Дело № 2-108/2012 ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ П.Ковернино ДД.ММ.ГГГГ Ковернинский районный суд Нижегородской области в составе председательствующего судьи Лоскуниной Н.И., с участием представителя истца заместителя прокурора Ковернинского района Нижегородской области Замятиной Ю.Б., ответчика ТСЖ № 5 председателя правления ТСЖ № 5 Нечаевой А.Е., третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора на стороне ответчика Соловьевой И.А., представителей третьего лица не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора на стороне ответчика Смирнова А.В., Большаковой И.Б., при секретаре Сорокиной Е.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Прокурора Нижегородской области в защиту интересов Российской Федерации, собственников жилых помещений, проживающих в домах №,№,№,№,№,№,№,№ по <адрес> ликвидации некоммерческой организации, У С Т А Н О В И Л: Прокурор Нижегородской области в порядке ст. 45 ГПК РФ обратился в Ковернинский районный суд с иском области в защиту интересов Российской Федерации,собственников жилых помещений, проживающих в домах №,№,№,№,№,№,№,№ по <адрес> о ликвидации некоммерческой организации Товарищества собственников жилья № 5 (ИНН №, ОГРН №), признать недействительными свидетельство о регистрации товарищества собственников жилья №5 серии № № и регистрационную запись о данном юридическом лице № в Едином государственном реестре юридических лиц. Обращаясь в суд с заявлением в защиту прав вышеуказанной категории лиц, прокурор исходил из того, что в качестве способа защиты интересов государства по обеспечению верховенства закона, единства и укрепления законности, законодатель возложил на прокуратуру Российской Федерации, как единую централизованную систему органов, обязанность по осуществлению от имени Российской федерации надзора за исполнением законов руководителями коммерческих и некоммерческих организаций (ст.1 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации»). Согласно ст.35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства. Согласно ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту интересов граждан и Российской Федерации. В обоснование заявленных требований истец указал, что ДД.ММ.ГГГГ в Единый государственный реестр юридических лиц внесена запись № о создании некоммерческой организации -Товарищества собственников жилья №5 (далее - ТСЖ, Товарищество), о чем Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы России № 5 по Нижегородской области выдано свидетельство серии № №. В ходе проведенной прокуратурой Ковернинского района проверки выявлены грубые нарушения федерального законодательства при создании ТСЖ, ввиду чего оно подлежит ликвидации. В соответствии с пунктами 1.3, 1.5 Устава ТСЖ, Товарищество является некоммерческой организацией и юридическим лицом с момента его государственной регистрации. Председателем правления ТСЖ является Нечаева А.Е.. В нарушение ч.1 ст.136 ЖК РФ общие собрания собственников помещений в многоквартирных домах №, № №, №, №, №, №,№ по <адрес>, по вопросу создания товарищества собственников жилья №5 и передаче в управление ТСЖ указанных многоквартирных домов фактически не проводились, что подтверждается объяснениями собственников помещений вышеуказанных жилых домов М.Ю.В., А.С.А., К.А.В., П.М.В., К.Р.Л. Вместе с тем, соответствующие протоколы от ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ о проведении общего собрания собственников помещений в форме очного голосования, содержащие недостоверные сведения, составлены. В нарушение п.9 ст.138, ч.4 ст.143, п.7 ст.148 ЖК РФ реестр членов ТСЖ не формировался. Собственники помещений вышеуказанных многоквартирных домов не располагают какой-либо информацией о создании и деятельности ТСЖ. В нарушение ч.1 ст.143 ЖК РФ заявления о вступлении в ТСЖ собственники подписывали без указания наименования товарищества и даты подписания. Кроме того, учредители и члены правления ТСЖ Нечаева А.Е. и Соловьева И.А. вопреки ч.2 ст. 147 ЖК РФ при создании ТСЖ не являлись собственниками помещений вышеуказанных жилых домов.Согласно ст.148 Жилищного кодекса РФ, пп.пп.1 и 8 п.9.8 Устава ТСЖ не соблюдение товариществом законодательства и требований устава, а также созыв и проведение общего собрания членов ТСЖ входит в обязанности правления товарищества. В силу ст. 141 ЖК РФ ликвидация товарищества собственников жилья осуществляется на основании и в порядке, которые установлены гражданским законодательством. Несоблюдение установленной ст.136 ЖК РФ процедуры создания товарищества собственников жилья, является грубым нарушением закона, которое носит неустранимый характер и служит основанием для ликвидации незаконно созданного товарищества собственников жилья № 5. Определением Ковернинского районного суда Нижегородской области от ДД.ММ.ГГГГ судом к участию в деле привлечены в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора на стороне ответчика, члены Правления ТСЖ №5 Соловьева И.А., Тулупова О.А., а также управляющая организация МП ЖКХ «Сухоносовское» Определением Ковернинского районного суда Нижегородской области от ДД.ММ.ГГГГ судом к участию в деле привлечен в качестве третьего лица, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора на стороне ответчика, собственник части жилых помещений в домах №,№,№,№,№,№,№,№ <адрес>, Администрацию Ковернинского муниципального района Нижегородской области. Представитель третьего лица, не заявляющее самостоятельных требований, на стороне ответчика Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России №5 по Нижегородской области, а так же Тулупова О.А., надлежаще извещенные о времени и месте судебного заседания, в судебное заседание не явились, представив ходатайство с просьбой о рассмотрении дела в их отсутствие. Представитель третьего лица, не заявляющее самостоятельных требований, на стороне ответчика, МП ЖКХ «Сухоносовское», надлежаще извещенный о времени и месте судебного заседания, в судебное заседание не явился, ходатайства о рассмотрении дела в его отсутствие не представлял. С учетом мнения лиц, участвующих в деле, суд находит возможным рассмотреть данное дело в отсутствие не явившихся представителей третьих лиц. В судебном заседании представитель истца исковые требования, изложенные в исковом заявлении поддержал в полном объеме. Просит удовлетворить заявленные исковые требования. Представитель ответчика ТСЖ №5 - председатель Правления Нечаева А.Е., в судебном заседании заявленные исковые требования о ликвидации ТСЖ признала в полном объеме, пояснив суду, что действительно с момента создания ТСЖ никакой деятельностью не занималось. Имущества либо денежных средств в собственности у ТСЖ не имеется. Трудовых договоров ни с кем не заключалось. Отсутствуют у ТСЖ какие-либо долги. При создании ТСЖ проводились общие собрания сособственников жилых помещений отдельно по каждым домам - общего собрания всех собственников жилых помещений домов №,№,№,№,№,№,№,№ не проводилось. Цель создания ТСЖ, как ей объяснили в администрации, была вступление в программу по капитальному ремонту данных домов. Она являлась членом ТСЖ, так как по доверенности представляла интересы собственника части жилых помещений в домах №,№,№,№,№,№,№,№ <адрес> - Администрации Ковернинского муниципального района Нижегородской области. Документы для регистрации в ФНС она не готовила. Кто занимался их оформлением, ей неизвестно. Представители третьего лица Администрации Ковернинского муниципального района Нижегородской области Смирнов А.В., Большакова И.Б. в судебном заседании не возражали против удовлетворения заявленных требований и пояснили суду, что цель создания ТСЖ - это включение жилых домов в программу по капитальному ремонту. Часть жилых домов была отремонтирована. Однако с момента создания ТСЖ никакой деятельностью не занималось, каких-либо долгов либо имущества не имеет. Поэтому полагают целесообразным удовлетворить требования прокурора. Третье лицо Соловьева И.А. пояснила суду, что жителем домов №,№,№,№,№,№,№,№ <адрес> не является. Она, также как Тулупова О.А., Нечаева А.Е. являются члена правления ТСЖ №5 как представители по доверенности собственника части жилых помещений в домах №,№,№,№,№,№,№,№ <адрес> - Администрации Ковернинского муниципального района Нижегородской области. Сама она участия в общих собраниях не принимала. Списков членов ТСЖ она не видела. Кто оформлял документы, предъявленные для регистрации ТСЖ, ей неизвестно. Но указала, что ТСЖ создавались в интересах граждан- собственников жилых помещений в домах №,№,№,№,№,№,№,№ по <адрес>. В судебном заседании по ходатайству прокурора были допрошены свидетели Ш.Г.А.,П.Л.М., У.Л.И., Б.Л.С., К.О.В., М.В.Ф., которые пояснили суду, что являются собственниками жилых помещений в домахпо <адрес>. О создании ТСЖ они слышали. К ним в дома приходили работники ЖКХ и Администрации и поясняли, что создание ТСЖ нужно для того, чтобы были выделены деньги на капитальный ремонт крыш. Данные вопросы активно обсуждались собственниками жилых помещений. Но как создавалось ТСЖ, они пояснить не смогли. Каждый из них пояснил, что им неизвестно, что они являлись членами счетной или ревизионной комиссии при создании ТСЖ и участия в оформлении протоколов и подсчете голосов они не принимали. Также после визуального осмотра протокола общего собрания собственников жилых помещений, представленного для регистрации в ФНС пояснили, что подписи в данных протоколах не их и общего собрания сразу всех собственников жилых помещений в домах №,№,№,№,№,№,№,№ <адрес> никогда не проводилось. Изучив и исследовав материалы дела, суд находит требования истца подлежащими удовлетворению по следующим основаниям: В соответствие со статьей 135 Жилищного Кодекса Российской Федерации товариществом собственников жилья признается некоммерческая организация, объединение собственников помещений в многоквартирном доме для совместного управления общим имуществом в многоквартирном доме либо в случаях, указанных в части 2 статьи 136 настоящего Кодекса, имуществом собственников помещений в нескольких многоквартирных домах или имуществом собственников нескольких жилых домов, обеспечения владения, пользования и в установленных законодательством пределах распоряжения общим имуществом в многоквартирном доме либо совместного использования имущества, находящегося в собственности собственников помещений в нескольких многоквартирных домах, или имущества, принадлежащего собственникам нескольких жилых домов, осуществления деятельности по созданию, содержанию, сохранению и приращению такого имущества, предоставления коммунальных услуг лицам, пользующимся в соответствии с настоящим Кодексом помещениями в данных многоквартирных домах или данными жилыми домами, а также для осуществления иной деятельности, направленной на достижение целей управления многоквартирными домами либо на совместное использование имущества, принадлежащего собственникам помещений в нескольких многоквартирных домах, или имущества собственников нескольких жилых домов. Как следует из представленных суду материалов дела, исследованным в судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ в Единый государственный реестр юридических лиц внесена запись № о создании некоммерческой организации - Товарищества собственников жилья №5 (далее - ТСЖ, Товарищество), о чем Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы России № 5 по Нижегородской области выдано свидетельство серии № №. В соответствие с частью 1 статьи 136 Жилищного Кодекса Российской Федерации собственники помещений в одном многоквартирном доме могут создать только одно товарищество собственников жилья. Решение о создании товарищества собственников жилья принимается собственниками помещений в многоквартирном доме на их общем собрании. Такое решение считается принятым, если за него проголосовали собственники помещений в соответствующем многоквартирном доме, обладающие более чем пятьюдесятью процентами голосов от общего числа голосов собственников помещений в таком доме. В соответствие с частью 2 статьей 135 Жилищного Кодекса Российской Федерации устав товарищества собственников жилья принимается на общем собрании, которое проводится в порядке, установленном статьями 45 - 48 настоящего Кодекса, большинством голосов от общего числа голосов собственников помещений в многоквартирном доме. В соответствие с частью 5 статьей 136 Жилищного Кодекса Российской Федерации при государственной регистрации товарищества собственников жилья представляются протокол общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, на котором приняты решения о создании товарищества и об утверждении его устава, и устав товарищества, а также сведения о лицах, проголосовавших на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме за создание товарищества собственников жилья, о принадлежащих этим лицам долях в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме. Как следует из исследованных судом материалов, представленных по запросу суда Межрайонной инспекция Федеральной налоговой службы России №5 по Нижегородской области, для регистрации ТСЖ №5 в качестве юридического лица были предоставлены в том числе Устав ТСЖ № 5, а так же протокол общего собрания без указания номеров домов, входящих в состав ТСЖ по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ. Из указанного протокола следует, что именно данным собранием было принято решение о создании ТСЖ №5, а также был утвержден его устав, однако из текста данного протокола следует, что собрание было проведено в одном многоквартирном доме, но каком, установить из текста протокола не представляется возможным. Из пояснений лиц участвующих в деле и допрошенных свидетелей следует, что фактически общего собрания всех собственников жилых помещений в домах №,№,№,№,№,№,№,№ по <адрес> ДД.ММ.ГГГГ не проводилось и данного протокола всеми членами счетной комиссии не подписывалось. Собрания проводились в разное время отдельно по каждому дому. Указанное обстоятельство нашло свое подтверждение исследованными судом протоколами общих собраний, составленными отдельно по каждому из указанных домов. Однако из данных протоколов следует, что при проведении общих собраний собственников указанных жилых домов были допущены существенные нарушения процедуры проведения общих собраний, установленной статьями 45 - 48 Жилищного Кодекса Российской Федерации. Так, отсутствуют сообщения о проведении общих собраний с повесткой дня и иной установленной законом информацией. Количество собственников, принявших участие в голосовании, отраженное в протоколах (100%) не соответствует приложенным к протоколам спискам лиц, фактически принявших участие в общем собрании. Кроме этого имеются существенные нарушения в самом оформлении протоколов. Таким образом, данные протоколы общих собраний, составленные в отдельности по каждому дому, не могут быть приняты судом во внимание при исследовании вопроса об утверждении устава ТСЖ и принятии решения о создании ТСЖ. С учетом изложенных обстоятельств в их совокупности суд находит установленным, что представленный для регистрации юридического лица в Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы России №5 по Нижегородской области протокол общего собрания в многоквартирном доме без указания номера (номеров) дома (домов) по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ не соответствует действительности, так как фактически в состав ТСЖ были включены собственники жилых помещений, расположенных в домах №,№,№,№,№,№,№,№ по <адрес>. Как установлено в судебном заседании общего собрания сразу всех собственников жилых помещений в домах №,№,№,№,№,№,№,№ по <адрес> никогда не проводилось. Установить из текста протокола общего собрания собственников помещений представленного в Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы России №5 по Нижегородской области результаты голосования собственников жилых помещений какого дома включены в протокол в судебном заседании не представилось возможным. Следовательно, отсутствует надлежаще, в установленном ст.135 Жилищного Кодекса Российской Федерации порядке, решение собственников жилых помещений о создании ТСЖ №5 и утверждении его устава. Кроме того, согласно статье 138 Жилищного Кодекса Российской Федерации товарищество собственников жилья обязано, в том числе вести реестр членов товарищества и ежегодно в течение первого квартала текущего года направлять копию этого реестра в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, указанные в части 2 статьи 20 настоящего Кодекса; В соответствие со статьей 143 Жилищного Кодекса Российской Федерации членство в товариществе собственников жилья возникает у собственника помещения в многоквартирном доме на основании заявления о вступлении в товарищество собственников жилья. Реестр членов товарищества собственников жилья должен содержать сведения, позволяющие идентифицировать членов товарищества и осуществлять связь с ними, а также сведения о размерах принадлежащих им долей в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме. Как следует из исследованных судом материалов дела и пояснений сторон, данных в судебном заседании, реестра членов ТСЖ № 5 не составлялось. Отсутствует данный реестр и на момент рассмотрения дела в суде. Исследованные судом заявления о вступлении в члены ТСЖ от части собственников жилых помещений в домах №,№,№,№,№,№,№,№ по <адрес> не содержат дат их написания, а так же отсутствует наименование ТСЖ. Таким образом, в нарушение названных норм закона отсутствуют сведения о членах ТСЖ № 5, что фактически свидетельствует о его формальном создании. Кроме того, в представленном в Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы России №5 по Нижегородской области, для регистрации ТСЖ №5 в качестве юридического лица заявлении в качестве членов ТСЖ (его учредителей) указаны Нечаева А.Е., Соловьева И.А., Тулупова О.А., которые фактически членами ТСЖ № 5 не являются, так как из представленных суду доверенностей следует, что они выступают только как представители по доверенности собственника части жилых помещений в домах №,№,№,№,№,№,№,№ по <адрес> - Администрации Ковернинского муниципального района Нижегородской области. В соответствие со статьей 147 Жилищного Кодекса Российской Федерации руководство деятельностью товарищества собственников жилья осуществляется правлением товарищества. Правление товарищества собственников жилья вправе принимать решения по всем вопросам деятельности товарищества, за исключением вопросов, отнесенных к исключительной компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме и компетенции общего собрания членов товарищества собственников жилья. Правление товарищества собственников жилья избирается из числа членов товарищества общим собранием членов товарищества на срок, установленный уставом товарищества, но не более чем на два года. В соответствие с представленными суду документами членами правления ТСЖ № 5 являются Нечаева А.Е., Соловьева И.А., Тулупова О.А., которые фактически не являются членами ТСЖ №5. Поэтому состав членов правления ТСЖ №5 является неправомочным, а потому неправомочны и все последующие принятые ими решения. Оценивая изложенные обстоятельства в их совокупности, суд находит установленным, что при создании ТСЖ №5 были допущены существенные нарушения норм действующего законодательства, которые повлекли за собой невозможность установления действительной воли собственников жилых помещений в домах №,№,№,№,№,№,№,№ по <адрес>, направленной на создание ТСЖ №5. Кроме того, наличие данных нарушений не позволяет и в настоящее время установить число членов ТСЖ №5, а так же их персональный состав. Указанные нарушения повлекли за собой то, что для регистрации ТСЖ №5 были представлены документы, не соответствующие действительности. Поэтому суд находит, что при создании ТСЖ №5 были допущены существенные и неустранимые нарушения закона. В соответствие со статьей 141 Жилищного Кодекса Российской Федерации ликвидация товарищества собственников жилья ликвидация товарищества собственников жилья осуществляется на основании и в порядке, которые установлены гражданским законодательством. Согласно ч.2ст. 61 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическое лицо может быть ликвидировано по решению суда в случае допущенных при его создании грубых нарушений закона, если эти нарушения носят неустранимый характер, либо осуществления деятельности без надлежащего разрешения (лицензии), либо запрещенной законом, либо с нарушением Конституции Российской Федерации, либо с иными неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов, либо при систематическом осуществлении некоммерческой организацией, в том числе общественной или религиозной организацией (объединением), благотворительным или иным фондом, деятельности, противоречащей ее уставным целям, а также в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом. Учитывая изложенное суд находит необходимым требования Прокурора Нижегородской области, обратившегося в суд в защиту интересов собственников жилых помещений, проживающих в домах №,№,№,№,№,№,№,№ по <адрес>, к Товариществу собственников жилья №5 с требованием ликвидации некоммерческой организации Товарищества собственников жилья № 5 (ИНН №, ОГРН №), признать недействительными свидетельство о регистрации товарищества собственников жилья №5 серии № № и регистрационную запись о данном юридическом лице № в Едином государственном реестре юридических лиц, подлежащими удовлетворению. При этом, принимая решение о ликвидации юридического лица, суд исходит из того, что пояснениями сторон установлено отсутствие долгов и каких-либо обязательств ТСЖ №5 перед третьими лицами. В соответствие со ст. 103 ч.1 ГПК РФ и ст. 333.20 ч.1 п.8 Налогового Кодекса РФ государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. При обращении с иском в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина прокурор в соответствие со ст. 333.36 ч.1 п.9 Налогового Кодекса РФ освобождается от уплаты государственной пошлины. Учитывая изложенное государственная пошлина по настоящему делу подлежит взысканию с ответчика. На основании изложенного, а так же руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Ликвидировать некоммерческую организацию Товарищество собственников жилья № 5 (ИНН №, ОГРН №), признать недействительными свидетельство о регистрации товарищества собственников жилья №5 серии № № и регистрационную запись о данном юридическом лице № в Едином государственном реестре юридических лиц. Взыскать с Товарищества собственников жилья №5 государственную пошлину в доход государства в размере <данные изъяты>. Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Нижегородский областной суд через Ковернинский районный суд в течение 30 дней с момента его вынесения. Судья Решение вступило в законную силу «______» ____________________ года Судья