Изготовлено 23 августа 2010 г. Дело № 2-858/2010
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Ковдор 19 августа 2010 г.
Ковдорский районный суд Мурманской области
в составе председательствующего судьи Косабуко Е.Э.
при секретаре Байковой Д.А.,
с участием истца Ганиевой Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ганиевой Н. к администрации Ковдорского района и Министерству строительства и территориального развития Мурманской области о признании права на получение жилищной субсидии и включении в списки граждан, имеющих право на получение жилищной субсидии на приобретение жилья в регионах с благоприятными климатическими условиями,
УСТАНОВИЛ:
Ганиева Н. обратилась с иском к администрации Ковдорского района и Министерству строительства и территориального развития Мурманской области о признании права на получение жилищной субсидии и включении в списки граждан, имеющих право на получение жилищной субсидии на приобретение жилья в регионах с благоприятными климатическими условиями.
Свои требования мотивировала тем, что в 2007 году Министерство строительства и территориального развития Мурманской области (ранее именовалось Департамент) отказало ей в постановке на учет для получения жилищной субсидии на приобретение жилья за пределами Мурманской области. Документы, которые следовало представить, она смогла подготовить и направить в Министерство лишь в июне 2010 года, на что получила уведомление об отказе в постановке на учет по причине прибытия в районы Крайнего Севера позднее 1 января 1992 года. С отказом не согласна, поскольку проработала в г. Ковдоре 26 календарных лет с 1972 года по 1998 год и проживает в г. Ковдоре по сей день. Выезжала в г. Н-ск Республики Татарстан с 1998 года по 2001 год по причине крайней необходимости ухаживать за престарелой и больной мамой, отдавала свой дочерний долг, затем ее сменила ее сестра, а она вернулась по месту постоянного жительства в г. Ковдор, в квартиру //адрес//, которую не продавала, не меняла и владеет ею по сей день, в г. Н-ск жилья не имеет.
Ганиева Наиля в судебном заседании иск поддержала в полном объеме, настаивала на его удовлетворении.
Представитель ответчика - Министерства строительства и территориального развития Мурманской области в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания уведомлены надлежащим образом, просят рассмотреть дело в отсутствие представителя. В отзыве указывают, что Ганиева Н. не относится ни к одной из категорий граждан, на которых в соответствии с законом выделяются жилищные субсидии, так как истец в период с 14 октября 1998 года по 24 декабря 2001 года была выписана из районов Крайнего Севера в Республику Татарстан г. Н-ск, то есть после 1 января 1992 года. Однако, если она предоставит суду документы, свидетельствующие о том, что ее выезд за пределы Мурманской области носил временный характер, то при принятии решения Министерство полагается на усмотрение суда.
Представитель администрации Ковдорского района в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания уведомлены надлежащим образом, просят исключить администрацию Ковдорского района из числа лиц, участвующих в деле, как заявленную в качестве ответчика без достаточных оснований, так как с заявлением Ганиева Н. обращалась в Министерство, а не в администрацию.
Выслушав истца Ганиеву Н., свидетелей П. и К., проверив материалы дела, суд считает, что исковые требования Ганиевой Н. подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Условия предоставления и порядок определения размера жилищных субсидий, выделяемых за счет средств федерального бюджета гражданам Российской Федерации, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, а также гражданам, выехавшим из указанных районов и местностей не ранее 1 января 1992 года, установлены Федеральным законом «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» от 25 октября 2002 г. N 125-ФЗ.
Статьей 1 данного Федерального закона и подпунктом «з» пункта 5 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограмм «Выполнения государственных обязательств по обеспечению жильем категории граждан, установленных федеральным законодательством «Федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 - 2010 годы», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 21.03.2006 N 153, установлено, что жилищные субсидии предоставляются гражданам, прибывшим в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности не позднее 1 января 1992 года, имеющим общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее 15 календарных лет, не имеющим жилья в других регионах Российской Федерации или нуждающимся в его улучшении и не получавшим субсидии на эти цели.
Постановлением Правительства Российской Федерации «О некоторых вопросах реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы» от 21 марта 2006 года N 153, предусмотрено, что формой государственной финансовой поддержки обеспечения граждан жильем в рамках реализации указанной подпрограммы является предоставление им за счет средств федерального бюджета субсидии на приобретение жилья, право на получение которой удостоверяется государственным жилищным сертификатом.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» от 25.10.2002 г. N 125-ФЗ постановка на учет граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий и определение размера жилищных субсидий осуществляются по месту их жительства органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
В целях совершенствования деятельности по реализации Федерального закона «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» Правительство Российской Федерации Постановлением от 10.12.2002 N 879 утвердило Положение о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, которое устанавливает порядок регистрации и учета граждан Российской Федерации, желающих выехать из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья за счет средств федерального бюджета в соответствии с Федеральным законом «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей».
Указанное постановление регулирует вопросы постановки граждан на учет, ведения очередности и формирования списка лиц, желающих выехать из Мурманской области и имеющих право на получение субсидии в соответствии с Федеральным законом «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» N 125 от 25.10.2002.
Пунктом 2 названного выше Положения предусмотрено, что регистрация и учет граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья, производятся органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по месту их постоянного проживания.
В соответствии с пунктом 24 Положения органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации ежегодно на основании представленных органами местного самоуправления списков утверждают единые списки граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья.
Согласно пункту 25 Положения указанные утвержденные списки граждан являются основанием для предоставления социальных выплат для приобретения жилья.
В судебном заседании установлено и подтверждается материалами дела, что в июне 2010 года Ганиева Н. обратилась в Министерство строительства и территориального развития Мурманской области с заявлением о постановке ее на учет граждан, имеющих право на получение жилищной субсидии за счет средств федерального бюджета, с приложением документов, подтверждающих право на получение социальной выплаты.
В постановке на учет Министерство строительства и территориального развития Мурманской области Ганиевой Н. отказало, посчитав, что в районы Крайнего Севера она прибыла позднее 1 января 1992 года .
Из трудовой книжки истца следует, что трудовую деятельность в районах Крайнего Севера она начала с 1972 года, так как согласно имеющейся записи, 19 июля 1972 года она была принята на работу в //К//, где и проработала на различных должностях вплоть до 28 сентября 1983 года. С 29 сентября 1983 года по 10 декабря 1998 года по переводу работала в редакции газеты //А//, переименованной в дальнейшем в общественно-политическую газету //Б//.
С 7 мая по 20 октября 2001 года Ганиева Н. работала на общественных работах в г. Н-ск.
Как установлено в судебном заседании и подтверждается материалами дела , истец зарегистрирована в принадлежащей ей на праве собственности квартире //адрес// в городе Ковдоре с 10 июля 1972 года по настоящее время, в указанный период временно с 14 октября 1998 года по 25 декабря 2001 года истец была снята с регистрационного учета по данному адресу и была зарегистрирована в г. Н-ск Республики Татарстан //адрес//.
В силу ст. 1 Федерального закона «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» право гражданина на получение жилищной субсидии определяется временем прибытия в районы Крайнего Севера (не позднее 1 января 1992 года), продолжительностью стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, отсутствием жилья в других регионах.
Наличие продолжительности стажа работы Ганиевой Н. в районах Крайнего Севера и отсутствие у нее жилья в других регионах подтверждается материалами дела и Министерством строительства и территориального развития Мурманской области не оспаривается.
По сообщениям Межрайонного филиала Технической инвентаризации от 25 мая 2010 года и УФРС за Ганиевой Н. объектов недвижимого имущества на праве собственности в г. Н-ск не зарегистрировано.
Вместе с тем, в судебном заседании установлено и подтверждается материалами дела, что, действительно, в период с 14 октября 1998 года по 25 декабря 2001 года истец была зарегистрирована и проживала по адресу: Республика Татарстан, г. Н-ск, //адрес//. Собственником указанной квартиры является сестра истца Б. .
Доводы истца о том, что ее выезд из г. Ковдора носил временный характер и был связан с необходимостью ухода за больной матерью, нашел свое подтверждение в судебном заседании.
Так в судебном заседании свидетели П. и К. пояснили, что в 1998 году истец была вынуждена выехать временно из Ковдора в Татарстан ухаживать за больной престарелой матерью. Однако она постоянно приезжала в Ковдор, где ее видели, намерений выехать на постоянное место жительства в Татарстан у нее не было, так как она хотела вернуться на постоянную работу и к моменту отъезда еще не являлась пенсионером. Через несколько лет вернулась обратно в Ковдор, где и проживает в настоящее время в своей квартире, в которой и проживала до отъезда.
.
Пенсия истцу была назначена Отделом социальной защиты населения Администрации Ковдорского района в декабре 2001 года после возвращения ее в г. Ковдор , пенсионное дело в другие регионы не переводилось.
Суд считает, что факт отсутствия у Ганиевой Н. регистрации в г. Ковдоре в период времени с 14 октября 1998 года по 25 декабря 2001 года сам по себе не может служить основанием для ограничения прав и свобод истца.
В силу ст. 27 Конституции РФ, ст. 18 ГК РФ, положений Закона Российской Федерации «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» от 25 июня 1993 г. N 5242-1 каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства. Для реализации гражданином РФ его прав и свобод он обязан регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в органах регистрационного учета.
Как следует из части первой статьи 3 Закона Российской Федерации «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации вводится в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданином Российской Федерации его прав и свобод, а также исполнения им обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом.
Понятие места жительства раскрывается в статье 20 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которой под местом жительства понимается место постоянного или преимущественного проживания гражданина.
Из смысла данной статьи следует, что гражданин имеет только одно место жительства, которым у истца, как установлено, являлся и является г. Ковдор, выезд истца в Республику Татарстан носил временный характер.
При установлении временного характера выезда истца в Республику Татарстан суд учитывает то, что, как пояснила в судебном заседании истец Ганиева Н., жилищной субсидии на переселение из районов Крайнего Севера она не получала, а также то, что согласно сообщения Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Татарстан Ганиева Н. в 2007-2010 г.г. не заявлялась органами местного самоуправления муниципальных образований в Республике Татарстан как участник Подпрограммы по категории граждане, выезжающие (выехавшие) из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, в сводные списки граждан-участников Подпрограммы по Республике Татарстан не включалась и государственный жилищный сертификат на ее имя не оформлялся.
При установленных обстоятельствах суд, анализируя юридически значимые доказательства и фактические обстоятельства дела, приходит к выводу о том, что выезд истца в 1998 году в г. Н-ск Республики Татарстан носил временный характер, что в силу действующего законодательства не влияет на возникновение у истца права на получение жилищной субсидии для приобретения жилья в районах с благоприятными климатическими условиями, поэтому истец Ганиева Н. обладает правом на получение субсидии, ее иск подлежит удовлетворению.
Учитывая, что Министерство строительства и территориального развития Мурманской области отказало истцу Ганиевой Н. в постановке ее на учет, суд считает, что администрацию Ковдорского района в качестве ответчика по делу следует освободить.
Руководствуясь статьями 197 и 198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Ганиевой Н. - удовлетворить.
Признать за Ганиевой Н. право на получение жилищной субсидии на приобретение жилья в регионах с благоприятными климатическими условиями.
Обязать Министерство строительства и территориального развития Мурманской области поставить Ганиеву Н. на учет граждан, имеющих право на получение социальных выплат, для приобретения жилья за счет средств федерального бюджета в соответствии с Федеральным законом «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей».
Освободить от участия в деле в качестве ответчика Администрацию Ковдорского района Мурманской области.
Решение может быть обжаловано в Мурманский областной суд через Ковдорский районный суд в течение 10 дней со дня изготовления мотивированного решения.
Судья Е.Э. Косабуко