ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ п.Ковернино ДД.ММ.ГГГГ Ковернинский районный суд Нижегородской области в составе председательствующего судьи Лоскуниной Н.И., с участием прокурора Смирнова Н.А., представителя ответчика Соловьевой И.А., при секретаре Большаковой И.Б., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Ковернинского района Нижегородской области в интересах Российской Федерации, муниципального образования, неопределенного круга лиц к администрации Гавриловского сельсовета Ковернинского муниципального района Нижегородской области о признании незаконным бездействия администрации Гавриловского сельсовета Ковернинского муниципального района Нижегородской области в вопросах обеспечения пожарной безопасности на территории сельсовета, У С Т А Н О В И Л: Прокурор Ковернинского района Нижегородской области в порядке ст. 45 ГПК РФ обратился в суд с иском в интересах Российской Федерации, муниципального образования, неопределенного круга лиц к администрации Гавриловского сельсовета Ковернинского муниципального района Нижегородской области о признании незаконным бездействия администрации Гавриловского сельсовета Ковернинского муниципального района Нижегородской области в вопросах обеспечения пожарной безопасности на территории муниципального образования. Просит: 1. Признать незаконным бездействие Администрации Гавриловского сельсовета Ковернинского муниципального района Нижегородской области, выразившееся в непринятии мер по: содержанию в исправном состоянии дорог, проездов и подъездов к зданиям, сооружениям, открытым складам, наружным пожарным лестницам и водоисточникам в <адрес> используемых для целей пожаротушения. установке у водоемов (водоисточников) в <адрес> а также по направлению движения к ним соответствующих указателей (объемных со светильником или плоских, выполненных с использованием светоотражающих покрытий). На которых должны быть четко нанесены цифры, указывающие расстояние до водоисточника. - своевременной очистке территорий населенных пунктов в <адрес> в пределах противопожарных расстояний между зданиями, сооружениями и открытыми складами, а также участков, прилегающих к жилым домам, дачным и иным постройкам, от горючих отходов, мусора, тары, опавших листьев, сухой травы и т.н. -установке на территории населенных пунктов в <адрес> наружного освещения в темное время суток для быстрого нахождения пожарных гидрантов, наружных пожарных лестниц и мест размещения пожарного инвентаря, а также подъездов к пирсам пожарных водоемов, к входам в здания и сооружения. Организации в весенне-летний пожароопасный период при пожарном депо в помощь членам пожарно-сторожевой охраны дежурства граждан и работников предприятий, расположенных в населенном пункте. - Укомплектованию пожарных автомобилей и мотопомпы, приспособленной и переоборудованной техники для тушения пожаров пожарно-техническим вооружением. - Приобретению для сельских населенных пунктов <адрес> с количеством усадеб не более 300 для целей пожаротушения переносной пожарной мотопомпы. 2. Обязать администрацию Гавриловского сельсовета Ковернинского муниципального района Нижегородской области в двухмесячный срок со дня вступления решения в законную силу устранить указанные нарушения ППБ. В судебном заседании прокурор увеличил исковые требования и просит: Признать незаконным бездействие Администрации Гавриловского сельсовета Ковернинского муниципального района Нижегородской области, выразившееся в непринятии мер по: оборудованию естественных и искусственных водоисточников (реки, озера, бассейны, градирни и т.п.) в <адрес>, к ним подъездов с площадками (пирсами) с твердым покрытием размерами не менее 12x12 м для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года. Поддержанию в постоянной готовности и искусственных водоемов, подъездов к водоисточникам и водозаборных устройств. В судебном заседании прокурор, изменив исковые требования, отказался от исковых требований в части: 1. Признать незаконным бездействие Администрации Гавриловского сельсовета Ковернинского муниципального района Нижегородской области, выразившееся в непринятии мер по: содержанию в исправном состоянии дорог, проездов и подъездов к зданиям, сооружениям, открытым складам, наружным пожарным лестницам и водоисточникам в <адрес> используемых для целей пожаротушения. установке у водоемов (водоисточников) в <адрес>, а также по направлению движения к ним соответствующих указателей (объемных со светильником или плоских, выполненных с использованием светоотражающих покрытий). На которых должны быть четко нанесены цифры, указывающие расстояние до водоисточника. - своевременной очистке территорий населенных пунктов в <адрес>, в пределах противопожарных расстояний между зданиями, сооружениями и открытыми складами, а также участков, прилегающих к жилым домам, дачным и иным постройкам, от горючих отходов, мусора, тары, опавших листьев, сухой травы и т.п. -установке на территории населенных пунктов в <адрес> наружного освещения в темное время суток для быстрого нахождения пожарных гидрантов, наружных пожарных лестниц и мест размещения пожарного инвентаря, а также подъездов к пирсам пожарных водоемов, к входам в здания и сооружения. организации в весенне-летний пожароопасный период при пожарном депо в помощь членам пожарно-сторожевой охраны дежурства граждан и работников предприятий, расположенных в населенном пункте. - укомплектованию пожарных автомобилей и мотопомпы, приспособленной и переоборудованной техники для тушения пожаров пожарно-техническим вооружением. - приобретению для сельских населенных пунктов <адрес> с количеством усадеб не более 300 для целей пожаротушения переносной пожарной мотопомпы. Просит производство по делу в данной части прекратить в связи с добровольным исполнением ответчиком исковых требований в данной части. Представитель ответчика согласны на прекращение дела в данной части. Производство по делу в данной части прекращено. Иск рассмотрен с учетом измененных требований. В судебном заседании прокурор исковые требования с учетом их изменения и увеличения поддержал в полном объеме. Представитель ответчика Соловьева И.А. в судебном заседании исковые требования признала. При этом пояснила суду, что, не смотря на большой объем мероприятий, выполнения которых требует прокурор, полагает возможным исполнить данные требования в установленный двух месячный срок при выделении необходимого количества денежных средств, так как требуются значительные финансовые затраты. Она понимает, что требования закона по оборудованию естественных и искусственных водоисточников (реки, озера, бассейны, градирни и т.п.) к ним подъездов с площадками (пирсами) с твердым покрытием размерами не менее 12x12 м для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года необходимо исполнять, хотя в некоторых случаях это является абсурдным, так как иногда естественный или искусственный источник, например в д. Пески оборудованный под пожарный водоем значительно меньших размеров, чем требуемые законом размеры пирса. Полагает, что над этим вопросом необходимо работать на уровне законодательной инициативы. Допрошенный в судебном заседании в качестве свидетеля представитель ОГПН Коптев А.П. пояснил суду, что нарушения правил пожарной безопасности, указанные в исковом заявлении, имеют место в действительности. На территории сельсовета проводится определенная работа на устранение выявленных нарушений. На момент проведения повторной проверки не все нарушения, указанные в первоначальном акте, были устранены. Заслушав прокурора, представителя ответчика, свидетеля Коптева А.П., изучив и исследовав материалы дела, суд приходит к выводу о нижеследующем: Согласно п. 9 ч.1 ст. 14 ФЗ № 131-ФЗ от 06.10.2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселений относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения. Статьей 1 ФЗ № 69-ФЗ от 21.12.1994 года «О пожарной безопасности» определено, что требования пожарной безопасности - это специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством РФ, нормативными документами или уполномоченным государственным органом. Согласно ст. 19 ФЗ № 69-ФЗ от 21.12.1994 года «О пожарной безопасности» к полномочиям органов местного самоуправления поселений и городских округов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов относятся: создание условий для организации добровольной пожарной охраны, а также для участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности в иных формах; создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях; оснащение территорий общего пользования первичными средствами тушения пожаров и противопожарным инвентарем; организация и принятие мер по оповещению населения и подразделений Государственной противопожарной службы о пожаре; принятие мер по локализации пожара и спасению людей и имущества до прибытия подразделений Государственной противопожарной службы; включение мероприятий по обеспечению пожарной безопасности в планы, схемы и программы развития территорий поселений и городских округов; оказание содействия органам государственной власти субъектов Российской Федерации в информировании населения о мерах пожарной безопасности, в том числе посредством организации и проведения собраний населения; В соответствии с п. 2 ст. 63 ФЗ № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» первичные меры пожарной безопасности включают в себя: реализацию полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения пожарной безопасности муниципального образования; разработку и осуществление мероприятий по обеспечению пожарной безопасности муниципального образования и объектов муниципальной собственности, которые должны предусматриваться в планах и программах развития территории, обеспечение надлежащего состояния источников противопожарного водоснабжения, содержание в исправном состоянии средств обеспечения пожарной безопасности жилых и общественных зданий, находящихся в муниципальной собственности; разработку плана привлечения сил и средств для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ на территории муниципального образования и контроль за его выполнением; обеспечение беспрепятственного проезда пожарной техники к месту пожара; обеспечение связи и оповещения населения о пожаре; Пунктом 23 Правил пожарной безопасности в РФ, утвержденных Приказом МЧС РФ от 18.06.2003 N 313 (ППБ 01-03) установлено, что дороги, проезды и подъезды к зданиям, сооружениям, открытым складам, наружным пожарным лестницам и водоисточникам, используемым для целей пожаротушения, должны быть всегда свободными для проезда пожарной техники, содержаться в исправном состоянии, а зимой быть очищенными от снега и льда. Пунктом 94 Правил пожарной безопасности в РФ установлено, что при наличии на территории объекта или вблизи его (в радиусе 200 м.) естественных или искусственных водоисточников (реки, озера, бассейны, градирни и т.п. к ним должны быть устроены подъезды с площадками (пирсам) с твердым покрытием размерами не менее 12х12 м для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года. Поддержание в постоянной готовности искусственных водоемов, подъездов к водоисточникам и водозаборных устройств возлагается на соответствующие организации (в населенных пунктах - на органы местного самоуправления). В соответствии с п. 90 Правил пожарной безопасности в РФ у гидрантов и водоемов (водоисточников), а также по направлению движения к ним должны быть установлены соответствующие указатели (объемные со светильником или плоские), выполненные с использованием светоотражающих покрытий. На них должны быть четко нанесены цифры, указывающие расстояние до водоисточника. Пунктом 21 Правил пожарной безопасности в РФ установлено, что территории населенных пунктов и организаций, в пределах противопожарных расстояний между зданиями, сооружениями и открытыми складами, а также участки, прилегающие к жилым домам, дачным и иным постройкам, должны своевременно очищаться от горючих отходов, мусора, тары, опавших листьев, сухой травы и т.п. В соответствие с пунктом 31 Правил пожарной безопасности в РФ сельские населенные пункты, садоводческие товарищества и дачно-строительные кооперативы с количеством усадеб (участков) не более 300 для целей пожаротушения должны иметь переносную пожарную мотопомпу, с количеством усадеб (участков) от 300 до 1000 - прицепную пожарную мотопомпу, а с количеством усадеб (участков) свыше 1000 - не менее двух прицепных пожарных мотопомп. Проверкой по вопросу исполнения законодательства о пожарной безопасности, проведенной ДД.ММ.ГГГГ ОГПН по Ковернинскому району выявлено бездействие АдминистрациейГавриловского сельсовета Ковернинского муниципального района Нижегородской области по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельсовета. Некоторые выявленные нарушения правил пожарной безопасности не устранены до настоящего времени, а именно При наличии на территории естественных и искусственных водоисточников (реки, озера, бассейны, градирни и т.п.) в <адрес> к ним не устроены подъезды с площадками (пирсами) с твердым покрытием размерами не менее 12x12 м для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года. Поддержание в постоянной готовности искусственных водоемов, подъездов к водоисточникам и водозаборных устройств возлагается в населенных пунктах - па органы местного самоуправления Основание: ППБ 01-03, п.90. В частности, отсутствие пирса делает невозможным или существенно затрудняет забор в любое время года воды из источника наружного водоснабжения для целей пожаротушения. Территории населенных пунктов в <адрес> в пределах противопожарных расстояний между зданиями, сооружениями и открытыми складами, а также участки, прилегающие к жилым домам, дачным и иным постройкам, не везде своевременно очищаются от горючих отходов, мусора, тары, опавших листьев, сухой травы и т.п. (Основание: ППБ 01-03, п.21). Указанные нарушения ставят под угрозу жизнь, здоровье граждан, сохранность имущества граждан и юридических лиц по причине возникновения возможных пожаров. Обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения, в силу п. 9 ч.1 ст. 14 ФЗ № 131-ФЗ от 06.10.2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» относится к вопросам местного значения поселений. С учетом изложенных обстоятельств в их совокупности суд находит установленным, что ответчик незаконно не осуществляет в полной мере требуемые мероприятия в области пожарной безопасности территории сельсовета, что ставит под угрозу жизнь и здоровье граждан там проживающих. Указанные обстоятельства являются основанием для удовлетворения исковых требований прокурора. Прокурор в исковом заявлении и в судебном заседании просит установить для исполнения требований правил пожарной безопасно и устранения выявленных нарушений двухмесячный срок, что суд с учетом количества требуемых мероприятий, считает разумным, позволяющим устранить выявленные нарушения в полном объеме. При этом довод ответчика о недостаточном финансировании указанных мероприятий не может служить основанием для освобождения от ответственности. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд, Р Е Ш И Л: Исковые требования прокурора Ковернинского района Нижегородской области в интересах Российской Федерации, муниципального образования, неопределенного круга лиц к администрации Гавриловского сельсовета Ковернинского муниципального района Нижегородской области о признании незаконным бездействия администрации Гавриловского сельсовета Ковернинского муниципального района Нижегородской области в вопросах обеспечения пожарной безопасности на территории сельсовета удовлетворить. 1. Признать незаконным бездействие Администрации Гавриловского сельсовета Ковернинского муниципального района Нижегородской области, выразившееся в непринятии мер по: оборудованию естественных и искусственных водоисточников (реки, озера, бассейны, градирни и т.п.) в <адрес>, к ним подъездов с площадками (пирсами) с твердым покрытием размерами не менее 12x12 м для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года. Поддержанию в постоянной готовности и искусственных водоемов, подъездов к водоисточникам и водозаборных устройств; Своевременной очистке территории населенных пунктов в <адрес> в пределах противопожарных расстояний между зданиями, сооружениями и открытыми складами, а также участков, прилегающих к жилым домам, дачным и иным постройкам, от горючих отходов, мусора, тары, опавших листьев, сухой травы и т.п. 2. Обязать администрацию Гавриловского сельсовета Ковернинского муниципального района Нижегородской области в двухмесячный срок со дня вступления решения в законную силу устранить указанные нарушения ППБ. Решение может быть обжаловано в Нижегородский областной суд через Ковернинский районный суд в кассационном порядке в течение 10 дней с момента его вынесения. Судья Решение вступило в законную силу «____»_____________________ года Судья