ст.6.3 КоАП РФ



Дело № 5-423/10 копия

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

г. Ковров 29 сентября 2010 года

Судья Ковровского городского суда Владимирской области Ершов А.Ф., с участием дирек­тора общества с ограниченной ответственностью «Ковровский комбинат минеральных добавок» (ООО «ККМД») С., представителя – адвоката Кочукова А.В., представившего удо­стоверение №, ордер №, ведущего специалиста-эксперта Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Владимирской области в г. Ковров, Ковровском и Камешков­ском районах К., представителя управления Роспотребнадзора по Владимирской об­ласти Никоноровой Н.С., рассмотрев материалы по ст. 6.3 КоАП РФ в отношении ООО «Ковров­ский комбинат минеральных добавок», находящегося по адресу: <адрес> по факту нарушения санитарно-эпидемиологических правил при деятельности в отношении названного юридического лица,

У С Т А Н О В И Л :

В период с 22.07.2010 г. по 05.08.2010 г. при проведении внеплановой проверки в отноше­нии ООО «ККМД» выявлены следующие нарушения санитарного законодательства:

- на предприятии отсутствует санитарно-эпидемиологическое заключение на проект пре­дельно допустимых выбросов вредных веществ в атмосферу, что является нарушением п.п. 4.2.1.-4.2.8 СанПиН 2.1.6.1032-01 «Гигиенические требования к обеспечению качества атмосферного воздуха населенных мест»;

- на предприятии отсутствует санитарно-эпидемиологическое заключение на проект сани­тарно-защитной зоны, что является нарушением п. 3.1 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-за­щитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов»;

- на предприятии в воздухе рабочей зоны в соответствии с протоколами от ДД.ММ.ГГГГ № отмечается превышение ПДК содержания аммиака в 1,5-1,6 раз, содержания дигидро­сульфита (сероводорода) в 2,7-3,3 раза согласно ГН 2.2.5.1313-03 «Предельно допустимые концен­трации (ПДК) вредных веществ в воздухе рабочей зоны», что создает угрозу жизни и здоровью граждан;

- в пробах атмосферного воздуха, отобранных в жилой застройке на расстоянии 70 метров от источника загрязнения, в соответствии с протоколами № от ДД.ММ.ГГГГ отмечается превышение в 1,05 и 1,1 раза ПДК соответственно аммиака и сероводорода, согласно ГН 2.1.6.1338-03 «Предельно допустимые концентрации (ПДК) вредных веществ в атмосферном воз­духе населенных мест».

По этому факту ведущим специалистом-экспертом Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Владимирской области в г. Ковров, Ковровском и Камешковском районах К. был составлен административный протокол № от ДД.ММ.ГГГГ

С. судье пояснила, что с привлечением к административной ответственности не согласна. Их предприятие работает два года. Проект предельно допустимых выбросов вредных веществ в атмосферу был ранее представлен в Роспотребнадзор, и возвращен на доработку, проект санитарно-защитной зоны разрабатывается в настоящее время, составлен проект реконструкции вентиляции предприятия, закуплены воздухоочищающие установки, и с введением их в действие вредные выбросы сократятся. В рабочей зоне используются в настоящее время респираторы. Жа­лобы от жильцов на предприятие поступали только летом, сейчас жалоб нет. Считает, что реаль­ный вред здоровью людей отсутствует.

Представитель Кочуков А.В. полагает, что не исключен выброс вредных газов от соседних предприятий, не установлено, что вредные выбросы идут от привлекаемого к ответственности юридического лица.

Представитель Никонорова Н.С. заявила, что поток жалоб на предприятие от населения не прекращается, граждане жалуются уже Президенту РФ.

Эксперт К. показал, что лично принимал участие во всех замерах, утверждает, что вредные выбросы идут именно от предприятия ООО «ККМД», причем концентрацию самого вредного газа меркаптана они не замеряли ввиду отсутствия оборудования для исследования, при его замере показания были бы гораздо хуже. Замеры воздуха жилой зоны проводили непосредст­венно у ближайшего к названному предприятию жилого дома, и с учетом направления и силы ветра происхождение вредных выбросов от других предприятий исключено. После проведения лабораторных измерений на территории предприятия лаборанту стало плохо. Выявленные кон­центрации аммиака и сероводорода создают непосредственную угрозу жизни и здоровью людей. Бесспорный вред здоровью людей причиняют гораздо меньшие концентрации названных газов, что подтверждается экспертной литературой. В подтверждение представил выписки из пособия «Вредные вещества в промышленности» под редакцией профессора Лазарева. Полагает, что ука­занным предприятием нарушены санитарные нормы, и юридическое лицо подлежит привлечению к административной ответственности, что подтверждается результатами заборов воздуха.

Из жалоб жителей домов по ул. Абельмана, Набережной, Белинского, Фабричному проезду г. Коврова следует, что выбросы вредных газов происходят именно с предприятия ООО «ККМД».

Изучив представленные материалы дела, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, су­дья приходит к следующему.

Согласно п.п. 4.2.1.-4.2.8. СанПиН 2.1.6.1032-01 «Гигиенические требования к обеспечению качества атмосферного воздуха населенных мест»:

4.2.1. Предельно допустимые выбросы для конкретного стационарного источника выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и их совокупности (организации в целом) устанав­ливаются территориальными органами специально уполномоченного федерального органа испол­нительной власти в области охраны атмосферного воздуха при наличии санитарно - эпидемиоло­гического заключения о соответствии их санитарным правилам и согласованного с органами и уч­реждениями государственной санитарно - эпидемиологической службы плана мероприятий по их достижению.

4.2.2. При разработке предельно допустимых выбросов для конкретного стационарного ис­точника учитываются выбросы загрязняющих веществ от данного источника и соседствующих, определяющих загрязнение атмосферного воздуха в зоне влияния выбросов рассматриваемого объекта.

Существующее загрязнение атмосферного воздуха (фоновое загрязнение) при разработке предложений по установлению предельно допустимых выбросов может учитываться расчетным путем или определяться по результатам лабораторных исследований в установленном порядке. Перечень источников выбросов соседствующих объектов, учтенных расчетным путем, и значение фоновой концентрации определяются и согласовываются в установленном порядке.

4.2.3. Проекты нормативов предельно допустимых выбросов по отдельным объектам до включения их в сводный том предельно допустимых выбросов конкретной территории должны пройти санитарно - эпидемиологическую экспертизу для установления соответствия их санитар­ным правилам.

4.2.4. Для проведения экспертизы по каждому объекту должны представляться следующие материалы:

- инвентаризационный перечень стационарных источников выбросов с качественной и ко­личественной характеристикой каждого из них;

- предложения по нормативам предельно допустимых выбросов для каждого источника и загрязняющего вещества;

- план мероприятий по достижению предельно допустимых выбросов;

- способ учета фоновых концентраций;

- результаты прогнозных расчетов (при необходимости - первичные материалы по расче­там) на каждый этап достижения предельно допустимого выброса;

- ситуационный план с изолиниями концентраций на каждый этап достижения ПДВ.

4.2.5. Проекты нормативов ПДВ по отдельным объектам могут быть включены в сводный том только после доработки материалов в соответствии с замечаниями санитарно - эпидемиологи­ческого заключения.

4.2.6. В случае невозможности достижения ПДВ современными средствами должны быть предусмотрены меры и конкретные сроки по сокращению или исключению данного загрязнения путем изменения технологического процесса, сокращения мощности или перепрофилирования предприятия.

4.2.7. В плане мероприятий по достижению ПДВ запрещается превышение существующего выброса вредных веществ на отдельных этапах достижения ПДВ.

4.2.8. При наличии данных о неблагоприятном влиянии выбросов объекта в период дости­жения ПДВ на здоровье населения, проживающего в зоне его влияния, юридическое лицо обязано возместить ущерб, причиненный этим влиянием здоровью населения (ст. 57 Федерального закона «О санитарно - эпидемиологическом благополучии населения»).

Однако на предприятии отсутствует санитарно-эпидемиологическое заключение на проект предельно допустимых выбросов вредных веществ в атмосферу.

Согласно п. 3.1 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная клас­сификация предприятий, сооружений и иных объектов», проектирование санитарно-защитных зон осуществляется на всех этапах разработки градостроительной документации, проектов строитель­ства, реконструкции и эксплуатации отдельного промышленного объекта и производства и/или группы промышленных объектов и производств.

Размеры и границы санитарно-защитной зоны определяются в проекте санитарно-защитной зоны. Разработка проекта санитарно-защитной зоны для объектов I - III класса опасности является обязательной.

Обоснование размеров санитарно-защитной зоны осуществляется в соответствии с требо­ваниям, изложенными в настоящих правилах.

Однако на предприятии отсутствует санитарно-эпидемиологическое заключение на проект санитарно-защитной зоны.

Согласно ГН 2.2.5.1313-03 «Предельно допустимые концентрации (ПДК) вредных веществ в воздухе рабочей зоны», ПДК содержания аммиака составляет 20 мг/м3, дигидросульфида - 10 мг/м3. Согласно протокола № исследования воздуха закрытых помещений от ДД.ММ.ГГГГ возле установки по переработке отходов обнаружена концентрация аммиака от 29,1 до 32,0 мг/м3, что превышает ПДК в 1,5-1,6 раз, обнаружена концентрация дигидросульфида от 27,6 до 32,5 мг/м3, что превышает ПДК в 2,7-3,3 раза.

Согласно ГН 2.1.6.1338-03 «Предельно допустимые концентрации (ПДК) загрязняющих веществ в атмосферном воздухе населенных мест», ПДК содержания аммиака составляет 0,2 мг/м3, дигидросульфида – 0,008 мг/м3. В пробах атмосферного воздуха, отобранных в жилой за­стройке на расстоянии 70 метров от источника загрязнения, в соответствии с протоколами № от ДД.ММ.ГГГГ отмечается превышение в 1,05 и 1,1 раза ПДК соответственно аммиака и серо­водорода.

Указанные протоколы суд признает допустимыми доказательствами, произведены имею­щими соответствующую компетенцию специалистами, с применением соответствующих существу замеров приборами, прошедшими поверку, срок действия которой не окончился, основаны на тре­бованиях санитарно-гигиенических норм. Проверка проведена на основании распоряжения руко­водителя территориального органа Роспотребнадзора, с согласия Ковровского городского проку­рора.

Согласно выписке из пособия «Вредные вещества в промышленности» под редакцией про­фессора Лазарева, концентрация аммиака от 0,0002 мг/литр (0,2 мг/м3), концентрация сероводо­рода от 0,006 мг/литр (6 мг/м3) вызывает расстройство здоровья человека.

В соответствии с Федеральным законом от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиоло­гическом благополучии населения» под санитарными правилами понимаются норма­тивные правовые акты, устанавливающие санитарно-эпидемиологические требования (в том числе критерии безопасности и (или) безвредности факторов среды обитания для человека, гигиениче­ские и иные нормативы), несоблюдение которых создает угрозу жизни или здоровью человека, а также угрозу возникновения и распространения заболеваний.

Согласно указанному Федеральному закону под гигиеническим нормативом понимается уста­новленное исследованиями допустимое максимальное или минимальное количественное и (или) качественное значение показателя, характеризующего тот или иной фактор среды обитания с позиций его безопасности и (или) безвредности для человека.

Вина ООО «ККМД» подтверждается и другими доказательствами: свидетельством о поста­новке юридического лица на налоговый учет, о внесении записи в ЕГРЮЛ, договором аренды зе­мельного участка, уставом.

В соответствии с ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в соверше­нии административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возмож­ность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Судья полагает, что вина ООО «ККМД» в допущенном нарушении правил и норм санитар­ной безопасности имеется, поскольку мероприятия по соблюдению этих требований выполнялись им не надлежащим образом, а принятые ко дню окончания разбирательства дела меры не устра­нили эти нарушения.

На основании изложенного, суд квалифицирует действия ООО «ККМД» как нарушение за­конодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, по ст. 6.3 КоАП РФ.

Отягчающих и смягчающих административную ответственность обстоятельств не установ­лено.

Частью 1 ст. 3.12 КоАП РФ определено, что административное приостановление деятель­ности заключается во временном прекращении деятельности юридических лиц, их филиалов, представительств, структурных подразделений, объектов зданий или сооружений. Данный вид на­казания применяется, в том числе, в случае угрозы жизни и здоровью людей, и назначается судьей только в случаях, если менее строгий вид административного наказания не сможет обеспечить достижение цели административного наказания.

Как следует из названного протокола, иных исследованных судом доказательств, а также существа правонарушения, вышеперечисленные нарушения правил безопасности на объекте ООО «ККМД» создают угрозу безопасности жизни и здоровью работников предприятия, жителей близ­лежащих домов.

При определении степени ответственности ООО «ККМД» судья учитывает факт невыпол­нения Обществом основных требований действующих санитарных правил и гигиенических нор­мативов, что создает реальную угрозу жизни и здоровью людей. Принятые должностным лицом меры не могут быть признаны достаточными, учитывая, что свидетельств о реальном снижении вредных выбросов в атмосферу не представлено.

В соответствии со ст. 12 Федерального закона РФ «О санитарно-эпидемиологическом бла­гополучии населения» при решении вопросов размещения объектов промышленного назначения и установления их санитарно-защитных зон, а также при их проектировании, строительстве, рекон­струкции, техническом перевооружении, расширении, консервации и ликвидации должны соблю­даться санитарные правила. Юридические лица, ответственные за выполнение работ по проекти­рованию и строительству объектов, их финансирование и (или) кредитование, в случае выявления нарушения санитарных правил или невозможности их выполнения обязаны приостановить либо полностью прекратить проведение указанных работ и их финансирование и (или) кредитование.

В этой связи судья находит необходимым в целях скорейшего устранения вышеописанных нарушений действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, сохранения жизни и здоровья граждан применить такую крайнюю, предусмотренную ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ, санкцию, как административное приостановление деятельности.

В отношении срока приостановления деятельности судья считает необходимым приостано­вить деятельность на девяносто суток.

На основании ст.ст. 6.3, 29.1 - 29.10 КоАП РФ

П О С Т А Н О В И Л :

Общество с ограниченной ответственностью «Ковровский комбинат минеральных доба­вок», находящееся по адресу: <адрес>, признать виновным в совершении правонарушения, предусмотренного ст. 6.3 КоАП РФ, и подвергнуть наказанию в виде админист­ративного приостановления на срок девяносто суток деятельности установок по переработке от­ходов, расположенных на территории общества с ограниченной ответственностью «Ковровский комбинат минеральных добавок» по адресу: <адрес>.

Разъяснить, что судья на основании ходатайства юридического лица досрочно прекращает исполнение административного наказания в виде административного приостановления деятельно­сти, если будет установлено, что устранены обстоятельства, послужившие основанием для назна­чения данного административного наказания.

Копии постановления направить руководителю Роспотребнадзора по Владимирской об­ласти, Ковровскому городскому прокурору, директору ООО «ККМД», представителям.

Постановление может быть обжаловано во Владимирский областной суд через Ковровский городской суд в течение 10 суток со дня получения копии постановления.

Судья подпись Ершов А.Ф.

Верно

13.10.2010г.

Судья А.Ф. Ершов

Секретарь Е.П.Белякова

Справка: постановление суда вступило в законную силу 12 октября 2010 года..

Подлинник постановления суда подшит в административном деле № 5-423/10,

находящемся в производстве Ковровского городского суда.

Судья А.Ф. Ершов

Секретарь Е.П.Белякова