О признании права на получение жилищной субсидии



Дело № 2-845/2010

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Ковдор 16 августа 2010 года

Ковдорский районный суд Мурманской области в составе:

председательствующего судьи Горбатюк А.А.,

при секретаре Федоровой Е.В.,

с участием истца Курманкаевой А.Ф.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Курманкаевой А. Ф. к администрации Ковдорского района и Министерству строительства и территориального развития Мурманской области о признании права на получение жилищной субсидии на приобретение жилья в регионах с благоприятными климатическими условиями, обязании включить в списки граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий на приобретение жилья в регионах с благоприятными климатическими условиями,

УСТАНОВИЛ:

Курманкаева А.Ф. обратилась с иском к администрации Ковдорского района и Министерству строительства и территориального развития Мурманской области о признании за ней права на получение жилищной субсидии на приобретение жилья в регионах с благоприятными климатическими условиями, обязании включить в списки граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий на приобретение жилья в регионах с благоприятными климатическими условиями.

Свои требования мотивирует тем, что фактически проживает в районах Крайнего Севера с 1974 года. Проработала в городе Ковдор вплоть до марта 2004 года. По семейным обстоятельствам, в связи с болезнью отца и необходимостью постоянного ухода за ним, в 2008 году выехала в Адрес. Там, после смерти отца сама сильно заболела, и для того, чтобы получать дорогостоящие лекарства, была вынуждена прописаться. После того, как ее состояние улучшилось в 2010 году вернулась в г. Ковдор. Считает, что ее выезд носил временный характер, так как объективно был связан со сложившимися семейными обстоятельствами, связанными с уходом за больным отцом и ее собственным здоровьем.

В феврале 1999 года ею было написано заявление на переселение из районов Крайнего севера. Уведомлением от 01 июня 2010 года в постановке на учет Министерство строительства и территориального развития Мурманской области ей отказало, посчитав, что она прибыла в районы Крайнего Севера позднее 01 января 1992 года. С отказом она не согласна, так как выезд из Мурманской области носил временный характер.

Истец Курманкаева А.Ф. иск поддержала, пояснила, что в 1993 году выписалась в Адрес, однако поехала к брату в Адрес, так как у него умерла жена и дети остались без присмотра. Оформила опеку над детьми и в июле 1995 года вернулась в г. Ковдор, продолжала работать. В 2008 году у неё заболел отец, который проживал в Адрес, она поехала к нему, так как ему нужен был постоянный уход. Летом 2008 года сильно заболела, находилась на лечении и под постоянным наблюдением врачей в Адрес, с регистрационного учета была снята по запросу, чтобы иметь прописку в Адрес и получать дорогостоящие лекарства бесплатно. В апреле 2010 года, когда её состояние улучшилось, вернулась в г. Ковдор. Все её выезды были временными и вынужденными, но покидать постоянное место жительства она не собиралась.

Представитель администрации Ковдорского района в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания уведомлены надлежащим образом, просят исключить администрацию Ковдорского района из числа лиц, участвующих в деле, как заявленную в качестве ответчика без достаточных оснований, так как с заявлением Курманкаева А.Ф. обращалась в Министерство, а не в администрацию.

Представитель Министерства строительства и территориального развития Мурманской области в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания уведомлены надлежащим образом, просят рассмотреть дело в отсутствие представителя. В отзыве указывают, что Курманкаева А.Ф. не относится ни к одной из категорий граждан, на которых в соответствии с законом выделяются жилищные субсидии, так как неоднократно выезжала из районов Крайнего Севера после 01 января 1992 года. Считают, что если Курманкаевой А.Ф. будут представлены документы, подтверждающие временный характер ее выездов за пределы Мурманской области, то при принятии решения полагаются на усмотрение суда.

Выслушав истца Курманкаеву А.Ф., проверив материалы дела, суд считает, что исковые требования подлежат удовлетворению в полном объеме по следующим основаниям.

Условия предоставления и порядок определения размера жилищных субсидий, выделяемых за счет средств федерального бюджета гражданам Российской Федерации, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, а также гражданам, выехавшим из указанных районов и местностей не ранее 1 января 1992 года, установлены Федеральным законом от 25 октября 2002 г. N 125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей".

Статьей 1 Федерального закона РФ N 125 от 25.10.2002 "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" и подпунктом "з" пункта 5 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограмм "Выполнения государственных обязательств по обеспечению жильем категории граждан, установленных федеральным законодательством "Федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы" (утв. Постановлением Правительства РФ от 21.03.2006 N 153) установлено, что жилищные субсидии предоставляются гражданам, прибывшим в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности не позднее 1 января 1992 года, имеющим общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее 15 календарных лет, не имеющим жилья в других регионах Российской Федерации или нуждающимся в его улучшении и не получавшим субсидии на эти цели.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 года N 153 "О некоторых вопросах реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы", предусмотрено, что формой государственной финансовой поддержки обеспечения граждан жильем в рамках реализации указанной подпрограммы является предоставление им за счет средств федерального бюджета субсидии на приобретение жилья, право на получение которой удостоверяется государственным жилищным сертификатом.

Подпунктом "з" пункта 5 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнения государственных обязательств по обеспечению жильем категории граждан, установленных федеральным законодательством "Федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы", утвержденных данным постановлением, предусмотрено право указанных граждан на участие в подпрограмме.

В соответствии со ст. 3 Федерального закона РФ от 25.10.2002 года N 125-ФЗ постановка на учет граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий и определение размера жилищных субсидий осуществляются по месту их жительства органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

В целях совершенствования деятельности по реализации Федерального закона "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" Правительство Российской Федерации Постановлением от 10.12.2002 N 879 утвердило «Положение о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей», которое устанавливает порядок регистрации и учета граждан Российской Федерации, желающих выехать из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья за счет средств федерального бюджета в соответствии с Федеральным законом "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.»

Указанное постановление регулирует вопросы постановки граждан на учет, ведения очередности и формирования списка лиц, желающих выехать из Мурманской области и имеющих право на получение субсидии в соответствии с Федеральным законом РФ N 125 от 25.10.2002 "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей".

Пунктом 2 Положения предусмотрено, что регистрация и учет граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья, производятся органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по месту их постоянного проживания.

В соответствии с пунктом 24 Положения органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации ежегодно на основании представленных органами местного самоуправления списков утверждают единые списки граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья.

Согласно пункту 25 Положения, утвержденные в соответствии с пунктом 24 настоящего Положения списки граждан являются основанием для предоставления социальных выплат для приобретения жилья.

Как следует из материалов дела, уведомлением Министерство строительства и территориального развития Мурманской области от 01 июня 2010 года в постановке на учет граждан, имеющих право на получение жилищной субсидии для строительства (приобретения) жилья в регионах с благоприятными климатическими условиями Курманкаевой А.Ф. отказано, в связи с тем, что в районы Крайнего Севера она прибыла позднее 01 января 1992 года, так как в период с 01 июня 1993 года по 07 июля 1995 года выбывала в Адрес, а с 19 мая 2008 года по 20 апреля 2010 года истец выбывала в Адрес.

Из копии трудовой книжки следует, что общий трудовой стаж истца Курманкаевой А.Ф. в районах Крайнего Севера начинается с 1974 года, так как согласно имеющейся записи, 15 ноября 1974 года она была принят на работу в Адрес. Впоследствии работала на иных предприятиях и в организациях Мурманской области вплоть до 10 марта 2004 года, так как была уволена в связи с признанием полностью нетрудоспособной.

Истец прибыла в г. Ковдор 31 октября 1974 года из Адрес. С 31 октября 1974 года по 22 августа 1990 года Курманкаева А.Ф. проживала по Адрес, с 29 августа 1990 года по 01 июня 1993 года - по Адрес, с 07 июля 1995 года по 29 января 1996 года - по Адрес, с 29 января 1996 года по 20 февраля 2001 года - Адрес, с 20 февраля 2001 года по 19 января 2005 года - по Адрес, с 19 января 2005 года по 19 мая 2008 года - по Адрес. С Дата года по настоящее время истец зарегистрирована по Адрес, что подтверждается справкой формы Номер Из данной справки также следует, что в период с 01 июня 1993 года по 07 июля 1995 года Курманкаева А.Ф. выписывалась в Адрес, а с 19 мая 2008 года по 20 апреля 2010 года - в город Адрес.

В силу ст. 1 Федерального закона № 125-ФЗ право гражданина на получение жилищной субсидии определяется временем прибытия в районы Крайнего Севера (не позднее 1 января 1992 года), продолжительностью стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, отсутствием жилья в других регионах.

Продолжительность стажа работы Курманкаевой А.Ф. в районах Крайнего Севера и отсутствие у нее жилья в других регионах Министерством строительства и территориального развития Мурманской области не оспаривается.

Из материалов дела следует, что истец действительно снималась с регистрации в г. Ковдор в Адрес на период с 01 июня 1993 года по 07 июля 1995 года и в г. Адрес с 19 мая 2008 года по 20 апреля 2010 года.

При этом, со слов истца, выезд из г. Ковдор носил временный характер и был связан с объективными семейными обстоятельствами, связанными со смертью жены брата и необходимостью ухода за их детьми, а также в связи с болезнью отца и последующим ее заболеванием в Адрес.

Данные обстоятельства объективно подтверждаются представленными Курманкаевой А.Ф. письменными доказательствами: копией постановления мэра города Б. «Об установлении опеки над несовершеннолетней К. согласно которого с сентября 1993 года девочка проживает у Курманкаевой А.Ф. копией удостоверения опекуна, согласно которого Курманкаевой А. Ф. действительно является опекуном К.; копией постановления администрации Ковдорского района Мурманской области «Об установлении над несовершеннолетней К.» л.д. 43) и копией удостоверения опекуна, согласно которого Курманкаева А. Ф. действительно является опекуном К.

Обоснованная необходимость временного выезда истца в Адрес для ухода за больным отцом подтверждается следующими доказательствами: копией справки выданной поликлиникой Номер Центральной больницы Адрес, согласно которой К. Ф. действительно по день смерти нуждался в постоянном постороннем уходе л.д. 9); копией справки Адрес подтверждается, что отец истца действительно находился на лечении после пулевого ранения , копией удостоверения Номер подтверждается, что К. Ф. являлся инвалидом 2 группы, а свидетельством о его смерти подтверждается, что умер он Дата

Факт нахождения Курманкаевой А.Ф. на стационарном лечении в Адрес в период с 2008 по 2010 годы подтверждается копией медицинской карты амбулаторного больного Номер, из которой следует, что с 21 февраля 2008 года и до 2 февраля 2010 года истец Курманкаева А.Ф. находилась на стационарном лечении и под постоянным наблюдением врачей Центральной больницы Адрес; в данный период времени неоднократно находилась на стационарном лечении в РКБ Адрес, что подтверждается выписными эпикризами, с диагнозом ...

С 14 апреля 2010 года истец Курманкаева А.Ф. находится под постоянным наблюдением врачей , что подтверждается её медицинской картой.

При этом, как следует из справки Адрес Курманкаева А. Ф. право бесплатной приватизации в Адрес не использовала. Сведениями о наличии жилья в собственности не располагают.

Отсутствие у истца регистрации в этот период в Ковдорском районе само по себе, по мнению суда, не может служить основанием для ограничения прав и свобод истца Курманкаевой А.Ф.

В силу ст. 27 Конституции РФ, ст. 18 ГК РФ, положений Закона Российской Федерации "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" от 25 июня 1993 г. N 5242-1 каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства. Для реализации гражданином РФ его прав и свобод он обязан регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в органах регистрационного учета.

Как следует из части первой статьи 3 Закона Российской Федерации "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации вводится в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданином Российской Федерации его прав и свобод, а также исполнения им обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом.

Понятие места жительства раскрывается в статье 20 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которой под местом жительства понимается место постоянного или преимущественного проживания гражданина.

Из смысла данной статьи следует, что гражданин имеет только одно место жительства, которым у истца, как установлено, являлся и является г. Ковдор Мурманской области, выезд истца в Адрес носил временный характер.

Учитывая, что администрация Ковдорского района не причастна к отказу истцу Курманкаевой А.Ф. в постановке его на учет, суд считает, что администрацию Ковдорского района в качестве ответчика по делу следует освободить.

На основании изложенного, анализируя юридически значимые доказательства и фактические обстоятельства дела, суд приходит к выводу о том, что выезд истца в 1993 и в 2008 году в Адрес носил временный характер, что в силу действующего законодательства Российской Федерации не влияет на возникновение у истца права на получение жилищной субсидии для приобретения жилья в районах с благоприятными климатическими условиями.

При установленных обстоятельствах суд приходит к выводу, что истец Курманкаева А.Ф. обладает правом на получение субсидии, ее иск подлежит удовлетворению.

На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 197 и 198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Курманкаевой А. Ф. - удовлетворить.

Признать за Курманкаевой А. Ф. право на получение жилищной субсидии на приобретение жилья в регионах с благоприятными климатическими условиями.

Обязать Министерство строительства и территориального развития Мурманской области поставить Курманкаеву А. Ф. на учет граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья за счет средств федерального бюджета в соответствии с Федеральным законом "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей».

Администрацию Ковдорского района в качестве ответчика по делу освободить.

Решение может быть обжаловано в Мурманский областной суд через Ковдорский районный суд в течение 10 дней со дня оглашения.

Председательствующий