О предоставлении вне очереди жилого помещения



Дело №2-696/2011

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

П.Ковернино                                                                               ДД.ММ.ГГГГ

          Ковернинский районный суд Нижегородской области в составе председательствующего судьи Доможировой Л.Ю., при секретаре Рыжовой Ю.В., с участием прокурора Романова И.Ю., истца Парфеновой Е.В., представителя ответчика Администрации Ковернинского муниципального района Нижегородской области Лебедевой Е.А., действующей на основании доверенности, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Ковернинского района Нижегородской области в интересах Парфеновой Е.В. к Министерству социальной политики Нижегородской области, Администрации Ковернинского муниципального района Нижегородской области о предоставлении вне очереди жилого помещения по договору социального найма,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Ковернинского района Нижегородской области обратился с иском в суд в интересах Парфеновой Е.В. к Министерству социальной политики Нижегородской области, Администрации Ковернинского муниципального района Нижегородской области с требованием об обязании Администрацию Ковернинского муниципального района Нижегородской области признать Парфенову Е.В. нуждающейся в обеспечении жильем по договору социального найма, как ребенка, оставшегося без попечения родителей, включить Парфенову Е.В. в сводный список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договорам социального найма за счет средств федерального и областного бюджета на соответствующий финансовый год, об обязании Министерства социальной политики Нижегородской области предоставить вне очереди по договору социального найма Парфеновой Е.В. жилое помещение в черте Ковернинского района Нижегородской области общей площадью не менее 33 квадратных метров и отвечающее требованиям, предъявляемым к жилым помещениям.

В судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ прокурор с согласия истца Парфеновой Е.В. изменил заявленные исковые требования и просит обязать Администрацию Ковернинского муниципального района Нижегородской области признать Парфенову Е.В. нуждающейся в обеспечении жильем по договору социального найма, как ребенка, оставшегося без попечения родителей, включить Парфенову Е.В. в сводный список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договорам социального найма за счет средств областного бюджета на 2012 год, обязать Министерство социальной политики Нижегородской области предоставить вне очереди по договору социального найма Парфеновой Е.В. жилое помещение в черте Ковернинского района Нижегородской области общей площадью не менее 33 квадратных метров, и отвечающее санитарным и техническим нормам и правилам.

В судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ прокурор с согласия истца отказался от исковых требований в части обязания Администрации Ковернинского муниципального района Нижегородской области признать Парфенову Е.В. нуждающейся в обеспечении жильем по договору социального найма, как ребенка, оставшегося без попечения родителей, так как данное требование удовлетворено ответчиком. Определением Ковернинского районного суда производство по делу в данной части прекращено.

В судебном заседании прокурор заявленные исковые требования с учетом их уменьшения поддержал в полном объеме, пояснив суду, что Парфенова Е.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, относится к категории детей, оставшихся без попечения родителей. В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ обучалась в ГОУ «Сормовский механический техникум». В настоящее время Парфенова Е.В. не имеет какого-либо закрепленного жилого помещения, либо жилого помещения по договору социального найма, а проживает в квартире по договору коммерческого найма, то есть является нуждающейся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма, как ребенок, оставшийся без попечения родителей. До настоящего времени указанное ее право не реализовано. Парфенова Е.В. не включена в сводный список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договорам социального найма за счет средств областного бюджета и на 2012 год. Указанное делает невозможным реализовать Парфеновой Е.В. свои права на внеочередное предоставление жилого помещения.

Истец Парфенова Е.В. в судебном заседании заявленные исковые требования поддержала в полном объеме и пояснила суду, что ее мать умерла ДД.ММ.ГГГГ, ее отец является инвалидом первой группы пожизненно и с момента ее рождения с ними не проживал. Сначала в качестве опекуна ей была назначена ее сестра, а затем до ДД.ММ.ГГГГ года она обучалась в техникуме и находилась на полном государственном обеспечении. В настоящее время заочно получает высшее образование. Своего жилья в собственности либо жилья по договору социального найма она не имеет. После окончания техникума поступила на работу в <адрес> и снимает жилое помещение по договору коммерческого найма за свой счет. На регистрационном учете состоит в <адрес> в <адрес>, который был уничтожен огнем. О том, что у нее есть право на обеспечение жильем как у ребенка, оставшегося без попечения родителей, она узнала в этом году и обратилась за помощью в прокуратуру. В ДД.ММ.ГГГГ году ей исполнится <данные изъяты> года, и она утратит указанное право, поэтому полагает правильными требования прокурора о включении ее в сводный список на 2012 год.

Представитель ответчика Министерства социальной политики Нижегородской области, надлежаще извещенный о времени и месте судебного заседания, в судебное заседание не явился, представив ходатайство с просьбой о рассмотрении дела в его отсутствие. С учетом мнения лиц, участвующих в деле, суд находит возможным рассмотреть данное дело в отсутствие представителя ответчика.

В отзыве на иск представитель ответчика Министерства социальной политики Нижегородской области указал, что заявленные исковые требования не признает в полном объеме, так как в соответствии со ст. 152 Бюджетного кодекса Российской Федерации министерство является участником бюджетного процесса. Из пункта 14 постановления Правительства Нижегородской области от 31.03. 2011 N 221 "О мерах по реализации Закона Нижегородской области от 21 декабря 2010 года N 209-3 "Об областном бюджете на 201 1 год" и приложения 7 к Закону Нижегородской области от 21 декабря 2010 года N 209-3 "Об областном бюджете на 2011 год» следует, что министерство является главным распорядителем бюджетных средств, выделяемых на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Обеспечение жилыми помещениями детей-сирот, министерством может быть осуществлено только за счет целевого расходования средств, предусмотренных на указанные цели в Законе об областном бюджете на соответствующий финансовый год, путем соблюдения установленного порядка размещения государственного заказа. Предоставление жилого помещения Парфеновой Е.В. вне очереди, повлечёт за собой нарушение целевого расходования бюджетных средств, а также нарушит права сирот на получение жилых помещений, состоящих в Сводном списке. Согласно положениям Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ и Закона Нижегородской области от 10.12.2004 № 147-3 дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Положением о формировании сводного списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договорам социального найма за счет средств областного бюджета в Нижегородской области, утвержденным постановлением Правительства Нижегородской области от 02.12.2008 № 566 предусмотрено, что жилые помещения предоставляются детям-сиротам, не имеющим закрепленного жилого помещения, включенным в сводный список на соответствующий финансовый год. Гражданам, не включенным в Сводный список, жилые помещения не предоставляются. Сводный список составляется министерством на основании списков детей-сирот, формируемых соответствующими органами местного самоуправления. Однако сведений о том, что Парфенова Е.В. состоит на учете в качестве нуждающейся в предоставлении жилого помещения в органах местного самоуправления Ковернинского района Нижегородской области не имеется. Согласно пункту 3 Положения Сводный список составляется министерством     на     основании     списков     детей-сирот,     не     имеющих закрепленного жилого помещения и нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договорам социального найма за счет средств областного бюджета, формируемых соответствующими органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Нижегородской области. Постановлением администрации от ДД.ММ.ГГГГ за Парфёновой Е.В. правомерно было сохранено право пользования жилым помещением по адресу <адрес> <адрес>.Также, согласно информационному письму <адрес> сельской администрации Ковернинского района от ДД.ММ.ГГГГ следует, что в настоящее время Парфенова Е.В., а также её сестры, состоят на регистрационном учете по адресу <адрес>.. Таким образом, у министерства отсутствуют основания для включения Парфеновой Е.В. в Сводный список и, соответственно, для предоставления вне очереди жилого помещения по договору социального найма в соответствии с положениями Федерального закона и Закона. В силу п.2 ст.5 Закона, орган местного самоуправления соответствующего муниципального района должен следить за сохранностью закрепленного за Парфёновой Е.В. жилого помещения. Постановлением администрации Ковернинского района от ДД.ММ.ГГГГ отменено постановление от ДД.ММ.ГГГГ . Однако администрация необоснованно отменила закрепленное за Парфёновой Е.В. жилое помещение. Таким образом, неправомерные действия администрации Ковернинского района повлекут за собой непредусмотренные в бюджете расходные обязательства субъекта. В случае удовлетворения требований истца, предоставление нового жилого помещения должно быть осуществлено за счет средств администрации Ковернинского муниципального района Нижегородской области.

Представитель ответчика Администрации Ковернинского муниципального района Нижегородской области Лебедева Е.Е. в судебном заседании заявленные исковые требования признала в полном объеме и пояснила суду, что действительно Парфенова Е.В. относится к категории детей, оставшихся без попечения родителей. До того, как умерла ее мать, Парфенова Е.В. проживала в жилом доме, площадью 37 кв.м., предоставленном их семье СПК «<данные изъяты>». Поэтому постановлением, которым за ней закреплялось данное жилое помещение, было признано утратившим силу, как незаконное, так как Администрация не могла распорядиться частным жилым домом. Кроме того, в настоящее время в данном жилом доме площадью <данные изъяты> кв.м. на регистрационном учете состоит пять человек, то есть в любом случае площадь указанного жилого помещения менее учетной нормы, установленной в Ковернинском районе для признания граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий. Парфенова Е.В. Постановлением Администрации от ДД.ММ.ГГГГ была признана нуждающейся в улучшении жилищных условий. Однако по вине работников Администрации данное постановление не было своевременно реализовано, поэтому Парфенова Е.В. не была включена в сводный список детей-сирот. С учетом изложенного полагает, что нарушенное право Парфеновой Е.В. на жилое помещение должно быть восстановлено.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, СПК «Утрус», надлежаще извещенный о времени и месте судебного заседания, в судебное заседание не явился. С учетом мнения лиц, участвующих в деле, дело рассмотрено в его отсутствие.

Заслушав пояснения сторон, изучив и исследовав материалы дела, суд находит требования прокурора в интересах Парфеновой Е.В. подлежащими удовлетворению по следующим основаниям:

Как следует из материалов дела, истец Парфенова Е.В. родилась ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно представленной справке ВТЭК от ДД.ММ.ГГГГ ее отец П.В.А. является инвалидом первой группы, установленной бессрочно, нуждающийся в постоянном постороннем уходе. Согласно свидетельству о смерти ее мать П.Т.М. умерла ДД.ММ.ГГГГ.

В соответствие с частью 1 статьи 121 Семейного Кодекса Российской Федерации защита прав и интересов детей в случаях смерти родителей, лишения их родительских прав, ограничения их в родительских правах, признания родителей недееспособными, болезни родителей, длительного отсутствия родителей, уклонения родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, в том числе при отказе родителей взять своих детей из образовательных организаций, медицинских организаций, организаций, оказывающих социальные услуги, или аналогичных организаций, при создании действиями или бездействием родителей условий, представляющих угрозу жизни или здоровью детей либо препятствующих их нормальному воспитанию и развитию, а также в других случаях отсутствия родительского попечения возлагается на органы опеки и попечительства. Органы опеки и попечительства выявляют детей, оставшихся без попечения родителей, ведут учет таких детей и исходя из конкретных обстоятельств утраты попечения родителей избирают формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей (статья 123 настоящего Кодекса), а также осуществляют последующий контроль за условиями их содержания, воспитания и образования.

В соответствие с частью 1 статьи 123 Семейного Кодекса Российской Федерации дети, оставшиеся без попечения родителей, подлежат передаче в семью на воспитание (усыновление (удочерение), под опеку или попечительство, в приемную семью либо в случаях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации, в патронатную семью), а при отсутствии такой возможности в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, всех типов.

В соответствие с Постановлением Администрации Ковернинского района Нижегородской области от ДД.ММ.ГГГГ Парфенова Е.В. признана оставшейся без попечения родителей и над несовершеннолетней Парфеновой Е.В. было установлено попечительство. Попечителем была назначена сестра П.В.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения.

Постановлением от ДД.ММ.ГГГГ П.В.В. от выполнения обязанностей попечителя несовершеннолетней Парфеновой Е.В. освобождена. Постановление Администрации Ковернинского района Нижегородской области от ДД.ММ.ГГГГ признанно утратившим силу, несовершеннолетняя Парфенова Е.В. признанна нуждающейся в государственной защите.

В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Парфенова Е.В. обучалась в ГОУ «<данные изъяты>». ДД.ММ.ГГГГ в данное учреждение были направлены документы на постановку Парфеновой Е.В. на гособеспечение.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, относятся лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.

Согласно ст. 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Согласно представленного суду договора коммерческого найма истец Парфенова Е.В. в настоящее время проживает в жилом помещении, снимаемом ею за счет собственных средств.

В соответствии с исследованной в судебном заседании выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним за истцом Парфеновой Е.В. прав на какое-либо имущество, в том числе жилые помещения, не зарегистрировано.

Как следует из материалов дела, а именно паспорта Парфеновой Е.В., адресной справки, представленной суду, Парфенова Е.В. зарегистрирована по адресу: <адрес>. Согласно представленной справке, выданной <адрес> Сельской администрацией Ковернинского района Нижегородской области, указанный жилой дом был уничтожен огнем в ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно пояснений истца Парфеновой Е.В. и материалов дела с этого времени семья Парфеновых проживала в другом жилом <адрес>, принадлежащем СПК «<данные изъяты>». Однако документа о выделении данного жилого дома семье Парфеновых суду не представлено за его отсутствием в архиве Администрации Ковернинского муниципального района.

Постановлением Администрации Ковернинского района Нижегородской области от ДД.ММ.ГГГГ, которым над несовершеннолетней Парфеновой Е.В. было установлено попечительство, было сохранено право пользования жилым помещением по адресу: <адрес>, принадлежащим СПК «<данные изъяты>».

Постановлением Администрации Ковернинского района Нижегородской области от ДД.ММ.ГГГГ указанное постановление отменено, в том числе и в части сохранения права пользования Парфеновой Е.В. жилым помещением, принадлежащим СПК «<данные изъяты>». Как следует из пояснений представителя ответчика Администрации Ковернинского муниципального района Нижегородской области Лебедевой Е.Е., данный пункт постановления изначально являлся незаконным, так как у Администрации отсутствовало право обременения жилого помещения ей не принадлежащего, а принадлежащего самостоятельному юридическому лицу. В настоящее время Постановление Администрации Ковернинского района Нижегородской области от ДД.ММ.ГГГГ, которым отменено ранее вынесенное постановление о сохранении права пользования Парфеновой Е.В. жилым помещением, принадлежащим СПК «<данные изъяты>», никем не оспорено и считается действующим. Таким образом, на день рассмотрения дела в суде за Парфеновой Е.В. в установленном порядке право пользования жилым помещением не закреплено.

Кроме того, согласно выпискам из похозяйственной книги, предоставленным <адрес> Сельской администрацией Ковернинского района Нижегородской области, а так же справке о составе семьи, в указанном жилом доме по адресу: <адрес>, принадлежащим СПК «<данные изъяты>», площадью <данные изъяты> кв.метров зарегистрировано пять человек, в том числе двое несовершеннолетних детей.

Согласно Постановлению Земского собрания Ковернинского района Нижегородской области от ДД.ММ.ГГГГ учетная норма площади жилого помещения в целях принятия на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях на территории Ковернинского района установлена в размере 12 кв.метров на одного человека.

Таким образом, площадь жилого дома по адресу: <адрес>, принадлежащим СПК «<данные изъяты>», менее учетной нормы, определенной Постановлением Земского собрания Ковернинского района Нижегородской области от ДД.ММ.ГГГГ.

Как следует из пояснений представителя ответчика Администрации Ковернинского муниципального района Нижегородской области Лебедевой Е.Е., истца Парфеновой Е.В., материалов дела какого-либо муниципального жилья ей по договору социального найма не выделалось.

Таким образом, как на момент окончания учебного заведения, так и на сегодняшний день Парфенова Е.В. не имеет какого-либо закрепленного за ней с правом пользования жилого помещения, так же не имеет никакого жилого помещения в собственности.

Согласно части 3 ст. 40 Конституции Российской Федерации лицам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно из муниципальных жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

Согласно части 3 ст. 49 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются определенным федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанным нуждающимися в жилых помещениях.

Статьей 57 Жилищного Кодекса Российской Федерации предусмотрено, что вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Федеральный закон «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ определяет общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа в возрасте до 23 лет.

Согласно ст. 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.

В соответствии со ст. 5 Закона Нижегородской области № 147-3 «О мерах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Нижегородской области» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения в момент постановки на учет в органах местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Нижегородской области, осуществляющих государственные полномочия по организации и осуществлению деятельности по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних граждан, ставятся на учет нуждающихся в обеспечении жилыми помещениями в органах местного самоуправления по месту их выявления и первичного устройства.

Постановлением Администрации Ковернинского района Нижегородской области от ДД.ММ.ГГГГ Парфенова Е.В., не имеющая жилого помещения на правах собственности, правах пользования жилым помещением муниципального и государственного жилищного фонда, постановлена на льготную очередь с целью предоставления ей жилого помещения вне очереди. Тем самым Парфенова Е.В. в установленном порядке была своевременно признана нуждающейся в жилом помещении органом местного самоуправления по месту ее выявления и первичного устройства.

Однако Парфенова Е.В. фактически в льготную очередь включена не была, так как согласно исследованного судом льготного списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, ее фамилия в нем отсутствует.

Таким образом, гарантированное право Парфеновой Е.В. на предоставление жилого помещения нарушено и не восстановлено до настоящего времени.

Обращаясь с настоящим иском в суд, прокурором заявлено требование об обязании Администрацию Ковернинского муниципального района Нижегородской области включить Парфенову Е.В. в сводный список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договорам социального найма за счет средств областного бюджета на 2012 год.

Согласно частей 1, 2 ст. 13 Закона Нижегородской области от 07.09.2007 N 123-3 "О жилищной политике в Нижегородской области" жилые помещения жилищного фонда Нижегородской области предоставляются по договорам социального найма проживающим на территории Нижегородской области и признанным в установленном порядке нуждающимися в жилых помещениях детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющим закрепленного жилого помещения, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Предоставление жилых помещений жилищного фонда Нижегородской области по договору социального найма указанным в части 1 настоящей статьи категориям граждан осуществляется в соответствии со сводными списками граждан для предоставления жилых помещений в жилищном фонде Нижегородской области, составляемыми в соответствии с частью 1 статьи 22 настоящего Закона.

Согласно статье 22 Закона Нижегородской области от 07.09.2007 N 123-3 "О жилищной политике в Нижегородской области" уполномоченным Правительством Нижегородской области органом исполнительной власти Нижегородской области ежегодно составляются сводные списки граждан для предоставления жилых помещений в жилищном фонде Нижегородской области и оказания содействия Нижегородской области в улучшении жилищных условий (отдельно по каждой из форм содействия) в очередном финансовом году (далее - сводные списки). Сводные списки составляются с учетом объема финансирования участия Нижегородской области в обеспечении жильем, предусмотренного в областном бюджете на очередной финансовый год, а также количества жилых помещений, временно свободных (освобождающихся) и дополнительно включаемых в состав жилищного фонда Нижегородской области с целью их предоставления гражданам.

Кроме того, в соответствии с пунктом 1.5. «Положения о порядке обеспечения жилыми помещениями детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения за счет средств областного бюджета и субсидий, поступающих на указанные цели из федерального бюджета», утвержденного постановлением Правительства Нижегородской области от 28.05.2010 года №315, жилые помещения предоставляются детям-сиротам, не имеющим закрепленного жилого помещения, включенным в сводный список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договорам социального найма за счет средств федерального и областного бюджетов на соответствующий финансовый год, сформированный в соответствии с постановлением Правительства Нижегородской области от 2 декабря 2008 года N 566 "Об утверждении Положения о порядке формирования сводного списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договорам социального найма за счет средств областного бюджета в Нижегородской области".

В соответствие с пунктом 2 Постановления Правительства Нижегородской области от 2 декабря 2008 года N 566 сводный список является государственным информационным ресурсом, функции оператора которого осуществляет министерство социальной политики Нижегородской области.

Таким образом, полномочным органом по составлению сводного списка является министерство социальной политики Нижегородской области

Согласно пунктам 3, 10 Постановления Правительства Нижегородской области от 2 декабря 2008 года N 566 сводный список составляется министерством на основании списков детей-сирот, не имеющих закрепленного жилого помещения и нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договорам социального найма за счет средств областного бюджета, формируемых соответствующими органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Нижегородской области (далее - список муниципального образования).

Включение детей-сирот в список муниципального образования осуществляется органами местного самоуправления по месту выявления и первичного устройства детей-сирот.

Согласно пункту 13 Постановления Правительства Нижегородской области от 2 декабря 2008 года N 566 на основании приложенных к списку муниципальных образований документов министерство осуществляет проверку и обоснованность включения детей-сирот в список муниципального образования, формирует и утверждает сводный список на планируемый год по форме согласно приложению 2 к настоящему Положению в срок до 1 мая года, предшествующего планируемому году.

Таким образом, органом полномочным составлять сводный список детей-сирот на соответствующий финансовый год, а соответственно и включать в него соответствующих граждан, является ответчик - министерство социальной политики Нижегородской области, а не ответчик Администрация Ковернинского муниципального района Нижегородской области. Администрация Ковернинского муниципального района Нижегородской области имеет полномочия по включению детей-сирот в список муниципального образования, на основе, которых формируется сводный список.

Таким образом, не выходя за пределы заявленный требований, с целью соблюдения установленной процедуры, суд полагает необходимым, удовлетворяя требования прокурора в данной части обязать Администрацию Ковернинского муниципального района Нижегородской области включить Парфенову Е.В. в списокКовернинского муниципального района Нижегородской области детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договорам социального найма за счет средств областного бюджета, а Министерство социальной политики Нижегородской области включить Парфенову Е.В. в сводный список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договорам социального найма за счет средств областного бюджета в Нижегородской области на 2012 год.

При этом суд находит несостоятельным довод ответчика Министерства социальной политики Нижегородской области о невозможности включения Парфеновой Е.В. в сводный список на 2012 год, так как он уже сформирован. Данный вывод суда основан на положениях пункта 16Постановления Правительства Нижегородской области от 02.12.2008 N 566 (ред. от 21.05.2009), в соответствие с которым внесение изменений в список муниципальных образований и сводный список допускается в случае исправления технической ошибки, а также на основании вступившего в законную силу решения суда. После внесения изменений в список муниципального образования орган местного самоуправления направляет в министерство указанные изменения с обоснованием причин их внесения, а также с приложением подтверждающих документов, в течение 14 дней с момента обнаружения в списке технической ошибки либо со дня вступления в законную силу решения суда.

В соответствие с положениями статьи 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», а так же части 1 ст. 13 Закона Нижегородской области от 07.09.2007 N 123-3 "О жилищной политике в Нижегородской области" жилые помещения предоставляются по договорам социального найма признанным в установленном порядке нуждающимися в жилых помещениях детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющим закрепленного жилого помещения, в том числе по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях.

В ДД.ММ.ГГГГ году Парфенова Е.В. окончила учебное заведение. В настоящее время Парфенова Е.В. достигла возраста <данные изъяты> год, однако до настоящего времени жилое помещение по договору социального найма для постоянного проживания ей не предоставлено.

Как следует из преамбулы Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", а также из ст. 1, его положения распространяются на детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа до достижения ими 23-летнего возраста.

Это значит, что гарантируемая данным лицам социальная поддержка, в том числе, внеочередное обеспечение жилой площадью, должна предоставляться до достижения детьми-сиротами, детьми, оставшимися без попечения родителей и лицами из их числа, вышеуказанного возраста.

Однако социальная поддержка в виде внеочередного обеспечения жилой площадью будет реализована только после фактического предоставления жилого помещения. Поэтому суд находит обоснованными требованиями прокурора о включении Парфеновой Е.В. в сводный список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договорам социального найма за счет средств областного бюджета в Нижегородской области именно на 2012 год.

Необоснованным суд находит и довод ответчика Министерства социальной политики Нижегородской области о том, что в случае удовлетворения иска прокурора о внеочередном предоставлении Парфеновой Е.В. жилого помещения будет иметь место нецелевое расходование бюджетных средств, а также нарушит права сирот на получение жилых помещений, состоящих в Сводном списке. Данный вывод суда основан на том, что реализация гражданином права на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма предполагает незамедлительное обеспечение его соответствующим жильем. В соответствии с частью 1 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью второй данной статьи случаев. В части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации указаны категории граждан, которым жилые помещения по договорам социального найма предоставляются вне очереди.

Данная норма закона не ставит право на внеочередное предоставление жилья в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, имеющих право на получение жилой площади вне очереди, от обеспечения жильем других очередников, от времени постановки на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, от включения в список граждан, имеющих право на получение жилого помещения вне очереди, тем более от времени включения в список внеочередников, от наличия или отсутствия денежных средств на указанные цели. Нет в ней и указаний на предоставление жилья в порядке очередности лиц равной категории. Отсутствие в законодательстве указания на срок, в течение которого жилье должно быть предоставлено гражданам, имеющим право на его внеочередное предоставление, свидетельствует о том, что жилье указанной категории граждан должно быть предоставлено незамедлительно после возникновения соответствующего субъективного права - права на получение жилого помещения вне очереди.

В соответствии со ст. 12 Закона Нижегородской области от 07.09.2007 N 123-3 "О жилищной политике в Нижегородской области" жилые помещения жилищного фонда Нижегородской области предоставляются гражданам по договорам социального найма (далее также - жилые помещения, предоставляемые по договору социального найма) в виде отдельных квартир, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Норма предоставления     общей     площади     жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма, устанавливается в размере: не менее 33 кв. метров - для одиноко проживающих граждан. Общая площадь жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма, определяется исходя из числа заселяемых в него граждан и нормы предоставления площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма.

Указанное так же закреплено и в Постановлении Правительства Нижегородской области от 28.05.2010 N 315 (ред. от 29.07.2011) "Об утверждении Положения о порядке обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения, за счет средств областного бюджета и субсидий, поступающих на указанные цели из федерального бюджета", в соответствие с пунктом 1.2. которого обеспечение жилыми помещениями детей-сирот осуществляется путем: а) строительства жилых помещений для детей-сирот на территории муниципальных образований Нижегородской области; б) приобретения жилых помещений для детей-сирот на рынке жилья на территории муниципальных образований Нижегородской области.

С учетом изложенных обстоятельств в их совокупности суд полагает, что у Парфеновой Е.В., как у лица из числа детей, оставшихся без попечения родителей, имеется гарантированное право на жилое помещение по договору социального найма в черте Ковернинского района Нижегородской области, общей площадью не менее 33 квадратных метров и отвечающее санитарным и техническим правилам и нормам, которое должно быть реализовано.

Таким образом, заявленные требования прокурора Ковернинского района Нижегородской области в интересах Парфеновой Е.В. к Министерству социальной политики Нижегородской области, Администрации Ковернинского муниципального района Нижегородской области являются обоснованным и подлежащими удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Исковые требования прокурора Ковернинского района Нижегородской области в интересах Парфеновой Е.В. к Министерству социальной политики Нижегородской области, Администрации Ковернинского муниципального района Нижегородской области о предоставлении вне очереди жилого помещения по договору социального найма удовлетворить.

Обязать Администрацию Ковернинского муниципального района Нижегородской области включить Парфенову Е.В. в списокКовернинского муниципального района Нижегородской области детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договорам социального найма за счет средств областного бюджета.

Обязать Министерство социальной политики Нижегородской области включить Парфенову Е.В. в сводный список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договорам социального найма за счет средств областного бюджета в Нижегородской области на 2012 год.

Обязать Министерство социальной политики Нижегородской области предоставить Парфеновой Е.В. вне очереди по договору социального найма жилое помещение в черте Ковернинского района Нижегородской области, общей площадью не менее 33 квадратных метров и отвечающее санитарным и техническим правилам и нормам.

Решение может быть обжаловано в Нижегородский областной суд через Ковернинский районный суд в кассационном порядке в течение 10 дней с момента его вынесения.

Судья                                                                                            

Решение вступило в законную силу «____»_____________________ года

Судья