Изготовлено 02 февраля 2010 года Дело № 2-72/2010
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Ковдор 28 января 2010 года
Ковдорский районный суд Мурманской области в составе:председательствующего судьи Горбатюк А.А.,при секретаре Федоровой Е.В.,
с участием представителя заявителя Ринкевич Л.И., действующей на основании доверенности,
представителей администрации Ковдорского района Домбровского П.Л. и Лучкиной А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Савиной С. Ф. об обжаловании действий администрации Ковдорского района,
УСТАНОВИЛ:
Савина С.Ф. обратилась с заявлением об обжаловании действий администрации Ковдорского района, мотивируя тем, что состоит на учете в администрации Ковдорского района на получение жилищного сертификата. 06 апреля 2009 получила из администрации Ковдорского района письмо о предоставлении документов для получения жилищного сертификата. Необходимые документы были ею представлены, однако письмом от 17 ноября 2009 года Савиной С.Ф. было предложено представить дополнительные документы, содержащие сведения о ее проживании в //адрес// в периоды с 21 июня 1998 года по 01 ноября 2000 года и с 11 марта 2001 года по 22 января 2007 года, а также решение суда об установлении факта проживания в районах Крайнего Севера за период с 1998 года по настоящее время. Считает, что истребование дополнительных документов препятствует праву на получение жилищного сертификата, а также противоречит статьям 40 и 27 Конституции РФ. Она имеет трудовой стаж работы в районах Крайнего Севера свыше 40 лет, что подтверждается записью в трудовой книжке. Паспорт и трудовая книжка опровергают требования администрации о предоставлении дополнительных документов. Жилья в других регионах РФ она не имеет, субсидий на эти цели не получала. Просит признать действия администрации об истребовании дополнительных документов, указанных в письме //номер// от 17 ноября 2009 года незаконными.
Заявитель Савина С.Ф. в судебное заседание не явилась, извещенная надлежащим образом о дне и месте рассмотрения дела.
Представитель заявителя Ринкевич Л.И. заявление поддержала, пояснила, что Конституцией РФ предусмотрено право граждан на свободу передвижения, выбор места жительства. Савина субсидий на приобретения жилья не получала, состоит на учете в администрации Ковдорского района для получения ГЖС, имеет стаж работы в районах Крайнего Севера более 15 лет, а администрация своим письмом от 17 ноября 2009 года об истребовании дополнительных документов препятствует получению Савиной сертификата. Считает, что обжалуемое письмо противоречит Закону «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей», постановлениям Правительства №153 и 879, Конституции РФ. Противоречит письмо и ст. 265 ГПК РФ, в той части, что суд устанавливает факты, при невозможности получения сведений другим путем, в то время как в паспорте Савиной есть отметка регистрирующего органа о том, что она зарегистрирована и проживает в г. Ковдор.
Представитель администрации Ковдорского района Лучкина А.А. с заявлением не согласна, пояснила, что действительно Савина состоит на учете для выделения субсидии с 1995 года, включена в списки граждан на получение государственного жилищного сертификата. В июле 2009 года учетное дело Савиной было возвращено в администрацию Министерством территориального развития и строительства в связи с отсутствием сведений по //адрес//, в ноябре 2009 года учетное дело вновь возвратилось из Министерства в администрацию в связи с тем, что у Савиной в трудовой книжке имеются записи о работе в //адрес// в течение более 8 лет и необходимо представить документы, где она проживала в это время, и кто являлся собственником жилья. Более того, из лицевых счетов по квартплате следует, что с 2007 года Савина постоянно подает документы на перерасчет коммунальных платежей, предоставляет справки из //адрес//, чтобы установить, жила ли по месту регистрации заявитель администрация предложила Савиной представить в их адрес решение суда по установлению факта проживания в районах Крайнего Севера. Администрация Ковдорского района в соответствии с законодательством ведет только учетные дела на граждан, участвующих в подпрограмме, решение о выдаче ГЖС принимает Министерство территориального развития и строительства Мурманской области.
Представитель администрации Ковдорского района Домбровский П.Л. с заявлением не согласен, пояснил, что правовых негативных последствий для Савиной оспариваемое письмо не повлекло. Считает, что в данном случае имеет место спор о праве, т.к. Министерство территориального развития Мурманской области отказывает Савиной в выдаче ГЖС.
Заслушав представителя заявителя Ринкевич Л.И., представителей администрации Ковдорского района Лучкину А.А. и Домбровского П.Л., изучив материалы дела, обозрив учетное дело Савиной С.Ф., суд приходит к выводу, что заявление подлежит удовлетворению.
Согласно ст. 245 ГПК РФ, суд рассматривает дела, возникающие из публичных правоотношений по заявлениям об оспаривании решений и действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.
На основании статьи 1 Федерального закона от 25 октября 2002 года №125-ФЗ «О жилищных субсидия гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей», жилищные субсидии предоставляются гражданам, прибывшим в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности не позднее 1 января 1992 года, имеющим общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее 15 календарных лет, не имеющим жилья в других регионах Российской Федерации или нуждающимся в его улучшении и не получавшим субсидии на эти цели. Такое право сохраняется за гражданами, которые в соответствии с ранее действовавшим законодательством приобрели его при наличии стажа работы в указанных районах и местностях не менее 10 календарных лет и состояли по месту жительства на учете как нуждающиеся в улучшении жилищных условий.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 года №153 «О некоторых вопросах реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы» предусмотрено, что формой государственной финансовой поддержки обеспечения граждан жильем в рамках реализации указанной подпрограммы является предоставление им за счет средств федерального бюджета субсидии на приобретение жилья, право на получение которой удостоверяется государственным жилищным сертификатом.
Подпунктом «з» пункта 5 Правил реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы» (далее Правила), утвержденных данным постановлением, предусмотрено право граждан, выезжающих (выехавших) из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей на участие в подпрограмме.
Для участия в подпрограмме граждане, указанные в подпункте «з» пункта 5 настоящих Правил, подают соответственно в воинские части, организации, учреждения федеральных органов исполнительной власти (далее - подразделения) или в органы местного самоуправления, в которых они состоят на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий (в качестве граждан, имеющих право на получение социальных выплат), заявление (рапорт) об участии в подпрограмме, к которому прилагают выписку из домовой книги и копию финансового лицевого счета; документы, подтверждающие факт прибытия в районы Крайнего Севера или приравненные к ним местности до 1 января 1992 года; выписку из решения органа по учету граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей; копии документов, подтверждающих трудовой стаж в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях; копию пенсионного удостоверения - для пенсионеров; справку органов государственной службы медико-социальной экспертизы об инвалидности - для инвалидов I и II групп, а также для инвалидов с детства; справку органов службы занятости населения по месту постоянного проживания гражданина о признании его в установленном порядке безработным с указанием даты признания гражданина таковым - для безработных; копию документа, подтверждающего право на дополнительную площадь жилого помещения (в случаях, когда такое право предоставлено законодательством Российской Федерации) (подпункт «е» пункта 19 Правил).
Как следует из материалов дела и установлено в судебном заседании, Савина С.Ф. 21 ноября 1995 года поставлена администрацией Ковдорского района на учет для выделения субсидии на строительство (приобретение) однокомнатной квартиры в //адрес//.
5 июня 2007 года Савиной С.Ф. на имя главы Ковдорского района подано заявление на включение её в состав участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством».
3 апреля 2008 года Савиной подано заявление в Департамент промышленности, строительства и ЖКХ Мурманской области о включении её в список на получение государственного жилищного сертификата.
Предоставление безвозмездных жилищных субсидий за счет средств федерального бюджета является способом оказания помощи выезжающим из районов с экстремальными природно-климатическими условиями гражданам, не имеющим жилья или нуждающимся в улучшении жилищных условий.
К порядку предоставления средств федерального бюджета на жилищные субсидии относятся формирование списков граждан - участников подпрограммы, организация работы по выдаче сертификатов, порядок оплаты приобретаемого жилого помещения.
Правительство Российской Федерации установило перечень документов, которые должны быть представлены гражданами, выезжающими из городов, поселков, с полярных станций, находящихся в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях
Согласно п. 21 Правил органы исполнительной власти организуют работу по проверке органами местного самоуправления или подразделениями документов, представленных в соответствии с пунктом 19 настоящих Правил.
По результатам проверки принимается решение о признании либо об отказе в признании гражданина участником подпрограммы.
В случае признания гражданина участником подпрограммы на него заводится учетное дело, которое содержит документы, явившиеся основанием для такого решения.
О принятом решении гражданин уведомляется в порядке, установленном органом исполнительной власти.
Письмом от 6 апреля 2009 года администрация Ковдорского района известила заявительницу о том, что она включена в список граждан-получателей ГЖС на 2009 года и в связи с подготовкой её учетного дела для передачи в Министерство территориального развития, строительства и ЖКХ Савину уведомили о необходимости представить заявление о выдаче ГЖС, 2 обязательства об освобождении занимаемого жилого помещения, справку о составе семьи, финансовый лицевой счет.
Данное требование Савиной С.Ф. выполнено, что подтверждается имеющимися в её учетном деле документами.
Письмом от 17 ноября 2009 года администрация сообщила Савиной С.Ф., что для получения ГЖС необходимо представить документы о месте ее проживания в //адрес// в период работы с 21.06.1998г. по 01.11.2000г. и с 11.03.2001г. по 22.01.2007г., документы, содержащие сведения о том, кто является собственником этого жилья, а также предложено решением суда установить факт проживания в районах Крайнего Севера за период с 1998 года по настоящее время.
Суд считает действия администрации, в части истребования от Савиной С.Ф. документов, подтверждающих, где она проживала в //адрес// в период работы с 21.06.1998г. по 01.11.2000г., с 11.03.2001г. по 22.01.2007г. и кто является собственником этого жилья незаконными, т.к. в материалах учетного дела Савиной С.Ф. имеются выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 26 июня и 23 июля 2009 года о том, что за Савиной С.Ф. не зарегистрировано право собственности на жилое помещение на территории //адрес//, и как пояснила в судебном заседании представитель администрации Ковдорского района Лучкина, периоды работы Савиной в //адрес// не будут включены в стаж работы, дающий право на участие в подпрограмме, независимо от того, предоставит ли она истребуемые документы или нет.
Истребование администрацией Ковдорского района от Савиной С.Ф. решения суда об установлении факта её проживания в районах Крайнего Севера за период с 1998 года по настоящее время, суд также считает незаконными, т.к. по общему правилу, возникновение гражданского процесса (возбуждение гражданского дела) возможно только по заявлению заинтересованного лица, то есть лица, обратившегося в суд за защитой своих прав, свобод и законных интересов.
Данное правило реализует положения, закрепленные в статье 46 Конституции Российской Федерации и в статье 9 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которым реализация права на судебную защиту и осуществление гражданских прав зависит от собственного усмотрения гражданина.
Таким образом, суд приходит к выводу, что у администрации Ковдорского района не имелось законных оснований для истребования у Савиной С.Ф. документов, указанных в письме от 17 ноября 2009 года, не предусмотренных подпунктом «е» пункта 19 Правил реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 года №153.
Более того, не предоставление указанных в письме от 17 ноября 2009 года документов не влечет увеличение или уменьшение норматива предоставления жилищных субсидий Савиной С.Ф., т.к. стаж работы Савиной С.Ф. в районах Крайнего Севера составляет 38 лет 2 месяца, а согласно ст. 5 Федерального закона от 25 октября 2002 года №125-ФЗ «О жилищных субсидия гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей», гражданам, имеющим стаж работы свыше 35 лет жилищная субсидия предоставляется в 100% размере.
Доводы представителя администрации Ковдорского района Домбровского П.Л., что имеется спор о праве о получении государственного жилищного сертификата, суд находит не состоятельными, т.к. в выдаче ГЖС Савиной С.Ф. не отказано.
Руководствуясь статьями 255 ГПК РФ, статьями 194 и 198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Заявление Савиной С. Ф. - удовлетворить.
Признать незаконными действия администрации Ковдорского района по истребованию от Савиной С. Ф. документов, указанных в письме //номер// от 17 ноября 2009 года.
Решение может быть обжаловано в течение 10 дней со дня оглашения в Мурманский областной суд через Ковдорский районный суд.
Председательствующий