Дело № 2-12-537-1
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г.Ковров 19 марта 2012 г.
Ковровский городской суд Владимирской области в составе председательствующего судьи Бондаренко А.А., при секретаре Свищовой А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску
Ковровского городского прокурора, действующего в интересах Старова И. М., к администрации г.Коврова и администрации Владимирской области о возложении обязанности по внеочередному обеспечению жилым помещением за счет средств бюджета Владимирской области,
У С Т А Н О В И Л:
Ковровский городской прокурор в интересах Старова И. М. обратился в суд с иском, уточненным в ходе разбирательства дела, к администрации <адрес> и администрации Владимирской области о возложении на администрацию г.Коврова обязанности обеспечить Старова вне очереди по договору социального найма жилым помещением, отвечающим установленным санитарным и техническим требованиям, площадью не менее 26 кв.метров, в границах г.Коврова, за счет средств бюджета Владимирской области.
В обоснование исковых требований прокурор указал, что Ковровской городской прокуратурой проведена проверка соблюдения законодательства о социальной поддержке детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В ходе проверки установлено, что решением Ковровского городского суда от <дата> мать Старова Старова Т.В. лишена родительских права, его отец Старов М.И. умер <дата> Постановлением главы муниципального образования г.Ковров от <дата> <№> над несовершеннолетним Старовым установлено попечительство Баскаковой Е.М. Постановлением администрации г.Коврова от 28 декабря 2010 г. № 1565 Старов признан нуждающимся в жилом помещении и поставлен на учет на основании стст.50-52 ЖК РФ. <дата> над несовершеннолетним снято попечительство по достижении 18-летнего возраста. Старов обучается в ГБОУ НПО ВО «ПУ № 1 г.Коврова» с <дата>, в период обучения и до настоящего времени он проживается совместно с попечителем Баскаковой по адресу: <адрес>. Полагал, что Старову на основании ч.2 ст.57 ЖК, абз.2 п.1 ст.8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», ч.4 ст.8 Закона Владимирской области от 03 декабря 2004 г. № 226-ОЗ «О государственном обеспечении и социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» администрацией г.Коврова за счет средств бюджета Владимирской области должно быть предоставлено жилое помещение жилой площадью не ниже установленных социальных норм по договору социального найма вне очереди. Непредоставление жилого помещения Старову нарушает его конституционное право на жилище.
В судебном заседании представитель Ковровской городской прокуратуры Кузнецова А.А. иск поддержала, пояснив, что Старов включен в списки детей-сирот, претендующих на внеочередное получение жилья, с очереди он не снимался.
Истец Старов исковые требования поддержал, пояснив, что проживает вместе со своей сестрой Баскаковой, ее мужем и ребенком в муниципальной квартире по <адрес>. Эта квартира частично восстановлена ими после пожара.
Представитель ответчика администрации г.Коврова по доверенности Овчинникова Л.В. с иском не согласилась, пояснив, что Старов в 2010 г. был включен в список на внеочередное предоставление жилых помещений гражданам. Однако Старов не имеет права на внеочередное предоставления жилого помещения, поскольку за ним закреплено жилое помещение по <адрес>. На основании ч.1 ст.57 ЖК РФ Старову жилое помещение должно быть предоставлено в порядке очередности исходя из времени принятия его на учет, в связи с чем списки были уточнены. Постановлением администрации <адрес> от 27 января 2012 г. № 170 утвержден список очередности на получение жилой площади детьми-сиротами на 2012 г., Старов значится в нем под номером 48. Сам факт постановки его на учет нуждающихся не является безусловным основанием для внеочередного предоставления ему жилого помещения по договору социального найма.
Представитель ответчика администрации Владимирской области и третьего лица департамента образования администрации Владимирской области по доверенности Быкова Л.В. с иском не согласилась, указала на отсутствие каких-либо требований прокурора к администрации области и на отсутствие права у Старова на внеочередное получение жилого помещения, поскольку законодательством предусмотрены меры социальной поддержке для детей-сирот путем предоставления им жилого помещения при условии, что за ними не закреплено жилое помещение.
В ходе судебного разбирательства Быковой представлены письменные возражения на иск, в котором она указала на то, что Законом Владимирской области от 28 декабря 2005 № 201-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Владимирской области по исполнению мер государственного обеспечения и социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее – Закон № 201-ОЗ) полномочие по приобретению для предоставления вне очереди по договорам социального найма жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющим закрепленного жилого помещения, после окончания их пребывания в образовательном учреждении, учреждении социального обслуживания, в приемных семьях, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении их из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях передано органам местного самоуправления. Положение Закона № 201-ОЗ, предусматривающее наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями, вводятся в действие ежегодно законом Владимирской области об областном бюджете Владимирской области на очередной финансовый год при условии, если законом Владимирской области об областном бюджете предусмотрено предоставление субвенций органам местного самоуправления на осуществление переданных законом государственных полномочий (ст.11 Закона № 201-ОЗ). В ст.2 Закона № 201-ОЗ в перечне муниципальных образований, органы местного самоуправления которых наделяются отдельными государственными полномочиями, указано МО г.Ковров. Распределение субвенций местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации утверждается законом о бюджете субъекта РФ по каждому муниципальному образованию и виду субвенции (п.5 ст.140 БК РФ). Финансовые средства, передаваемые органам местного самоуправления для осуществления переданных государственных полномочий, ежегодно предусматриваются в составе областного бюджета в виде субвенций (ст.6 Закона № 201-ОЗ). Так, Законом Владимирской области от 24 декабря 2010 г. № 126-03 «Об областном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов» на реализацию в 2011 г. вышеназванного государственного полномочия муниципальному образованию г.Ковров выделены субвенции в сумме 6730 тыс.р. (Таблица 32 приложения 11 к указанному закону). Бюджетные средства 2011 г. доведены до получателей-органов местного самоуправления в полном объеме. Финансовые средства, запланированные в бюджете области на 2012 г. в размере 8190 тыс. р., 13 января 2012 г. переведены через департамент образования администрации области на счета получателей. Администрация Владимирской области правом самостоятельно устанавливать бюджетные расходные обязательства Владимирской области и размеры субвенций муниципальных образований на выполнение переданных им государственных полномочий не наделена.
Представители третьих лиц отдела опеки и попечительства администрации г.Коврова и управления образования администрации г.Коврова в суд не явились, извещены надлежащим образом.
Изучив материалы дела, выслушав истца, представителей сторон и третьего лица, суд находит иск подлежащим отклонению.
В соответствии с ч.1, п.2 ч.2 ст.57 Жилищного кодекса РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных ч.2 ст.57 ЖК РФ случаев. Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
На основании ст.8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» и п.3 ст.8 Закона Владимирской области от 03 декабря 2004 г. № 226-ОЗ «О государственном обеспечении и социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее – Закон № 226-ОЗ) дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), имевшие закрепленное жилое помещение, сохраняют на него право на весь период пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания населения, а также в учреждениях всех видов профессионального образования независимо от форм собственности, на период службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, на период нахождения в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Согласно п.4 ст.8 Закона № 226-ОЗ детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также детям, находящимся под опекой (попечительством), не имеющим закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, приемных и патронатных семьях при прекращении опеки (попечительства), либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, жилые помещения предоставляются вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм по договорам социального найма. Постановка на учет в органах местного самоуправления указанной категории лиц в качестве нуждающихся в жилом помещении осуществляется после окончания или в течение двух лет до окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, приемных и патронатных семьях при прекращении опеки (попечительства), либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. Размер и порядок возмещения указанных в настоящей части расходов через выделение органам местного самоуправления субвенции устанавливаются постановлением Губернатора области.
Постановлением Губернатора Владимирской области от 13 июля 2005 г. № 398 «О предоставлении жилой площади за счет средств областного бюджета детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющим закрепленного жилого помещения» органам местного самоуправления рекомендовано предоставлять жилую площадь за счет средств областного бюджета детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющим закрепленного жилого помещения, в Порядке предоставления жилой площади за счет средств областного бюджета детям-сиротам и детям, оставшихся без попечения родителей, не имеющим закрепленного жилого помещения, утвержденном вышеназванным постановлением.
В силу п.3 Порядка дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения, обеспечиваются жилыми помещениями вне очереди по месту первичного выявления и устройства или по месту жительства в случае выявления в другой территории.
Решением Ковровского городского суда от <дата>, мать Старова Старова Т.В. лишена родительских права, его отец Старов М.И. умер <дата>
Постановлением главы муниципального образования г.Ковров от 30 ноября 2007 г. № 2037 опекуном Старова назначена Баскакова Е.М.
<дата> над истцом попечительство снято по достижению им 18-летнего возраста.
Указанным постановлением за Старовым закреплено право пользования жилым помещением, расположенным по адресу: <адрес>.
Согласно справке МУ «СЕЗ» Старов в указанном жилом помещении зарегистрирован.
Как следует из пояснения истца, он проживает в указанном жилом помещении вместе с семьей своего бывшего попечителя Баскаковой.
Постановлением администрации г.Коврова от 28 декабря 2010 г. № 1565 «О постановке на учет нуждающихся в жилых помещения» Старов принят на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма и включен в список на внеочередное предоставление жилых помещений гражданам, прибывшим из детских домов, от опекунов и попечителей.
Постановлением администрации г.Коврова от 27 января 2012 г. № 170 утвержден список очередности на получение жилой площади детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, гражданами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на 2012 г.
В этом списке Старов состоит под номером 48.
Сам факт постановки Старова на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении не является безусловным основанием для внеочередного предоставления ему жилого помещения по договору социального найма.
Поскольку жилые помещения предоставляются вне очереди за счет средств областного бюджета детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленные за ними жилые помещения, а судом установлено, что за Старовым закреплено право пользования квартирой <адрес>, истец и обратившийся в его интересах прокурор не представил суду доказательств, подтверждающих непригодность закрепленного за истцом жилого помещения для проживания, поэтому исковые требования прокурора не подлежат удовлетворению.
Руководствуясь стст.194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковое заявление Ковровского городского прокурора, действующего в интересах Старова И. М., к администрации г.Коврова и администрации Владимирской области о возложении обязанности обеспечить Старова И. М. вне очереди жилым помещением, отвечающим санитарным и техническим требованиям, площадью не менее 26 кв.метров, за счет средств бюджета Владимирской области оставить без удовлетворения.
Апелляционная жалоба или представление прокурора могут быть поданы во Владимирский облсуд через Ковровский горсуд в течение месяца после принятия судом решения в окончательной форме.
Судья подпись А.А.Бондаренко
ВЕРНО.
10.07.2012 года.
Судья А.А. Бондаренко
Секретарь В.Б. Логинова
Справка: согласно апелляционного определения от 19 июня 2012 года Судебная коллегия по гражданским делам Владимирского областного суда определила решение Ковровского городского суда Владимирской области от 19 марта 2012 года отменить и принять по делу новое решение, которым:
иск Ковровского городского прокурора, действующего в интересах Старова Ивана Михайловича к администрации города Ковров, администрации Владимирской области удовлетворить.
Обязать администрацию города Коврова Владимирской области за счет средств субвенций бюджета Владимирской области предоставить Старову Ивану Михайловичу вне очереди, по договору социального найма благоустроенное жилое помещение, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, общей площадью не менее 26,0 кв.м., в границах г. Коврова
Подлинник решения суда подшит в гражданском деле № 2-12-537-1 находящемся в производстве Ковровского городского суда.
Судья А.А. Бондаренко
Секретарь В.Б. Логинова