Признание права на получение государственного жилищного сертификата



Дело Номер

Изготовлено Дата года

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Дата года

Ковдорский районный суд Мурманской области в составе

председательствующего судьи Дацик М.Н.,

при секретаре ФИО

с участием истцов Истец 1, Истец 2 и Истец 3

их представителя адвоката Мячина А.Е., представившего удостоверение и ордер Номер от Дата

представителя администрации Н-ского района ФИО

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Истец 1, Истец 2, Истец 3, Истец 4 к Министерству строительства и территориального развития Н-ской области и Администрации Н-ского района о признании права на получение государственного жилищного сертификата и включении в состав получателей государственных жилищных сертификатов

У С Т А Н О В И Л:

Истец 1, Истец 2, Истец 3 и Истец 4 обратились с иском к Министерству строительства и территориального развития Н-ской области и Администрации Н-ского района о признании права на получение жилищной субсидии за счет средств федерального бюджета и обязании Министерства строительства и территориального развития Н-ской области и Администрации Н-ского района выдать Истец 1 государственный жилищный сертификат, включив в состав получателей ГЖС (социальных выплат) членов семьи Истец 2., Истец 3, Истец 4, несовершеннолетних ФИО и ФИО.

В обоснование заявленных требований указали, что в Дата Истец 1 подала заявление в Администрацию Н-ского района о постановке на учет граждан, имеющих право на получение жилищной субсидии за счет средств федерального бюджета. В качестве членов семьи в заявлении она указала своих дочерей Истец 2, Истец 3 и Истец 4, а также внучек ФИО. и ФИО

Дата в их адрес было отправлено письмо о том, что Министерство строительства и территориального развития Н-ской области возвратило учетное дело в связи с тем, что заявленные на выдачу государственного жилищного сертификата члены семьи включению в состав получателей социальных выплат не подлежат. Из письма также следует, что основанием для данного вывода послужили имеющиеся в учетном деле документы, которые поставили под сомнение факт совместного проживания с Истец 1 указанных ею в заявлении членов семьи.

Считают отказ Министерства и Администрации выдать государственный жилищный сертификат, включив в состав получателей социальных выплат всех членов семьи, заявленных на выдачу государственного жилищного сертификата, незаконным и нарушающим их права, так как Истец 1 была признана участником подпрограммы, на нее было заведено учетное дело, факт постоянного совместного проживания подтверждается справкой формы Номер, копиями паспортов, решениями Н-ского районного суда, вступившими в законную силу. Ссылку Министерства на недостоверность сведений считают незаконной, в Городе-С они выезжали временно, на заработки, а не на проживание, как указано в письме Администрации. Считают, что гражданин сам определяет место своего постоянного проживания и срок его нахождения в том или ином месте временного проживания, не влияет на определение места постоянного проживания. Местом их постоянного совместного проживания является квартира Адрес и временный выезд в Город-С не может ставить под сомнение факт постоянного проживания в Адрес.

Администрация Н-ского района в судебном заседании с согласия истцов освобождена от участия в деле в качестве ответчика, привлечена в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне ответчика.

В предварительном судебном заседании истцы свои требования изменили, просили признать Истец 2, Истец 3 и Истец 4, а также несовершеннолетних ФИО Дата года рождения и ФИО Дата года рождения членами семьи Истец 1, а также обязать Министерство строительства и территориального развития Н-ской области выдать Истец 1 государственный жилищный сертификат, включив в состав получателей членов семьи Истец 2, Истец 3, Истец 4, ФИО и ФИО

В судебном заседании истцы свои требования изменили, просят признать Истец 2, Истец 3 и Истец 4, а также несовершеннолетних ФИО и ФИО членами семьи участника подпрограммы Истец 1, а также признать незаконным отказ Министерства строительства и территориального развития Н-ской области в выдаче в Истец 1 в Дата государственного жилищного сертификата на состав семьи 6 человек, с включением в состав получателей социальной выплаты членов семьи Истец 2, Истец 3, Истец 4, несовершеннолетних ФИО и ФИО и восстановить нарушенное их право, обязав Министерство строительства и территориального развития Н-ской области выдать Истец 1 вне очереди в Дата году государственный жилищный сертификат на состав семьи 6 человек, включив в состав получателей социальной выплаты, членов семьи Истец 2, Истец 3, Истец 4, несовершеннолетних ФИО и ФИО, чтобы они могли реализовать свое право.

Истица Истец 1 пояснила, что все ее дочери и внучки являются членами ее семьи, потому что они зарегистрированы вместе с ней в Адрес и проживают. Работы в Адрес нет, поэтому дочери вынуждены уезжать на заработки, периодически возвращаются к ней, другого жилья у них нигде нет.

Истцы Истец 2 и Истец 3 исковые требования поддержали, пояснили, что они являются членами семьи своей матери Истец 1, проживают вместе с ней в Адрес, там же зарегистрированы. Работы в поселке нет, несколько лет они занимались сбором ягеля, сбор был на территории Н-ского района, работа была сезонной, иногда уезжали в Город-С, там тоже была временная работа.

Истица Истец 4 в судебное заседание не явилась, о времени и месте судебного разбирательства извещена надлежащим образом, ходатайств об отложении разбирательства по делу не поступило.

В предварительном судебном заседании истица Истец 4 пояснила, что она постоянно проживает в Адрес, дети также проживают с ней, периодически они выезжают в Город-С к отцу детей, чтобы дети знали отца, бывает временный заработок. Квартиру в Городе-С все время снимают, последние 7 лет снимают одну и ту же квартиру, квартиру снимает отец детей ФИО., он же и оплачивает квартиру. В основном она с детьми находится в Адрес, в Город-С выезжает только на летний период. В Адрес она получала пособие на детей с Дата года

Представитель Министерства строительства и территориального развития Н-ской области в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания уведомлены надлежащим образом, просят рассмотреть дело в отсутствие представителя, признание членами семьи участника подпрограммы Истец 1 оставляют на усмотрение суда, в признании незаконным отказа Министерства выдать ГЖС Истец 1 в Дата году на состав семьи 6 человек и обязании Министерства выдать Истец 1 в Дата вне очереди ГЖС на состав семьи 6 человек просят отказать, указывают на то, что Истец 1 в сводном списке граждан – участников подпрограммы, изъявивших желание получить государственный жилищный сертификат в Дата, по Н-ской области Истец 1 состоит по категории «пенсионеры», ее номер очереди Номер. При поступлении в Дата в Н-скую область государственных жилищных сертификатов, их выдача будет производиться в порядке очередности.

Представитель администрации Н-ского района ФИО в судебном заседании пояснил, что Администрация Н-ского района только сформировала учетное дело Истец 1 и направила его в Министерство строительства и территориального развития, решение по выдаче государственного жилищного сертификата принимает Министерство, поэтому принятие решения администрация оставляет на усмотрение суда.

Выслушав истцов Истец 1, Истец 2 и Истец 3 представителя Администрации Н-ского района ФИО, свидетеля ФИО, проверив материалы дела, учетное дело Номер Истец 1., суд считает, что исковые требования подлежат удовлетворению частично.

В соответствии со ч. 3 ст. 196 ГПК РФ суд принимает решение только по заявленным истцом требованиям. Суд может выйти за пределы заявленных требований только в случаях, предусмотренных федеральным законом.

В силу ст. 39 ГПК РФ основание и предмет иска определяет истец. Суд не обладает правом без согласия истца изменять основания или предмет исковых требований, заявленных истцом.

Правительство Российской Федерации в целях комплексного решения проблемы перехода к устойчивому функционированию и развитию жилищной сферы, обеспечивающих доступность жилья для граждан, безопасные и комфортные условия проживания в нем, своим Постановлением от 17 сентября 2001 года N 675 утвердило федеральную целевую программу "Жилище" на 2002 - 2010 годы, в которую включена федеральная целевая программа "Государственные жилищные сертификаты».

В 2006 году мероприятия ФЦП "ГЖС" включены в подпрограмму "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" ФЦП "Жилище" на 2002 - 2010 годы.

Условия предоставления и порядок определения размера жилищных субсидий, выделяемых за счет средств федерального бюджета гражданам Российской Федерации, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, а также гражданам, выехавшим из указанных районов и местностей не ранее 1 января 1992 года, установлены Федеральным законом от 25 октября 2002 г. N 125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей".

Данный Федеральный закон закрепляет право граждан, выезжающих из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей и имеющих соответствующий стаж работы в этих районах и местностях, на получение за счет средств федерального бюджета жилищных субсидий (статья 1); предусматривает, что право указанных граждан на получение и использование жилищных субсидий подтверждается государственным жилищным сертификатом (статья 4).

Государственный жилищный сертификат является именным свидетельством, удостоверяющим право гражданина на получение за счет средств федерального бюджета социальной выплаты (жилищной субсидии, субсидии) для приобретения жилого помещения. Порядок выпуска и реализации сертификатов определяется Правительством Российской Федерации

Статьей 1 Федерального закона РФ N 125 от 25.10.2002 "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" и подпунктом "з" пункта 5 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограмм "Выполнения государственных обязательств по обеспечению жильем категории граждан, установленных федеральным законодательством "Федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы" (утв. Постановлением Правительства РФ от 21.03.2006 N 153) установлено, что жилищные субсидии предоставляются гражданам, прибывшим в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности не позднее 1 января 1992 года, имеющим общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее 15 календарных лет, не имеющим жилья в других регионах Российской Федерации или нуждающимся в его улучшении и не получавшим субсидии на эти цели.

Пунктом 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 года N 153 "О некоторых вопросах реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы" (в редакции от 08.05.2009) предусмотрено, что формой государственной финансовой поддержки обеспечения граждан жильем в рамках реализации указанной подпрограммы является предоставление им за счет средств федерального бюджета субсидии на приобретение жилья, право на получение которой удостоверяется государственным жилищным сертификатом.

Данным Постановлением Правительства РФ утверждены Правила выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством «Федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы, которые устанавливают порядок выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы.

Правила наделяют федеральные органы исполнительной власти правами выдачи сертификатов гражданам, организации работы по проверке органов местного самоуправления, уведомления граждан о принятом решении в порядке, установленном органом исполнительной власти.

Выдачу сертификатов, гражданам-участникам подпрограммы, указанным в подпункте «з » пункта 5 Правил, в соответствии с подпунктом «в» пункта 18 Правил, осуществляют органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на территории которых они состоят на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий (имеющих право на получение социальной выплаты).

В соответствии с пунктом 19 Правил, для участия в подпрограмме граждане, указанные в пункте 5 Правил, подают соответственно в воинские части, организации, учреждения федеральных органов исполнительной власти или в органы местного самоуправления, в которых они состоят на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий (в качестве граждан, имеющих право на получение социальных выплат), заявление (рапорт) об участии в подпрограмме по форме с приложением перечисленных документов.

В судебном заседании установлено и подтверждается материалами дела, материалами учетного дела Номер Истец 1, что Дата Истец 1 подала заявление мэру Н-ского района о постановке ее на учет для предоставления жилищной субсидии на строительство (приобретение жилья) с составом семьи 3 человека, в том числе Истец 2 и Истец 3 л.д.12 учетного дела).

Согласно справке форма Номер от Дата л.д.18 учетного дела) истица Истец 1 проживает по Адрес в муниципальной квартире. Вместе с ней на Дата были зарегистрированы (прописаны) ее дочери - истицы Истец 2 и Истец 3

Дата истица Истец 1 подала заявление на имя Главы Н-ского района с просьбой включить в состав участников подпрограммы, указав в качестве членов своей семьи не только дочерей Истец 2 и Истец 3, но и старшую дочь Истец 4 и двоих ее несовершеннолетних детей ФИО. Дата рождения и ФИО. Дата рождения л.д.10 учетного дела), а также обратилась с заявлением на имя руководителя Департамента промышленности, строительства и жилищно-коммунального хозяйства Н-ской области о включении ее в список на получение государственного жилищного сертификата (ГЖС) на Дата л.д.10 учетного дела).

Дата года Истец 1 написала заявление (рапорт) в адрес Министерства территориального развития, строительства и ЖКХ Адрес на получение ГЖС для приобретения жилого помещения в Городе-С, подписанное всеми членами семьи, подлинность их подписи на котором засвидетельствована нотариально, и обязательство о сдаче (передаче) жилого помещения в 2 экземплярах, подписанное всеми членами семьи и Главой Н-ского района л.д.1-3 учетного дела, и справку о составе семьи от Дата л.д.14 учетного дела).

Как следует из данной справки и иных справок формы Номер, находящихся в учетном деле л.д.13, 15-17), в квартире по Адрес с Дата постоянно зарегистрировалась Истец 4 Дата рождения, с Дата – ФИО Дата рождения и с Дата ФИО Дата рождения.

Дата года за подписью Главы Н-ского района Администрацией Н-ского района истице Истец 1 было направлено сообщение о том, что она включена в список граждан – получателей государственных жилищных сертификатов на Дата году и, что учетное дело готовится для передачи в Министерство территориального развития, строительства и ЖКХ Н-ской области.

Учетное дело Истец 1 Администрацией Н-ского района было представлено в Министерство строительства и территориального развития Н-ской области, однако дело было возвращено для дополнительной проверки и Дата Администрацией Н-ского района было дано поручение ОВД по Н-скому району составить акт о фактическом проживании семьи Истец 2, Истец 3, Истец 4, ФИО.и ФИО. л.д.7 учетного дела)

Дата л.д.8 учетного дела) истица Истец 1 дала собственноручное объяснение старшему УУМ ОВД по Н-скому району ФИО, в котором указала, что ее дочери «Истец 2, Истец 3 и Истец 4, а также внучки ФИО. и ФИО. прописаны вместе с ней в Адрес, но в настоящее время выехали в Город-С, где проживают в съемных квартирах, выехали на заработки. Истец 3 выехала Дата, а остальные выехали в Дата».

На основании данного собственноручного объяснения Истец 1 участковым уполномоченным был составлен аналогичный акт от Дата

Дата года Министерство строительства и территориального развития Н-ской области (сопроводительная исх.Номер) возвратило в Администрацию Н-ского района учетное дело Истец 1, указав, что в учетном деле имеются документы, ставящие под сомнение факт постоянного проживания членов семьи заявителя (судебные решения от Дата и акт от Дата о фактическом проживании граждан). Выделение социальной выплаты только Истец 1 Министерством не оспаривалось, во включении в состав получателей социальных выплат остальных членов семьи, заявленных на выдачу государственного жилищного сертификата, с учетом акта от Дата было отказано.

На основании письма Министерства строительства и территориального развития Н-ской области аналогичную информацию Администрация Дата довела до сведения Истец 1 своим письмом Номер.

В сводном списке граждан - участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» на Дата по Н-ской области Истец 1 состоит в очереди под Номер.

В соответствии с пунктом 32 Постановления Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 г. N 153 "О некоторых вопросах по реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы, порядок оформления и выдачи сертификатов определяется органами исполнительной власти, осуществляющими выдачу сертификатов.

Приказом № 15 от 5 февраля 2009 года Министерство территориального развития, строительства и жилищно-коммунального хозяйства Н-ской утвердило Порядок оформления и выдачи государственных жилищных сертификатов гражданам – участникам подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы.

Согласно пунктов 8 и 9 данного Порядка в случае представления органами местного самоуправления учетных дел с неполным перечнем документов или документов, согласно которым включение граждан в список получателей сертификатов является неправомерным, Минтерразвития сопроводительным письмом возвращает учетные дела для устранения выявленных нарушений. Решение о выдаче гражданам-участникам подпрограммы сертификатов принимается Минтерразвития по итогам рассмотрения учетных дел и оформляется приказом об утверждении списка получателей сертификатов в текущем году.

Из содержания данных пунктов утвержденного Порядка следует, что Минтерразвития вправе возвращать органу местного самоуправления учетные дела для устранения выявленных нарушений.

Учетное дело Истец 1 было возвращено Минтерразвития в Администрацию Н-ского района без сопроводительного письма, данный факт нашел свое подтверждение в судебном заседании и никем из участников процесса не оспаривается, однако отсутствие сопроводительного письма само по себе никаких прав Истец 1 не нарушает.

Минтерразвития поставило под сомнение факт совместного проживания с участником подпрограммы Истец 1, включенных ею в состав получателей социальных выплат членов семьи – Истец 2, Истец 3, Истец 4 и несовершеннолетних ФИО. и ФИО.

При решении вопроса о том, кого следует относить к членам семьи участника подпрограммы, имеющим право на получение жилищной субсидии за счет средств федерального бюджета, следует руководствоваться нормами Жилищного кодекса Российской Федерации.

Именно такое основанное на законе понятие члена семьи гражданина - участника подпрограммы применительно к условиям подпрограммы содержится в пункте 5 Положения о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.

Пункт 17 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 - 2010 годы, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 г. N 153 "О некоторых вопросах по реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" предусматривает, что применительно к условиям подпрограммы членами семьи гражданина - участника подпрограммы признаются постоянно проживающие совместно с ним супруга (супруг), их дети и родители гражданина - участника подпрограммы. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы, а в исключительных случаях и иные лица, постоянно проживающие совместно с гражданином - участником подпрограммы, учитываются при расчете размера социальной выплаты в случае признания их в судебном порядке членами его семьи - для граждан, указанных в подпунктах "а" - "е" пункта 5 настоящих Правил, и граждан, выезжающих из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.

Пункт 5 Положения о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, утвержденного постановлением Правительства РФ N 879 от 10 декабря 2002 г в целях совершенствования деятельности по реализации Федерального закона "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей предусматривает, что состав семьи граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья, определяется в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии с частью 1 статьи 69 Жилищного кодекса Российской Федерации к членам семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма относятся проживающие совместно с ним его супруг, а также дети и родители данного нанимателя.

Для признания членом семьи участника подпрограммы необходимо наличие двух условий – подтверждение родства, указанного в части 1 статьи 69 ЖК РФ с участником подпрограммы и совместное с ним проживание.

Истица Истец 1 является матерью Истец 2, Истец 3 и Истец 4, а также бабушкой ФИО и ФИО., что подтверждается представленными суду и находящимися в учетном деле копиями свидетельств, выданных отделами ЗАГСа.

Суд считает, что в судебном заседании факт совместного проживания Истец 2 и Истец 3 со своей матерью – участником подпрограммы Истец 1, нашел бесспорное подтверждение.

Как следует из материалов дела, Истец 2 Дата рождения с Дата, фактически со дня рождения зарегистрирована и проживает вместе со своей матерью Истец 1 Копия представленной ею трудовой книжки, выданной Дата Российско-финляндским ЗАО «КМ», подтверждает, что с Дата года по Дата, а затем в Дата и Дата истица Истец 1 работала сборщиком ягеля, работа носила сезонный характер и, как установлено в судебном заседании, сбор ягеля происходил на территории Н-ского района. С сентября Дата года по сентябрь Дата года Истец 2 работала в нескольких организациях и в Городе-С и в Н-ске, с перерывами, в некоторых непродолжительное время, с Дата года она не работает, что свидетельствует о том, что ее выезд из Адрес носил временный характер, поэтому суд считает, что исковые требования в части признания Истец 2 членом семьи участника подпрограммы Истец 1 подлежат удовлетворению.

Суд также считает, что следует признать членом семьи участника подпрограммы Истец 1 и ее дочь Истец 3 Дата года рождения, которая снималась с регистрации только на время учебы с Дата по Дата, с Дата зарегистрирована постоянно и проживает в Адрес. О постоянном проживании Истец 3 со своей матерью в Адрес свидетельствует и трудовая книжка Истец 3, выданная ей Датаг Адрес.

Из данной трудовой книжки следует, что до Дата Истец 3 работала в Адрес, с Дата по Дата работала сборщиком ягеля в ООО «К», ООО "Д», ООО "ДП" Сбор ягеля, как установлено в судебном заседании происходил на территории Н-ского района, работа носила сезонный характер.

Истица Истец 3 в судебном заседании пояснила также, что она выезжала на заработки в Городе-С, работала без оформления на рынке.

С учетом изложенного, суд считает, что выезд Истец 3 из Адрес носил временный характер, единственным постоянным местом ее жительства всегда была квартира в Адрес вместе со своей матерью, поэтому ее следует признать членом семьи участника подпрограммы Истец 1

В признании членами семьи Истец 4, ФИО и ФИО. участника подпрограммы Истец 1 суд считает следует отказать.

Решениями суда от Дата внуки истицы Истец 1 ФИО Дата рождения и ФИО Дата рождения были признаны членами ее семьи.

Данное решение вступило в законную силу, вместе с тем, решение, вступившее в законную силу, будучи правоприменительным актом, не распространяет свое действие на лиц, которые не были участниками процесса.

Согласно части 2 статьи 61 ГПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному гражданскому делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица.

Как следует из материалов гражданских дел Номер Дата и Номер Дата, Министерство строительства и территориального развития участником процесса не было, поэтому обстоятельства, установленные этими решениями суда, подлежат доказыванию и установлению в данном судебном заседании.

В судебном заседании установлено, подтверждается материалами дела, что истица Истец 4 Дата года рождения является дочерью истицы Истец 2 – участника подпрограммы.

Как следует из справки формы Номер –л.д.9 и копии трудовой книжки, выданной Дата, до Дата Истец 4 проживала в Адрес Адрес Адрес Адрес, затем выписана с данного адреса на учебу в Дата и до Дата проживала в Дата, училась в ПТУ, а затем работала. С Дата по Дата года Истец 4 работала в Адрес.

Согласно свидетельства о заключении брака Номер, выданного отделом ЗАГС администрации В-ского района Городе-С Дата года истица Истец 4 заключила брак с ФИО

В Дата Истец 4 выписалась в очередной раз Городе-С, с Дата года была постоянно зарегистрирована вместе с мужем в гАдрес в квартире родителей мужа, работала в разных организациях, на разных должностях.

Брак с ФИО был прекращен Дата на основании совместного заявления ФИО и Истец 4, что подтверждает свидетельство о расторжении брака Номер, выданное отделом ЗАГС В-ского административного округа г.Города-С.

Практически без перерыва истица Истец 4 работала в организациях Города-С: с Дата года по Дата года – ООО «НЭ», с Дата года по Дата и с Дата по Дата – ООО «КТО», работа носила постоянный характер, с работы увольнялась по собственному желанию в связи с переходом на другую работу и в Дата в связи с организацией собственного дела.

Дата Истец 4,, создала в Города-С Общество с ограниченной ответственностью «ВСП являясь единственным учредителем, что подтверждается решением учредителя Номер от Дата года и Уставом ООО «ВСП».

В Города-С она выехала на постоянное место жительства в Дата, в Города-С Истец 4 постоянно проживала, имела постоянную работу и регистрацию.

Дата Истец 4 снялась с регистрации в Городе-С и зарегистрировалась к матери, Истец 1 – в Адрес. При этом, как следует из трудовой книжки, истица Истец 4 продолжала работать, а, следовательно, и проживать в Городе-С, на постоянное место жительства в Адрес она не переезжала, постоянное место жительства не меняла.

В соответствии с пунктом 1 статьи 20 Гражданского кодекса Российской Федерации местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.

Согласно статье 27 (часть 1) Конституции Российской Федерации каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства.

В силу статьи 1 Закона РФ от 25 июня 1993 года N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" каждый гражданин России имеет право на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства. Статьей 2 указанного Закона определено, что местом жительства является жилой дом, квартира, служебное жилое помещение, специализированные дома (общежитие, гостиница - приют, дом маневренного фонда, специальный дом для одиноких престарелых, дом-интернат для инвалидов, ветеранов и другие), а также иное жилое помещение, в котором гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору аренды либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Вместе с тем сам по себе факт регистрации или отсутствие таковой не порождает для гражданина каких-либо прав и обязанностей и согласно части второй статьи 3 Закона Российской Федерации "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и законодательными актами субъектов Российской Федерации.

Регистрация в том смысле, в каком это не противоречит Конституции Российской Федерации, является лишь предусмотренным федеральным законом способом учета граждан в пределах Российской Федерации, носящим уведомительный характер и отражающим факт нахождения гражданина по месту пребывания или жительства.

Закон Российской Федерации "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" ввел институт регистрации в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданами Российской Федерации их прав и свобод, а также исполнения ими обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом.

Регистрация как таковая не влечет никаких дополнительных прав и обязанностей для граждан, регистрация не входит в понятие "место жительства".

Учитывая, что после снятии с регистрации по постоянному месту жительства в Городе-С и регистрации в Адрес Истец 4 продолжала проживать и работать в Санкт-Петербурге, суд считает ее отсутствие в квартире по Адрес не может являться временным.

Со слов истицы Истец 4 она с детьми проживает в Городе-С в съемной квартире, которую около 7 лет снимает и оплачивает отец детей ФИО

Факт постоянной работы истицы Истец 4 с Дата года в Города-С подтверждает и Выписка из лицевого счета застрахованного лица, из которой следует, что с Дата года истица постоянно работала в Городе-С.

Находящиеся в материалах гражданского дела Номер Дата год л.д.70, 71) копии приказов по ООО «ВСП» «о предоставлении Истец 4 отпуска по уходу за ребенком до 3 лет» от Дата года, «о предоставлении бессрочного отпуска по уходу за ребенком от Дата года не подтверждают проживание Истец 4 в Адрес, так как противоречат Выписке из лицевого счета застрахованного лица.

Данная Выписка и трудовая книжка опровергают показания истицы Истец 4 и Истец 1, что Истец 4 проживала в Адрес.

В Городе-С истица родила двоих детей – ФИО Дата года рождения и ФИО Дата года рождения, при этом на учете по беременности в МУЗ «Н-ская ЦРБ не состояла, что подтверждается сообщением женской консультации, детский сад Адрес дети не посещали, амбулаторные карты на детей в больнице отсутствуют.

При этом ФИО зарегистрирована в Адрес практически со дня рождения, а ФИО Дата года до Дата года была зарегистрирована по месту жительства отца в Городе-С.

Получение Истец 4 с Дата пособия на детей не подтверждает проживание Истец 4 и детей в Адрес, пособие ей переводилось на сберегательную книжку. В заявлении от Дата о назначении и пособия истица указала, что проживает в Городе-С, где не имеет регистрации. Дата года Истец 4 обратилась в ГОУ «К» по Н-ской области с заявлением о прекращении выплаты детского пособия в связи с выездом в Городе-С.

Не подтверждает факт совместного проживания истицы Истец 4 и несовершеннолетних ФИО. и ФИО. с Истец 1 в Адрес и договор социального найма жилого помещения от Дата года, заключенный Истец 1 с Муниципальным учреждением Н-ского района «Управление жилищно-коммунального хозяйства Н-ского района», в котором члены семьи перечислены исходя из регистрации.

Увольнение Истец 4 с Дата года с работы в ООО «ВСП» и постановка ею на учет в ГОУ Центр занятости населения Н-ского района в качестве безработной не подтверждает факт совместного ее проживания с Истец 1 в Адрес в период с Дата года, так как на учет в ГОУ Центр занятости населения Н-ского района Истец 4 встала уже после обращения в суд.

Суд считает, что в судебном заседании бесспорно установлено постоянное проживание Истец 4 с детьми в Городе-С и их регистрация в Адрес, которая сама по себе не влечет никаких прав и обязанностей и не входит в понятие "место жительства".

Суд считает, что у Минтерразвития были основания по итогам рассмотрения учетного дела Истец 1 поставить под сомнение факт совместного проживания включенных ею в состав получателей социальных выплат в качестве членов семьи Истец 4 и несовершеннолетних ФИО. и ФИО и возвратить учетное дело для дополнительной проверки, данные действия Минтерразвития незаконными признаны быть не могут.

По итогам дополнительной проверки Минтерразвития не приняло решение о выдаче Истец 1 государственного жилищного сертификата в 2009 году, фактически отказав в выдаче, но с учетом результатов дополнительной проверки (собственноручное объяснение Истец 1 и акт участкового уполномоченного), суд считает непринятие Минтерразвития решения о выдаче обснованным.

Условия предоставления и порядок определения размера жилищных субсидий, выделяемых за счет средств федерального бюджета гражданам, выезжающим (выехавшим) из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, регулируются Федеральным законом от 25 октября 2002 года N 125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей».

Статьей 2 указанного Федерального закона установлена очередность предоставления жилищных субсидий, при этом пенсионерам с учетом стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, жилищные субсидии предоставляются в третью очередь.

Порядок формирования списков граждан – участников подпрограммы определен разделом II Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 - 2010 годы, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 г. N 153 "О некоторых вопросах по реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище".

В соответствии с данным Порядком утвержден Сводный список граждан – участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» на Дата год по Н-ской области. В данном сводном списке Истец 1 значится под Номер по категории «пенсионеры».

Получение государственного жилищного сертификата Истец 1 в Дата году возможно только в порядке очереди, определенной сводным списком. Суд считает, что оснований для обязания Минтерразвития выдать в Дата году Истец 1 государственный жилищный сертификат вне очереди не имеется, в этой части также следует отказать.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 197,198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Истец 1, Истец 2, Истец 3, Истец 4 удовлетворить частично.

Признать Истец 2 Дата рождения и Истец 3 Дата года рождения членами семьи участника подпрограммы Истец 1, проживающей Адрес.

В признании членами семьи участника подпрограммы Истец 1 Истец 4 Дата года рождения, несовершеннолетних ФИО Дата года рождения и ФИО Дата года рождения отказать.

В признании незаконным отказа Министерства строительства и территориального развития Н-ской области в выдаче в Дата году Истец 1 государственного жилищного сертификата на состав семьи 6 человек, с включением в состав получателей социальной выплаты Истец 2, Истец 3, Истец 4, несовершеннолетних ФИО и ФИО и обязании Министерства строительства и территориального развития Н-ской области выдать Истец 1 в Дата году вне очереди государственный жилищный сертификат на 6 человек, с включением в состав получателей социальной выплаты членов семьи Истец 2, Истец 3, Истец 4, несовершеннолетних ФИО и ФИО, отказать.

Решение может быть обжаловано в Мурманский областной суд через Ковдорский районный суд в течение 10 дней со дня изготовления решения в окончательной форме.

Председательствующий