Дело № 2-12-141-1
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Ковров 31 мая 2012 года
Ковровский городской суд Владимирской области в составе председательствующего судьи Шелутинской Л.В., при секретаре Бахиревой С.В., с участием представителя истца помощника Ковровского городского прокурора Кузнецовой А.А.,
рассмотрев исковое заявление Ковровского городского прокурора в интересах Мадарина И. А. к администрации города Коврова, администрации Владимирской области о возложении обязанности обеспечить жилыми помещениями за счет средств бюджета Владимирской области
УСТАНОВИЛ:
Ковровский городской прокурор в интересах Мадарина И.А. обратился в суд с заявлением (с учетом уточнений) к администрации города Коврова, администрации Владимирской области о возложении обязанности обеспечить вне очереди по договору социального найма жилым помещением, отвечающими санитарным и техническим требованиям, площадью не менее 26 кв. метров в границах г. Коврова за счет средств бюджета Владимирской области.
В судебном заседании помощник прокурор Кузнецова А.А. уточненные исковые требования поддержала, обосновав их следующим. Мадарин И.А. относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, признан нуждающимся в жилых помещениях и поставлен на учет. 21.02.2009 г. над Мадариным И.А. снято попечительство за достижением 18 летнего возраста, однако до настоящего времени проживает с опекуном в принадлежащей последнему квартире по адресу: <адрес> До настоящего времени конкретные меры по обеспечению жильем истца не приняты. Закон Владимирской области «О государственном обеспечении и социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» возложил на органы местного самоуправления полномочиями. Согласно Конституции РФ семья, материнство и детство находятся под охраной. Администрацией Владимирской области было выделено недостаточно денежных средств.
Истец Мадарин И.А. в судебное заседание не явился, о месте и времени которого извещен заблаговременно надлежащим образом, ходатайствовал о рассмотрении дела без своего участия.
Представитель ответчика администрации Владимирской области и третьего лица Департамента образования администрации Владимирской области Быкова Л.В. в судебное заседание не явилась, ходатайствуя о рассмотрении дела без своего участия, представив письменный отзыв.
В соответствии с подпунктом 24 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым ими самостоятельно за счет средств субъектов РФ (за исключением субвенций из федерального бюджета) отнесены вопросы социальной поддержки детей-сирот, безнадзорных детей и детей, оставшихся без попечения родителей. Пунктом 6 ст. 26.3 Закона 184-ФЗ предусмотрена возможность наделения органов местного самоуправления указанным государственным полномочием, в установленном законом порядке. Законом Владимирской области от 28.12. 2005 № 201-03 «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Владимирской области по исполнению мер государственного обеспечения и социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее - Закон № 201-03) полномочие по приобретению для предоставления вне очереди по договорам социального найма жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющим закрепленного жилого помещения, после окончания их пребывания в образовательном учреждении, учреждении социального обслуживания, в приемных семьях, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении их из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях передано органам местного самоуправления.
Положения областного закона, предусматривающее наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями, вводятся в действие ежегодно законом Владимирской области об областном бюджете Владимирской области на очередной финансовый год при условии, если законом Владимирской области об областном бюджете предусмотрено предоставление субвенций органам местного самоуправления на осуществление переданных законом государственных полномочий (статья 11 Закона № 201-03). В статье 2 закона Владимирской области в перечне муниципальных образований, органы местного самоуправления которых наделяются отдельными государственными полномочиями указан МО г. Ковров. Распределение субвенций местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации утверждается законом о бюджете субъекта РФ по каждому муниципальному образованию и виду субвенции, пункт 5 статьи 140 БК РФ). Финансовые средства, передаваемые органам местного самоуправления для осуществления переданных государственных полномочий, ежегодно предусматриваются в составе областного бюджета в виде субвенций (статья 6 Закона № 201-03). Так, Законом Владимирской области от 24.12.2010 № 126-03 «Об областном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов» на реализацию в 2011 году вышеназванного государственного полномочия муниципальному образованию г. Ковров выделены субвенции в сумме 6730 (Таблица 32 приложения 11 указанного закона). Бюджетные средства 2011 года доведены до получателей - органов местного самоуправления в полном объеме. Финансовые средства, запланированные в бюджете области на 2012 год, в размере 8190 тыс. руб. 13 января 2012 года (6370) переведены через департамент образования администрации области на счета получателей.
Администрация Владимирской области правом самостоятельно устанавливать бюджетные расходные обязательства Владимирской области и размеры субвенций муниципальных образований на выполнение переданных им государственных полномочий не наделена.
Кроме того представить ответчика администрации Владимирской области Быкова Л.В. указала на отсутствие каких – либо требований прокурора г. Коврова к администрации области.
Представить ответчика администрации г. Коврова Старостина Н.Н. в судебное заседание не явилась, ходатайствуя о рассмотрении дела без своего участия, выразив согласие с уточненными требованиями прокурора.
Представить третьего лица Управления образования администрации г. Коврова в судебное заседание не явился, о месте и времени которого извещен заблаговременно надлежащим образом.
Разрешая вопрос о возможности рассмотрения дела в отсутствии не явившихся истца Мадарина И.А., ответчиков администрации г. Коврова и администрации Владимирской области, представителей третьих лиц Департамента администрации Владимирской области и Управления образования администрации г. Коврова, суд принимает во внимание их извещение о месте и времени судебного разбирательства посредством направления судебных извещений, своевременным и достаточным для подготовки к делу и явки в суд, учитывает их ходатайства о рассмотрении дела в их отсутствие, полагает возможным рассмотреть заявление в отсутствие не явившихся лиц.
Выслушав прокурора, свидетеля ЛГ, подтвердившую отсутствие жилья у Мадарина И.А., изучив документы, суд приходит к следующим выводам.
Постановлением Главы муниципального образования г. Ковров от 07.06.02 г. № 600 над несовершеннолетним Мадариным И.А. установлена опека. Постановлением Главы муниципального образования г. Ковров от 14.05.09 г. № 903 Мадарин И.А. признан нуждающимся в жилом помещении и поставлен на учет, включен в список на внеочередное предоставление жилых помещений.
<дата> над Мадариным И.А. снято попечительство за достижением 18 летнего возраста, однако до настоящего времени проживает с опекуном в принадлежащей последнему квартире по адресу: <адрес>
Согласно ч. 1 ст. 57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности, исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев. Пункт 2 части 2 статьи 57 предусматривает, что вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детям, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Положениями ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» предусмотрено, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального о6служивания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.В определении от 07.06.11 г. № 746-О-О Конституционный суд Российской Федерации указал, что действующими нормами Жилищного кодекса РФ предусмотрено внеочередное предоставление жилых помещений по договорам социального найма, признанными в установленном законом порядке малоимущими и нуждающимися в жилых помещениях, в том числе при наличии закрепленного за ними жилого помещения общей площадью, менее учетной нормы, приходящейся на одного члена семьи.
Законом Владимирской области от 28 декабря 2005 года № 201-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Владимирской области по исполнению мер государственного обеспечения и социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» органы местного самоуправления города Коврова наделены отдельными государственными полномочиями Владимирской области по исполнению мер социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В соответствии с п. 8 ч. 1 ст. 1 Закона Владимирской области от 28 декабря 2005 года № 201-ОЗ органы местного самоуправления города Коврова наделены отдельными государственными полномочиями по приобретению для предоставления вне очереди по договорам социального найма жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, после окончания их пребывания в образовательном учреждении, учреждении социального обслуживания, в приемных семьях, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении их из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
В силу п. 1 ч. 2 ст. 5 Закона Владимирской области от 28 декабря 2005 года № 201-ОЗ органы государственной власти Владимирской области обязаны обеспечить передачу органам местного самоуправления финансовых средств, необходимых для осуществления отдельных государственных полномочий.
Согласно ч. 5 ст. 19 Федерального закона от 06 октября 2003 года Ns 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счёт предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов.
В соответствии с ч. 4 ст. 8 Закона Владимирской области от 03 декабря 2004 года № 226-ОЗ «О государственном обеспечении и социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также детям, находящимся под опекой (попечительством), не имеющим закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении и учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, приемных и патронатных семьях при прекращении опеки (попечительства), либо по окончании службы в рядах Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, жилые помещения предоставляются вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных нор по договорам социального найма.
Постановка на учет в органах местного самоуправления указанной категории лиц в качестве нуждающихся в жилом помещении осуществляется по окончании или в течение двух лет до окончания их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе с учреждениях социального обслуживания, в приемных и патронатных семьях при прекращении опеки (попечительства), либо по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации, либо по возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. Жилые помещения предоставляются с учетом установленных социальных норм не менее 15 кв.м общей площади на каждого члена семьи, для одиноких граждан – не менее 26 кв.м. Органом местного самоуправления не установлена норма предоставления жилого помещения выше, чем, в настоящем Законе, а также норма предоставления жилого помещения для одиноких граждан, следовательно, применяется указанные выше нормы.
В соответствии с п. 6 Порядка предоставления жилой площади за счет средств областного бюджета детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей–сирот и детей, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, утвержденным Постановлением Губернатора Владимирской области от 13 июля 2005 года № 398, органы местного самоуправления приобретают жильё на первичном и вторичном рынке у физических и юридических лиц на условиях проведения конкурсных торгов. Жилое помещение должно соответствовать установленным санитарным и техническим требованиям, быть благоустроенным применительно к условиям населенного пункта.
Согласно ст. 2 Закона Владимирской области от 03 декабря 2004 года № 226-ОЗ «О государственном обеспечении и социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» следует, что расходы на государственное обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляются в пределах средств, предусмотренных на эти цели в областном бюджете на соответствующий финансовый год.
Постановлением Губернатора Владимирской области от 30 января 2007 года № 55 утвержден Порядок финансирования и расходования средств областного бюджета на государственное обеспечение и социальную поддержку детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с которым финансирование государственного обеспечения и социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется за счет субвенций областного бюджета, предусмотренных на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения. Размер и порядок использования субвенций из областного бюджета, предусмотренных на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закреплённого жилого помещения, определяются соответствующим постановлением Губернатора области.
Суд приходит к выводу о том, что приобретение и предоставление жилого помещения является обязанностью муниципального образования город Ковров. Обеспечение лиц из числа детей-сирот вне очереди жилым помещением не может быть поставлено в зависимость от каких-либо условий.
Указание в решение суда на обеспечение жилым помещением истцов за счет бюджета Владимирской области излишне, поскольку в соответствии с приведенными выше нормами права расходы на государственное обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляются в пределах средств, предусмотренных на эти цели в областном бюджете на соответствующий финансовый год.
Положения областного закона, предусматривающее наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями, вводятся в действие ежегодно законом Владимирской области об областном бюджете Владимирской области на очередной финансовый год при условии, если законом Владимирской области об областном бюджете предусмотрено предоставление субвенций органам местного самоуправления на осуществление переданных законом государственных полномочий (статья 11 Закона № 201-03). В статье 2 закона Владимирской области в перечне муниципальных образований, органы местного самоуправления которых наделяются отдельными государственными полномочиями указан МО г. Ковров. Распределение субвенций местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации утверждается законом о бюджете субъекта РФ по каждому муниципальному образованию и виду субвенции, пункт 5 статьи 140 БК РФ). Финансовые средства, передаваемые органам местного самоуправления для осуществления переданных государственных полномочий, ежегодно предусматриваются в составе областного бюджета в виде субвенций (статья 6 Закона № 201-03). Так, Законом Владимирской области от 24.12.2010 № 126-03 «Об областном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов» на реализацию в 2011 году вышеназванного государственного полномочия муниципальному образованию г. Ковров выделены субвенции в сумме 6730 (Таблица 32 приложения 11 указанного закона). Бюджетные средства 2011 года доведены до получателей - органов местного самоуправления в полном объеме. Финансовые средства, запланированные в бюджете области на 2012 год, в размере 8190 тыс. руб.
Уточненные исковые требования прокурора г. Коврова содержат требования к администрации г. Коврова, сохраняя статус администрации Владимирской области в качестве ответчика без предъявления каких – либо требований к последней, указание на предоставление жилого помещения за счет средств бюджета Владимирской области заявлено излишне, порядок финансирования приобретения жилья для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предусмотрен законодательно. Таким образом, исковые требования прокурора г. Коврова не содержат каких – либо требований к администрации Владимирской области.
На основании исследованных доказательств, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Ковровского городского прокурора удовлетворить.
Обязать администрацию города Коврова обеспечить Мадарина И. А. вне очереди по договору социального найма жилым помещением, отвечающим санитарным и техническим требованиям, площадью не менее 26 кв. метров в границах г. Коврова.
На решение может быть подана апелляционная жалоба во Владимирский областной суд через Ковровский городской суд в течение месяца со дня вынесения решения.
Председательствующий: подпись Л.В. Шелутинская
ВЕРНО.
03.07.2012 года.
Судья Л.В. Шелутинская
Секретарь А.В. Французова
Справка: решение суда вступило в законную силу 03 июля 2012 года.
Подлинное решение суда находится в материалах гражданского дела № 2-12-141-1, находящегося в производстве Ковровского городского суда.
Судья Л.В. Шелутинская
Секретарь А.В. Французова