Об оспаривании решения администрации сельского поселения Ковылкинского муниципального района РМ о согласовании переустройства жилого помещения.



Дело № 2- 452/2011

                                                    Решение копия

                                   Именем Российской Федерации

г.Ковылкино                                                                  04 октября 2011года                                          

Ковылкинский районный суд Республики Мордовия в составе председательствующего судьи Зориной С.А.,

при секретаре Тишковой О.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Муниципального унитарного предприятия муниципального образования Ковылкино «Ковылкинские городские сети» об оспаривании решения администрации Шингаринского сельского поселения Ковылкинского муниципального района Республики Мордовия о согласовании переустройства жилого помещения,

                                                    установил:

Муниципальное унитарное предприятие муниципального образования Ковылкино «Ковылкинские городские сети» (далее по тексту - МУП МО Ковылкино «Ковылкинские городские сети»), обратилось в суд с заявлением об оспаривании решения администрации Шингаринского сельского поселения Ковылкинского муниципального района Республики Мордовия о согласовании переустройства жилого помещения, указывая, что ДД.ММ.ГГГГ в адрес предприятия поступило заявление от жителя поселка <АДРЕС> Мусиной А.А. о снятии ее квартиры в доме по <АДРЕС> с учета по расчетам за тепловую энергию на нужды отопления, в связи с переводом на индивидуальное отопление, согласно выданному Администрацией Шингаринского сельского поселения Ковылкинского муниципального района Республики Мордовия решению о согласовании переустройства в ДД.ММ.ГГГГ

Считает, что данное решение не соответствует требованиям законодательства, регулирующим правоотношения между теплоснабжающими организациями и потребителями тепловой энергии, и нарушает законные интересы предприятия.

ЖК РФ регламентирует процедуру переустройства жилого помещения. Статья 26 ЖК РФ дает полный перечень оснований для проведения переустройства, которое проводится с соблюдением требований

законодательства по согласованию с органом местного самоуправления на основании принятого им решения. При предоставлении всех необходимых документов и при наличии положительного решения органа, осуществляющего согласование, оформленного в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 28.04.2005г. №266, согласно требованиям ст. 28 ЖК РФ факт переустройства жилого помещения должен быть подтвержден актом приемочной комиссии. Такой порядок переустройства действовал и в отношении установки индивидуального отопления.

Однако, 27 июля 2010 года принят Федеральный закон «О теплоснабжении» за №190-ФЗ, устанавливающий правовые основы экономических отношений, возникающих в связи с производством, передачей, потреблением тепловой энергии, тепловой мощности, теплоносителя с использованием систем теплоснабжения, созданием, функционированием и развитием таких систем, а также определяет полномочия органов государственной власти, органов местного самоуправления поселений, городских округов по регулированию и контролю в сфере теплоснабжения, права и обязанности потребителей тепловой энергии, теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций.

В соответствии с пунктом 15 статьи 14 Федерального закона «О теплоснабжении» запрещается переход, на отопление жилых помещений в многоквартирных домах с использованием индивидуальных квартирных источников тепловой энергии при наличии осуществленного в надлежащем порядке подключения к системам теплоснабжения многоквартирных домов. Указанная статья, вступила в силу с 01 января 2011 года (ст. 30 ФЗ «О теплоснабжении»).

Несмотря на принятый Федеральный закон «О теплоснабжении» от 27 июля 2010 года №190~ФЗ, содержащий положение о запрете перехода на отопление жилых помещений в многоквартирных домах с использованием индивидуальных квартирных источников тепловой энергии, администрация Шингаринского сельского поселения Ковылкинского муниципального района Республики Мордовия выносит решение о согласовании переустройства, жилого помещения Мусиной А.А. в виде подключения индивидуального отопления, датированное ДД.ММ.ГГГГ, с производством работ в ДД.ММ.ГГГГ, спустя пять месяцев с момента выдачи решения.

Целесообразность и гигиеническая безопасность использования таких индивидуальных поквартирных систем отопления в многоквартирных жилых домах вызывает ряд вопросов и сомнений, в связи с чем и было принято положение, запрещающее их использование. Учитывая, что каждая индивидуальная поквартирная система отопления имеет дымоход с отводом продуктов сгорания на балконы, лоджии, фасадные стены и окна, их использование может явиться дополнительным источником загрязнения окружающего атмосферного воздуха продуктами неполного сгорания используемого топлива.

        При переводе квартиры в составе многоквартирного дома на индивидуальное поквартирное газовое отопление жизнь в многоквартирном доме становится небезопасной, причем это касается и соседей, и самих владельцев котла. С установкой котлов возрастает опасность взрыва газовоздушной смеси. Гарантии бесперебойной работы оборудования на протяжении многих лет не существует.

        Согласно СНиП 41-01-2003 "Отопление, вентиляция и кондиционирование":

6.2.5.Дымоход должен иметь вертикальное направление и не иметь сужений.Запрещается прокладывать дымоходы через жилые помещения.

6.2.6. Выбросы дыма следует, как правило, выполнять выше кровли здания.

6.2.8. В помещениях теплогенераторов с закрытой камерой сгорания следует предусматривать общеобменную вентиляцию по расчету, но не менее одного обмена в 1 ч. В помещениях теплогенераторов с открытой камерой сгорания следует учитывать также расход воздуха на горение топлива, при этом система вентиляции не должна допускать разряжения внутри помещения, влияющего на работу дымоудаления от теплогенераторов.

Система вентиляции проектировалась без учета поквартирного отопления, расчет общеобменной вентиляции не проводился.

Вышеперечисленные и другие пункты СНиП чаще всего невозможно выполнить при переводе квартиры с централизованного отопления на поквартирное. Жилой дом с поквартирным отоплением изначально проектируется и строится в расчете на этот вид теплоснабжения (увеличивается диаметр газопроводов, сечение дымоходов и воздуховодов и т.д.),

В соответствии с п. 1.7.2. Постановления Госстроя РФ от 27 сентября 2003 г. №170 "Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда" «переоборудование и перепланировка жилых домов и квартир (комнат), ведущие к нарушению прочности или разрушению несущих конструкций здания, нарушению в работе инженерных систем и (или) установленного на нем оборудования, ухудшению сохранности и внешнего вида фасадов, нарушению противопожарных устройств, не допускаются».

Более того, качественное регулирование параметров теплоснабжения в зависимости от температуры наружного воздуха становится крайне затруднительным, а подчас, и невозможным.

Приняв решение о согласовании переустройства в виде подключения в отдельной квартире индивидуального отопления, администрация Шингаринского сельского поселения Ковылкинского муниципального района Республики Мордовия нарушила не только законные интересы предприятия, но и права и законные интересы граждан.

Нарушение норм Закона «О теплоснабжении», других вышеперечисленных нормативных актов приводит к снижению производительности труда и энергетической эффективности производства тепловой энергии, увеличению относительных показателей потерь тепловой энергии. Отмечаются нарушения в работе инженерных систем многоквартирных домов, вызванных переводом части жилых помещений на индивидуальное отопление. Это выражается в снижении надежности и качества теплоснабжения.

Главе администрации Шингаринского сельского поселения Ковылкинского муниципального района Республики Мордовия письмом №799 от 12.08.2011 года было предложено в добровольном порядке пересмотреть решения о согласовании переустройства в соответствии с действующим законодательством и в ближайшее время дать ответ. Однако, до настоящего времени ответ не получен.

Просит признать решение администрации Шингаринского сельского поселения Ковылкинского муниципального района Республики Мордовия о согласовании переустройства жилого помещения Мусиной А.А., расположенного по адресу: <АДРЕС>, в виде подключения индивидуального отопления, датированное ДД.ММ.ГГГГ, незаконным.

Обязать администрацию Шингаринского сельского поселения Ковылкинского муниципального района Республики Мордовия восстановить допущенное нарушение права и обязать привести переустроенное жилое помещение в прежнее состояние в разумный срок. Взыскать с ответчика расходы предприятия по уплате государственной пошлины в сумме 200 рублей.

В ходе подготовки дела к судебному разбирательству представитель МУП МО Ковылкино «Ковылкинские городские сети» Рудяева И.П. в порядке уточнения просила обязать администрацию Шингаринского сельского поселения Ковылкинского муниципального района Республики Мордовия восстановить допущенное нарушение права, о чем представила заявление.

В судебном заседании представитель заявителя Рудяева И.П. заявленные требования поддержала по изложенным основаниям и просила признать решение администрации Шингаринского сельского поселения Ковылкинского муниципального района Республики Мордовия о согласовании переустройства жилого помещения Мусиной А.А., расположенного по адресу: <АДРЕС>, в виде подключения индивидуального отопления, датированное ДД.ММ.ГГГГ, незаконным. Обязать администрацию Шингаринского сельского поселения Ковылкинского муниципального района Республики Мордовия восстановить допущенное нарушение права.

В судебном заседании глава администрации Шингаринского сельского поселения Ковылкинского муниципального района <АДРЕС> Горбунова Т.А., требования, изложенные в заявлении не признала по тем основаниям, что решение органа местного самоуправления было принято до введения в действие Федерального закона «О теплоснабжении» от 27 июля 2010года №190 - ФЗ, запрещающего установку индивидуального отопления, и на основании представленных документов, перечень которых определен статьей 26 Жилищного кодекса Российской Федерации.

В судебном заседании заинтересованное лицо Мусина А.А. считает требования не подлежащими удовлетворению, при этом суду пояснила, что с заявлением о переходе на индивидуальное отопление она обратилась в сельскую администрацию в ДД.ММ.ГГГГ., представила все необходимые документы и получила решение о согласовании переустройства, в котором был установлен срок производства работ в ДД.ММ.ГГГГ. После проведения работ она собрала все необходимые подписи в акте приемочной комиссии о завершении переустройства жилого помещения и в начале ДД.ММ.ГГГГ с этим актом обратилась в Ковылкинсие городские сети, но директор предприятия акт не подписал.

Представитель Мусиной А.А., Романова Л.В. считает, заявленные требования необоснованным и подлежащим оставлению без удовлетворения, поскольку решение органом местного самоуправления решение законно и обоснованно, кроме того, считает, что заявитель пропустил трехмесячный срок для обжалования решения.

Выслушав участвующих в деле лиц, свидетелей, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно п.п.3 и 4 ч.1 ст.14 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения поселения относятся: владение. Пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения; организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом.

Согласно ч.1 ст.14 ЖК РФ, к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относятся:- согласование переустройства и перепланировки жилых помещений; иные вопросы, отнесенные к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений Конституцией Российской Федерации, настоящим Кодексом, другими федеральными законами соответствующих субъектов Российской Федерации.

В данном случае администрацией Шингаринского сельского поселения Ковылкинского муниципального района РМ принято решение о согласовании переустройства жилого помещения.

В силу статьи 1 Жилищного кодекса Российской Федерации, устанавливающей основные начала жилищного законодательства, жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, его безопасности, на неприкосновенности и недопустимости произвольного лишения жилища, на необходимости беспрепятственного осуществления вытекающих из отношений, регулируемых жилищным законодательством, прав, а также на признании равенства участников регулируемых жилищным законодательством отношений по владению, пользованию и распоряжению жилыми помещениями, если иное не вытекает из настоящего Кодекса, другого федерального закона или существа соответствующих отношений, на необходимости обеспечения восстановления нарушенных жилищных прав, их судебной защиты, обеспечения сохранности жилищного фонда и использования жилых помещений по назначению. Граждане по своему усмотрению и в своих интересах осуществляют принадлежащие им жилищные права, в том числе распоряжаются ими.

Порядок переустройства жилого помещения регулируется статьями 25-29 главы 4 Жилищного кодекса Российской Федерации.

В соответствии со статьей 25 Жилищного кодекса Российской Федерации, переустройство жилого помещения представляет собой установку, замену или перенос инженерных сетей, санитарно-технического, электрического или другого оборудования, требующие внесения изменения в технический паспорт жилого помещения.

Согласно статье 26 Жилищного кодекса Российской Федерации переустройство и (или) перепланировка жилого помещения проводятся с соблюдением требований законодательства по согласованию с органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий согласование) на основании принятого им решения.

Часть 2 вышеуказанной статьи определяет перечень документов, предоставляемых собственником жилого помещения для проведения переустройства и (или) перепланировки жилого помещения в орган, осуществляющий согласование, по месту нахождения переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения.

При этом орган, осуществляющий согласование, не вправе требовать представление других документов кроме документов, установленных частью 2 настоящей статьи (часть 3 статьи 26 ЖК РФ).

Решение о согласовании или об отказе в согласовании должно быть принято по результатам рассмотрения соответствующего заявления и иных представленных в соответствии с частью 2 настоящей статьи документов органом, осуществляющим согласование, не позднее чем через сорок пять дней со дня представления указанных документов в данный орган (часть 4 статьи 26 ЖК РФ).

Основания отказа в согласовании переустройства жилого помещения установлены частью 1 статьи 27 Жилищного кодекса Российской Федерации.

В силу указанной нормы закона отказ в согласовании переустройства жилого помещения допускается в случае:

1) непредставления определенных частью 2 статьи 26 настоящего Кодекса документов;

2) представления документов в ненадлежащий орган;

3) несоответствия проекта переустройства и (или) перепланировки жилого помещения требованиям законодательства.

Перечень оснований для отказа в согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения является исчерпывающим, что означает невозможность отказа в согласовании по другим основаниям.

В соответствии со статьей 46 Конституции Российской Федерации и главой 25 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации граждане и организации вправе обратиться в суд за защитой своих прав и свобод с заявлением об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, в результате которых, по мнению указанных лиц, были нарушены их права и свободы или созданы препятствия к осуществлению ими прав и свобод либо на них незаконно возложена какая-либо обязанность или они незаконно привлечены к ответственности.

По делам об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих обязанность по доказыванию законности оспариваемых решений, действий (бездействия) согласно части 1 статьи 249 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации возлагается на орган или лицо, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие).

Пунктом 7.3.7 строительных норм и правил «Здания жилые многоквартирные» (СНиП 31-01-2003), принятых и введенных в действие с 01 октября 2003 года постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 23 июня 2003 года №109, в квартирах и встроенных помещениях общественного значения многоквартирных жилых домов, кроме помещений детских и лечебных учреждений, допускается установка индивидуальных систем теплоснабжения с теплогенераторами на природном газе с закрытыми камерами сгорания.

Из материалов дела усматривается, что ДД.ММ.ГГГГ Мусина А.А. обратилась в администрацию Шингаринского сельского поселения Ковылкинского муниципального района РМ с заявлением о разрешении установки в ее квартире, расположенной по адресу: <АДРЕС> индивидуального отопления.

ДД.ММ.ГГГГ Мусина А.А. обратилась в администрацию Шингаринского сельского поселения Ковылкинского муниципального района РМ с заявлением о согласовании переустройства жилого помещения, расположенного по адресу: <АДРЕС>,( <данные изъяты>,) занимаемого ею на основании свидетельства о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ, в связи с установкой системы автономного отопления, представив определенные частью 2 статьи 26 Жилищного кодекса Российской Федерации документы.

ДД.ММ.ГГГГ Мусина А.А. получила решение о согласовании переустройства жилого помещения, занимаемого ею на основании свидетельства о государственной регистрации права, где был установлен срок установки индивидуального отопления с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ

Доводы представителя заявителя на незаконность решения о согласовании переустройства жилого помещения в связи с пунктом 15 статьи 14 Федерального закона от 27 июля 2010 года N 190-ФЗ "О теплоснабжении", суд находит несостоятельными, исходя из следующего.

Как следует из статьи 30 вышеназванного закона, статья 14 настоящего Федерального закона вступила в силу с 1 января 2011 года.

В соответствии со статьей 6 Жилищного кодекса Российской Федерации, акты жилищного законодательства не имеют обратной силы и применяются к жилищным отношениям, возникшим после введения его в действие. Действие акта жилищного законодательства может распространяться на жилищные отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, прямо предусмотренных этим актом.

В Конституции Российской Федерации правило отсутствия обратной силы вновь принятого закона упоминается в статье 54, а также в статье 57.

Вместе с тем более общей нормой, которая содержит запрет придания обратной силы любому закону, ухудшающему положение граждан, является часть 2 статьи 55 Конституции Российской Федерации.

Из этого исходит и Конституционный Суд, который неоднократно отмечал, что придание обратной силы закону, ухудшающему положение граждан и означающему, по существу, отмену для этих лиц права, приобретенного ими в соответствии с ранее действовавшим законодательством и реализуемого ими в конкретных правоотношениях, несовместимо с положениями статей 1 (ч. 1), 2, 18, 54 (ч.1), 55 (ч. 2), 57 Конституции Российской Федерации. С этим связаны законные ожидания граждан, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет реализовано.

Поскольку обращение Мусиной А.А. с заявлением о согласовании переустройства жилого помещения, имело место ДД.ММ.ГГГГ, суд приходит к выводу о том, что положения пункта 15 статьи 14 Федерального закона от 27 июля 2010 года N 190-ФЗ "О теплоснабжении" в данном случае применению не подлежат.

Доводы представителя заинтересованного лица о пропуске трехмесячного срока обращения с заявлением в суд как основании для отказа в удовлетворении заявления, судом не принимаются по следующим основаниям.

Как следует из заявления Мусиной А.А. на имя директора МУП МО Ковылкино «Ковылкинские городские сети» с просьбой снять квартиру с учета по расчетам за отопление с переводом на индивидуальное отопление, она обратилась ДД.ММ.ГГГГ. Данное заявление было зарегистрировано предприятием за ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается отметкой на заявлении и журналом регистрации входящей документации МУП МО Ковылкино «Ковылкинские городские сети», с заявлением в суд предприятие обратилось ДД.ММ.ГГГГ, что следует из штампа Ковылкинского районного суда Республики Мордовия.

В этой связи суд считает несостоятельными доводы свидетелей <Свидетель 1>, <Свидетель 2>, <Свидетель 3> в той части, что с заявлениями о снятии квартир с учета по расчетам за отопление они вместе с Мусиной А.А. обращались в начале ДД.ММ.ГГГГ

Каких-либо доказательств несоблюдения условий переустройства жилого помещения, установленных Жилищным кодексом Российской Федерации, в ходе судебного разбирательства не установлено.

При таких обстоятельствах, суд считает, что решение администрации Шингаринского сельского поселения о согласовании переустройства жилого помещения, принадлежащего Мусиной А.А., в связи с установкой индивидуальной системы отопления, не противоречит нормам Жилищного кодекса Российской Федерации, регулирующего данные жилищные отношения.

Кроме того, в судебном заседании не установлено, что органом местного самоуправления при принятии решения о согласовании переустройства жилого помещения, были допущены нарушения требований статей 26, 27 Жилищного кодекса Российской Федерации, в части формы, сроков и процедуры принятия решения.

Форма и содержание решения о согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения установлены Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.04.2005г. № 256 «Об утверждении формы заявления о переустройстве и (или) перепланировке жилого помещения и формы документа, подтверждающего принятие решения о согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения».

      Сторонам была разъяснена норма, содержащаяся в ст.56 ГПК РФ, согласно которой каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основание своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом, дополнительных доказательств ни той, ни другой стороной в суд представлено не было.

При таких установленных по делу обстоятельствах, суд находит, что заявление удовлетворению не подлежат.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Решил:

В удовлетворении заявления Муниципального унитарного предприятия муниципального образования Ковылкино «Ковылкинские городские сети» о признании незаконным решения администрации Шингаринского сельского поселения Ковылкинского муниципального района Республики Мордовия о согласовании переустройства жилого помещения Мусиной А.А., расположенного по адресу: <АДРЕС> виде подключения индивидуального отопления, датированного ДД.ММ.ГГГГ и обязании администрации Шингаринского сельского поселения Ковылкинского муниципального района Республики Мордовия восстановить допущенное нарушение права- отказать.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Мордовия суд в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Судья: подпись

<данные изъяты>

Судья Ковылкинского районного суда

Республики Мордовия:                                                      С.А.Зорина

Секретарь: