2-15/2012 (2-1108/2011;) ~ М-725/2011 о взыскании переплаты за оказание услуги теплоснабжения



Дело № 2-12-15-1    

РЕШЕНИЕ

Именем российской Федерации

г. Ковров                                    04 апреля 2012 года

Ковровский городской суд Владимирской области в составе:

председательствующего судьи Одинцовой Н.В.,

при секретаре Чапуриной Е.А.,

с участием представителя истца Клеймана А.Л., представителя ответчика ООО «КСК» Корольковой Т.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Береговой Н. А. к обществу с ограниченной ответственностью «Ковровская сетевая компания», МУ «Служба единого заказчика» о взыскании переплаченных денежных средств за услуги по теплоснабжению, компенсации морального вреда,

УСТАНОВИЛ:

Береговой Н.А., а также членам ее семьи Береговому Н.И.. Береговому Д.Н. и Матасовой Е.В. на праве общей долевой собственности, на основании договора приватизации от 12.05.2005 года принадлежит квартира, расположенная по адресу: <адрес>.

Береговая Н.А. обратилась в суд с иском, с учетом уточненных требований к ООО «Ковровская сетевая компания» (далее по тексту ООО «КСК»), МУ «Служба единого заказчика» (далее по тексту МУ «СЕЗ») о взыскании переплаченных денежных средств за услуги по теплоснабжению за период с 2008 по 2009 годы, а именно с ООО «Ковровская сетевая компания» в сумме 3361,28 рублей, с МУ «Служба единого заказчика» в сумме 1396,57 рублей, взыскании с ООО «Ковровская сетевая компания» компенсации морального вреда в сумме 3 000 рублей.

В судебном заседании представитель истца по доверенности Клейман А.Л. уточненные исковые требования Береговой Н.А. поддержал и пояснил, что оплату за потребленную тепловую энергию жильцы <адрес> производили в период с января по апрель 2008 года непосредственно в МУ «СЕЗ», а с мая 2008 года по декабрь 2009 года в ООО «КСК». По итогам 2008 года ООО «КСК» произвело корректировку платы за отопление, и возвратило истцу переплату в размере 1059 рублей 35 коп., по итогам 2009 года - 171 рубль 32 коп. Полагает данные действия ООО «КСК» по производству корректировок платы за отопление являются незаконными. Корректировка платы за отопление за 2008 год производилась на основании Приказа Госстроя № 105 от 06 мая 2000 года. Данный документ не подлежит применению, поскольку не зарегистрирован в установленном Законом порядке в Министерстве юстиции РФ. Более того, указанный документ подлежит применению лишь при расчете потребления тепловой энергии для нежилых помещений, когда потребителями являются юридические лица, тогда как в <адрес> нежилые помещения отсутствуют. Приказ Госстроя № 105 подразумевает определение сначала количества тепловой энергии, отпущенной с котельной, а на котельной, обслуживающей дом, в котором находится квартира истца, счетчика не имеется. Исходя из этого, считает, что применять данный документ при проведении корректировки платы за отопление нельзя. Корректировка платы за отопление по итогам 2009 года также является незаконной, поскольку ответчиком корректировались начисления, расчет, примененный ООО «КСК», не подтверждается ни одним нормативным актом. Кроме того, в период с января по апрель 2008 года истец производил а оплату тепловой энергии в МУ «СЕЗ», которое в свою очередь, производило расчеты за поставленную тепловую энергию с ООО «КСК». Согласно его расчетам, произведенным в соответствии с Постановлениями Правительства РФ № 306 и 307 от 23 мая 2006 года, истцу должны быть возвращены денежные средства в размере: с ООО «КСК» - 3361,28 рублей, с МУ «СЕЗ» - 1396,57 рублей. Также считает, что действиями ответчика ООО «КСК» Береговой Н.А. причинен моральный вред, который он оценивает в 3000 рублей.

Представитель ответчика ООО «КСК» по доверенности Королькова Т.В. с исковыми требованиями Береговой Н.А. не согласилась. В обоснование возражений пояснила, что корректировки платы за отопление истцу по итогам 2008 года и 2009 года, по результатам которых ей была возвращена часть платы за отопление, произведены неправомерно, поскольку у энергоснабжающей организации отсутствовало право производить корректировку платы за отопление в соответствии с подпунктом 2 пункта 1 Приложения № 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ №307 от 23 мая 2006 года, по причине отсутствия в настоящее время нормативного акта, регламентирующего расчетный метод определения количества поставленной тепловой энергии при отсутствии приборов учета. В связи с этим полагает исковые требования Береговой Н.А. не обоснованными и не подлежащими удовлетворению.

Третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований, Береговой Н.И., Береговой Д.Н., Матасова Е.Н., а также представитель ответчика – МУ «Служба единого заказчика», будучи извещенными о времени и месте рассмотрения дела, в суд не явились, об отложении не просили. В соответствии со ст.167 ГПК РФ их неявка не является препятствием для рассмотрения настоящего дела.

Выслушав стороны, исследовав представленные документы, суд приходит к следующим выводам.

В ходе судебного разбирательства достоверно установлено, что в период с января 2008 года до 2010 года ООО «КСК» осуществляло поставку тепловой энергии в жилой <адрес> этом, в период с января по апрель 2008 года оплату тепловой энергии истец производила через МУ «СЕЗ», выполнявшего функции управляющей организации, и которое перечисляло полученные денежные средства ООО «КСК». С 2010 года по настоящее время поставку тепловой энергии в данный дом осуществляет ООО «Владимиртеплогаз».

В соответствии с частью 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии - исходя из нормативов потребления коммунальных услуг. Правила предоставления коммунальных услуг гражданам устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Во исполнение указанной правовой нормы Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года N 307 "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам" были утверждены Правила предоставления коммунальных услуг гражданам, регулирующие отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливающие их права и обязанности, ответственность, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении и порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность (п. 1 Правил).

В соответствии с пунктом 3 Правил исполнителем коммунальных услуг является юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, предоставляющие коммунальные услуги, производящие или приобретающие коммунальные ресурсы и отвечающие за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги. Исполнителями могут быть управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив, а при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений - иная организация, производящая или приобретающая коммунальные ресурсы.

Из пункта 7 Правил следует, что при отсутствии у собственников помещений в многоквартирном доме (в случае непосредственного управления таким домом) договора, заключенного с исполнителем, указанные собственники заключают договор о приобретении тепловой энергии непосредственно с теплоснабжающей организацией. В этом случае теплоснабжающая организация несет ответственность за режим и качество подачи тепловой энергии на границе сетей, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, с тепловыми сетями.

Собственники помещений в многоквартирном доме вносят плату за приобретенные у теплоснабжающей организации объемы (количество) тепловой энергии исходя из показаний приборов учета, установленных на границе сетей, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме с тепловыми сетями, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.

Пунктом 8 Правил предусмотрено, что условия договора о приобретении коммунальных ресурсов, заключаемого с ресурсоснабжающими организациями с целью обеспечения потребителя коммунальными услугами, не должны противоречить этим Правилам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 19 Правил при отсутствии коллективных (общедомовых), общих (квартирных) и индивидуальных приборов учета размер платы за коммунальные услуги в жилых помещениях определяется:

а) для отопления - в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 приложения № 2 к настоящим Правилам размер платы за отопление (руб.) в i-том жилом помещении многоквартирного дома определяется по формуле:

Р ол = S i х N t x T, где:

S i - общая площадь i-того помещения (квартиры) в многоквартирном доме или общая площадь жилого дома (кв. м);

N t - норматив потребления тепловой энергии на отопление (Гкал/кв. м);

Т - тариф на тепловую энергию, установленный в соответствии с законодательством Российской Федерации (руб./Гкал).

При этом, исполнитель производит 1 раз в год корректировку размера платы за отопление в соответствии с подпунктом 2 пункта 1 приложения <№> к настоящим Правилам по формуле:

S

i

P = P x ---- - P,

ok.i k.p S fn.i

D

где:

P k.p - размер платы за потребленную в многоквартирном доме (жилом доме) тепловую энергию, определенный ресурсоснабжающей организацией расчетным путем в порядке, установленном законодательством РФ (руб.);

S i - общая площадь i-того помещения (квартиры) в многоквартирном доме или общая площадь жилого дома (кв. м);

S D - общая площадь всех помещений (квартир, нежилых помещений) в многоквартирном доме или всех помещений жилого дома (кв. м);

P fn.i - общий размер платы за отопление в i-том жилом помещении многоквартирном доме (жилом доме) за прошедший год (руб.).

Таким образом, размер корректировки платы зависит, в частности, от размера платы за потребленную в многоквартирном доме тепловую энергию, определенного ресурсоснабжающей организацией расчетным путем в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Из возражений на исковое заявление представителя ответчика ООО «КСК» Корольковой Т.Б., следует, что при проведении корректировки объем фактического потребления тепловой энергии был определен расчетным методом, основанным на корректировке установленного норматива потребления на фактическую температуру наружного воздуха в расчетном периоде.

По результатам произведенных корректировок платы за отопление Береговой Н.А. была возвращена переплата в размере 1322,62 рублей.

Однако, данный расчетный метод не может быть использован при корректировке размера платы за отопление, поскольку он не предусмотрен действующим законодательством.

Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации № 306 от 23 мая 2006 года, определяют порядок установления нормативов потребления коммунальных услуг (холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, отопление) и требования к их формированию.

Согласно пункту 16 указанных Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ № 306, срок действия нормативов потребления коммунальных услуг, установленных органами местного самоуправления, не менее 3-х лет, и в течение этого периода нормативы потребления коммунальных услуг пересмотру не подлежат, за исключением случаев, предусмотренных данными Правилами.

В силу положений пункта 13 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ № 306, основанием для изменения нормативов потребления коммунальных услуг является изменение конструктивных и технических параметров, степени благоустройства многоквартирного дома или жилого дома, климатических условий, при которых объем (количество) потребления коммунальных ресурсов потребителем в многоквартирном доме или жилом доме изменяется более чем на 5 процентов.

Норматив потребления тепловой энергии, рассчитанный на оплату в течение 7-ми месяцев 2008 года (отопительного периода), для дома истца в соответствии с решением Ковровского городского Совета народных депутатов № 83 от 27 июня 2007 года составляет 0,027 Гкал на 1 кв. метр общей площади жилого помещения в месяц.

Норматив потребления тепловой энергии, рассчитанный на оплату в течение 12-ти месяцев 2009 года (отопительного периода), для дома истца в соответствии с решением Ковровского городского Совета народных депутатов № 2 от 16 января 2009 года составляет 0,016 Гкал на 1 кв. метр общей площади жилого помещения в месяц.

В установленном законом порядке изменение нормативов в оспариваемые периоды не производилось.

Ввиду отсутствия принятого в установленном законом порядке нормативно-правового акта, регламентирующего расчетный метод определения количества поставленной тепловой энергии при отсутствии приборов учета, суд приходит к выводу, что ресурсоснабжающая организация при определении размера платы за отопление должна исходить из установленных для граждан нормативов потребления. Кроме того, Постановлением Правительства РФ № 354 от 6 мая 2011 года обязанность исполнителя по произведению корректировки размера платы за отопление при отсутствии прибора учета, предусмотренной пунктом 19 Правил, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года N 307, исключена.

Исходя из этого, и принимая во внимание то, что начисление размера платы за отопление в течение 2008 года Береговой Н.А. производилось на основании норматива потребления, установленного решением Ковровского городского Совета народных депутатов №83 от 27.06.2007 года, доводы представителя ответчика ООО «КСК» Корольковой Т.В. об отсутствии оснований у ООО «КСК», поставляющего тепловую энергию истцу в оспариваемый период, для проведения корректировки платы за отопление, суд находит обоснованными.

В ходе судебного разбирательства также установлено, что в течение 9 месяцев 2009 года ООО «КСК» начисляло плату за отопление потребителю Береговой Н.А. по нормативу, установленному решением Ковровского городского Совета народных депутатов № 2 от 16 января 2009 года. В течение последних трех месяцев, то есть с момента установления общедомового узла учета тепловой энергии, начисление платы производилось по показаниям данного прибора учета.

Однако, данный порядок начисления платы за отопление противоречит подпункту «б» пункта 21 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года N 307, при оборудовании многоквартирного дома коллективными (общедомовыми) приборами учета тепловой энергии и при отсутствии индивидуальных и общих (квартирных) приборов учета, размер платы за коммунальные услуги для отопления определяется в соответствии с подпунктом 2 пункта 2 приложения № 2 к Правилам, то есть исходя из среднемесячного количества потребления тепловой энергии на отопление за предыдущий год. В случае отсутствия сведений об объемах потребления тепловой энергии за истекший год размер платы за отопление определяется по формуле № 1, то есть исходя из норматива потребления тепловой энергии на отопление (Гкал/кв.м).

Исходя из этого, суд пришел к выводу, что в течение 2009 года, несмотря на наличие установленного и введенного в эксплуатацию с октября 2009 года общедомового узла учета, ресурсоснабжающая организация была обязана производить начисления платы за отопление по нормативу потребления.

При таких обстоятельствах, и принимая во внимание то, что ООО «КСК» возвратило потребителю Береговой Н.А. денежные средства в размере 1322 руб. 77 коп., суд, исходя из представленных представителем ответчика расчетов, пришел к выводу о том, что излишней оплаты услуги по теплоснабжению в 2008 и в 2009 году Береговой Н.А. не произведено.

На основании изложенного, суд не находит оснований для удовлетворения исковых требований Береговой Н.А.. к ООО «КСК» и МУ «СЕЗ» в полном объеме.

Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Береговой Н. А. к обществу с ограниченной ответственностью «Ковровская сетевая компания», МУ «Служба единого заказчика» о взыскании переплаты за оказанные услуги теплоснабжения за 2008 и 2009 годы, с ООО «Ковровская сетевая компания» в сумме 3361,28 рублей, с МУ «Служба единого заказчика» в сумме 1396,57 рублей, взыскании с ООО «Ковровская сетевая компания» компенсации морального вреда в сумме 3 000 рублей оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано во Владимирский областной суд через Ковровский городской суд в течение одного месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.

Судья        подпись                            Н.В. Одинцова

ВЕРНО.

10.07.2012 года.

Судья Н.В. Одинцова

Секретарь В.Б. Логинова

Справка: согласно апелляционному определению от 20 июня 2012 года Судебная коллегия по гражданским делам Владимирского областного суда определила решение Ковровского городского суда Владимирской области от 04 апреля 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Береговой Н. А. – без удовлетворения.

Решение суда вступило в законную силу 20 июня 2012 года.

Подлинник решения суда подшит в гражданском деле № 2-12-15-1 находящемся в производстве Ковровского городского суда.

Судья Н.В. Одинцова

Секретарь В.Б. Логинова