5-52/2011 ч.1 ст.20.4 КоАП РФ



Дело № 5 -52/2011 года

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Ковров24 марта 2011 года.

Судья Ковровского городского суда Владимирской области Столяров Н. В.

С участием должностного лица, заместителя начальника отдела государственного пожарного надзора по г. Коврову и Ковровскому району Кузьмина И. Е.

директора ССПК «Фермер» Торхова С. А.,

представителя юридического лица ССПК «Фермер», адвоката Романова А. А., представившего удостоверение № 863, ордер № 038906 от 21.03.11 года,

рассмотрев материалы дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1ст. 20.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях в отношении Сельскохозяйственного сбытового потребительского кооператива «Фермер» юридический адрес: <адрес>, сведений о привлечении к административной ответственности в области пожарной безопасности не имеется, о приостановлении деятельности.

установил:

Согласно протоколу об административном правонарушении № 94 от 25.02.11 года Сельскохозяйственный сбытовой потребительский кооператив «Фермер» привлечен к административной ответственности по ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ за 39 различных нарушений требований пожарной безопасности, установленных правилами ППБ 01-03, НПБ 110-03, НПБ 104-03, СНиП 21-01-97*, при осуществлении деятельности на территории и в помещениях универсальной ярмарки «Октябрьский», расположенной по адресу: <адрес>.

Правонарушение выявлено заместителем начальника отдела государственного пожарного надзора по г. Коврову и Ковровскому району Кузьминым И. Е. при следующих обстоятельствах:

25.02.11 года органом государственного пожарного надзора проведена внеплановая проверка мероприятий по контролю за выполнением обязательных требований пожарной безопасности и ранее выданного предписания, о чем составлен акт № 42, согласно которому:

в помещениях чердака – не обеспечен предел огнестойкости несущих металлических балок, косоуров лестничных маршей; отсутствуют двери лестничных клеток ведущих в подвал, под лестничным маршем, соединяющим подвал и первый этаж размещена кладовая, в подвале допущена эксплуатация электропроводки с поврежденной изоляцией в месте включения вентиляционного оборудования, стены туалета второго этажа выполнены из горючих материалов, хранение горючих материалов на чердаке.

Выявлены факты невыполнения предписаний органов государственного контроля- предписания № 156\1\81 от 22.07.10 года:

помещения рынка не в полном объеме оборудованы флуоресцентными знаками пожарной безопасности;

помещения торгового комплекса не оборудованы автоматическими системами оповещения людей о пожаре 2 типа – по НПБ 104-03;

в нерабочем состоянии спринклерная система автоматического водяного пожаротушения (акты исправности не представлены);

изолированные торговые секции №№ 148, 151, 153 второго этажа помещения крытого рынка (литер А) с восточной стороны не оборудованы системой автоматического пожаротушения;

подвальный (складской) этаж не оборудован автоматической системой пожаротушения;

не оборудованы автоматической пожарной сигнализацией помещения магазинов литер «Б» (Аудио, Стройматериалы, продукты), расположенных со стороны <адрес>;

помещения в здании крытого рынка (литер «А»: подвал, 1 и 2 этаж; Литер «Б» - все помещения) не оборудованы аварийным эвакуационным освещением;

предел огнестойкости перекрытия между 1 и 2 этажами крытого рынка (литер А) не соответствует требуемому для зданий 2-й степени огнестойкости и проектным решениям -стволы шахт приточно-вытяжной вентиляции закрыты деревянным дощатым настилом;

не выполнены мероприятия по разделению подвала на отсеки площадью не более 700 кв. м;

отсеки подвального этажа не оборудованы не менее чем двумя люками или окнами дымоудаления шириной 0,9 и высотой 1.2 м и системами дымоудаления;

складской этаж при хранении горючих жидкостей не оборудован входами с тамбур-шлюзами;

электрощитовая в подвальном помещении не оборудована выходом непосредственно наружу с ограждающими конструкциями и с пределом огнестойкости не менее 0.6 часа;

лестничная клетка, ведущая из подвального помещения в торговый зал, не оборудована выходом непосредственно наружу с противопожарными перегородками 1 типа;

в помещениях подвального, 1 и 2 этажа крытого рынка (литер А) эксплуатируется электропроводка и электроустановочные изделия с нарушением требований противопожарной безопасности: ветхая электропроводка смонтирована кабелями, шнурами. Проводами различных номиналов и требует 100% замены;

в помещениях подвального, 1 и 2 этажа крытого рынка (литер А) эксплуатируются светильники с нарушением требований пожарной безопасности, отсутствуют защитные плафоны;

для складских помещений не определены категории взрывопожарной и пожарной безопасности;

не восстановлена целостность стен складских помещений секций 5,6,7,8,9, 17,22, 36, 37, 68, 75;

торговые залы не оборудованы кладовыми для хранения горючих товаров и товаров в горючей упаковке:

окна 1 и 2 этажей со стороны ул. Фурманова заблокированы глухими решетками;

не убраны торговые секции, установленные в лестничных клетках, являющихся путями эвакуации секции 159, 169,170;

в секции № 153 на путях эвакуации уложен горючий линолеум;

выходы на чердак не оборудованы противопожарными дверями 2 типа;

здание не оборудовано выходами на кровлю лестницами третьего типа или наружными пожарными лестницами; на секциях второго этажа горючие материалы размещаются на расстоянии менее 50 см от светильников;

в соответствии с проектной документацией рынок не обеспечен сетью наружного пожарного водопровода;

вход в рынок со стороны ул. Лопатина заблокирован торговыми лотками;

на открытых площадках торговли отсутствуют поперечные проходы шириной не менее 1. 4 м через каждые 30 м торговых рядов;

отсутствует необходимая для обеспечения безопасной эксплуатации инженерных систем, систем жизнеобеспечивания документация- технический паспорт, проекты на электроснабжение, отопление, вентиляцию, системы пожарной автоматики, расчета по нагрузке электрических сетей;

здание не оборудовано прямой телефонной связью с ближайшим пожарным подразделением.

Директор ССПК «Фермер» Торхов С. А. с привлечением к административной ответственности и приостановлении деятельности юридического лица не согласен. Большая часть мероприятий противопожарной безопасности на территории и помещениях универсальной ярмарки «Октябрьский», не требующих письменного согласия собственника арендатором ССПК «Фермер» исполнены.

Представитель юридического лица адвокат Романов А. А. с привлечением к административной ответственности ССПК «Фермер» и приостановлением его деятельности не согласился, пояснил, что в настоящее время нарушения правил пожарной безопасности устранены, большая часть нарушений находятся в стадии устранения, некоторые из них устранить невозможно без письменного разрешения арендодателя. На обращения ССПК «Фермер» за разрешением на перепланировку и переоборудование помещений, в соответствии с требованиями п. 4.1.5 договора аренды, ответов от администрации г. Коврова не получено. Полагал, что в Ковровский городской суд определением о передаче административного дела от 25.02.11 года в буквальном прочтении вводной части направлены материалы проверки на основании постановления прокурора о возбуждении дела об административном правонарушении от 11.12.09 года, т.е. за истечением срока давности привлечения к административной ответственности. Распоряжение о проведении внеплановой проверки директору ССПК «Фермер» не вручалось, акт проверки составлен с участием директора ярмарки Кузьменко А. М., который не мог представлять ССПК «Фермер».

Должностное лицо заместитель начальника ОГПН Кузьмин И. Е. пояснил, что проверка ССПК «Фермер» проведена во внеплановом порядке, в связи с неисполнением ранее выданного предписания, на основании распоряжения начальника ОГПН. Выявленные нарушения правил противопожарной безопасности могут привести к возникновению пожара и гибели людей. Полагал приостановить деятельность универсальной ярмарки «Октябрьский» ССПК «Фермер», расположенной по адресу: <адрес> на срок до 90 суток.

Ковровский городской прокурор извещен надлежащим образом о месте и времени рассмотрения административного дела. Представитель прокурора в судебное заседание не явился.

Изучив материалы административного дела, заслушав доводы представителей юридического лица, привлекаемого к ответственности, пояснения должностного лица, суд находит следующее:

Частью 1 ст. 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена ответственность за нарушение требований пожарной безопасности, установленных стандартами, нормами и правилами.

Согласно статьи 38 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ «О пожарной безопасности» ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут: собственники имущества; руководители федеральных органов исполнительной власти; руководители органов местного самоуправления; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций; лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности; должностные лица в пределах их компетенции.

Требования пожарной безопасности установлены в Правилах пожарной безопасности Российской Федерации (ППБ 01-03), утвержденных Приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 18 июня 2003 г.

В силу п. 10 указанных Правил собственники имущества, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, должны обеспечивать своевременное выполнение требований пожарной безопасности, предписаний, постановлений и иных законных требований государственных инспекторов по пожарному надзору.

Производство по административному делу, предусмотренному ч. 1 ст. 20.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях в отношении ССПК «Фермер» возбуждено надлежащим должностным лицом и в отношении надлежащего юридического лица.

Распоряжением главного государственного инспектора Равкова Н. И. от 14.02.11 года заместителю начальника ОНД по г. Ковров и Ковровскому району Кузьмину И. Е. и государственному инспектору Цыбакину Е. С. (л.д. 192) поручено провести внеплановую проверку деятельности ССПК «Фермер» по адресу: <адрес>, по исполнению предписания ГПН № 156\1\81 от 22.07.10 года (л.д. 193-195), с указанием даты проведения проверки – 25.02.11 года.

15.02.11 года Распоряжение вручено администратору ССПК «Фермер» Беляковой Е. А., входящий № 27.

Проверка проведена в присутствии представителя ССПК «Фермер» Кузменко А. А., уполномоченного представлять кооператив на основании доверенности от 30.12.10 года, выданной надлежащим должностным лицом - директором Торховым С. А. Акт проверки и протокол об административном правонарушении вручен директору ССПК «Фермер» под роспись.

Таким образом, оспаривание представителем ССПК «Фермер» адвокатом Романовым А. А. процедуры направления материалов административного дела в суд и материалов проведения проверки в отсутствии представителя ССПК «Фермер», суд находит несостоятельными.

Указание в определении (л.д. 2) о направлении дела в суд на основание, как возбуждение прокурором г. Коврова административного дела, является технической ошибкой по причине небрежности составления должностным лицом документа.

В соответствии с п. 4.1.7. договора аренды муниципального имущества № 04-02/299 от 22.12. 2008 года (л.д. 9-10) между Администрацией г. Коврова и ССПК «Фермер» арендатор (ССПК «Фермер») обязан соблюдать в помещениях строений требования органов санитарно - эпидемиологического надзора, государственной противопожарной службы, гражданской обороны, содержать за свой счет пожарную сигнализацию, вентиляцию и иное оборудование в соответствии с отраслевыми стандартами.

Обязанности по соблюдению мер противопожарной безопасности ССПК «Фермер» пунктом 3.2.7 типового Договора о предоставлении торгового места на универсальной ярмарке делегированы индивидуальному предпринимателю (л.д. 106-144), осуществляющему торговую деятельность.

При перепланировке зданий и помещений, изменении их функционального назначения или установке нового технологического оборудования должны применяться действующие нормативные документы в соответствии с новым назначением этих зданий или помещений. При аренде помещений арендаторами должны выполняться противопожарные требования норм для данного типа зданий. Ответственность за нарушение правил пожарной безопасности возлагается на лицо, владеющее, пользующееся или распоряжающееся имуществом на законных основаниях, которым может быть, как арендодатель, так и арендатор.

Поскольку стороны в договоре аренды могут сами урегулировать вопрос об объеме обязанностей в области обеспечения правил пожарной безопасности, к ответственности за нарушение этих правил должно быть привлечено лицо, которое не выполнило возложенную на него обязанность.

Если в договоре аренды указанный вопрос не урегулирован, то ответственность за нарушение требований пожарной безопасности может быть возложена, как на арендатора, так и на арендодателя в зависимости от того, чье противоправное, виновное действие (бездействие) образовало состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ.

Перепланировка, переоборудование арендованного имущества, согласно пункту 4.1.5 Договора (л.д. 10) между администрацией г. Коврова и ССПК «Фермер», производится исключительно с письменного согласия арендодателя.

Представителем юридического лица ССПК «Фермер» Романовым А. А. суду представлены доказательства обращения к арендодателю за получением разрешения на производство капитальных работ по устранению нарушений правил противопожарной безопасности, оставшиеся без ответа (л.д. 87-92), а также документы, подтверждающие устранение выявленных в ходе проверки нарушений правил пожарной безопасности (л.д. 145-188, 227-247), что существенно смягчает административную ответственность юридического лица, в отношении которого ведется производство по административному делу.

Должностное лицо государственного пожарного надзора, составившее протокол об административном правонарушении, не применило по делу обеспечительные меры в виде временного запрета деятельности юридического лица, не указало, какие перечисленные в протоколе нарушения требований пожарной безопасности непосредственно создают угрозу жизни или здоровью людей, какие виды деятельности и объекты деятельности ССПК «Фермер» подлежат приостановлению.

Суд не находит оснований для назначения ССПК «Фермер» наказания в виде административного приостановления деятельности, которое согласно ст. 3.2 КоАП РФ для юридических лиц является самым строгим наказанием. Вместе с тем не найдено оснований и для прекращения производства по делу, поскольку вина юридического лица в нарушении нарушение требований пожарной безопасности, установленных стандартами, нормами и правилами нашла свое подтверждение.

При определении вида и размера административного наказания суд учитывает смягчающие и отягчающие наказание обстоятельства.

Обстоятельством, смягчающим административную ответственность ССПК «Фермер», в соответствии с ч. 2 ст. 4.1 КоАП РФ, следует признать добровольное принятие мер по устранению допущенных нарушений.

Обстоятельств, отягчающих административную ответственность юридического лица, судом не найдено.

Руководствуясь ст. ст. 29.1- 29.10 КоАП РФ, суд

постановил:

Сельскохозяйственный сбытовой потребительский кооператив «Фермер», юридический адрес <адрес> А, привлечь к административной ответственности по ч. 1 ст. 20.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях и назначить наказание в виде административного штрафа в размере 10 000 (десять тысяч) рублей.

Банковские реквизиты получателя штрафа: УФК по Владимирской области (Главное управление МЧС России по Владимирской области), ИНН 3328103193 КПП 332801001 ГРКЦ ГУ Банка России по Владимирской области, г. Владимир БИК 041708001 номер счета получателя платежа 40101810800000010002 код ОКАТО 17425000000 КБК 17711627000010000140.

Постановление может быть обжаловано во Владимирский областной суд в течение 10 суток со дня вынесения.

Судья:Н. В. Столяров.

Верно

Справка: постановление суда вступило в законную силу 05.04.2011 года.

Подлинник документа подшит в административном деле №5-52/2011,

находящемся в производстве Ковровского городского суда.

СудьяН.В.Пуговкина