Признание права на получение жилищной субсидии на приобретение жилья



Дело № 2-391/2010

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Ковдор 28 июня 2010 года

Ковдорский районный суд Мурманской области в составе:

председательствующего судьи Горбатюк А.А.,

при секретаре Федоровой Е.В.,

с участием истца Быстрова В.Н., его представителя адвоката Журавлева А.А., действующего на основании нотариально удостоверенной доверенности от 23 апреля 2010 года,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Быстрова В.Н. к администрации Ковдорского района и Министерству строительства и территориального развития Мурманской области о признании права на получение жилищной субсидии на приобретение жилья в регионах с благоприятными климатическими условиями, обязании включить в списки граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий на приобретение жилья в регионах с благоприятными климатическими условиями,

УСТАНОВИЛ:

Быстров В.Н. обратился с иском к администрации Ковдорского района и Министерству строительства и территориального развития Мурманской области о признании за ним права на получение жилищной субсидии на приобретение жилья в регионах с благоприятными климатическими условиями, обязании включить в списки граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий на приобретение жилья в регионах с благоприятными климатическими условиями.

Свои требования мотивирует тем, что фактически проживает в районах Крайнего Севера с рождения. По семейным обстоятельствам, с 28 августа 1996 года по 13 сентября 1996 года, а также с 13 ноября 1996 года по 19 января 2000 года снимался с регистрационного учета и был выписан в адрес***, однако его выезд носил временный характер, так как объективно был связан со сложившимися семейными обстоятельствами, связанными с контролем за обучением дочери и рождением ребенка.

В феврале 2010 года им было подано заявление с документами в Министерство строительства и территориального развития Мурманской области для постановки на учет на получение жилищных субсидий на приобретение жилья в регионах с благоприятными климатическими условиями. Уведомлением от 17 марта 2010 года в постановке на учет Министерство строительства и территориального развития Мурманской области ему отказало, посчитав, что он прибыл в районы Крайнего Севера позднее 01 января 1992 года. С отказом он не согласен, так как выезд из Мурманской области носил временный характер.

Истец Быстров В.Н. иск поддержал, пояснил, что в феврале 2010 года подал заявление в Министерство строительства и территориального развития Мурманской области на получение ГЖС. 17 марта 2010 года письмом ему было отказано в постановке на учет, так как он прибыл в районы Крайнего Севера позже 1 января 1992 года. Однако данный факт не соответствует действительности, поскольку он проживает и работает в районах Крайнего Севера с 1966 года. Он не был зарегистрирован в районах Крайнего Севера с 13 ноября 1996 года по 18 января 2000 года, так как у средней дочери О. были проблемы в семейной жизни и они с женой поехали к ней в адрес***. Их выезд носил временный характер, т.к. пенсию он получал здесь, а прописался в адрес*** из-за того, что были постоянные проверки документов. С 1996 по 2000 годы он с женой постоянно приезжали в г. Ковдор, так как здесь у них находится дача, живет старшая дочь. В 200 году они вернулись на свое постоянное место жительства в г. Ковдор, купили себе квартиру и на данный момент он продолжает работать в ООО «К» . Просит признать за ним право на получение жилищной субсидии на приобретение жилья в регионах с благоприятными климатическими условиями, обязать Министерство строительства и территориального развития Мурманской области включить в списки граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий на приобретение жилья в регионах с благоприятными климатическими условиями.

Представитель истца адвокат Журавлев А.А. иск поддержал, пояснил, что т.к. выезд истца носил временный характер связан был с обучением дочери в ВУЗе, а также с рождением внука, требования Быстрова В.Н. подлежат удовлетворению в полном объеме.

Представитель администрации Ковдорского района в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания уведомлены надлежащим образом, просят исключить администрацию Ковдорского района из числа лиц, участвующих в деле, как заявленную в качестве ответчика без достаточных оснований, так как с заявлением Быстров В.Н. обращался в Министерство, а не в администрацию.

Представитель Министерства строительства и территориального развития Мурманской области в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания уведомлены надлежащим образом, просят рассмотреть дело в отсутствие представителя. В отзыве указывают, что Быстров В.Н. не относится ни к одной из категорий граждан, на которых в соответствии с законом выделяются жилищные субсидии, так как неоднократно выезжал из районов Крайнего Севера в адрес***, то есть после 01 января 1992 года. Считают, что доводы, изложенные в исковом заявлении, фактически сводятся к иной оценке обстоятельств дела и ошибочному толкованию со стороны истца норм материального права. Просят отказать в удовлетворении заявленных Быстровым В.Н. требованиях.

Выслушав истца Быстрова В.Н., его представителя по доверенности Журавлева А.А., свидетеля А., проверив материалы дела, суд считает, что исковые требования подлежат удовлетворению в полном объеме по следующим основаниям.

Условия предоставления и порядок определения размера жилищных субсидий, выделяемых за счет средств федерального бюджета гражданам Российской Федерации, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, а также гражданам, выехавшим из указанных районов и местностей не ранее 1 января 1992 года, установлены Федеральным законом от 25 октября 2002 г. N 125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей".

Статьей 1 Федерального закона РФ N 125 от 25.10.2002 "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" и подпунктом "з" пункта 5 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограмм "Выполнения государственных обязательств по обеспечению жильем категории граждан, установленных федеральным законодательством "Федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы" (утв. Постановлением Правительства РФ от 21.03.2006 N 153) установлено, что жилищные субсидии предоставляются гражданам, прибывшим в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности не позднее 1 января 1992 года, имеющим общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее 15 календарных лет, не имеющим жилья в других регионах Российской Федерации или нуждающимся в его улучшении и не получавшим субсидии на эти цели.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 года N 153 "О некоторых вопросах реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы", предусмотрено, что формой государственной финансовой поддержки обеспечения граждан жильем в рамках реализации указанной подпрограммы является предоставление им за счет средств федерального бюджета субсидии на приобретение жилья, право на получение которой удостоверяется государственным жилищным сертификатом.

Подпунктом "з" пункта 5 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнения государственных обязательств по обеспечению жильем категории граждан, установленных федеральным законодательством "Федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы", утвержденных данным постановлением, предусмотрено право указанных граждан на участие в подпрограмме.

В соответствии со ст. 3 Федерального закона РФ от 25.10.2002 года N 125-ФЗ постановка на учет граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий и определение размера жилищных субсидий осуществляются по месту их жительства органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

В целях совершенствования деятельности по реализации Федерального закона "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" Правительство Российской Федерации Постановлением от 10.12.2002 N 879 утвердило «Положение о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей», которое устанавливает порядок регистрации и учета граждан Российской Федерации, желающих выехать из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья за счет средств федерального бюджета в соответствии с Федеральным законом "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.»

Указанное постановление регулирует вопросы постановки граждан на учет, ведения очередности и формирования списка лиц, желающих выехать из Мурманской области и имеющих право на получение субсидии в соответствии с Федеральным законом РФ N 125 от 25.10.2002 "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей".

Пунктом 2 Положения предусмотрено, что регистрация и учет граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья, производятся органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по месту их постоянного проживания.

В соответствии с пунктом 24 Положения органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации ежегодно на основании представленных органами местного самоуправления списков утверждают единые списки граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья.

Согласно пункту 25 Положения, утвержденные в соответствии с пунктом 24 настоящего Положения списки граждан являются основанием для предоставления социальных выплат для приобретения жилья.

Как следует из материалов дела, в феврале 2010 года Быстров В.Н. обратился в Министерство строительства и территориального развития Мурманской области с заявлением о постановке ее на учет граждан, имеющих право на получение жилищной субсидии за счет средств федерального бюджета, с приложением документов, подтверждающих право на получение социальной выплаты.

Уведомлением от 17 марта 2010 года в постановке на учет Министерство строительства и территориального развития Мурманской области Быстрову В.Н. отказало, посчитав, что в районы Крайнего Севера он прибыл позднее 01 января 1992 года, так как в период с 28 августа 1996 года по 13 сентября 1996 года, а также с 13 ноября 1996 года по 19 января 2000 года истец выбывал в адрес***).

Из копии трудовой книжки л.д. 11-16) следует, что общий трудовой стаж истца Быстрова В.Н. в районах Крайнего Севера начинается с 1961 года, так как согласно имеющейся записи, 13 февраля 1961 года он был принят на работу на рудник C Мурманской области. Впоследствии работал на иных предприятиях тяжелой промышленности Мурманской области. 01 марта 1966 года Быстров В.Н. был принят на работу в Е на вермикулитовый карьер рудника Р, где и проработал на различных должностях вплоть до 16 августа 1996 года.

С 22 ноября 2000 года Быстров В.Н. вновь возобновил свою трудовую деятельность в районах Крайнего Севера, так как согласно записи в трудовой книжке, был принят на работу в ОАО «К» , где и работает, на различных должностях, по настоящее время.

С 06 февраля 1968 года по 14 декабря 1978 года Быстров В.Н. проживал по адрес***, с 14 декабря 1978 года по 12 января 1996 года - по адрес***, с 17 января 1996 года по 28 августа 1996 года - адрес***, с 13 сентября 1996 года по 13 ноября 1996 года - адрес***, с 19 января 2000 года по 13 сентября 2000 года - адрес***, с 13 сентября по 03 ноября 2000 года - адрес***. С 03 ноября 2000 года по настоящее время истец зарегистрирован адрес***, что подтверждается справкой . Из данной справки также следует, что в период с 28 августа 1996 года по 13 сентября 1996 года и с 13 ноября 1996 года по 19 января 2000 года Быстров В.Н. выписывался в адрес***.

Факт регистрации истца в указанный период времени в адрес*** подтверждается адресной справкой ОУФМС по адрес*** л.д. 67).

В судебном заседании установлено, что выезд истца в указанный период носил временный характер.

Данный факт подтвердила в судебном заседании свидетель А.., которая пояснила, что дата*** у их дочери О. родился сын, в марте 1996 года она с истцом поехали к дочери и увидели, что семейная жизнь у неё не ладится, более того, в ВУЗе училась их младшая дочь И.. Они с мужем приняли решение поехать пожить у дочери О., помочь ей с внуком, заодно проконтролировать обучение дочери. В адрес*** они не могли жить без регистрации, т.к. там шла постоянная проверка документов и они по запросу с мужем выписались из г. Ковдор. Каждые 2-3 месяца они возвращались в Ковдор, т.к. это их постоянное место жительства, у мужа до 2000 года были живы родители, поэтому надолго они оставить их (родителей мужа) не могли. В 2000 году младшая дочь закончила обучение, у средней дочери наладилась семейная жизнь и муж вновь пошел на работу в ОАО «К», где и работает по настоящее время.

В силу ст. 1 Федерального закона № 125-ФЗ право гражданина на получение жилищной субсидии определяется временем прибытия в районы Крайнего Севера (не позднее 1 января 1992 года), продолжительностью стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, отсутствием жилья в других регионах.

Продолжительность стажа работы Быстрова В.Н. в районах Крайнего Севера и отсутствие у него жилья в других регионах Министерством строительства и территориального развития Мурманской области не оспаривается.

Истец действительно снимался с регистрации в г. Ковдор в адрес*** на период с 28 августа 1996 года по 13 сентября 1996 года и с 13 ноября 1996 года по 19 января 2000 года, при этом суд считает, что в судебном заседании бесспорно нашел подтверждение факт того, что выезд Быстрова В.Н. в указанный период носил временный характер.

Данное обстоятельство подтверждается справкой ГУ-УПФ РФ в Ковдорском районе согласно которой истец является получателем трудовой пенсии по старости. В период с 1996 года по 2000 год его пенсионное дело в другие регионы страны не переводилось л.д. 35).

При этом, со слов истца, выезд из г. Ковдор носил временный характер и был связан с объективными семейными обстоятельствами, связанными с контролем за обучением дочери и рождением внука, что подтверждается копией приложения к диплому об окончании техникума, свидетельствующего о том, что 21 июня 2000 года дочери истца - Б. присвоена квалификация техник .); а также свидетельством о рождении Л..).

Кроме того, согласно членской книжке садовода л.д. 64-65) Быстров В.Н. с 01 июня 1992 года является членом СОТ «O». В связи с его выездом из г. Ковдор, указанный дачный участок на продажу не выставлялся.

При этом, как следует из сообщений Управления Федеральной регистрационной службы по адрес***) жилые помещения за Быстровым В.Н. и его женой - А. в адрес*** не значатся.

Отсутствие у истца регистрации в этот период в Ковдорском районе само по себе, по мнению суда, не может служить основанием для ограничения прав и свобод истца Быстрова В.Н.

В силу ст. 27 Конституции РФ, ст. 18 ГК РФ, положений Закона Российской Федерации "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" от 25 июня 1993 г. N 5242-1 каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства. Для реализации гражданином РФ его прав и свобод он обязан регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в органах регистрационного учета.

Как следует из части первой статьи 3 Закона Российской Федерации "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации вводится в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданином Российской Федерации его прав и свобод, а также исполнения им обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом.

Понятие места жительства раскрывается в статье 20 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которой под местом жительства понимается место постоянного или преимущественного проживания гражданина.

Из смысла данной статьи следует, что гражданин имеет только одно место жительства, которым у истца, как установлено, являлся и является г. Ковдор Мурманской области, выезд истца в адрес*** носил временный характер.

Учитывая, что администрация Ковдорского района не причастна к отказу истцу Быстрову В.Н. в постановке его на учет, суд считает, что администрацию Ковдорского района в качестве ответчика по делу следует освободить.

На основании изложенного, анализируя юридически значимые доказательства и фактические обстоятельства дела, суд приходит к выводу о том, что выезд истца в 1996 году в адрес*** носил временный характер, что в силу действующего законодательства Российской Федерации не влияет на возникновение у истца права на получение жилищной субсидии для приобретения жилья в районах с благоприятными климатическими условиями.

При установленных обстоятельствах суд приходит к выводу, что истец Быстрова В.Н. обладает правом на получение субсидии, его иск подлежит удовлетворению.

На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 197 и 198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Быстрова В.Н. - удовлетворить.

Признать за Быстровым В.Н. право на получение жилищной субсидии на приобретение жилья в регионах с благоприятными климатическими условиями.

Обязать Министерство строительства и территориального развития Мурманской области поставить Быстрова В.Н. на учет граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья за счет средств федерального бюджета в соответствии с Федеральным законом "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей».

Администрацию Ковдорского района в качестве ответчика по делу освободить.

Решение может быть обжаловано в Мурманский областной суд через Ковдорский районный суд в течение 10 дней со дня оглашения.

Председательствующий