Дело № 2-391/2011 ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ п.Ковернино ДД.ММ.ГГГГ Ковернинский районный суд Нижегородской области в составе председательствующего судьи Доможировой Л.Ю., с участием прокурора Смирнова Н.А., представителя ответчика Большаковой В.А., при секретаре Рыжовой Ю.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Ковернинского района Нижегородской области в интересах Российской Федерации, муниципального образования, неопределенного круга лиц к Хохломской сельской администрации Ковернинского муниципального района Нижегородской области о признании незаконным бездействия Хохломской сельской администрации Ковернинского муниципального района Нижегородской области в вопросах обеспечения пожарной безопасности на территории муниципального образования, У С Т А Н О В И Л: Прокурор Ковернинского района Нижегородской области в порядке ст. 45 ГПК РФ обратился в суд с иском в интересах Российской Федерации, муниципального образования, неопределенного круга лиц к Хохломской сельской администрации Ковернинского муниципального района Нижегородской области о признании незаконным бездействия Хохломской сельской администрации Ковернинского муниципального района Нижегородской области в вопросах обеспечения пожарной безопасности на территории муниципального образования. Просит: 1. Признать незаконным бездействие Хохломской сельской администрации Ковернинского муниципального района Нижегородской области, выразившееся в непринятии мер по: - содержанию в исправном состоянии дорог, проездов и подъездов к зданиям, сооружениям, открытым складам, наружным пожарным лестницам и водоисточникам в <адрес> используемым для целей пожаротушения. - Оборудованию при наличии на территории естественных и искуственных водоисточников (реки, озера, бассейны, градирни и т.п.) в <адрес> подъездов с площадками (пирсами) с твердым покрытием размерами не менее 12х12 м для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года. Поддержанию в постоянной готовности искусственных водоемов, подъездов к водоисточникам и водозаборных устройств. - Установке у водоемов (водоисточников) в <адрес>, а также по направлению движения к ним соответствующих указателей (объемных со светильником или плоских, выполненных с использованием светоотражающих покрытий). На которых должны быть четко нанесены цифры, указывающие расстояние до водоисточника. - Своевременной очистке территории населенных пунктов в <адрес> в пределах противопожарных расстояний между зданиями, сооружениями и открытыми складами, а также участков, прилегающих к жилым домам, дачным и иным постройкам, от горючих отходов, мусора, тары, опавших листьев, сухой травы и т.п. - Организации в весенне-летний пожароопасный период при пожарном депо в помощь членам пожарно-сторожевой охраны дежурства граждан и работников предприятий, расположенных в населенном пункте. - Приобретению для сельских населенных пунктов <адрес>, с количеством усадеб не более 300 для целей пожаротушения переносной пожарной мотопомпы. 2. Обязать Хохломскую сельскую администрацию Ковернинского муниципального района Нижегородской области в двухмесячный срок со дня вступления решения в законную силу устранить указанные нарушения ППБ. В судебном заседании прокурор, изменив исковые требования, отказался от исковых требований в части: 1. Признать незаконным бездействие Хохломской сельской администрации Ковернинского муниципального района Нижегородской области, выразившееся в непринятии мер по: - содержанию в исправном состоянии дорог, проездов и подъездов к зданиям, сооружениям, открытым складам, наружным пожарным лестницам и водоисточникам в <адрес>, используемым для целей пожаротушения. - Своевременной очистке территории населенных пунктов в <адрес> в пределах противопожарных расстояний между зданиями, сооружениями и открытыми складами, а также участков, прилегающих к жилым домам, дачным и иным постройкам, от горючих отходов, мусора, тары, опавших листьев, сухой травы и т.п. - Организации в весенне-летний пожароопасный период при пожарном депо в помощь членам пожарно-сторожевой охраны дежурства граждан и работников предприятий, расположенных в населенном пункте. - Приобретению для сельских населенных пунктов <адрес>, с количеством усадеб не более 300 для целей пожаротушения переносной пожарной мотопомпы. Производство по делу в данной части прекращено. Иск рассмотрен с учетом измененных требований. В судебном заседании прокурор исковые требования с учетом их изменения поддержал в полном объеме. Представитель ответчика Большакова В.А. в судебном заседании исковые требования признала. При этом пояснила суду, что, не смотря на большой объем мероприятий, выполнения которых требует прокурор, полагает возможным исполнить данные требования в установленный двух месячный срок при выделении необходимого количества денежных средств, так как требуются значительные финансовые затраты. Допрошенный в судебном заседании представитель ОГПН К.А.П. пояснил суду, что нарушения правил пожарной безопасности, указанные в исковом заявлении, имеют место в действительности. На территории сельской работы проводится определенная работа на устранение выявленных нарушений. На момент проведения повторной проверки не все нарушения, указанные в первоначальном акте, были устранены Заслушав прокурора, представителя ответчика, свидетеля К.А.П., изучив и исследовав материалы дела, суд приходит к выводу о нижеследующем: Согласно п. 9 ч.1 ст. 14 ФЗ № 131-ФЗ от 06.10.2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселений относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения. Статьей 1 ФЗ № 69-ФЗ от 21.12.1994 года «О пожарной безопасности» определено, что требования пожарной безопасности - это специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством РФ, нормативными документами или уполномоченным государственным органом. Согласно ст. 19 ФЗ № 69-ФЗ от 21.12.1994 года «О пожарной безопасности» к полномочиям органов местного самоуправления поселений и городских округов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов относятся: создание условий для организации добровольной пожарной охраны, а также для участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности в иных формах; создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях; оснащение территорий общего пользования первичными средствами тушения пожаров и противопожарным инвентарем; организация и принятие мер по оповещению населения и подразделений Государственной противопожарной службы о пожаре; принятие мер по локализации пожара и спасению людей и имущества до прибытия подразделений Государственной противопожарной службы; включение мероприятий по обеспечению пожарной безопасности в планы, схемы и программы развития территорий поселений и городских округов; оказание содействия органам государственной власти субъектов Российской Федерации в информировании населения о мерах пожарной безопасности, в том числе посредством организации и проведения собраний населения; В соответствии с п. 2 ст. 63 ФЗ № 123-ФЗ « Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» первичные меры пожарной безопасности включают в себя: реализацию полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения пожарной безопасности муниципального образования; разработку и осуществление мероприятий по обеспечению пожарной безопасности муниципального образования и объектов муниципальной собственности, которые должны предусматриваться в планах и программах развития территории, обеспечение надлежащего состояния источников противопожарного водоснабжения, содержание в исправном состоянии средств обеспечения пожарной безопасности жилых и общественных зданий, находящихся в муниципальной собственности; разработку плана привлечения сил и средств для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ на территории муниципального образования и контроль за его выполнением; обеспечение беспрепятственного проезда пожарной техники к месту пожара; обеспечение связи и оповещения населения о пожаре; Пунктом 23 Правил пожарной безопасности в РФ, утвержденных Приказом МЧС РФ от 18.06.2003 N 313 (ППБ 01-03) установлено, что дороги, проезды и подъезды к зданиям, сооружениям, открытым складам, наружным пожарным лестницам и водоисточникам, используемым для целей пожаротушения, должны быть всегда свободными для проезда пожарной техники, содержаться в исправном состоянии, а зимой быть очищенными от снега и льда. Пунктом 94 Правил пожарной безопасности в РФ установлено, что при наличии на территории объекта или вблизи его (в радиусе 200 м.) естественных или искусственных водоисточников (реки, озера, бассейны, градирни и т.п. к ним должны быть устроены подъезды с площадками (пирсам) с твердым покрытием размерами не менее 12х12 м для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года. Поддержание в постоянной готовности искусственных водоемов, подъездов к водоисточникам и водозаборных устройств возлагается на соответствующие организации (в населенных пунктах - на органы местного самоуправления). В соответствии с п. 90 Правил пожарной безопасности в РФ у гидрантов и водоемов (водоисточников), а также по направлению движения к ним должны быть установлены соответствующие указатели (объемные со светильником или плоские), выполненные с использованием светоотражающих покрытий. На них должны быть четко нанесены цифры, указывающие расстояние до водоисточника. Пунктом 21 Правил пожарной безопасности в РФ установлено, что территории населенных пунктов и организаций, в пределах противопожарных расстояний между зданиями, сооружениями и открытыми складами, а также участки, прилегающие к жилым домам, дачным и иным постройкам, должны своевременно очищаться от горючих отходов, мусора, тары, опавших листьев, сухой травы и т.п. В соответствие с пунктом 31 Правил пожарной безопасности в РФ сельские населенные пункты, садоводческие товарищества и дачно-строительные кооперативы с количеством усадеб (участков) не более 300 для целей пожаротушения должны иметь переносную пожарную мотопомпу, с количеством усадеб (участков) от 300 до 1000 - прицепную пожарную мотопомпу, а с количеством усадеб (участков) свыше 1000 - не менее двух прицепных пожарных мотопомп. Проверкой по вопросу исполнения законодательства о пожарной безопасности, проведенной ДД.ММ.ГГГГ ОГПН по Ковернинскому району выявлено бездействие Хохломской сельской администрации по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельсовета. Некоторые выявленные нарушения правил пожарной безопасности не устранены до настоящего времени, а именно Дороги, проезды и подъезды к зданиям, сооружениям, открытым складам, наружным пожарным лестницам и водоисточникам в д.Васильево, д.Клюкино используемым для целей пожаротушения, не содержатся в исправном состоянии. (Основание: ППБ 01-03, п.23). При наличии на территории естественных и искуственных водоисточников (реки, озера, бассейны, градирни и т.п.) в <адрес> к ним не устроены подъезды с площадками (пирсами) с твердым покрытием размерами не менее 12х12 м для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года. Поддержание в постоянной готовности искусственных водоемов, подъездов к водоисточникам и водозаборных устройств возлагается в населенных пунктах-на органы местного самоуправления. (Основание: ППБ 01-03, п.94.) У водоемов (водоисточников) в <адрес>, а также по направлению движения к ним не установлены соответствующие указатели (объемные со светильником или плоские, выполненные с использованием светоотражающих покрытий). На них должны быть четко нанесены цифры, указывающие расстояние до водоисточника. (Основание: ППБ 01-03, п.90.) Территории населенных пунктов в <адрес> в пределах противопожарных расстояний между зданиями, сооружениями и открытыми складами, а также участки, прилегающие к жилым домам, дачным и иным постройкам, не везде своевременно очищаются от горючих отходов, мусора, тары, опавших листьев, сухой травы и т.п. (Основание: ППБ 01-03, п.21) Сельский населенный пункт <адрес> с количеством усадеб не более 300 для целей пожаротушения не имеют переносную пожарную мотопомпу. (Основание: ППБ 01-03, п.31). Указанные нарушения ставят под угрозу жизнь, здоровье граждан, сохранность имущества граждан и юридических лиц по причине возникновения возможных пожаров. Обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения, в силу п. 9 ч.1 ст. 14 ФЗ № 131-ФЗ от 06.10.2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» относится к вопросам местного значения поселений. С учетом изложенных обстоятельств в их совокупности суд находит установленным, что ответчик незаконно не осуществляет в полной мере требуемые мероприятия в области пожарной безопасности территории муниципального образования, что ставит под угрозу жизнь и здоровье граждан там проживающих. Указанные обстоятельства являются основанием для удовлетворения исковых требований прокурора. Прокурор в исковом заявлении и в судебном заседании просит установить для исполнения требований правил пожарной безопасно и устранения выявленных нарушений двухмесячный срок, что суд с учетом количества требуемых мероприятий, считает разумным, позволяющим устранить выявленные нарушения в полном объеме. При этом довод ответчика о недостаточном финансировании указанных мероприятий не может служить основанием для освобождения от ответственности. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд, Р Е Ш И Л: Исковые требования прокурора Ковернинского района Нижегородской области в интересах Российской Федерации, муниципального образования, неопределенного круга лиц к Хохломской сельской администрации Ковернинского муниципального района Нижегородской области о признании незаконным бездействия Хохломской сельской администрации Ковернинского муниципального района Нижегородской области в вопросах обеспечения пожарной безопасности на территории муниципального образования удовлетворить. - Содержанию в исправном состоянии дорог, проездов и подъездов к зданиям, сооружениям, открытым складам, наружным пожарным лестницам и водоисточникам в <адрес>, используемым для целей пожаротушения. - Оборудованию при наличии на территории естественных и искуственных водоисточников (реки, озера, бассейны, градирни и т.п.) в <адрес> подъездов с площадками (пирсами) с твердым покрытием размерами не менее 12х12 м для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года. Поддержанию в постоянной готовности искусственных водоемов, подъездов к водоисточникам и водозаборных устройств. - Установке у водоемов (водоисточников) в <адрес>, а также по направлению движения к ним соответствующих указателей (объемных со светильником или плоских, выполненных с использованием светоотражающих покрытий), на которых должны быть четко нанесены цифры, указывающие расстояние до водоисточника. - Своевременной очистке территории населенных пунктов в <адрес>, в пределах противопожарных расстояний между зданиями, сооружениями и открытыми складами, а также участков, прилегающих к жилым домам, дачным и иным постройкам, от горючих отходов, мусора, тары, опавших листьев, сухой травы и т.п. - Приобретению для сельских населенных пунктов <адрес>, с количеством усадеб не более 300 для целей пожаротушения переносной пожарной мотопомпы. 2. Обязать Хохломскую сельскую администрацию Ковернинского муниципального района Нижегородской области в двухмесячный срок со дня вступления решения в законную силу устранить указанные нарушения Правил пожарной безопасности в РФ, утвержденных Приказом МЧС РФ от 18.06.2003 N 313 (ППБ 01-03). Решение может быть обжаловано в Нижегородский областной суд через Ковернинский районный суд в кассационном порядке в течение 10 дней с момента его вынесения. Судья Решение вступило в законную силу «____»_____________________ года Судья