Дело № 2-483/2010
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерацииг. Ковдор 30 июня 2010 года
Ковдорский районный суд Мурманской области в составе:
председательствующего судьи Горбатюк А.А.,
при секретаре Федоровой Е.В.,
с участием представителя истца - адвоката Журавлева А.А., действующего на основании нотариально удостоенной доверенности от 25 апреля 2010 года,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Кудрявцевой Л.П. к администрации Ковдорского района и Министерству строительства и территориального развития Мурманской области о признании права на получение жилищной субсидии на приобретение жилья в регионах с благоприятными климатическими условиями, обязании включить в списки граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий на приобретение жилья в регионах с благоприятными климатическими условиями,
УСТАНОВИЛ:
Кудрявцева Л.П. обратилась с иском к с иском к администрации Ковдорского района и Министерству строительства и территориального развития Мурманской области о признании за ним права на получение жилищной субсидии на приобретение жилья в регионах с благоприятными климатическими условиями, обязании включить в списки граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий на приобретение жилья в регионах с благоприятными климатическими условиями.
Свои требования мотивирует тем, что фактически проживает в г. Ковдор с 1971 года, а всего в района Крайнего Севера с 1966 года. По семейным обстоятельствам с 12 января 2001 года по 02 октября 2002 года она снималась с регистрационного учета и была выписана адрес*** Н-ской области, однако из г. Ковдор фактически никуда не выезжала, проживала адрес***. Выезд носил временный характер, был связан с уходом за больным родственником. В декабре 2008 года она подала заявление с документами в Министерство строительства и территориального развития Мурманской области для постановки на учет на получение жилищных субсидий на приобретение жилья в регионах с благоприятными климатическими условиями. В постановке на учет Министерство строительства и территориального развития Мурманской области ей отказало, посчитав, что она прибыла в районы Крайнего Севера позднее 01 января 1992 года. С отказом она не согласна, так как фактически из г. Ковдор не уезжала, её выезд носил временный характер, факт ее проживания в г. Ковдор с мая 1971 года по настоящее время подтверждается записями в трудовой книжке, квитанциями по оплате коммунальных услуг за квартиру.
Истец Кудрявцева Л.П. в судебное заседание не явилась, о времени и месте его проведения уведомлена надлежащим образом.
Представитель истицы - адвокат Журавлев А.А. иск поддержал, пояснил, что с января 2001 года по октябрь 2002 года выезд истицы в Н-скую область носил временный характер, так как у неё болела мать, за ней необходим был уход, мать умерла в 2002 года. Пенсионное дело в Н-скую область не переводилось, истица в г. Ковдор получала пенсию. В 2002 году Кудрявцева получала паспорт в Н-ской области, т.к. в это время был плановый обмен паспортов и она была прописана там прописана. Просит признать за Кудрявцевой Л.П. право на получение жилищной субсидии на приобретение жилья в регионах с благоприятными климатическими условиями, обязать Министерства строительства и территориального развития Мурманской области включить в списки граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий на приобретение жилья в регионах с благоприятными климатическими условиями.
Представитель администрации Ковдорского района в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания уведомлены надлежащим образом, просят исключить администрацию Ковдорского района из числа лиц, участвующих в деле, как заявленную в качестве ответчика без достаточных оснований, так как с заявлением Кудрявцева Л.П. обращалась в Министерство а не в администрацию.
Представитель Министерства строительства и территориального развития Мурманской области в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания уведомлены надлежащим образом, просят рассмотреть дело в отсутствие представителя. В отзыве указывают, что Кудрявцева Л.П. не относится ни к одной из категорий граждан, на которых в соответствии с законом выделяются жилищные субсидии, так как истец в период с 13 января 2001 года по 01 октября 2002 года была выписана из районов Крайнего Севера в адрес*** Н-ской области, то есть после 01 января 1992 года. Как указано в заявлении Кудрявцевой Л.П., ее выезд за пределы области носил временный характер и был связан с болезнью родственников, данные о которых она не указывает. Более того, документ удостоверяющий ее личность - паспорт гражданина РФ, был выдан ей РОВД Н-ской области 18 июля 2002 года, что свидетельствует, по их мнению, о том, что выезд Кудрявцевой Л.П. изначально носил постоянный характер.
Считают, что доводы, изложенные в исковом заявлении фактически сводятся к иной оценке обстоятельств дела и ошибочному толкованию со стороны истца норм материального права. Просят отказать в удовлетворении заявленных Кудрявцевой Л.П. требований.
Выслушав представителей истца Журавлева А.А., свидетеля С., проверив материалы дела, суд считает, что исковые требования подлежат удовлетворению в полном объеме по следующим основаниям.
Условия предоставления и порядок определения размера жилищных субсидий, выделяемых за счет средств федерального бюджета гражданам Российской Федерации, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, а также гражданам, выехавшим из указанных районов и местностей не ранее 1 января 1992 года, установлены Федеральным законом от 25 октября 2002 г. N 125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей".
Статьей 1 Федерального закона РФ N 125 от 25.10.2002 "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" и подпунктом "з" пункта 5 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограмм "Выполнения государственных обязательств по обеспечению жильем категории граждан, установленных федеральным законодательством "Федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы" (утв. Постановлением Правительства РФ от 21.03.2006 N 153) установлено, что жилищные субсидии предоставляются гражданам, прибывшим в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности не позднее 1 января 1992 года, имеющим общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее 15 календарных лет, не имеющим жилья в других регионах Российской Федерации или нуждающимся в его улучшении и не получавшим субсидии на эти цели.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 года N 153 "О некоторых вопросах реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы", предусмотрено, что формой государственной финансовой поддержки обеспечения граждан жильем в рамках реализации указанной подпрограммы является предоставление им за счет средств федерального бюджета субсидии на приобретение жилья, право на получение которой удостоверяется государственным жилищным сертификатом.
Подпунктом "з" пункта 5 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнения государственных обязательств по обеспечению жильем категории граждан, установленных федеральным законодательством "Федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы", утвержденных данным постановлением, предусмотрено право указанных граждан на участие в подпрограмме.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона РФ от 25.10.2002 года N 125-ФЗ постановка на учет граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий и определение размера жилищных субсидий осуществляются по месту их жительства органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
В целях совершенствования деятельности по реализации Федерального закона "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" Правительство Российской Федерации Постановлением от 10.12.2002 N 879 утвердило «Положение о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей», которое устанавливает порядок регистрации и учета граждан Российской Федерации, желающих выехать из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья за счет средств федерального бюджета в соответствии с Федеральным законом "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.»
Указанное постановление регулирует вопросы постановки граждан на учет, ведения очередности и формирования списка лиц, желающих выехать из Мурманской области и имеющих право на получение субсидии в соответствии с Федеральным законом РФ N 125 от 25.10.2002 "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей".
Пунктом 2 Положения предусмотрено, что регистрация и учет граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья, производятся органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по месту их постоянного проживания.
В соответствии с пунктом 24 Положения органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации ежегодно на основании представленных органами местного самоуправления списков утверждают единые списки граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья.
Согласно пункту 25 Положения, утвержденные в соответствии с пунктом 24 настоящего Положения списки граждан являются основанием для предоставления социальных выплат для приобретения жилья.
В судебном заседании установлено и подтверждается материалами дела, что в декабре 2008 года Кудрявцева Л.П. обратилась в Министерство строительства и территориального развития Мурманской области с заявлением о постановке ее на учет граждан, имеющих право на получение жилищной субсидии за счет средств федерального бюджета, с приложением документов, подтверждающих право на получение социальной выплаты.
В постановке на учет Министерство строительства и территориального развития Мурманской области Кудрявцевой Л.П. отказало, посчитав, что в районы Крайнего Севера она прибыла позднее 01 января 1992 года, так как в период с 12 января 2001 года по 02 октября 2002 года истица выбывала в адрес*** Н-ской области.
Из копии трудовой книжки л.д. 13-15) следует, что истица Кудрявцева Л.П. в районах Крайнего Севера проживает с 1966 года, так как согласно имеющейся записи, 22 августа 1966 года она была принята на работу в адрес*** грбольницу на должность зубного врача, где и проработала на различных должностях вплоть до 04 декабря 1970 года. С 07 июня 1971 года Кудрявцева Л.П. была принята на работу в адрес*** больницу , где и проработала до 31 июля 1993 года.
С 14 мая 1971 года по 12 января 2001 года истец была прописана в адрес***, что подтверждается справкой формы № 9 л.д. 21). Этой же справкой подтверждается и то, что с 02 октября 2002 года по настоящее время истица зарегистрирована по адрес***.
Из данной справки также следует, что в период с 12 января 2001 года по 02 октября 2002 года Кудрявцева Л.П. выписывалась в адрес*** Н-ской области.
В силу ст. 1 Федерального закона № 125-ФЗ право гражданина на получение жилищной субсидии определяется временем прибытия в районы Крайнего Севера (не позднее 1 января 1992 года), продолжительностью стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, отсутствием жилья в других регионах.
Продолжительность стажа работы Кудрявцевой Л.П. в районах Крайнего Севера и отсутствие у нее жилья в других регионах Министерством строительства и территориального развития Мурманской области не оспаривается. По сообщению Управления Федеральной регистрационной службы по Н-ской области от дата*** Кудрявцева Л.П. и ее дочь - С. жилья в Н-ской области не имеют.
В судебном заседании установлено и подтверждается материалами дела, что в период с 25 декабря 2000 года по 24 сентября 2002 года истица была зарегистрирована адрес*** Н-ской области л.д. 46).
Доводы истицы, что её выезд носил временный характер и был связан с необходимостью ухода за больным родственником, нашел свое подтверждение в судебном заседании.
Так свидетель С. пояснила, что в 2000 году у них заболела бабушка (З.) и истица уехала ухаживать за ней. Периодически Кудрявцева приезжала в г. Ковдор, намерений выехать на постоянное место жительства в Н-скую область не имела, т.к. её пенсионное дело находилось и находится здесь, здесь же в г. Ковдоре она получает пенсию. В марте 2002 года бабушка умерла и после её похорон истец вернулась в Ковдор, прописалась у неё, живет в Ковдоре.
Свидетельством о смерти подтверждается, что З., которая является матерью истца Кудрявцевой Л.П., умерла дата***.
Справкой ГУ-УПФ РФ в Ковдорском районе подтверждается, что в период с 2001 по 2002 годы пенсионное дело Кудрявцевой Л.П. в другие регионы страны не переводилось л.д. 31).
Отсутствие у истицы регистрации в этот период в г. Ковдор само по себе, по мнению суда, не может служить основанием для ограничения прав и свобод истицы Кудрявцевой Л.П.
В силу ст. 27 Конституции РФ, ст. 18 ГК РФ, положений Закона Российской Федерации "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" от 25 июня 1993 г. N 5242-1 каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства. Для реализации гражданином РФ его прав и свобод он обязан регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в органах регистрационного учета.
Как следует из части первой статьи 3 Закона Российской Федерации "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации вводится в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданином Российской Федерации его прав и свобод, а также исполнения им обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом.
Понятие места жительства раскрывается в статье 20 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которой под местом жительства понимается место постоянного или преимущественного проживания гражданина.
Из смысла данной статьи следует, что гражданин имеет только одно место жительства, которым у истицы, как установлено, являлся и является г. Ковдор, выезд истца в Н-скую область носил временный характер.
Помимо указанного, доводы истца о том, что ее выезд в Н-скую область носил временный характер, подтверждаются также сообщениями администрации адрес*** Н-ской области л.д. 69) и Комитета по жилищно-коммунальному хозяйству и топливно-энергетическому комплексу Н-ской области л.д. 71), согласно которым Кудрявцева Л.П. в период времени с 12 января 2001 года по 02 октября 2002 года на учет для получения жилищной субсидии на приобретение жилья не состояла, жилищную субсидию не получала.
На основании изложенного, анализируя юридически значимые доказательства и фактические обстоятельства дела, суд приходит к выводу о том, что выезд истца в 2001 году в адрес*** носил временный характер, что в силу действующего законодательства Российской Федерации не влияет на возникновение у истца права на получение жилищной субсидии для приобретения жилья в районах с благоприятными климатическими условиями.
При установленных обстоятельствах суд приходит к выводу, что истица Кудрявцева Л.П. обладает правом на получение субсидии, ее иск подлежит удовлетворению.
Учитывая, что администрация Ковдорского района не причастна к отказу истице Кудрявцевой Л.П. в постановке ее на учет, суд считает, что администрацию Ковдорского района в качестве ответчика по делу следует освободить.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 197 и 198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Кудрявцевой Л.П. - удовлетворить.
Признать за Кудрявцевой Л.П. право на получение жилищной субсидии на приобретение жилья в регионах с благоприятными климатическими условиями.
Обязать Министерство строительства и территориального развития Мурманской области поставить Кудрявцеву Л.П. на учет граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья за счет средств федерального бюджета в соответствии с Федеральным законом "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей».
Администрацию Ковдорского района в качестве ответчика по делу освободить.
Решение может быть обжаловано в Мурманский областной суд через Ковдорский районный суд в течение 10 дней со дня оглашения.
Председательствующий