Дело №2-483/2010
Определение
г. Ковылкино «18» октября 2010 года
Ковылкинский районный суд Республики Мордовия в составе председательствующего судьи Синицина В.В.,
с участием старшего помощника прокурора Ковылкинской межрайонной прокуратуры Кашаева Д.А.,
представителя ответчика - директора Общества с ограниченной ответственностью «Фанерный мир» - Синяшкина С.Н., действующего на основании Устава,
при секретаре Семиковой О.В.,
рассмотрев в предварительном судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Ковылкинского межрайонного прокурора Республики Мордовия в интересах неопределенного круга лиц к Обществу с ограниченной ответственностью «Фанерный мир» об обязании выполнить требования законодательства об охране атмосферного воздуха,
Установил:
Ковылкинский межрайонный прокурор Республики Мордовия в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к Обществу с ограниченной ответственностью «Фанерный мир» об обязании выполнить требования законодательства об охране атмосферного воздуха.
В обоснование своих требований указал, что Ковылкинская межрайонная прокуратура с участием Министерства лесного, охотничьего хозяйства и природопользования Республики Мордовия и Территориального отдела Управления Роспотребнадзора в Ковылкинском муниципальном, ..., ... районах провела проверка исполнения законодательства об охране атмосферного воздуха в ООО «Фанерный Мир».
В ходе проверки установлено, что ООО «Фанерный Мир» расположено на территории городского поселения Ковылкино Ковылкинского муниципального района РМ. На территории предприятия имеются стационарные источники выбросов: ... В соответствии с методическим пособием по расчету нормированию и контролю выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух (введено письмом Ростехнадзора от 24.12.2004 № 14-01-03), стационарным источником выброса вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух является любой (точечный, площадный и т.д.) источник в атмосферный воздух, дислоцируемый или функцианирующий постоянно или временно в границах участка территории (местности) объекта, предприятия, юридического или физического лица, принадлежащего ему или закрепленного за ним в соответствии с действующим законодательством. Таким образом, в результате производственной деятельности предприятия образуются выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарными источниками, расположенными на производственной территории ООО «Фанерный мир».
Согласно п. 1 ст. 30 и п.1 ст. 14 Федерального закона от 04.05.1999 №96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» юридические лица, имеющие стационарные источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, обязаны: обеспечить проведение инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и разработку предельно допустимых выбросов и предельно допустимых нормативов вредного физического воздействия на атмосферный воздух. Выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарным источником допускается на основании разрешения, выданного территориальным органом федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды, в порядке, определенным Правительством Российской Федерации.
Согласно п.п. 3.3.3, 4.1.1, 4.2.2., 5.1. постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 17.05.2001 № 14 «О введении в действие санитарных правил» (вместе с «Гигиеническими требованиями к обеспечению качества атмосферного воздуха в населенных местах. Сан ПиН 2.1.6.1032 -01») проект организации и благоустройства СЗЗ (санитарно -защитной зоны) разрабатывается в строгом соответствии с гигиеническими требованиями к санитарно - защитным зонам и санитарной классификацией предприятий, сооружений и иных объектов и включает в числе первоочередных мероприятий переселение жителей в случае попадания жилой застройки в СЗЗ. Юридические лица, имеющие источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, обязаны:
- разрабатывать и осуществлять планы организационно - технических или иных мероприятий, направленные на обеспечение качества атмосферного воздуха санитарным правилам;
- обеспечить проведение лабораторных исследований загрязнения атмосферного воздуха мест проживания населения в зоне влияния выбросов объекта;
- получать санитарно - эпидемиологическое заключение органов и учреждений государственной санитарно - эпидемиологической службы на все изменения технологического процесса или оборудования (увеличение производственной мощности, изменение состава сырья, номенклатуры выпускаемой продукции и другие отклонения от утвержденного проекта);
- обеспечить работы по проектированию, организации и благоустройству санитарно - защитных зон на объектах, не имеющих организованные зоны в соответствии с действующими санитарными правилами;
- информировать органы и учреждения государственной санитарно -эпидемиологической службы о всех случаях нерегламентированных и аварийных выбросов вредных примесей в атмосферный воздух, разрабатывать мероприятия по их ликвидации и предотвращению аналогичных ситуаций;
- выполнять в установленные сроки предписания органов и учреждений государственной санитарно - эпидемиологической службы по устранению нарушений санитарных правил. Предельно допустимые выбросы для конкретного стационарного источника выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и их совокупности (организации в целом) устанавливаются территориальными органами специально уполномоченного федерального органа исполнительной власти в области охраны атмосферного воздуха при наличии санитарно - эпидемиологического заключения о соответствии их санитарным правилам и согласованного с органами и учреждениями государственной санитарно - эпидемиологической службы плана мероприятий по их достижению. При разработке предельно допустимых выбросов для конкретного стационарного источника учитываются выбросы загрязняющих веществ от данного источника и соседствующих, определяющих загрязнение атмосферного воздуха в зоне влияния выбросов рассматриваемого объекта.
Существующее загрязнение атмосферного воздуха (фоновое загрязнение) при разработке предложений по установлению предельно допустимых выбросов может учитываться расчетным путем или определяться по результатам лабораторных исследований в установленном порядке. Перечень источников выбросов соседствующих объектов, учтенных расчетным путем, и значение фоновой концентрации определяются и согласовываются в установленном порядке. Юридические лица, имеющие источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, должны обеспечивать проведение лабораторных исследований за загрязнением атмосферного воздуха в зоне влияния выбросов данного объекта.
В нарушение указанных требований действующего законодательства в ООО «Фанерный мир» не имеет разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, производственный контроль за охраной атмосферного воздуха не производится, не разработан проект нормативов ПДВ (предельно допустимых веществ) источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферу, отсутствует план мероприятий по предупреждению и устранению аварийных выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, не разработан план мероприятий по предупреждению и устранению аварийных выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, инвентаризация выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух не производится.
В соответствии с п.п.1.2 и 2.1 постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 25.09.2007 № 74 (ред. от 06.10.2009) «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов. Сан ПиН 2.2.1/2.1.11200-03» в целях обеспечения безопасности населения и в соответствии с Федеральным законом "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" от 30.03.1999 N 52-ФЗ вокруг объектов и производств, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, устанавливается специальная территория с особым режимом использования, размер которой обеспечивает уменьшение воздействия загрязнения на атмосферный воздух (химического, биологического, физического) до значений, установленных гигиеническими нормативами, а для предприятий I и II класса опасности - как до значений, установленных гигиеническими нормативами, так и до величин приемлемого риска для здоровья населения. По своему функциональному назначению санитарно-защитная зона является защитным барьером, обеспечивающим уровень безопасности населения при эксплуатации объекта в штатном режиме.
В нарушение указанных требований в ООО «Фанерный мир» отсутствует проект организации и благоустройства санитарно - защитной зоны.
В связи с тем, что в ООО «Фанерный мир» работают работники, численность которых может в течение года изменяться (прибытие, выбытие), данный круг людей нельзя индивидуализировать и привлечь в процесс в качестве истцов, а также решить вопрос о правах каждого из них, прокурор имеет право обратиться в суд с исковым заявлением в защиту интересов неопределенного круга лиц.
Просит признать незаконным бездействие ООО «Фанерный мир», выразившееся в невыполнении до настоящего времени требования федерального законодательства об охране атмосферного воздуха.
Обязать ООО «Фанерный мир» выполнить требования федерального законодательства об охране атмосферного воздуха:
-обеспечить проведение лабораторных исследований загрязнения атмосферного воздуха в местах проживания населения в зоне влияния выбросов объекта;
-обеспечить работы по проектированию, организации и благоустройству санитарно - защитной зоны в соответствии с действующими санитарными правилами;
-получить разрешение на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух;
-установить производственный контроль за охраной атмосферного воздуха;
-разработать проект нормативов ПДВ (предельно допустимых веществ) источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферу;
-разработать план мероприятий по предупреждению и устранению аварийных выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух;
-проводить инвентаризацию выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.
Взыскать с ООО «Фанерный Мир» госпошлину в доход государства в размере 4000 рублей.
В судебном заседании старший помощник Ковылкинского межрайонного прокурора Кашаев Д.А. от заявленных требований отказался, ввиду их добровольного удовлетворения. Просил производство по делу прекратить.
Представитель ответчика - Синяшкин С.Н., не возражал против прекращения производства по делу, суду пояснил, что все требования искового заявления выполнены.
В подтверждение представлены соответствующие документы.
В соответствии со статьей 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации истец вправе отказаться от иска. При этом суд не принимает отказ истца от иска, если это противоречит закону или нарушает права и законные интересы других лиц.
Поскольку отказ прокурора от иска связан с добровольным удовлетворением ответчиком требований прокурора, отказ не нарушает права и законные интересы других лиц, поэтому суд считает, что имеются основания для принятия отказа от иска и прекращении производства по делу.
В соответствии со статьями 220, 221 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд прекращает производство по делу в случае, если истец отказался от иска и отказ принят судом; повторное обращение в суд по спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям не допускается.
Порядок и последствия прекращения производства по делу сторонам разъяснены и понятны.
Поскольку иск удовлетворен ответчиком добровольно, поэтому оснований для взыскания с него госпошлины в доход государства нет.
При таких обстоятельствах, суд считает, что отказ прокурора от иска следует принять, а производство по делу прекратить.
Руководствуясь статьями 39, 173, 220, 221 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Определил:
Принять отказ Ковылкинского межрайонного прокурора Республики Мордовия от иска в интересах неопределенного круга лиц к Обществу с ограниченной ответственностью «Фанерный мир» об обязании выполнить требования законодательства об охране атмосферного воздуха
Производство по данному делу прекратить в связи с отказом истца от иска.
Повторное обращение в суд по спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям не допускается.
На определение может быть подана частная жалоба, представление прокурора в Верховный Суд Республики Мордовия в течение 10 дней.
Председательствующий: В.В.Синицин