о признании нормативных провавых актов незаконными



Дело № 2-751/2010

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

П.Ковернино                                                                     28 декабря 2010 года

Ковернинский районный суд Нижегородской области в составе председательствующего судьи Доможировой Л.Ю., с участием прокурора Ивашкова М.А., при секретаре Рыжовой Ю.В., с участием заявителя Лубок Е.Г., представителя заявителя Парийского Н.Л., представителя Администрации Ковернинского района Нижегородской области Лебедевой Е.Е., Овчинниковой Л.Г., действующих на основании доверенностей, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Лубок Евгении Григорьевны об оспаривании п.1.4 Постановления администрации Ковернинского района Нижегородской области от 08 декабря 2009 года №202 «О тарифах на услуги организаций коммунального комплекса» в части, касающейся потребителей услуги по водоотведению, предоставляемой ОАО «Агроплемкомбинат «Мир»,

У С Т А Н О В И Л:

Заявитель Лубок Е.Г., проживающая по адресу: Нижегородская область Ковернинский район д.Гавриловка ул.Центральная д.5 кв.4, обратилась в суд с требованием о признании п.1.4 Постановления администрации Ковернинского района Нижегородской области от 08 декабря 2009 года №202 «О тарифах на услуги организаций коммунального комплекса» в части, касающейся потребителей услуги по водоотведению, предоставляемой ОАО «Агроплемкомбинат «Мир», противоречащим действующему законодательству.

Свои требования заявитель мотивировала тем, что она, проживая по адресу: Нижегородская область Ковернинский район д.Гавриловка ул.Центральная д.5 кв.4, является потребителем услуги по водоотведению, оказываемой ОАО «АПК Мир». На 2009 года п.1.4 Постановления администрации Ковернинского района Нижегородской области от 08 декабря 2009 года №202 «О тарифах на услуги организаций коммунального комплекса» был рекомендован для услуги по водоотведению, предоставляемой ОАО «Агроплемкомбинат «Мир», тариф равным 41,09 рубля за куб.м. Полагает, что при установлении данного тарифа органом местного самоуправления был нарушен порядок регулирования тарифов, установленный ст.9 Федерального закона №210-ФЗ от 30.12.2004 года «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса». В соответствие с данным законом орган местного самоуправления был обязан согласовать производственную программу организации коммунального комплекса и установить тариф на товары и услуги организации коммунального комплекса. В нарушение данной нормы орган местного самоуправления не проверил обоснованность представленного ОАО «АПК Мир» тарифа на водоотведение, который является завышенным. Кроме того, орган местного самоуправления в нарушение названного закона тариф на водоотведение для ОАО «АПК Мир» не установил, а рекомендовал к применению.     

В судебном заседании заявитель Лубок Е.Г. и ее представитель Парийский Н.Л., заявленные требования поддержали в полном объеме. При этом пояснили суду, что тариф, указанный в обжалуемом постановлении для потребителей услуги водоотведение, оказываемой ОАО «АПК Мир» и равный 41,09 рублей является явно завышенным. Так на 2011 год органом исполнительной власти субъекта тариф на водоотведение для ОАО «АПК Мир» установлен равным 23,71 рубля за куб.м. Кроме того, администрация Ковернинского района не могла принять решения о рекомендации тарифа для ОАО «АПК Мир», она должна была установить тариф.

В судебном заседании представители Администрации Ковернинского района Нижегородской области Лебедева Е.Е., Овчинникова Л.Г. заявленные требования не признали, пояснив, что орган местного самоуправления вправе устанавливать тарифы только в отношении услуг, оказываемых муниципальными учреждениями. В отношении остальных организаций орган местного самоуправления вправе лишь рекомендовать тариф. По этим основаниям п.1.4 Постановления администрации Ковернинского района Нижегородской области от 08 декабря 2009 года №202 «О тарифах на услуги организаций коммунального комплекса» был рекомендован для услуги по водоотведению, предоставляемой ОАО «Агроплемкомбинат «Мир», тариф равным 41,09 рубля за куб.м. До этого была проведена процедура согласования производственной программы ОАО «Агроплемкомбинат «Мир», что соответствует требованиям Федерального Закона №210-ФЗ от 30.12.2004 года «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса». Тариф, равный 41,09 рубля за куб.м. является экономически обоснованным, что подтверждается представленной ОАО «Агроплемкомбинат «Мир» калькуляцией. Данный тариф увеличен по отношению к тарифу на 2009 год на повышающий предельный коэффициент.

Допрошенная в судебном заседании в качестве свидетеля Шапошникова А.Г. пояснила суду, что она работает главным экономистом в ОАО «Агроплемкомбинат «Мир». Несколько лет тариф на водоотведение, оказываемый ОАО «Агроплемкомбинат «Мир», устанавливается администрацией Ковернинского района. Перед установлением тарифа на 2010 год в 2009 году ими была представлена в администрацию на согласование производственная программа и калькуляция себестоимости оказываемой услуги по водоотведению. Согласно данной калькуляции стоимость указанной услуги составила 41 рубль 95 коп. Пунктом 1.4 Постановления администрации Ковернинского района Нижегородской области от 08 декабря 2009 года №202 «О тарифах на услуги организаций коммунального комплекса» был рекомендован для услуги по водоотведению, предоставляемой ОАО «Агроплемкомбинат «Мир», тариф равным 41,09 рубля за куб.м. Снижение тарифа по отношению к калькуляции было произведено из-за предельного установленного индекса равного110,7%. Установленный администрацией тариф применяется ими в 2010 году для расчетов с населением. Тариф на водоотведение на 2011 год в связи с изменившимся законодательством установлен для ОАО «Агроплемкомбинат «Мир» правительством Нижегородской области (РСТ) равным 23,71 рубля за куб.м. Снижение тарифа произошло потому, что РСТ при расчете тарифа принял, в отличие от Администрации Ковернинского района, не все затраты, которые несет ОАО «Агроплемкомбинат «Мир» при предоставлении данной услуги населению.

Заслушав пояснения сторон, заключение прокурора, изучив и исследовав материалы дела, суд находит, что требования заявителя об оспаривании п.1.4 Постановления администрации Ковернинского района Нижегородской области от 08 декабря 2009 года №202 «О тарифах на услуги организаций коммунального комплекса» в части, касающейся потребителей услуги по водоотведению, предоставляемой ОАО «Агроплемкомбинат «Мир» подлежат удовлетворению по следующим основаниям:

Как следует из п.1.4 Постановления администрации Ковернинского района Нижегородской области от 08 декабря 2009 года №202 «О тарифах на услуги организаций коммунального комплекса» органом местного самоуправления рекомендован для применения ОАО «Агроплемкомбинат «Мир» тариф на водоотведение равный 41,09 рубля за куб.м.

Таким образом, орган местного самоуправления тариф не установил, а рекомендовал к применению.

Как следует из пояснений представителей Администрации Ковернинского района Нижегородской области размер тарифа, указанный в обжалуемом постановлении носит для ОАО «Агроплемкомбинат «Мир» рекомендательный характер. При расчете с населением за данный вид услуг ОАО «Агроплемкомбинат «Мир» может устанавливать тариф отличный от рекомендованного в постановлении. Данное обстоятельство нашло свое подтверждение исследованным в судебном заседании приказом директора №177 ОАО «Агроплемкомбинат «Мир» от 21.12.2009 года, которым были утверждены и введены в действие с 01 января 2010 года тарифы на услуги ЖКХ, предоставляемые ОАО «Агроплемкомбинат «Мир» населению, в том числе на водоотведение.

Обосновывая свою позицию, представители Администрации Ковернинского района Нижегородской области ссылаются на пункт 4 части 1 статьи 17 Федерального закона №131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", согласного которому в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов и городских округов обладают полномочиями по установлению тарифов на услуги, предоставляемые муниципальными предприятиями и учреждениями, если иное не предусмотрено федеральными законами.

Однако в соответствие пунктом 4.1 части 1 статьи 17 Федерального закона №131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", в редакции Федерального закона от 30.12.2004 года N 211-ФЗ, действующего на момент принятия оспариваемого постановления, к полномочиям органа местного самоуправления относится так же и регулирование тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса.

Таким образом, к полномочиям органов местного самоуправления в период принятия оспариваемого постановления законодатель относил регулирование тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса не зависимо от организационно правовой формы.

Кроме того, в соответствие со ст.ст.1, 2 Федерального закона №210-ФЗ от 30.12.2004 года «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» в соответствии с настоящим Федеральным законом подлежат регулированию тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса - производителей товаров и услуг в сфере водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов.

Организация коммунального комплекса - юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, осуществляющее эксплуатацию системы (систем) коммунальной инфраструктуры, используемой (используемых) для производства товаров (оказания услуг) в целях обеспечения тепло-, водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, и (или) осуществляющее эксплуатацию объектов, используемых для утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов;

Тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса - ценовые ставки (одноставочные или двухставочные тарифы), по которым осуществляются расчеты с организациями коммунального комплекса за производимые ими товары (оказываемые услуги) и которые включаются в цену (тариф) для потребителей, без учета надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса.

Как следует из материалов дела и пояснений сторон ОАО «Агроплемкомбинат «Мир» предоставляет населению д.Гавриловка Ковернинского района Нижегородской области жилищно-коммунальные услуги, в том числе по водоотведению, осуществляя при этом эксплуатацию системы коммунальной инфраструктуры. Как следует из представленной суду производственной программы на 2010 года потребителями услуги по водоотведению, предоставляемой ОАО «Агроплемкомбинат «Мир», на 95% является население.

Таким образом, ОАО «Агроплемкомбинат «Мир» является в понимании Федерального закона №210-ФЗ от 30.12.2004 года «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» организацией коммунального комплекса, а тарифы на предоставляемые ею услуги по водоотведению должны регулироваться соответствующим органом.

В соответствие с частью 1 ст.9 Федерального закона №210-ФЗ от 30.12.2004 года «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» регулирование тарифов на товары и услуги организации коммунального комплекса включает в себя согласование с органом регулирования производственной программы организации коммунального комплекса и установление тарифов на товары и услуги этой организации.

Таким образом, понятие регулирование тарифов для организаций коммунального комплекса включает в себя согласование производственной программы организации коммунального комплекса и установление тарифов на товары и услуги этой организации.

В соответствие с пунктом 7 ч.2 ст.5 Федерального закона №210-ФЗ от 30.12.2004 года «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» в ред. Федерального закона от 26.12.2005 N 184-ФЗ, действовавшего в рассматриваемый период, органы местного самоуправления осуществляют следующие полномочия в области регулирования тарифов и надбавок организаций коммунального комплекса: устанавливают тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса.

Таким образом, органом регулирования тарифов организациям коммунального комплекса на день вынесения оспариваемого постановления, то есть в 2009 году, являлся орган местного самоуправления - Администрация Ковернинского района Нижегородской области.

В соответствие с частями 2, 3, 7, 8 ст.9 Федерального закона №210-ФЗ от 30.12.2004 года «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» организация коммунального комплекса разрабатывает на очередной период действия тарифов на производимые ею товары (оказываемые услуги) производственную программу, определяет финансовые потребности, необходимые для ее реализации, и производит предварительный расчет тарифов на свои товары и услуги в размере, обеспечивающем эти финансовые потребности. Производственная программа, а также расчет необходимых для ее реализации финансовых потребностей и соответствующих им тарифов на товары и услуги организации коммунального комплекса направляется организацией коммунального комплекса в орган регулирования не менее чем за три календарных месяца до даты окончания текущего периода действия тарифов на товары и услуги этой организации для проверки обоснованности производственной программы, обоснованности расчета тарифов на товары и услуги этой организации, а также для определения доступности для потребителей товаров и услуг данной организации. По завершении проверки обоснованности предоставленных организацией коммунального комплекса расчетов финансовых потребностей, необходимых для реализации ее производственной программы, и соответствующих этим потребностям тарифов на товары и услуги организации коммунального комплекса орган регулирования согласовывает производственную программу и устанавливает соответствующие этой программе тарифы на товары и услуги организации коммунального комплекса. Тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса на очередной период их действия должны быть установлены не менее чем за один календарный месяц до даты окончания текущего периода их действия.

Как следует из материалов дела организация коммунального комплекса - ОАО «Агроплемкомбинат «Мир» исполнила свою обязанность и представила не менее чем за три календарных месяца до даты окончания текущего периода действия тарифов в орган местного самоуправления производственную программу, а также расчет необходимых для ее реализации финансовых потребностей.

Орган местного самоуправления в установленный срок согласовал данную производственную программу на 2010 год, о чем свидетельствует имеющаяся на ней отметка. Кроме того, как следует из пояснений представителя администрации Ковернинского района Овчинниковой Л.Г., была проверена калькуляция себестоимости услуги по водоотведению, проведен мониторинг, истребованы документы, подтверждающие заявленные затраты. С учетом указанных материалов заявленный ОАО «Агроплемкомбинат «Мир» тариф на водоотведение был признан экономически обоснованным. С учетом индекса максимально возможного изменения установленных тарифов, утвержденного решением региональной службы по тарифам Нижегородской области №44/2 от 25.11.2009 года (110,7%), размер тарифа на водоотведение был исчислен для ОАО «Агроплемкомбинат «Мир» равным 41,09 рублей за куб.м.

Однако в нарушение положений Федерального закона №210-ФЗ от 30.12.2004 года «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса», в ред. Федерального закона от 26.12.2005 N 184-ФЗ, действовавшего в рассматриваемый период, предписывающей органу регулирования устанавливать тарифы на услуги ЖКХ, администрацией Ковернинского района Нижегородской области при издании Постановления от 08 декабря 2009 года №202 «О тарифах на услуги организаций коммунального комплекса» пунктом 1.4 тариф на водоотведение для ОАО «Агроплемкомбинат «Мир» был не установлен, а рекомендован.

Подобная формулировка противоречит основам регулирования тарифов на услуги, предоставляемые организациями коммунального комплекса, определенным Федеральным законом №210-ФЗ от 30.12.2004 года «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса», так как допускает произвольное установление тарифа на предоставляемую услугу самой организацией. Указанное не соответствует целям и принципам, установленным Федеральным законом №210-ФЗ от 30.12.2004 года, согласно которым тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса должны устанавливаться с учетом обеспечения их доступности для потребителей.

Учитывая изложенные обстоятельства в их совокупности, суд находит, что п.1.4 Постановления администрации Ковернинского района Нижегородской области от 08 декабря 2009 года №202 «О тарифах на услуги организаций коммунального комплекса» в части, рекомендации размера тарифа на услугу по водоотведению, предоставляемую ОАО «Агроплемкомбинат «Мир» не соответствует Федеральному закону №210-ФЗ от 30.12.2004 года «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса».

Согласно ст.253 ГПК РФ решение суда о признании нормативного правового акта или его части недействующими вступает в законную силу по правилам, предусмотренным статьей 209 настоящего Кодекса, и влечет за собой утрату силы этого нормативного правового акта или его части, а также других нормативных правовых актов, основанных на признанном недействующим нормативном правовом акте или воспроизводящих его содержание. Такое решение суда или сообщение о решении после вступления его в законную силу публикуется в печатном издании, в котором был официально опубликован нормативный правовой акт.

В соответствие со ст.ст. 98, 100 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы. Стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.

При подаче заявления в суд Лубок Е.Г. уплачена государственная пошлина в размере 200 рублей, а так же произведены расходы на оплату услуг представителя, в сумме 2000 рублей. Суд с учетом принципа разумности, сложности дела полагает необходимым взыскать в пользу заявителя затраты на услуги представителя в размере 800 рублей и госпошлину в сумме 200 рублей.

Руководствуясь ст.ст. 194-198, 253 ГПК РФ,

Р Е Ш И Л:

ЗаявлениеЛубок Евгении Григорьевны об оспаривании п.1.4 Постановления администрации Ковернинского района Нижегородской области от 08 декабря 2009 года №202 «О тарифах на услуги организаций коммунального комплекса» в части, касающейся потребителей услуги по водоотведению, предоставляемой ОАО «Агроплемкомбинат «Мир» удовлетворить.

Признать недействующим и не влекущим правовых последствий п.1.4 Постановления администрации Ковернинского района Нижегородской области от 08 декабря 2009 года №202 «О тарифах на услуги организаций коммунального комплекса» в части рекомендации тарифа на услугу по водоотведению, предоставляемую ОАО «Агроплемкомбинат «Мир», со дня его принятия.

Обязать Администрацию Ковернинского района Нижегородской области опубликовать в средстве массовой информации, в которой было опубликовано постановление администрации Ковернинского района Нижегородской области от 08 декабря 2009 года №202 «О тарифах на услуги организаций коммунального комплекса» сообщение о принятом решении.

Взыскать с Администрации Ковернинского района Нижегородской области в пользу Лубок Евгении Григорьевны понесенные по делу судебные издержки на оплату услуг представителя и государственной пошлины в сумме 1000 рублей.

Решение может быть обжаловано в Нижегородский областной суд через Ковернинский районный суд в кассационном порядке в течение 10 дней с момента его вынесения.

Судья                                                                                           

Решение вступило в законную силу «____»_____________________ года

Судья