2-1211/2012 ~ М-680/2012 о признании незаконным решения государственного казенного учреждения Владимирской области `Центр занятости населения города Коврова`



Дело № 2-12-1211-1                                         

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Ковров          16 апреля 2012 г.

Ковровский городской суд Владимирской области в составе председательствующего судьи Бондаренко А.А, при секретаре Свищовой А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску

открытого акционерного общества «Ковровский приборостроительный завод» к государственному казенному учреждению Владимирской области «Центр занятости населения г.Коврова» о признании незаконным решения,

УСТАНОВИЛ:

Открытое акционерное общество ОАО «Ковровский приборостроительный завод» (далее – КПрЗ) через своего представителя по доверенности Огурцову Т.Е. обратилось в суд с иском к государственному казенному учреждению Владимирской области «Центр занятости населения г.Коврова» (далее – ЦЗН) о признании незаконным решения организационно-методической комиссии ЦЗН от <дата> <№> о предоставлении права работнику Заварзиной Л. Г. на сохранение заработной платы за третий месяц со дня увольнения в связи с сокращением штата на основании ст.178 Трудового кодекса РФ.

В судебном заседании представитель КПрЗ Огурцова исковые требования поддержала, пояснив, что Заварзина являлась работником данного предприятия. <дата> она уволена в связи с сокращением штата. Оспариваемым решением ЦЗН признало за Заварзиной право на сохранение заработной платы за третий месяц со дня увольнения. При этом на основании п.17 Порядка регистрации безработных граждан, утвержденного постановлением Правительства РФ от 22 апреля 1997 г. № 458, а также абзаца 3 п.2 ст.3 Закона «О занятости населения в Российской Федерации» Заварзина не могла быть признана безработной, поскольку на момент увольнения уже являлась пенсионером по старости. В связи с этим считала, что положения ч.2 ст.178 ТК РФ на нее не распространяются.

Представитель ответчика ЦЗН по доверенности Осипов Д.Н. с иском не согласился, указав на то, что в соответствии со ст.178 ТК РФ при расторжении трудового договора в связи с ликвидацией организации либо сокращения численности или штата работников организации уволенному работнику выплачивается выходное пособие в размере среднего месячного заработка, а также за ним сохраняется средний месячный заработок в течение третьего месяца со дня увольнения по решению службы занятости населения при условии, если в двухнедельный срок после увольнения работник обратился в этот орган и не был им трудоустроен. Каких-либо ограничений права на сохранение средней заработной платы на период трудоустройства в течение третьего месяца со дня увольнения в отношении уволенных по п.2 ст.81 ТК РФ работников, являющихся пенсионерами и получающими пенсию по старости, действующим законодательством не установлено. Служба занятости с момента обращения пенсионера за трудоустройством в порядке ст.2 Закона «О занятости населения в Российской Федерации» считает его занятым, соответственно не регистрирует его для получения статуса безработного с дальнейшей выплатой пособия по безработице. Однако запрета на первичную регистрацию и регистрацию в целях поиска подходящей работы гражданина, которому назначена пенсия по старости (возрасту), за выслугу лет, действующим Порядком регистрации безработных граждан, утвержденным приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от <дата> <№>н, не установлено. Гарантии социальной поддержки безработных, установленные ст.28 Закона «О занятости населения в Российской Федерации», отличаются от гарантий и компенсаций, установленных трудовым законодательством и не должны подменяться при разрешении отношений, регулируемых различными отраслями права. Согласно карточке персонального учета гражданина, ищущего работу, <№> на имя Заварзиной, зарегистрированной в ЦЗН <дата>, она обратилась в службу занятости в двухнедельный срок со дня увольнения по основанию ликвидации предприятия КПрЗ <дата> и не была трудоустроена по истечении третьего месяца со дня увольнения. В связи с этим считал оспариваемое решение законным.

Третье лицо Заварзина и ее представитель по ходатайству Соловьева Е.С. с исковыми требованиями не согласились, поддержали позицию представителя ответчика.

Изучив материалы дела, выслушав представителей сторон, третье лицо и ее представителя, суд находит иск не подлежащим удовлетворению.

В соответствии со ст.178 ТК РФ при расторжении трудового договора в связи с ликвидацией организации (п.1 ч.1 ст.81 ТК РФ) либо сокращением численности или штата работников организации (п.2 ч.1 ст.81 ТК РФ) увольняемому работнику выплачивается выходное пособие в размере среднего месячного заработка, а также за ним сохраняется средний месячный заработок на период трудоустройства, но не свыше двух месяцев со дня увольнения (с зачетом выходного пособия). В исключительных случаях средний месячный заработок сохраняется за уволенным работником в течение третьего месяца со дня увольнения по решению органа службы занятости населения при условии, если в двухнедельный срок после увольнения работник обратился в этот орган и не был им трудоустроен.

Из представленной в дело представителем ЦЗН копии карточки персонального учета Заварзиной как гражданина, ищущего работу, видно, что она является пенсионером, зарегистрирована в ЦЗН <дата>, обратилась в ЦЗН в двухнедельный срок со дня увольнения по п.1 ч.1 ст.81 ТК РФ в связи с ликвидацией КПрЗ <дата> и не была трудоустроена по истечении третьего месяца со дня увольнения. Среднемесячный заработок за первый и второй месяцы на период трудоустройства КПрЗ истцу выплатило.

Работником как стороной трудового договора в силу положений стст.56 и 63 ТК РФ может быть любой гражданин, достигший 16-летнего возраста. Иных возрастных критериев заключения трудового договора законодательство не содержит. Следовательно, лица, достигшие пенсионного возраста и состоящие в трудовых отношениях с работодателем, являются субъектами правоотношений, на которых распространяются положения трудового законодательства, включая установленные трудовым кодексом гарантии и компенсации.

В соответствии с п.2 ст.5 Закона РФ от 19 апреля 1991 г. № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» (далее – Закон) государственная политика в области содействия занятости населения направлена на обеспечение равных возможностей всем гражданам РФ независимо от национальности, пола, возраста, социального положения, политических убеждений и отношения к религии в реализации права на добровольный труд и свободный выбор занятости.

Согласно п.1 ст.8 Закона граждане имеют право на выбор места работы путем прямого обращения к работодателям или путем бесплатного посредничества органов службы занятости.

Пунктом 1 ст.3 Закона (в редакции, действовавшей на день увольнения Заварзиной) предусматривалось, что безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней. При этом в качестве заработка не учитываются выплаты выходного пособия и сохраняемого среднего заработка гражданам, уволенным в связи с ликвидацией организации либо прекращением деятельности индивидуальным предпринимателем, сокращением численности или штата работников организации, индивидуального предпринимателя. Порядок регистрации безработных граждан определяется уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти.

Вопросы регистрации в качестве безработных граждан, зарегистрированных в целях поиска подходящей работы, перерегистрации и снятия с регистрационного учета в качестве безработных граждан регулирует Порядок регистрации безработных граждан, утвержденный приказом Минздравсоцразвития России от <дата> <№>н (далее – Порядок).

Однако запрет на первичную регистрацию и регистрацию в целях поиска подходящей работы гражданина, которому назначена пенсия по старости (возрасту), за выслугу лет, каковой была зарегистрирована в ЦЗН Заварзина, Порядок не содержит.

Исходя из положений ст.2 Закона и п.1 Порядка, не каждое обращение граждан в органы службы занятости должно заканчиваться принятием решения о регистрации в качестве безработного или об отказе в такой регистрации.

В соответствии с п.1 ст.12 Закона государство гарантирует гражданам РФ бесплатное содействие в подборе подходящей работы и трудоустройстве при посредничестве органов службы занятости.

В связи с этим, оснований утверждать, что орган службы занятости населения может и должен оказывать содействие в трудоустройстве только гражданам, признанным в установленном законом порядке безработными, либо, напротив, ограничивать права отдельных категорий граждан, в том числе пенсионеров, не имеется. Наличие у гражданина статуса пенсионера не препятствует принятию органом службы занятости решения о сохранении среднего месячного заработка в течение третьего месяца со дня увольнения работника в отношении гражданина, который не может быть зарегистрирован в качестве безработного.

Оспариваемым решением организационно-методической комиссии ЦЗН Заварзиной на основании ст.178 ТК РФ предоставлено право на сохранение среднего месячного заработка в течение третьего месяца со дня увольнения по последнему месту работы, поскольку были соблюдены все предусмотренные законодательством условия.

В силу ч.2 ст.178 ТК РФ в исключительных случаях средний месячный заработок сохраняется за уволенным работником в течение третьего месяца со дня увольнения по решению органа службы занятости населения при условии, если в двухнедельный срок после увольнения работник обратился в этот орган и не был им трудоустроен.

Поскольку законодателем критерии исключительности таких случаев не определены, любой случай нетрудоустройства работника службой занятости населения в течение трех месяцев со дня увольнения является исключительным, позволяющим сохранить за уволенным работником, в том числе имеющим право на пенсионное обеспечение, средний месячный заработок в течение третьего месяца при соблюдении работником условия обращения в орган службы занятости в двухнедельный срок после увольнения.

Данное условие Заварзиной было соблюдено, поэтому оспариваемое решение является законным и обоснованным.

При подаче иска истцу была предоставлена судом отсрочка в уплате государственной пошлины до принятия решения по делу.

Поскольку на основании ч.1 ст.98 ГПК РФ государственная пошлина подлежит взысканию с истца, которому в удовлетворении иска отказано, с истца надлежит государственную пошлину взыскать.

Руководствуясь стст.194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Иск открытого акционерного общества «Ковровский приборостроительный завод» к государственному казенному учреждению Владимирской области «Центр занятости населения города г.Коврова» о признании незаконным решения организационно-методической комиссии от <дата> <№> о предоставлении права работнику Заварзиной Л.Г. на сохранение заработной платы за третий месяц со дня увольнения в связи с сокращением штата оставить без удовлетворения.

Взыскать с открытого акционерного общества «Ковровский приборостроительный завод» в местный бюджет государственную пошлину в размере 4000 р.

Апелляционная жалоба может быть подана в течение месяца во Владимирский облсуд через Ковровский горсуд после принятия судом решения в окончательной форме.

Судья         подпись А.А.Бондаренко

ВЕРНО.

11.07.2012 года.

Судья А.А.Бондаренко

Секретарь А.В. Французова

Справка: решение суда вступило в законную силу 24 мая 2012 года.

Подлинное решение суда находится в материалах гражданского дела № 2-12-1211-1, находящегося в производстве Ковровского городского суда.

Судья А.А.Бондаренко

Секретарь А.В. Французова