2-1372/2012 ~ М-864/2012 о признании незаконным решения организационно-методической комиссии № 311-1В771557 от 07.11.2011 года о предоставлении права работнику Осиповой Любови Павловне на сохранение заработной платы за третий



Дело № 2-12-1372-1 Р Е Ш Е Н И Е    

Именем Российской Федерации

10 мая 2012 года

Ковровский городской суд Владимирской области в составе: председательствующего судьи Самойлова Д.Е., при секретаре Ремизовой А.В., с участием представителя истца Открытого акционерного общества «Ковровский приборостроительный завод» по доверенности Огурцовой Т.Е., представителя ответчика Государственного казенного учреждения Владимирской области «Центр занятости населения города Коврова» по доверенности Осипова Д.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Открытого акционерного общества «Ковровский приборостроительный завод» к Государственному казенному учреждению Владимирской области «Центр занятости населения города Коврова» о признании незаконным решения организационно-методической комиссии <№> от <дата> о предоставлении права работнику Осиповой Л. П. на сохранение заработной платы за третий месяц со дня увольнения в связи с сокращением штата на основании ст. 178 Трудового кодекса РФ,

УСТАНОВИЛ:

26.03.2012 г. ОАО «Ковровский приборостроительный завод» (далее по тексту ОАО «КПЗ») обратился в суд с иском к ГКУ Владимирской области «Центр занятости населения города Коврова» (далее по тексту ГКУ ВО «ЦЗН г. Коврова») о признании незаконным решения организационно-методической комиссии <№> от <дата> о предоставлении права работнику Осиповой Л. П. на сохранение заработной платы за третий месяц со дня увольнения в связи с сокращением штата на основании ст. 178 Трудового кодекса РФ.

В судебном заседании представитель ОАО «КПЗ» по доверенности Огурцова Т.В. заявленные исковые требования поддержала и пояснила, что Осипова Л.П. являлась работником данного предприятия. <дата> она уволена в связи с сокращением штата. Оспариваемым решением ГКУ ВО «ЦЗН г. Коврова» признал за Осиповой Л.П. право на сохранение заработной платы за третий месяц со дня увольнения. Ссылаясь на п. 17 Порядка регистрации безработных граждан, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 22.04.1997 года № 458, а также на абзац 3 п.2 ст.3 Закона «О занятости населения в РФ» считает, что Осипова Л.П. не могла быть признана безработной. В связи с этим полагает, что положения ч.2 ст.178 ТК РФ на нее не распространяется, поскольку она на момент увольнения являлась пенсионером по возрасту.

Представитель ответчика ГКУ ВО «Центр занятости населения города Коврова» по доверенности Осипов Д.Н. с иском ОАО «КПЗ» не согласился, указал на то, что в соответствии со статьей 178 ТК РФ при расторжении трудового договора в связи с ликвидацией организации, либо сокращением численности или штата работников организации уволенному работнику выплачивается выходное пособие в размере среднего месячного заработка, а также за ним сохраняется средний месячный заработок в течение третьего месяца со дня увольнения по решению службы занятости населения при условии, если в двухнедельный срок после увольнения работник обратился в этот орган и не был им трудоустроен.

Считает, что из приведенной правовой нормы не усматривается установления действующим законодательством каких-либо ограничений права на сохранение средней заработанной платы на период трудоустройства в течение третьего месяца со дня увольнения в отношении уволенных по пунктам 2 статьи 81 Трудового кодекса РФ работников, являющихся пенсионерами и получающими пенсию по старости. Служба занятости с момента обращения пенсионера за трудоустройством, в порядке ст.2 Закона о занятости населения в РФ считает его занятым, соответственно не регистрирует его для получения статуса безработного с дальнейшей выплатой пособия по безработице. Однако, запрета на первичную регистрацию и регистрацию в целях поиска подходящей работы гражданина, которому назначена пенсия по старости (возрасту), за выслугу лет действующим Порядком регистрации безработных граждан, утвержденным Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 30.09.2010 года №847н, не установлено. Также полагает, что гарантии социальной поддержки безработных, установленные в ст.28 Закона о занятости населения в РФ отличаются от гарантий и компенсаций, установленных трудовым законодательством, и не должны подменяться при разрешении отношений, регулируемых различными отраслями права. Осипова Л.П. была зарегистрирована в центре занятости населения г. Коврова как гражданин, ищущий работы, <дата>. В службу занятости она обратилась в двухнедельный срок со дня увольнения по ликвидации предприятия ОАО «КПЗ» <дата>, и не была трудоустроена по истечении третьего месяца со дня увольнения. В связи с этим считает, что оспариваемое решение выдано Осиповой Л.П. на законных основаниях и ОАО «КПЗ» должно ей выплатить среднюю заработную плату за третий месяц со дня увольнения.

Третье лицо Осипова Л.П. в судебное заседание не явилась. О времени и месте рассмотрения дела извещалась судом надлежащим образом почтовым уведомлением, возвращенным почтамтом за истечением срока хранения в связи с неявкой адресата за получением.

Суд, выслушав стороны, и их представителей, приходит к следующим выводам.

В соответствии со ст. 178 ТК РФ при расторжении трудового договора в связи с ликвидацией организации (пункт 1 части первой статьи 81 настоящего Кодекса) либо сокращением численности или штата работников организации (пункт 2 части первой статьи 81 настоящего Кодекса) увольняемому работнику выплачивается выходное пособие в размере среднего месячного заработка, а также за ним сохраняется средний месячный заработок на период трудоустройства, но не свыше двух месяцев со дня увольнения (с зачетом выходного пособия).

В исключительных случаях средний месячный заработок сохраняется за уволенным работником в течение третьего месяца со дня увольнения по решению органа службы занятости населения при условии, если в двухнедельный срок после увольнения работник обратился в этот орган и не был им трудоустроен.

Судом установлено, что <дата> Осипова Л.П. была уволена из ОАО «Ковровский приборостроительный завод» по п. 1 ч. 1 ст. 81 ТК РФ в связи с ликвидацией организации, что подтверждается приказом и записью в трудовой книжке. В течение двух недель со дня увольнения Осипова Л.П. <дата> встала на учет в ГКУ ВО «Центр занятости населения города Коврова». ОАО «КПЗ» выплатил Осиповой Л.П. месячный заработок за первый и второй месяцы на период трудоустройства.

В соответствии с решением <№> от <дата> организационно-методической комиссии ГКУ ВО «Центр занятости населения города Коврова» на основании ст. 178 ТК РФ Осиповой Л.П. предоставлено право на сохранение среднего месячного заработка в течение третьего месяца со дня увольнения по последнему месту работы, поскольку были соблюдены все предусмотренные законодательством условия: Осипова Л.П. обратилась ГКУ ВО «ЦЗН г. Коврова» в течение двух недель после увольнения и не была трудоустроена в течении третьего месяца со дня увольнения.ОАО «КПЗ» оспаривает указанное выше решение ГКУ ВО «ЦЗН г. Коврова», поскольку считает, что в связи с наличием у истца мер социальной поддержки от государства в виде пенсии по старости, не подлежит выплате средний месячный заработок за третий месяц на период трудоустройства.

Указанный довод ОАО «КПЗ» суд считает несостоятельным со следующим основаниями.

Работником как стороной трудового договора в силу положений статей 56 и 63 ТК РФ может быть любой гражданин, достигший 16-летнего возраста. Иных возрастных критериев заключения трудового договора законодательство не содержит. Следовательно, лица, достигшие пенсионного возраста и состоящие в трудовых отношениях с работодателем, являются субъектами правоотношений, на которых распространяются положения трудового законодательства, включая установленные трудовым кодексом гарантии и компенсации.

Согласно статье 5 Закона Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации» государственная политика в области содействия занятости населения направлена на обеспечение равных возможностей всем гражданам Российской Федерации независимо от национальности, пола, возраста, социального положения, политических убеждений и отношения к религии в реализации права на добровольный труд и свободный выбор занятости.

В соответствии со статьей 8 названного Закона граждане имеют право на выбор места работы путем прямого обращения к работодателям или путем бесплатного посредничества органов службы занятости.

Постановлением Госкомтруда СССР от 02.03.1988 г. № 113/9-64 утверждено Положением о порядке высвобождения и трудоустройства, рабочих и служащих и предоставления им льгот и компенсаций, которое предписывает органам службы занятости выдачу справки о сохранении средней заработной платы за 3 месяц после увольнения при условии выполнения уволенным работником своевременного обращения в службу занятости и невозможности трудоустройства обратившегося работника по истечению 3-х месяцев со дня увольнения.

В соответствии с пунктом 12 указанного Положения выплата сохраняемого среднего заработка на период трудоустройства производится после увольнения работника по предъявлению работником паспорта и трудовой книжки, а за третий месяц со дня увольнения-справки органа трудоустройства. Пунктами 15-17 названного Положения, предусмотрено, что трудоустройство работников, уволенных в связи с сокращением численности или штата либо в связи с реорганизацией или ликвидацией предприятия, осуществляется органами по трудоустройству. На работника, обратившегося в органы по трудоустройству, заполняется карточка персонального учета по установленной форме с указанием даты обращения.

Суд соглашается с доводами представителя ГКУ ВО «ЦЗН г. Коврова» о том, что невозможность признания в статусе безработного лица, которому назначена трудовая пенсия по старости и имеющего государственное социальное обеспечение, не может быть применима к данной категории лиц при разрешении вопроса о предоставлении права работнику на компенсационную выплату за третий месяц.

Исходя из положений статьи 2 Закона о занятости и пункта 1 Порядка регистрации безработных граждан, утвержденного Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 30.09. 2010 года № 847н, определяющих начальную регистрацию граждан в целях поиска работы (ищущих работу), не каждое обращение граждан в органы службы занятости должно заканчиваться принятием решения о регистрации в качестве безработного или об отказе в такой регистрации. В связи с этим, оснований утверждать, что органы службы занятости могут и должны оказывать содействие в трудоустройстве только гражданам, признанным в установленном законом порядке безработными, не имеется.

В соответствии со ст. 12 Закона о занятости государство гарантирует гражданам РФ бесплатное содействие в подборе подходящей работы и трудоустройстве при посредничестве органов службы занятости. Следовательно, период, в течение которого органы службы занятости оказывают содействие гражданам в поиске подходящей работы, не ограничиваются 10 днями и таким образом вправе выносить решение о сохранении среднего заработка в течение третьего месяца со дня увольнения в отношении граждан, которые не могут быть зарегистрированы в качестве безработных.

Запрета на первичную регистрацию и регистрацию в целях поиска подходящей работы гражданина, которому назначена пенсия по старости (возрасту), за выслугу лет, названным Порядком не установлено. Таким образом, гарантии социальной поддержки безработных, установленные в статье 28 Закона о Занятости населения в Российской Федерации отличаются от гарантий и компенсаций, установленных трудовым законодательством и которые не должны подменяться при разрешении данного спора.

Согласно карточке персонального учета гражданина ищущего работу на имя Осиповой Л.П. зарегистрированной в ГКУ ВО «ЦЗН города Коврова» <дата>, последняя обратилась в службу занятости в двухнедельный срок со дня увольнения в связи с ликвидацией предприятия ОАО «КПЗ» <дата>, и не была трудоустроена по истечении третьего месяца со дня увольнения.

На основании изложенного, правовых оснований для удовлетворения исковых требований ОАО «КПЗ» к ГКУ ВО «ЦЗН г. Коврова» о признании незаконным решения организационно-методической комиссии <№> от <дата> о предоставлении права работнику Осиповой Л. П. на сохранение заработной платы за третий месяц со дня увольнения в связи с сокращением штата на основании ст. 178 Трудового кодекса РФ не имеется.

В силу ст.98 ГПК РФ с ответчика ОАО «КПЗ» в доход бюджета подлежит довзысканию в соответствии с п.3 ч.1 ст.333.19 НК РФ государственная пошлина в размере 4 000 руб. ( четыре тысячи) рублей.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Открытого акционерного общества «Ковровский приборостроительный завод» к Государственному казенному учреждению Владимирской области «Центр занятости населения города Коврова» о признании незаконным решения <№> от <дата> о предоставлении Осиповой Л. П. права на сохранение заработной платы за третий месяц со дня увольнения в связи с сокращением штата на основании ст. 178 ТК РФ, оставить без удовлетворения.

Взыскать с Открытого акционерного общества «Ковровский приборостроительный завод» в доход бюджета государственную пошлину в размере 4 000 ( четыре тысячи ) рублей.

На решение может быть подана апелляционная жалоба во Владимирский областной суд через Ковровский городской суд в течение одного месяца.

Судья подпись Д.Е.Самойлов

ВЕРНО.

18.06.2012 года.

Судья Д.Е.Самойлов

Секретарь Р.Ю.Старостенко

Справка: решение суда вступило в законную силу 14 июня 2012 года.

Подлинное решение суда находится в материалах гражданского дела № 2-12-1372-1, находящегося в производстве Ковровского городского суда.

Судья Д.Е.Самойлов

Секретарь Р.Ю.Старостенко