Дело №12-70/2011
РЕШЕНИЕ
по делу об административном правонарушении
15 марта 2011 года.
Судья Ковровского городского суда Владимирской области Одинцова Н.В.,
с участием старшего помощника Ковровского городского прокурора Ивлиевой О.С., а также заявителя Арсентьева В.Т.,
рассмотрев жалобу председателя Совета народных депутатов города Коврова Арсентьева Вячеслава Тимофеевича на постановление мирового судьи судебного участка № 9 г. Коврова от 26 ноября 2010 года по делу об административном правонарушении о привлечении его к административной ответственности по ч. 2 ст. 13.27 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 3000 руб.,
У С Т А Н О В И Л :
Постановлением мирового судьи судебного участка № 9 г. Коврова от 26.11.2010 года председатель Совета народных депутатов города Коврова Арсентьев В.Т. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.13.27 КоАП РФ за не размещение в сети «Интернет» информации о деятельности органов местного самоуправления в случае, когда обязанность по размещению такой информации в сети «Интернет» установлена федеральным законом, и ему назначено административное наказание в виде штрафа в размере 3000 руб.
Арсентьев В.Т. обратился в Ковровский городской суд с жалобой на постановление о привлечении к административной ответственности, в обоснование которой указал на то, что действительно в период с 01.05.2010 года и до начала декабря 2010 года информация о деятельности органов местного самоуправления на сайте в сети «Интернет» не размещалась, поскольку договор с ИП ФИО3, заключенный предыдущим председателем Ковровского городского Совета народных депутатов, был расторгнут в связи с тем, что разработанный ею сайт не соответствовал требованиям закона. 01.11.2010 года заключен новый договор на возмездное оказание услуг на создание веб-сайта Совета народных депутатов города Коврова с ФИО4, и с начала декабря 2010 года на официальном сайте в сети «Интернет» необходимая информация размещается. Ссылаясь на положения ФЗ от 09.02.2009 г. № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления», полагает, что им не была установлена обязанность размещения информации о деятельности органов местного самоуправления в сети «Интернет», и такая обязанность размещения информации о деятельности органов местного самоуправления была установлена ФЗ от 27.07.2006 г. № 149-ФЗ, с изменениями, внесенными ФЗ от 27.07.2010 г. № 227-ФЗ, вступившими в силу лишь с 01.01.2011 года.
В судебном заседании Арсентьев В.Т. доводы жалобы поддержал, просит постановление мирового судьи судебного участка № 9 г. Коврова от 26.11.2010 года отменить, производство по делу прекратить за отсутствием в его действиях события административного правонарушения, а также за истечением срока давности привлечения к административной ответственности, который закончился 15.02.2011 года. Также пояснил, что несмотря на то, что в период с 01.05.2010 года и до начала декабря 2010 года сайт Совета народных депутатов города Коврова не работал, информация о работе Совета являлась доступной, она размещалась через средства массовой информации, доводилась на проводимых пресс-конференциях, личном приеме граждан председателем и депутатами Совета.
Старший помощник Ковровского городского прокурора Ивлиева О.С. с доводами жалобы Арсентьева В.Т. не согласилась, указав на то, что именно положения ФЗ от 09.02.2009 г. № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» (статьи 9, 10, 13), вступившего в силу с 01.01.2010 года, устанавливают обязанность органов местного самоуправления по размещению информации об их деятельности в сети «Интернет».
Выслушав заявителя Арсентьева В.Т., прокурора Ивлиеву О.С., изучив материалы дела, судья приходит к следующим выводам.
Установлено, что 20.10.2010 года Ковровской городской прокуратурой проведена проверка соблюдения Советом народных депутатов г.Коврова законодательства об обеспечении доступа к информации о деятельности органов местного самоуправления.
В результате проверки установлено, что с 01.01.09 Ковровским городским Советом народных депутатов создан официальный сайт для размещения информации о своей деятельности в сети Интернет ( "http://www.kovrov-gorsovet.ru/" www.kovrov-gorsovet.ru). 11.01.10 Ковровским городским Советом народных депутатов с индивидуальным предпринимателем ФИО3 заключен договор на техническое обслуживание программного обеспечения сайта сроком действия с 01.01.10 по 31.12.10. 30.04.10 председателем Ковровского городского Совета народных депутатов Арсентьевым В.Т. с индивидуальным предпринимателемФИО3 заключено дополнительное соглашение, в соответствии с которым вышеуказанный договор расторгнут с 01.05.10.
В результате этого, в нарушение требований ФЗ от 09.02.2009 N 8-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления" с 01.05.10до декабря 2010 информация о деятельности представительного органа местного самоуправления г.Коврова на официальном сайте в сети Интернет не размещалась, что препятствовало реализации гарантированного ч. 4 ст. 29 Конституции РФ права каждого гражданина свободно искать и получать информацию любым законным способом.
Решением Ковровского городского Совета народных депутатов от 19.03.2010 года №2 Арсентьев В.Т. избран председателем Ковровского городского Совета народных депутатов.
С учетом вышеизложенного, мировым судьей сделан обоснованный вывод о том, что председатель Совета народных депутатов г.Коврова Арсентьев В.Т. совершил административное правонарушение, предусмотренное ч.2 ст.13.27 КоАП РФ – не размещение в сети "Интернет" информации о деятельности органов местного самоуправления в случаях, поскольку обязанность по размещению такой информации в сети "Интернет" установлена федеральным законом.
Доводы заявителя о том, что у органов местного самоуправления обязанность по размещению информации о своей деятельности в сети Интернет возникла только с принятием ФЗ от 27.07.10 №227-ФЗ, вступившим в силу с 01.01.11, являются ошибочными по следующим основаниям.
В силу ч. 4 ст. 29 Конституции РФ каждый имеет право свободно искать и получать информацию любым законным способом.
Согласно ч. 3 ст. 55 Конституции РФ, права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
В соответствии с постановлением Правительства РФ от 28.01.2002 N 65 "О федеральной целевой программе "Электронная Россия (2002 - 2010 годы)" одним из мероприятий программы является обеспечение открытости информации о деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления и доступности государственных информационных ресурсов для граждан и организаций.
Целью указанного мероприятия является повышение открытости информации о деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления для всех категорий граждан, организаций и институтов гражданского общества и повышение качества административно-управленческих процессов за счет обеспечения прозрачности деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления.
В рамках данного мероприятия к 2010 году был принят ФЗ от 09.02.2009г.№ 8-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления" (далее по тексту Закон), который вступил в силу с 1 января 2010 года.
В соответствии с пунктом 2 статьи 6 Закона доступ к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления обеспечивается путем размещения государственными органами и органами местного самоуправления информации о своей деятельности в сети Интернет.
В силу статьи 21 Закона пользователю информацией предоставляется на бесплатной основе информация о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, ….размещаемая государственным органом, органом местного самоуправления в сети Интернет.
На основании ст.10 Закона органы местного самоуправления для размещения информации о своей деятельности используют сеть Интернет, в которой создают официальные сайты с указанием адресов электронной почты, по которым пользователем информацией может быть направлен запрос и получена запрашиваемая информация.
Доводы прокурора о том, что данная норма носит императивный характер, подтверждается также и тем, что она содержит только одно исключение - разрешает органам местного самоуправления, не имеющим возможности размещать информацию о своей деятельности в сети Интернет, размещать ее на официальном сайте субъекта Российской Федерации, в границах которого находится соответствующее муниципальное образование, а поселениям, входящим в муниципальный район – на официальном сайте этого муниципального района.
Статьей 13 Закона предусмотрен перечень сведений о деятельности органов местного самоуправления, размещаемой в сети Интернет.
В соответствии с пунктами 7,8 ст. 14 Закона перечни информации о деятельности органов местного самоуправления, размещаемой в сети Интернет, утверждаются в порядке, определенном органами местного самоуправления. При утверждении перечней информации о деятельности органов местного самоуправления определяются периодичность размещения информации в сети Интернет, сроки ее обновления, обеспечивающие своевременность реализации и защиты пользователями информацией своих прав и законных интересов, а также иные требования к размещению указанной информации.
Совокупность вышеуказанных норм Закона свидетельствует о том, что законодатель, возложил с 01.01.10 года на органы местного самоуправления обязанность по размещению информации в сети Интернет, и наделил их полномочиями самостоятельно определить в нормативных актах дополнительный перечень информации, подлежащей размещению, а также периодичность и сроки ее обновления.
Во исполнение названных выше требований закона решением Ковровского городского Совета народных депутатов от 30.09.09 №275 утверждено Положение об обеспечении доступа к информации о деятельности Ковровского городского Совета народных депутатов, которым определен перечень информации, подлежащий размещению в сети Интернет на официальном сайте городского Совета с 01.01.10 года.
В соответствии со ст. 7 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 №131-ФЗ муниципальные правовые акты, принятые органами местного самоуправления, подлежат обязательному исполнению на всей территории муниципального образования.
Таким образом, обязанность органов местного самоуправления размещать с 01.01.10 года информацию о своей деятельности в сети Интернет, установлена федеральным Законом, и одновременно муниципальным нормативным актом.
Данный факт подтверждается также и тем, что с 01.07.2010 введена в действие ч.2 ст.13.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, которой установлена ответственность за не размещение в сети "Интернет" информации о деятельности органов местного самоуправления в случаях, если обязанность по размещению такой информации в сети "Интернет" установлена федеральным законом.
Согласно Положению об обеспечении доступа к информации о деятельности Совета народных депутатов города Коврова контроль за размещением информации о деятельности Совета в сети «Интернет» осуществляет председатель Совета.
Статья 3 ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" от 27.07.06 №149-ФЗ в качестве одного из принципов правового регулирования отношений, возникающих в сфере информации, информационных технологий и защиты информации, закрепляет принцип открытости информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления и свободного доступа к такой информации, кроме случаев, установленных федеральным законом.
В соответствии с ч.1 ст.8 ФЗ № 149-ФЗ граждане (физические лица) и организации (юридические лица) вправе осуществлять поиск и получение любой информации в любых формах и из любых источников при условии соблюдения требований, установленных настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.
Гражданин (физическое лицо) имеет право на получение от государственных органов, органов местного самоуправления, их должностных лиц в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, информации, непосредственно затрагивающей его права и свободы.
В силу ч.4 ст.8 ФЗ №149-ФЗ не может быть ограничен доступ к нормативным правовым актам, затрагивающим права, свободы и обязанности человека и гражданина, а также устанавливающим правовое положение организаций и полномочия государственных органов, органов местного самоуправления; информации о состоянии окружающей среды; информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, а также об использовании бюджетных средств (за исключением сведений, составляющих государственную или служебную тайну).
В соответствии с ч.5 ст.8 ФЗ №149-ФЗ, в редакции, действовавшей до 01.01.11 года) органы местного самоуправления обязаны обеспечивать доступ к информации о своей деятельности на русском языке и государственном языке соответствующей республики в составе Российской Федерации в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. Лицо, желающее получить доступ к такой информации, не обязано обосновывать необходимость ее получения.
Поскольку указанная норма носила бланкетный характер, порядок обеспечения доступа к информации о деятельности органов местного самоуправления был определен ФЗ от 09.02.09 года №8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления".
ФЗ №149-ФЗ регулирует общие принципы осуществления гражданами и юридическими лицами права на поиск, получение, передачу, производство и распространение информации из любых источников (статья 1), а ФЗ №8-ФЗ распространяет свое действие на отношения, связанные с обеспечением доступа пользователей информацией к информации о деятельности именно государственных органов и органов местного самоуправления (статья 2).
С учетом вышеизложенного, доводы прокурора о том, что ФЗ №8-ФЗ является специальным по отношению к ФЗ № 149-ФЗ, являются правильными, поскольку ч. 5 ст.2 ФЗ №8-ФЗ определен исчерпывающий перечень правоотношений, на которые его действие не распространяется: отношения, связанные с обеспечением доступа к персональным данным, обработка которых осуществляется государственными органами и органами местного самоуправления; порядок рассмотрения государственными органами и органами местного самоуправления обращений граждан; порядок предоставления государственным органом, органом местного самоуправления в иные государственные органы, органы местного самоуправления информации о своей деятельности в связи с осуществлением указанными органами своих полномочий.
ФЗ"Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" от 27.07.2010 N 227-ФЗ на органы местного самоуправления возложены обязанности размещать в сети Интернет иную информацию, в дополнение к перечню сведений, указанных в ст.13 ФЗ №8-ФЗ.
В связи с этим, ФЗ от 27.07.2010 N 227-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" в ФЗ №149-ФЗ внесены изменения в части конкретизации обязанностей органов государственной власти и органов местного самоуправления по обеспечению доступа, в том числе с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети "Интернет" в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Помимо статьи 5 ФЗ №149-ФЗ, обязанность органов местного самоуправления обеспечивать доступ к информации в сети Интернет, предусмотрена и иными нормами указанного Закона, изменения в которые ФЗ от 27.07.2010 N 227-ФЗ не вносились.
Так, в соответствии со ст.12 ФЗ №149-ФЗ органы местного самоуправления в соответствии со своими полномочиями создают информационные системы и обеспечивают доступ к содержащейся в них информации на русском языке. Статьей 8 Закона гарантировано право на получение бесплатно информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, размещенной такими органами в информационно-телекоммуникационных сетях.
Кроме того, в соответствии со ст. 3 ФЗ от 26.12.2008г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» публичность и открытость деятельности органов местного самоуправления является одним из основных принципов противодействия коррупции.
На основании п. 7 ст. 7 указанного закона основными направлениями деятельности государственных органов по повышению эффективности противодействия коррупции является, в том числе обеспечение доступа граждан к информации о деятельности федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.
Таким образом, обеспечение доступа к информации о деятельности органов местного самоуправления является составной частью системы нормативно-правовых документов, позволяющих демократизировать деятельность органов местного самоуправления и пресечь возможные коррупционные моменты в их деятельности.
С учетом вышеизложенного, постановление мирового судьи судебного участка №9 г. Коврова от 26.11.2010 года о признании председателя Совета народных депутатов города Коврова Арсентьева В.Т. виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.13.27 КоАП РФ за не размещение в сети «Интернет» информации о деятельности органов местного самоуправления в случае, когда обязанность по размещению такой информации в сети «Интернет» установлена федеральным законом, является законным и обоснованным. Правовых оснований для его отмены не имеется.
Факт истечения срока давности привлечения Арсентьева В.Т. к административной ответственности 15.02.2011 года не имеет юридического значения, поскольку он истек после вынесения мировым судьей оспариваемого постановления.
Дело об административном правонарушении рассмотрено мировым судьей с соблюдением требований ст.23.1. КоАП РФ на основе всестороннего, полного и объективного исследования всех обстоятельств дела в их совокупности. Постановление по делу соответствует требованиям ст. 29.10 КоАП РФ.
Руководствуясь ст. 30.1.-30.10. КоАП РФ, судья
Р Е Ш И Л :
Постановление мирового судьи судебного участка №9 г. Коврова от 26.11.2010 года о привлечении Арсентьева Вячеслава Тимофеевича к административной ответственности по ч. 2 ст. 13.27 КоАП РФ оставить без изменения, жалобу Арсентьева В.Т. без удовлетворения.
СудьяОдинцова Н.В.