Взыскание стоимости незаконно полученного жилищного сертификата и процентов за пользование чужими денежными средствами



Изготовлено 24 августа 2010 года Дело №2-864/2010

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Ковдор 19 августа 2010 года

Ковдорский районный суд Мурманской области в составе:

председательствующего судьи Горбатюк А.А.,

при секретаре Федоровой Е.В.,

с участием помощника военного прокурора Баженова С.Е.

ответчика Якушенко А.М., ее представителя адвоката Стаховича Н.А.

представителя третьего лица в/ч 36138 Бизикова В.В.

представителя третьего лица ФГУ «Мончегорская КЭЧ (района)» Дорубайло Н.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску военного прокурора Кандалакшского гарнизона в интересах Министерства финансов Российской Федерации к Якушенко А. М. о взыскании стоимости незаконно полученного жилищного сертификата в размере ХХХ рублей и процентов за пользование чужими денежными средствами в размере ХХХ рубля ХХ копеек,

УСТАНОВИЛ:

Военный прокурор Кандалакшского гарнизона в защиту интересов Российской Федерации обратился с иском к Якушенко А.М. о взыскании стоимости незаконно полученного жилищного сертификата в размере ХХХ рублей и процентов за пользование чужими денежными средствами в размере ХХХ рубля ХХ копеек.

Свои требования мотивирует тем, что проведенной военной прокуратурой проверкой были выявлены обстоятельства причинения бывшей военнослужащей войсковой части <<номер>> Якушенко А.М. материального ущерба государству. Ответчик с 28 июля 1994 года проходила военную службу по контракту на различных должностях войсковой части <<номер>>. 09 марта 2010 года приказом командира войсковой части <<номер>> была уволена с военной службы в связи с проведением организационно-штатных мероприятий и исключена из списков личного состава воинской части.

В период прохождения службы, 26 июня 2007 года Якушенко А.М. обратилась к командиру войсковой части № 36138 с рапортом о включении ее в состав участников программы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством». 22 июля 2007 года жилищная комиссия войсковой части приняла решение о ходатайстве перед начальником Мончегорской КЭЧ района о включении Якушенко А.М. и членов ее семьи в состав участников программы. 30 июня 2009 года Якушенко А.М. был выдан государственный жилищный сертификат на сумму ХХХ рублей для приобретения жилья в <<адрес>>.

При этом, в 1993 году, по ходатайству командира войсковой части <<номер>> Я. И. (муж ответчика) и членам его семьи решением Исполкома г. Ковдор была предоставлена 2-х комнатная благоустроенная квартира, расположенная <<адрес>>. В 1994 году ответчик приватизировала данную квартиру без участия в приватизации остальных членов семьи, а в 1996 году продала ее.

Считает, что, так как Якушенко А.М. не призналась нуждающейся в получении жилого помещения в избранном после увольнения с военной службы месте жительства, ранее была обеспечена государством, в лице администрации г. Ковдор, жильем, собственником которого она являлась и которое впоследствии продала, искусственно ухудшив свои жилищные условия, то следовательно, государственный жилищный сертификат был ею получен без законных на то оснований.

Помощник военного прокурора Баженов С.Е. исковые требования уточнил, просит взыскать с Якушенко А.М. в пользу Министерства Финансов РФ ХХХ руб., а также проценты за пользование чужими денежными средствами в сумме ХХХ руб. ХХ коп. Пояснил, что Якушенко А.М. с рапортом к командиру части о признании её нуждающейся в получении жилого помещения в избранном после увольнения месте жительства не обращалась, поэтому оснований, для выделения ей ГЖС на основании п. «а» ст. 22 Постановления Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 года N 153 "О некоторых вопросах реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы" не имелось. Кроме того, в 1993 году муж ответчицы как военнослужащий на всех членов семьи получил от Исполкома Ковдорского района квартиру, расположенную <<адрес>>. Данная квартира была передана в Министерство обороны, закреплена за Якушенко, однако в связи с небольшим сроком хранения документов, доказательства этому не сохранились. Таким образом, ответчица уже была обеспечена государством жилым помещением, которое продала в 1996 года, тем самым ухудшив свои жилищные условия. В соответствии с подп. «д» п. 10 постановления №1054 Якушенко А.М. не может быть признана нуждающейся в улучшении жилищных условий. Протокол собрания жилищной комиссии <<номер>> от 01 сентября 2006 года «О признании военнослужащих нуждающимися в получении жилья» вызывает у него сомнения, так как в учетном деле Якушенко А.М. его не было.

Представитель истца Министерства финансов Российской Федерации, в судебное заседание не явился, отзыв не представили, о времени и месте извещены надлежащим образом.

Ответчик Якушенко А.М. с иском не согласна, пояснила, что в 1993 году жилье им было выделено администрацией Ковдорского района после пожара, а продала она квартиру в 1996 году в связи с тяжелым материальным положением. В 2003 году после консультации с адвокатом обратилась с рапортом на имя командира войсковой части <<номер>> о постановке на учет на улучшение жилищных условий. Жилищная комиссия при в/ч рассмотрела её рапорт и поставила на учет в КЭЧ. В 2006 году она подала рапорт о выделении жилья в избранном месте жительства, решением жилищной комиссии она была поставлена на учет. В 2007 году её внесли в Списки получателей ГЖС, она представила все необходимые документы и в июле 2009 года получила ГЖС, на который приобрела квартиру.

Представитель ответчика Стахович Н.А. с иском не согласен, считает, что семья ответчицы обеспечена была жилым помещением в 1993 году не государством, а органом местного самоуправления, который в соответствии со ст.ст. 12, 132 Конституции РФ не входит в систему органов государственной власти. Сведений о том, что квартира <<адрес>>, была передана органом местного самоуправления в федеральную собственность и впоследствии закреплена за Минобороны РФ на праве хозяйственного ведения (оперативного управления) путем принятия её на баланс ФГУ «Мончерская КЭЧ (района)» не имеется. В соответствии с разъяснением Пленума Верховного Суда РФ в Постановлении № 9 от 14 февраля 2000 года «О некоторых вопросах применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статуса военнослужащих» (п. 22), при рассмотрении дел, связанных с осуществлением военнослужащими права на жилище, необходимо иметь в виду, что основания и порядок обеспечения военнослужащих жильем регулируются как ФЗ «О статусе военнослужащих», так и нормами жилищного законодательства Российской Федерации. Поэтому, в силу ст. 53 ЖК РФ, при признании Якушенко А.М. нуждающейся в улучшении жилищных условий, нарушений закона не допущено. В силу норм ст.ст. 15, 23 ФЗ «О статусе военнослужащих», подп. «а» п. 5 «Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» утвержденных постановлением Правительства №153 от 21 марта 2006 года, п.п. 2,3 «Порядка формирования списков состоящих на учете в воинских частях о организациях ВС РФ граждан - получателей государственных жилищных сертификатов и граждан, включенных в резерв на получение государственных жилищных сертификатов, оформления и выдачи государственных жилищных сертификатов» утвержденного Приказом МО РФ № 215 от 10 июня 2006 года, Правил учета военнослужащих, решение жилищной комиссии в/ч 36318 о включении ответчицы в состав участников подпрограммы является правомерным. Якушенко А.М. представила все документы, предусмотренные в п. 19 Правил учета военнослужащих. Указывает, что так как не подлежит удовлетворению основное требование прокурора, следовательно, не подлежит удовлетворению и требование о взыскании процентов.

Представитель войсковой части № 36138 Бизиков В.В. с иском не согласен, пояснил, что решение жилищной комиссии войсковой части № 36138 о включении Якушенко А.М. в состав участников программы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством», является законным и обоснованным. В жилищную комиссию ответчиком были представлены все необходимые документы, которые и позволили комиссии сделать вывод: «ходатайствовать перед начальником Мончегорской КЭЧ района о включении Якушенко А.М. в состав участников программы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством». В журнале учета протоколов собраний жилищной комиссии в/ч № 36138 имеется решение <<номер>> от 1 сентября 2006 года о признании Якушенко А.М. нуждающейся в получении жилой площади по избранному месту жительства в связи с предстоящим увольнением из рядов Вооруженных Сил Российской Федерации по достижении предельного возраста.

Представитель ФГУ «Мончегорская КЭЧ (района)» Дорубайло Н.А. с иском не согласна, пояснила, что в 2003 году Якушенко А.М. решением жилищной комиссии в/ч <<номер>> признана нуждающейся в получении жилого помещения по месту службы. 01 сентября 2006 года Якушенко А. М. решением жилищной комиссии в/ч <<номер>> признана нуждающейся в получении жилой площади по избранному месту жительства в связи с предстоящим увольнением из рядов Вооруженных Сил Российской Федерации по достижении предельного возраста, а решением жилищной комиссии в/ч 36138 в 2007 году Якушенко А.М. включена в Списки на получение ГЖС. Ответчицей были представлены все документы, которые необходимы для получения ГЖС. Если бы даже у них были сведения о том, что Якушенко А.М. в 1993 году получала квартиру от <<адрес>>, то по состоянию на 2007 год она считалась бы нуждающейся в улучшении жилищных условий, так как прошло более 5 лет, предусмотренных ст. 53 ЖК РФ. Квартира, расположенная <<адрес>> на балансе КЭЧ не значится. В войсковой части на балансе вообще нет муниципальных квартир, только служебные Министерства обороны.

Заслушав помощника военного прокурора Баженова С.Е., ответчика Якушенко А.М., представителя ответчика Стаховича Н.А., представителя войсковой части № 36138 Бизикова В.В., представителя ФГУ «Мончегорская «КЭЧ (района)» Дорубайло Н.А., исследовав материалы дела, суд приходит к выводу, что иск удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.

В соответствии с частью 2 статьи 59 Конституции Российской Федерации гражданин Российской Федерации несет военную службу в соответствии с федеральным законом.

Федеральный закон "О статусе военнослужащих» от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ, устанавливающий основы государственной политики в области правовой и социальной защиты военнослужащих, а также граждан Российской Федерации, уволенных с военной службы, и членов их семей, предусматривает ряд государственных гарантий и компенсаций, в том числе для тех граждан, которые увольняются с военной службы, прослужив длительное время, и не имеют при этом жилища или нуждаются в улучшении жилищных условий. Тем самым, государство взяло на себя соответствующие публично-правовые обязательства в отношении граждан, увольняющихся с военной службы и выполнивших условия контракта, также имеющего публично-правовой характер.

Согласно пункта 1 статьи 15 Закона о статусе военнослужащих, государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Военнослужащим - гражданам, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями и признанным нуждающимися в жилых помещениях в соответствии со статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более предоставляются жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно на основании решения федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба, или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти по избранному постоянному месту жительства и в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьей 15.1 настоящего Федерального закона. Порядок признания указанных лиц нуждающимися в жилых помещениях и порядок предоставления им жилых помещений в собственность бесплатно определяются Правительством Российской Федерации. Военнослужащие - граждане, не указанные в настоящем абзаце, при увольнении с военной службы освобождают служебные жилые помещения в порядке, определяемом жилищным законодательством Российской Федерации.

Согласно п. 1 ст. 23 Закона о статусе военнослужащих, военнослужащие - граждане, проходящие военную службу по контракту и не достигшие предельного возраста пребывания на военной службе, не могут быть уволены с военной службы без их согласия до приобретения ими права на пенсию за выслугу лет, за исключением случаев досрочного увольнения по основаниям, установленным Федеральным законом "О воинской обязанности и военной службе".

Военнослужащие - граждане, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, нуждающиеся в улучшении жилищных условий по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, без их согласия не могут быть уволены с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями без предоставления им жилых помещений. При желании указанных военнослужащих получить жилые помещения не по месту увольнения с военной службы они обеспечиваются жилыми помещениями по избранному месту постоянного жительства в порядке, предусмотренном пунктом 14 статьи 15 настоящего Федерального закона.

Военнослужащим - гражданам, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, подлежащим увольнению с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, в последний год военной службы Министерством обороны Российской Федерации (иным федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба) по желанию военнослужащего - гражданина выдается государственный жилищный сертификат для приобретения жилого помещения на семью в избранном после увольнения с военной службы месте жительства в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Обеспечение жилым помещением военнослужащих-граждан, имеющих общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и членов их семей при перемене места жительства осуществляется федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, за счет средств федерального бюджета на строительство и приобретение жилого помещения, в том числе путем выдачи государственных жилищных сертификатов. Право на обеспечение жилым помещением на данных условиях предоставляется указанным гражданам один раз. Документы о сдаче жилых помещений Министерству обороны Российской Федерации (иному федеральному органу исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба) и снятии с регистрационного учета по прежнему месту жительства представляются указанными гражданами и совместно проживающими с ними членами их семей при получении жилого помещения по избранному месту жительства (п. 14 ст. 23 Закона о статусе военнослужащих).

Постановлением Правительства РФ от 6 сентября 1998 года № 1054 утверждены Правила учета военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, а также военнослужащих и сотрудников государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства.

В настоящих Правилах устанавливается единый порядок постановки на очередь нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел, а также военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, подлежащих увольнению с военной службы, службы в органах внутренних дел и Государственной противопожарной службы, граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку, службы в органах внутренних дел и Государственной противопожарной службы (далее соответственно именуются - военнослужащие, граждане, уволенные с военной службы), и членов их семей, имеющих в соответствии с законодательством Российской Федерации право на получение жилья, построенного (приобретенного) за счет средств федерального бюджета.

В разделе II вышеуказанных Правил содержатся основания признания военнослужащих нуждающимися в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства.

Как следует из материалов дела, Якушенко А. М. заключила первый контракт 28 июля 1994 года . Уволена с военной службы 9 марта 2010 года .

Рапортом от 5 декабря 2003 года майор Якушенко А.М. обратилась к председателю жилищной комиссии в/ч <<номер>> о признании её и членов её семьи нуждающимися в получении жилых помещений и поставке на учет в автоматизированную базу системы «У.» . Протоколом <<номер>> от 25 декабря 2003 года собрания жилищной комиссии в/ч <<номер>> майор Якушенко А.М. признана нуждающейся в получении жилья по месту службы на состав семьи 4 человека . Из справки Мончегорской КЭЧ (района) следует, что Якушенко А. М. в установленном порядке признана нуждающейся в получении жилой площади и состоит в автоматизированной базе данных системы «У.» с 25 декабря 2003 года .

В абзаце 1 пункта 14 статьи 15 Закона о статусе военнослужащих указано, что обеспечение жилым помещением военнослужащих-граждан, имеющих общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и членов их семей при перемене места жительства осуществляется федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, за счет средств федерального бюджета на строительство и приобретение жилого помещения, в том числе путем выдачи государственных жилищных сертификатов. Право на обеспечение жилым помещением на данных условиях предоставляется указанным гражданам один раз. Документы о сдаче жилых помещений Министерству обороны Российской Федерации (иному федеральному органу исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба) и снятии с регистрационного учета по прежнему месту жительства представляются указанными гражданами и совместно проживающими с ними членами их семей при получении жилого помещения по избранному месту жительства.

В пункте 8 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ N 1054 от 06.09.98г. установлено право граждан, уволенных с военной службы, на получение жилых помещений или улучшение жилищных условий на льготных основаниях предоставляется в соответствии с Федеральным законом "О статусе военнослужащих" и иными нормативными правовыми актами один раз. Свидетельством о наличии такого права служит удостоверение по форме согласно приложению N 1, выдаваемое командиром (начальником) воинской части, подписавшим приказ об увольнении военнослужащего, либо областным (республиканским) военным комиссариатом - для граждан, уволенных с военной службы из вооруженных сил и других воинских формирований государств - участников СНГ.

Из справки начальника войсковой части 36138 следует, что Якушенко А.М. подлежит увольнению с военной службы с зачислением в запас в октябре 2008 года в связи с наступлением предельного возраста пребывания на военной службе (подпункт «а» пункта 1 статьи 51 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе») . Из справки командира войсковой части <<номер>> следует, что супругу ответчика майору Я. И. при прохождении военной службы в в/ч <<номер>> субсидии на строительство или покупку жилья не выделялись . Решением жилищной комиссии в/ч <<номер>> от 1 сентября 2006 года военнослужащая майор Якушенко А.М. признана нуждающейся в получении жилой площади по избранному месту жительства в связи с предстоящим увольнением из рядов Вооруженных Сил Российской Федерации по достижении предельного возраста (протокол <<номер>>).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 года N 153 "О некоторых вопросах реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы", предусмотрено, что формой государственной финансовой поддержки обеспечения граждан жильем в рамках реализации указанной подпрограммы является предоставление им за счет средств федерального бюджета субсидии на приобретение жилья, право на получение которой удостоверяется государственным жилищным сертификатом.

Подпунктом "а" пункта 5 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнения государственных обязательств по обеспечению жильем категории граждан, установленных федеральным законодательством "Федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы", утвержденных данным постановлением, предусмотрено право на участие военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, или по состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых в календарном исчислении составляет 10 лет и более.

Для участия в подпрограмме граждане, указанные в пункте 5 настоящих Правил, подают соответственно в воинские части, организации, учреждения федеральных органов исполнительной власти (далее - подразделения) или в органы местного самоуправления, в которых они состоят на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий (в качестве граждан, имеющих право на получение социальных выплат), заявление (рапорт) об участии в подпрограмме по форме согласно приложению N 1, к которому прилагают следующие документы: справку об общей продолжительности военной службы (службы); выписку из приказа об увольнении с военной службы (службы) с указанием основания увольнения - для граждан, уволенных с военной службы (службы) и состоящих после увольнения в списках очередников на улучшение жилищных условий (получение жилых помещений) в федеральном органе исполнительной власти; выписку из домовой книги и копия финансового лицевого счета; выписку из решения органа по учету и распределению жилья о постановке на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий (получении жилых помещений), за исключением граждан, проживающих на территории закрытого военного городка (поселка); справку о проживании на территории закрытого военного городка (поселка) - для граждан, проживающих в таком городке (поселке); копию документа, подтверждающего право на дополнительную площадь жилого помещения (в случаях, когда такое право предоставлено законодательством Российской Федерации) (подпункт «а» пункт 19 Правил).

Приказом Министра обороны Российской Федерации от 10 июня 2006 года №215 утвержден Порядок формирования списков состоящих на учете в воинских частях и организациях Вооруженных сил РФ граждан-получателей государственных жилищных сертификатов и граждан, включенных в резерв на получение государственных жилищных сертификатов и выдачи государственных жилищных сертификатом, зарегистрированный в Минюсте РФ 17 июля 2006 года № 8102 (далее Порядок).

Согласно пункта 2 вышеуказанного Порядка для участия в подпрограмме "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы (далее именуется - подпрограмма) военнослужащие Вооруженных Сил Российской Федерации <*>, указанные в подпункте "а" пункта 5 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 г. N 153 (далее именуются - Правила), граждане, уволенные с военной службы из Вооруженных Сил по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, или по состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых в календарном исчислении составляет 10 лет и более, и состоящие после увольнения в списках очередников на получение жилых помещений (улучшение жилищных условий) в Министерстве обороны, а также члены семей военнослужащих, проходивших военную службу по контракту в Вооруженных Силах и погибших (умерших) в период прохождения военной службы, признанные в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий (получении жилых помещений), подают заявление (рапорт) по форме согласно приложению N 1 к Правилам в воинскую часть, в которой они состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях (улучшении жилищных условий), а граждане, подлежащие переселению из закрытых военных городков, - в воинскую часть, за которой закреплен жилищный фонд по месту жительства в закрытом военном городке.

Указанное заявление (рапорт) подлежит регистрации в установленном порядке.

Вместе с заявлением (рапортом) представляются документы, указанные в подпункте "а" пункта 19 Правил. Командир воинской части организует работу жилищной комиссии по проверке этих документов и содержащихся в них сведений.

Согласно пункта 3 Порядка, документы, указанные в пункте 2 настоящего Порядка, и содержащиеся в них сведения подлежат проверке в довольствующей квартирно-эксплуатационной части (КЭЧ) района или отделении морской инженерной службы (ОМИС), о результатах которой КЭЧ района (ОМИС) уведомляет командира воинской части.

По итогам проверок жилищной комиссией воинской части принимается решение о включении заявителя либо об отказе ему во включении в число граждан - участников подпрограммы. Решение жилищной комиссии утверждается командиром воинской части. Выписка из решения жилищной комиссии воинской части в недельный срок направляется заявителю.

В случае включения заявителя в число граждан - участников подпрограммы на него заводится учетное дело, которое содержит документы, явившиеся основанием для такого решения. Учетное дело ведется жилищной комиссией воинской части.

Из материалов дела следует, что в августе 2007 года ответчик Якушенко А.М. обратилась с рапортом в жилищную комиссию в/ч 36138 с просьбой включить её в состав участников программы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категории граждан, установленных федеральным законодательством».

Рассмотрев документы, представленные военнослужащим, жилищная комиссия установила, что Якушенко А. М. подлежит увольнению с военной службы в октябре 2008 года в связи с наступлением предельного возраста пребывания на военной службе. Календарный срок выслуги составляет 13 лет. Якушенко А.М. состоит в автоматизированной базе данных системы «У.» с 25 декабря 2003 года в Мончегорской КЭЧ района, состав семьи 3 человека: муж - Я. И. и дочь - Я., <<дата>> рождения. Дочь Я. является студенткой очного дневного отделения <<адрес>>. Якушенко А.М., Я. И. зарегистрированы при в/ч <<номер>>. Проживают <<адрес>> на условиях найма, ни она, ни члены её семьи жилья для постоянного проживания не имеют. Избранное место жительства после увольнения с военной службы - <<адрес>>.

Жилищной комиссией в\ч 36138 от 22 августа 2007 года было принято решение ходатайствовать перед начальником Мончегорской КЭЧ района о включении Якушенко А.М. в состав участников программы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категории граждан, установленных федеральным законодательством» л.д. <<номер>>).

За подписью командира войсковой части 36138 начальнику Мончегорской КЭЧ района было направлено ходатайство о включении в состав участников программы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, предусмотренных федеральным законодательством» Якушенко А. М., военнослужащего войсковой части 36138 <<номер>>

В судебном заседании представитель Мончегорской КЭЧ района Дорубайло Н.А. пояснила, что после того, как решением жилищной комиссии в/ч 36138 Якушенко А.М. была признана нуждающейся в улучшении жилищных условий по избранному месту жительства, на майора Якушенко А. М. в в/ч было сформировано учетное дело <<номер>>, состоящее из документов, представленных ответчицей в соответствии с Правилами выпуска и реализации ГЖС.

В соответствии с Порядком <<номер>> списки получателей ГЖС были направлены в Мончегорскую КЭЧ района на проверку и согласование в довольствующую КЭЧ района. Одновременно с указанными списками в КЭЧ района поступает и учетное дело вместе с рапортом военнослужащей и решением жилищной комиссии. Первые экземпляры согласованного списка получателей сертификатов и списка резерва остаются в КЭЧ района, три экземпляра с приложениями к ним в одном экземпляре и учетными делами направляются в воинскую часть.

Воинская часть направляет по два экземпляра списка получателей сертификатов и списка резерва с приложениями к ним в одном экземпляре на утверждение в соединение (объединение).

Из материалов дела следует, что 24 июня 2009 года Якушенко А.М. обратилась с заявлением на имя начальника Мончегорской КЭЧ района о выдаче государственного жилищного сертификата для приобретения жилого помещения на территории <<адрес>> на состав семьи из 3-х человек . К данному заявлению ответчиком Якушенко А.М. были приложены все необходимые документы, указанные в подпункте «а» пункта 19 Правил. В июле 2009 года Якушенко А.М. получила государственный жилищный сертификат на состав семьи из 3-х человек, для приобретения жилья в <<адрес>>. Сертификат получен Якушенко А.М. от Минобороны России .

Доводы военного прокурора, что ответчик Якушенко А.М. не могла быть признана нуждающейся в получении жилого помещения, так как в 1993 году от Исполкома Ковдорского района получила жилое помещение, а в 1996 году продала его и тем самым, ухудшила свои жилищные условия, суд находит несостоятельными по следующим основаниям.

Как следует из содержания ст. 53 ЖК РФ, граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.

В соответствии с ч. 3 ст. 49 ЖК РФ жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.

В то же время, "Правила учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, военнослужащих и сотрудников государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства", на п. "д" ст. 10 которых сослался прокурор в обоснование своего иска, утверждены Постановлением Правительства РФ от 6 сентября 1998 года N 1054, то есть по своему статусу не соответствуют тем нормативным актам, которые наряду с Жилищным кодексом Российской Федерации полномочны регулировать вопросы предоставления жилья по договорам социального найма.

Исходя из изложенного и учитывая, что Якушенко А.М. в 1996 году продала принадлежащей ей на праве собственности двухкомнатную квартиру, расположенную <<адрес>>, в 2003 году решением жилищной комиссии войсковой части <<номер>> была признана нуждающейся в жилом помещении и принята на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, по мнению суда, решение жилищной комиссии от 25 декабря 2003 года о признании Якушенко А.М. нуждающейся в жилом помещении является законным и обоснованным, т.к. прошло пять лет со дня совершения продажи квартиры Якушенко А.М.

Доводы прокурора, что Якушенко А.М. в 1993 году государством была обеспечена жильем суд находит несостоятельными, так как в судебном заседании установлено, что квартира, <<адрес>> выделялась семье ответчика <<адрес>>, на учете в КЭЧ данная квартира не находилась, в хозяйственное (оперативное) управление не передавалась. Более того, если бы вышеуказанная квартира являлась собственность Минобороны, ответчик не смогла бы без ведома последнего приобрести её в собственность в 1996 году.

С учетом изложенного выводы военного прокурора о том, что ответчица незаконно была поставлена на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий и незаконно получила жилищный сертификат нельзя признать правильными, так как с момента продажи ответчицей квартиры, расположенной <<адрес>>, прошло более 14 лет, что почти в три раза больше, чем срок, указанный в ст. 53 ЖК РФ, а следовательно и государственный жилищный сертификат был получен Якушенко А.М. в соответствии с действующим законодательством.

Таким образом, оценив все имеющиеся доказательства по делу, их относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, суд приходит к выводу, что исковые требования военного прокурора Кандалакшского гарнизона в интересах Министерства финансов РФ к Якушенко А. М. удовлетворению не подлежат.

Руководствуясь статьями 197 и 198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В иске военному прокурору Кандалакшского гарнизона в интересах Министерства финансов РФ к Якушенко А. М. о взыскании стоимости незаконно полученного жилищного сертификата в размере ХХХ руб. и процентов за пользование чужими денежными средствами в размере ХХХ руб. ХХ коп. - отказать.

Решение может быть обжаловано в Мурманский областной суд через Ковдорский районный суд в течение 10 дней со дня изготовления полного текста решения.

Председательствующий