2-150/2012 (2-4092/2011;) ~ М-3872/2011 о признании незаконной корректировки размера оплаты по отоплению



Дело № 2-12-150-1     

РЕШЕНИЕ

Именем российской Федерации

18 января 2012 года

Ковровский городской суд Владимирской области в составе:

председательствующего судьи Клоковой Н.В.,

при секретаре Туманове А.В.,

с участием ответчиков Дворецкого С.Ю., Дворецкой Т.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Коврове гражданское дело по иску Общества с ограниченной ответственностью «Ковровская сетевая компания» к Дворецкой Т. В., Дворецкому С. Б. о взыскании задолженности по оплате потребленной тепловой энергии и встречному исковому заявлению Дворецких Т. В., С. Б. к Обществу с ограниченной ответственностью «Ковровская сетевая компания» о признании незаконными действий по производству корректировки размера платы за отопление за 2008 год,

у с т а н о в и л :

    

    Общество с ограниченной ответственностью «Ковровская сетевая компания» обратилось в суд с исковым заявлением о взыскании с Дворецкого С. Б., Дворецкой Т. В. в солидарном порядке задолженности по оплате потребленной тепловой энергии за период с 1 января 2009 года по 31 марта 2010 года в сумме 2908, 64 руб, пени в размере 334 руб. 15 коп., расходов по оплате государственной пошлины в размере 400 рублей.

В обоснование заявленных требований указано, что в силу положений ст.ст. 539-548 Гражданского кодекса РФ между энергоснабжающей организацией и ответчиками-абонентами заключен договор энергоснабжения. Для расчетов за поставленную электроэнергию открыт лицевой счет №30003751. В период с 1 января 2009 года по 31 марта 2010 года ответчикам была поставлена тепловая энергия на сумму 16786 рублей 52 коп, размер которой определен с учетом корректировки платы за отопление за 2008 год. Дворецкие оплатили потребленную энергию частично. Задолженность составляет 2908 руб. 64 коп.

Ответчики Дворецкие Т.В. и С.Б. с исковыми требованиями не согласились, предъявили встречные исковые требования о признании незаконными действий по производству корректировки размера платы за отопление за 2008 год. В обоснование возражений на первоначальный иск и в обоснование заявленных требований пояснили, что задолженность по оплате потребленной тепловой энергии образовалась в результате произведенной истцом в 2009 году корректировки размера платы за отопление за 2008 год. Корректировка размера платы за отопление была произведена истцом основании Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ №307 с применением Методики определения количества тепловой энергии и теплоносителя в водяных системах коммунального теплоснабжения, утвержденной приказом Госстроя РФ от 6 мая 2000 года №105. Полагали, что применение ресурсоснабжающей организацией Методики, утвержденной приказом Госстроя РФ от 6 мая 2000 года №105, при осуществлении корректировки размера платы за отопление, является незаконным, поскольку данный документ не зарегистрирован в установленном Законом порядке в Министерстве юстиции РФ. Просили суд отказать ООО «КСК» в удовлетворении заявленных требований в полном объеме. Настаивали на удовлетворении встречных требований.

Представитель истца ООО «Ковровская сетевая компания» Королькова Т.В., извещенная надлежащим образом о времени и месте слушания дела, в судебное заседание не явилась, направила в адрес суда письменное ходатайство о рассмотрении дела в ее отсутствие.

Суд, изучив материалы дела, выслушав ответчиков, приходит к следующим выводам.

Дворецкие С.Б. и Т.В. проживают и зарегистрированы в квартире <адрес>.

В ходе судебного разбирательства достоверно установлено, что в оспариваемый период ООО «КСК» осуществляло поставку тепловой энергии в жилой дом <адрес>.

Договор теплоснабжения, как следует из пояснений ответчика, между собственниками жилого помещения и ООО «КСК» в письменном виде не заключался.

В соответствии с частью 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии - исходя из нормативов потребления коммунальных услуг. Правила предоставления коммунальных услуг гражданам устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Во исполнение указанной правовой нормы Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года N 307 "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам" были утверждены Правила предоставления коммунальных услуг гражданам, регулирующие отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливающие их права и обязанности, ответственность, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении и порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность (п. 1 Правил).

В соответствии с пунктом 3 Правил исполнителем коммунальных услуг является юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, предоставляющие коммунальные услуги, производящие или приобретающие коммунальные ресурсы и отвечающие за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги. Исполнителями могут быть управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищностроительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив, а при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений - иная организация, производящая или приобретающая коммунальные ресурсы.

Из пункта 7 Правил следует, что при отсутствии у собственников помещений в многоквартирном доме (в случае непосредственного управления таким домом) договора, заключенного с исполнителем, указанные собственники заключают договор о приобретении тепловой энергии непосредственно с теплоснабжающей организацией. В этом случае теплоснабжающая организация несет ответственность за режим и качество подачи тепловой энергии на границе сетей, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, с тепловыми сетями.Собственники помещений в многоквартирном доме вносят плату за приобретенные у теплоснабжающей организации объемы (количество) тепловой энергии исходя из показаний приборов учета, установленных на границе сетей, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме с тепловыми сетями, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.

Пунктом 8 Правил предусмотрено, что условия договора о приобретении коммунальных ресурсов, заключаемого с ресурсоснабжающими организациями с целью обеспечения потребителя коммунальными услугами, не должны противоречить этим Правилам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации.

В ходе судебного разбирательства установлено, что общедомовой прибор учета тепловой энергии в <адрес> допущен в эксплуатацию с 1 января 2010 года.

В соответствии с пунктом 19 Правил при отсутствии коллективных (общедомовых), общих (квартирных) и индивидуальных приборов учета размер платы за коммунальные услуги в жилых помещениях определяется:

а) для отопления - в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 приложения № 2 к настоящим Правилам размер платы за отопление (руб.) в i-том жилом помещении многоквартирного дома определяется по формуле:

Р о i = S i х N t x T, где:

S i - общая площадь i-того помещения (квартиры) в многоквартирном доме или общая площадь жилого дома (кв. м);

N t - норматив потребления тепловой энергии на отопление (Гкал/кв. м);

Т - тариф на тепловую энергию, установленный в соответствии с законодательством Российской Федерации (руб./Гкал).

При этом, исполнитель производит 1 раз в год корректировку размера платы за отопление в соответствии с подпунктом 2 пункта 1 приложения № 2 к настоящим Правилам по формуле:

S

i

P = P x ---- - P,

ok.i k.p S fn.i

D

где:

P k.p - размер платы за потребленную в многоквартирном доме (жилом доме) тепловую энергию, определенный ресурсоснабжающей организацией расчетным путем в порядке, установленном законодательством РФ (руб.);

S i - общая площадь i-того помещения (квартиры) в многоквартирном доме или общая площадь жилого дома (кв. м);

S D - общая площадь всех помещений (квартир, нежилых помещений) в многоквартирном доме или всех помещений жилого дома (кв. м);

P fn.i - общий размер платы за отопление в i-том жилом помещении многоквартирном доме (жилом доме) за прошедший год (руб).

     Таким образом, формулы корректировки предусматривают включение в нее показателей, определяемых ресурсоснабжающей организацией расчетным путем в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Действия ресурсоснабжающей организации при производстве корректировки размера платы за отопление за 2008 год по применению Методики определения количества тепловой энергии и теплоносителя в водяных системах коммунального теплоснабжения, утвержденной приказом Госстроя РФ от 6 мая 2000 года №105, нельзя признать законными, поскольку данный документ не зарегистрирован в Министерстве юстиции РФ и в установленном Указом Президента РФ №763 от 23 мая 1996 года порядке не опубликован.

Ввиду отсутствия на момент производства корректировки и на настоящий момент принятого в установленном законом порядке нормативно-правового акта, регламентирующего расчетный метод определения количества поставленной тепловой энергии при отсутствии приборов учета, суд пришел к выводу, что ресурсоснабжающая организация при определении размера платы за отопление должна была исходить из установленных для граждан нормативов потребления. Кроме того, Постановлением Правительства РФ №354 от 6 мая 2011 года обязанность исполнителя по произведению корректировки размера платы за отопление при отсутствии прибора учета, предусмотренной пунктом 19 Правил, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года N 307, исключена.

Исходя из этого, и принимая во внимание то, что начисление размера платы за отопление в течение 2008 года ответчикам производилось на основании норматива потребления, установленного решением Ковровского городского Совета народных депутатов, суд пришел к выводу, что у ООО «КСК», поставляющей тепловую энергию ответчикам в оспариваемый период, отсутствовали основания для проведения корректировки платы за отопление.

При таких обстоятельствах, суд находит встречный иск подлежащим удовлетворению, а первоначальные требования необоснованными и подлежащими отклонению.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

р е ш и л :

Исковые требования Общества с ограниченной ответственностью «Ковровская сетевая компания» к Дворецкой Т. В., Дворецкому С. Б. о взыскании задолженности по оплате потребленной тепловой энергии оставить без удовлетворения.

Встречные исковые требования Дворецких Т. В., С. Б. к Обществу с ограниченной ответственностью «Ковровская сетевая компания» удовлетворить.

Признать действия Общества с ограниченной ответственностью «Ковровская сетевая компания» по производству корректировки размера платы за отопление за 2008 год незаконными.

Решение может быть обжаловано во Владимирский областной суд через Ковровский городской суд в течение 1 месяца.

Судья подпись Н.В. Клокова

ВЕРНО.

27.02.2012 года.

Судья Н.В. Клокова

Секретарь В.Б. Логинова

Справка: решение суда вступило в законную силу 25 февраля 2012 года.

Подлинное решение суда находится в материалах гражданского дело № 2-12-150-1, находящегося в производстве Ковровского городского суда.

Судья Н.В. Клокова

Секретарь В.Б. Логинова