2-4305/2011 ~ М-4122/2011 об оспаривании действия (бездействия) должностного лица медицинской службы УФСИН России по Владимирской области в порядке главы 25 ГПК РФ



Дело № 2-11-4305-1                            

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г.Ковров 22 декабря 2011 года

Ковровский городской суд Владимирской области в составе председательствующего судьи Овчинниковой М.С., при секретаре Яковлевой О.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Яковлева А. В. об оспаривании действий заместителя начальника медицинского отдела УФСИН России по Владимирской области Я.,

У С Т А Н О В И Л:

Яковлев А.В. отбывающий наказание по приговору суда в Федеральном казенном учреждении «Исправительная колония № 6» УФСИН России по Владимирской области п.Пакино Ковровского района (далее – ИК-6), обратился в суд с заявлением о признании незаконными действий заместителя начальника медицинского отдела УФСИН России по Владимирской области Я., выразившихся в отказе от проведения общего анализа крови.

В обоснование заявления Яковлев А.В. указал, что является ВИЧ-инфицированным больным, в связи с чем состоит на диспансерном учете в медицинской части ИК-6 с 2008г., является инвалидом 3группы. В течение длительного периода времени ВИЧ-инфицированным больным не делают общий анализ крови, в то время, как другим осужденным данный анализ делают регулярно, два раза в неделю приезжает лаборант, производит забор крови из пальца, а также по назначению терапевта делают общий анализ крови. На обращение к начальнику медицинского отдела УФСИН России по Владимирской области по поводу забора общего анализа крови, 01.11.11г. им был получен ответ за подписью заместителя начальника медицинского отдела УФСИН России по Владимирской области Я. с отказом в предоставлении данной услуги, мотивированный отсутствием денежных средств для проведения подобных анализов спецконтингенту УИС Владимирской области. Яковлев А.В. полагает, что, отбывая наказание, он не может быть лишен права на получение медицинской помощи в том объеме, в котором получают другие осужденные.

В судебное заседание Яковлев А.В., извещенный о месте и времени судебного заседания надлежащим образом, своего представителя не направил, об отложении разбирательства не просил и суд находит возможным рассмотреть дело в отсутствие заявителя.

Представитель заинтересованного лица УФСИН России по Владимирской области Лохаев Д.С. в судебное заседание не явился, представив письменный отзыв, согласно которого последний общий анализ крови был сделан Яколвеву15.12.10г. в рамках иммунного статуса. Лаборант ФКУ ИК-6 УФСИН России по Владимирской области уволился в начале 2011г. В настоящее время ведется поиск сотрудника на эту должность. Как только сотрудник будет устроен, общий анализ крови Яковлеву будет выполнен. Если в начале 2012г. данный вопрос не решится, то анализ будет поведен ему на базе одной из больниц муниципального здравоохранения при поступлении соответствующего финансирования.

Изучив материалы дела, суд находит заявление подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Статьей 41 Конституции РФ закреплено, что каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.

На основании ч.6 ст.12 Уголовно-исполнительного кодекса РФ осужденные имеют право на охрану здоровья, включая получение первичной медико-санитарной и специализированной медицинской помощи в амбулаторно-поликлинических или стационарных условиях в зависимости от медицинского заключения.

Согласно ст.101 УИК РФ лечебно-профилактическая и санитарно-профилактическая помощь осужденным к лишению свободы организуется и предоставляется в соответствии с Правилами внутреннего распорядка исправительных учреждений и законодательством РФ.

В соответствии с ч.1 ст.29 Основ законодательства об охране здоровья граждан Российской Федерации (далее – Основы) лица, отбывающие наказание в местах лишения свободы, имеют право на получение медицинской помощи в необходимых случаях в учреждениях государственной или муниципальной системы здравоохранения за счет средств соответствующих бюджетов. При этом пункт 9 Порядка организации медицинской помощи лицам, отбывающим наказание в местах лишения свободы и заключенным под стражу, утвержденного Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации и Министерства юстиции Российской Федерации от 17 октября 2005 года № 640/190 (далее – Порядок), с учетом ч.4 ст.20 Основ устанавливает, что предоставляемая указанным лицам медицинская помощь оказывается в объемах, предусмотренных Программой государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи. Таким образом, объем бесплатной медицинской помощи, предоставляемой осужденным к лишению свободы, совпадает с тем, что получают иные граждане.

Пунктами ст. ст. 14-16Федерального закона от 30 марта 1995 г. № 38-ФЗ «О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)» (далее – ФЗ № 38) предусмотрено, что ВИЧ-инфицированным оказываются на общих основаниях все виды медицинской помощи по клиническим показаниям, при этом они пользуются всеми правами, предусмотренными законодательством Российской Федерации об охране здоровья граждан.

Администрации учреждений государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения, оказывающих амбулаторную и стационарную медицинскую помощь, обязаны создать условия для реализации предусмотренных настоящим Федеральным законом прав ВИЧ-инфицированных, а также для предупреждения распространения ВИЧ-инфекции.

Согласно п.6.2. постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 11.01.2011 N 1 "Об утверждении СП 3.1.5.2826-10 "Профилактика ВИЧ-инфекции" (вместе с "СП 3.1.5.2826-10. Санитарно-эпидемиологические правила...")ВИЧ-инфицированные лица подлежат приглашению на первичное и периодические обследования, но при этом не должно нарушаться их право на отказ от обследования и лечения, по собственному выбору.

Как видно из представленных в судебном заседании представителем заинтересованного лица медицинских документов, заявителю при поступлении в ИК-6 установлен диагноз ВИЧ-инфекция.

То обстоятельство, что заявитель является носителем этого заболевания, не оспаривается и представителем заинтересованного лица.

Согласно пп.311-313 Порядка организация диагностики, лечения, диспансерного наблюдения и содержания ВИЧ-инфицированных осуществляется на основании требований законодательства в отношении этой инфекции. Все выявленные ВИЧ-инфицированные лица берутся на диспансерный учет. При постановке больного на учет производится его первичное обследование, целью которого является подтверждение диагноза ВИЧ-инфекции, установление стадии болезни, выявление имеющихся у больного вторичных и сопутствующих заболеваний для определения тактики дальнейшего ведения больного. Повторные обследования проводятся при ухудшении состояния больного и в плановом порядке в зависимости от стадии болезни. Цель планового обследования – своевременное выявление угрозы прогрессирования болезни.

Яковлеву А.В. данный анализ проведен в конце 2010г.

В силу п.1 ст.6 ФЗ № 38 финансовое обеспечение мероприятий по предупреждению распространения ВИЧ-инфекции, проводимых федеральными специализированными медицинскими учреждениями и иными организациями федерального подчинения, относится к расходным обязательствам Российской Федерации.

В соответствии с постановлением Правительства РФ от 31 декабря 2010 г. № 1236 «О порядке закупки и передачи в учреждения государственной и муниципальной систем здравоохранения диагностических средств и антивирусных препаратов для профилактики, выявления и лечения лиц, инфицированных вирусами иммунодефицита человека и гепатитов B и C» закупка диагностических средств для выявления и мониторинга лечения лиц, инфицированных вирусами иммунодефицита человека и гепатитов В и С, и антивирусных препаратов для профилактики и лечения для Федеральной службы исполнения наказаний осуществляет Минздравсоцразвития России. Для этих целей не позднее первого февраля текущего года Федеральная служба исполнения наказаний представляет в Минздравсоцразвития России заявки на поставку диагностических средств и антивирусных препаратов с указанием в них наименований учреждений, являющихся получателями диагностических средств, наименований антивирусных препаратов и объемов их поставки.

Отсутствие должного финансирования либо сотрудника, который может взять общий анализ крови в исправительном учреждении не может служить основанием для отказа Яковлеву А.В. в заборе его крови.

Поскольку обследование ВИЧ-инфицированных, в том числе путем забора общего анализа крови осужденных, отбывающих наказание в исправительных учреждениях, должно осуществляться бесплатно и в установленные сроки, отказ заместителя начальника медицинского отдела УФСИН России по Владимирской области Я. в предоставлении данной медицинской услуги осужденному Яковлеву является незаконным.

Руководствуясь стст.194-199ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Заявление Яковлева А. В. об оспаривании действий заместителя начальника медицинского отдела УФСИН России по Владимирской области Я. удовлетворить.

Признать действия начальника медицинского отдела УФСИН России по Владимирской области Я., выразившиеся в отказе осужденному Яковлеву А. В. в проведении общего анализа крови незаконными.

Обязать УФСИН России по Владимирской области организовать проведение осужденному Я. общего анализа крови.

Кассационная жалоба может быть подана во Владимирский облсуд через Ковровский горсуд в течение 10 дней после принятия судом решения в окончательной форме.

Судья         М.С. Овчинникова

Мотивированное решение изготовлено 26.12.10г.