления или должностным лицом, наличие в нем правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений.
Согласно п. 7 ст. 31 Устава муниципального образования г. Ковров Глава города в пределах своих полномочий, установленных федеральными законами, законами Владимирской области, настоящим Уставом, нормативными правовыми актами городского Совета, издает постановления администрации города по вопросам местного значения.
Постановления Главы администрации, в соответствии с п. 3 ст. 46 Устава г. Коврова, входят в систему муниципальных правовых актов.
Согласно п. 8 ст. 46 Устава г. Коврова Глава города в пределах своих полномочий, установленных федеральными законами, законами Владимирской области, настоящим Уставом, нормативными правовыми актами городского Совета, издает постановления администрации города по вопросам местного значения и вопросам, связанным с осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Владимирской области, а также распоряжения администрации города по вопросам организации работы администрации города.
В соответствии с п. 12 ст. 46 Устава г. Коврова муниципальные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования.
Из анализа данных положений следует, что оспариваемое постановление Главы администрации г. Коврова является муниципальным нормативным правовым актом, поскольку издано управомоченным органом местного самоуправления, в нем содержаться правовые нормы, действие которых распространяется на неопределенный круг лиц, рассчитанные на неоднократное применение, направлены на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений,
Довод представителя заинтересованных лиц Маланиной Н.В. о том, что Постановление Главы администрации г. Коврова № 1345 от 01 октября 2004 года не является нормативным правовым актом, поскольку распространяет свое действие на определенный круг лиц (имеющих право на приватизацию жилого помещения), суд находит несостоятельным в связи с тем, что круг данной категории лиц (имеющих право на приватизацию жилого помещения) изменяется, определить его невозможно, т.к. свое право граждане могут приобрести в связи регистрацией по месту жительства в г. Коврове и утратить (например, в связи со смертью), реализовать данное право в другом муниципальном образовании, либо отказаться от него вовсе. Указанное постановление направлено на урегулирование общественных правоотношений, поскольку предусматривает обязанность лиц, желающих приватизировать жилое помещение, уплатить за подготовку и выдачу договора приватизации определенную сумму денег – 300 руб.
Исходя из положений ст. 1, 7, 11 Закона РФ от 04 июля 1991 г. «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», взимание с заявителей платы за подготовку и выдачу договора приватизации жилого помещения Законом не предусмотрено.
Согласно п.2 ст. 2 ФЗ от 27 июля 2010 года № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» муниципальная услуга, предоставляемая органом местного самоуправления - деятельность по реализации функций органа местного самоуправления, которая осуществляется по запросам заявителей в пределах полномочий органа, предоставляющего муниципальные услуги, по решению вопросов местного значения, установленных в соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и уставами муниципальных образований.
В соответствии со ст. 8 данного Закона муниципальные услуги предоставляются заявителям на бесплатной основе.
Согласно показаниям ФГ, допрошенной в судебном заседании в качестве свидетеля, заявители (граждане, желающие реализовать свое право по приватизации занимаемых ими жилых помещений) не имеют возможности представить свой проект договора приватизации, при этом текст договора занимает 1 печатный лист формата А4; им не разъясняется такая возможность, в список документов, необходимых для оформления договора приватизации включена квитанция об уплате 300 руб. В связи с нарушением своих прав на бесплатную передачу жилого помещения в собственность, ФГ обратилась в прокуратуру за их защитой.
Довод представителя заинтересованных лиц Маланиной Н.В. о том, что прокурором пропущен срок обращения в суд, также является несостоятельным, поскольку оспариваемый нормативный правовой акт сроком действия не ограничен, в связи с чем может быть оспорен в любое время его действия, как для пресечения длящегося нарушения гражданских прав, так и в целях предотвращения негативных последствий в будущем.
Учитывая, что нормативные правовые акты, на основании которых утверждено постановление Главы администрации г. Коврова от 01 октября 2004 года № 1345 «Об утверждении тарифов», как федерального, так и областного уровня касаются регулирования отношений в части установления тарифов в сфере ЖКХ, отменены либо утратили силу, а взимание платы за подготовку и выдачу договора приватизации жилого помещения законодательством не предусмотрено, то и оспариваемое Постановление незаконно и подлежит отмене.
Исходя из положений п. 28 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29 ноября 2007 года № 48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части», если нормативный правовой акт до вынесения решения суда применялся и на основании этого акта были реализованы права граждан и организаций, суд может признать его недействующим полностью или в части со дня вступления решения в законную силу.
На основании вышеизложенного, суд полагает возможным признать пункт 3 Постановления Главы администрации г. Коврова от 01 октября 2004 года № 1345 «Об утверждении тарифов», касающийся утверждения с 01 ноября 2004 года тарифа на услуги по подготовке и выдаче договора приватизации жилья в размере 300 руб. недействующим со дня вступления решения суда в законную силу.
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Заявление Ковровского городского прокурора удовлетворить.
Признать пункт 3 Постановления Главы администрации г. Коврова от 01 октября 2004 года № 1345 «Об утверждении тарифов» недействующим со дня вступления решения суда в законную силу.
На решение может быть подана кассационная жалоба во Владимирский областной суд через Ковровский городской суд в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья подпись И.Г. Ким
ВЕРНО.
20.12.2011 года.
Судья И.Г. Ким
Секретарь В.Б.Логинова
Справка: решение суда вступило в законную силу 17 декабря 2011 года.
Подлинное решение суда подшито в гражданском деле № 2-11-3984-1, находящемся в производстве Ковровского городского суда.
Судья И.Г. Ким
Секретарь В.Б.Логинова