Дело № 2-152/2010
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
13 мая 2010 года
Ковдорский районный суд Мурманской области в составе
председательствующего судьи Дацик М.Н.,
при секретаре Коршуновой Н.В.
с участием истицы Карпачевой Г.А.
третьих лиц Петрова А.А. и Ушковой А.Ю.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Карпачевой Г.А. к Министерству строительства и территориального развития Мурманской области и Администрации Ковдорского района о постановке на учет граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий на приобретение жилья,
У С Т А Н О В И Л:
Карпачева Г.А. обратилась с иском к Министерству строительства и территориального развития Мурманской области и Администрации Ковдорского района о постановке на учет граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий на приобретение жилья, мотивируя тем, что по //адрес// в г.Ковдоре она проживает и была зарегистрирована с11.04.1986 года. С 5 мая 1995 года по 22 мая 1996 года она снималась с регистрационного учета //адрес// Республика Удмуртия по семейным обстоятельствам, однако из г. Ковдора фактически никуда не выезжала, проживала по адресу: //адрес// вместе с дочерью Ушковой А.Ю.
В декабре 2009 года она подала заявление с документами в Министерство строительства и территориального развития Мурманской области для постановки на учет на получение жилищных субсидий на приобретение жилья в регионах с благоприятными климатическими условиями. В постановке на учет Министерство строительства и территориального развития Мурманской области ей отказало, посчитав, что она прибыла в районы Крайнего Севера позднее 01.01.1992 года. С отказом она не согласна, так как никуда из г.Ковдора не выезжала, факт ее проживания в г. Ковдоре с 11 апреля 1986 года по настоящее время подтверждается записями в трудовой книжке.
Истица Карпачева Г.А. в судебном заседании исковые требования поддержала, считает незаконным отказ Министерства строительства и территориального развития Мурманской области в постановке на учет граждан, имеющих право на получение жилищной субсидии за счет средств федерального бюджета, просит обязать Министерство строительства и территориального развития Мурманской области поставить ее на учет граждан, имеющих право на получении е жилищной субсидии.
Пояснила, что она проживает в квартире по //адрес// в г.Ковдоре вместе с мужем и дочерью, квартира приватизирована на нее. В мае 1995 года перед отпуском она выписалась и уехала к матери //адрес// Республика Удмуртия, там прописалась, хотела остаться жить, ухаживать за матерью, но мать не захотела, мать вышла замуж, квартиру продала и уехала. После отпуска она вернулась в Ковдор, продолжала работать, выписаться из //адрес// смогла только в следующий отпуск на следующий год в мае 1996 года.
Представитель Министерства строительства и территориального развития Мурманской области в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания уведомлены надлежащим образом, просят рассмотреть дело в отсутствие представителя.
В представленном отзыве указывают, что трудовой стаж Карпачевой на Севере составляет более 15 календарных лет, но считают спорным включение ее в состав граждан, желающих выехать за пределы Мурманской области, ввиду того, что факт постоянного проживания истицы в спорный период на территории Мурманской области подлежит доказыванию и установлению в судебном порядке, несмотря на то, что в период выбытия истицы в //адрес//, она состояла в постоянных трудовых отношениях с предприятием, расположенным на территории Мурманской области, Карпачевой было отказано в постановке на учет.
Полагают, что истице необходимо установить лишь факт, имеющий юридическое значение, а именно факт ее проживания на территории Мурманской области в спорный период, просят суд оставить без рассмотрения иск Карпачевой Г.А.
Представитель администрации Ковдорского района в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания уведомлены надлежащим образом, просят исключить администрацию Ковдорского района из числа лиц, участвующих в деле, как заявленную в качестве ответчика без достаточных оснований, так как с заявлением Карпачева Г.А. обращалась в Министерство а не в Администрацию.
Третьи лица Петров А.А. и Ушкова А.Ю. в судебном заседании исковые требования поддержали, пояснили, что заявление о постановке на учет для получения жилищной субсидии Карпачева Г.А. подала с их согласия, Ушкова А.Ю. подтвердила, что она с матерью Карпачевой Г.А. все время проживала в г.Ковдоре, в 1995-1996 году мать никуда не уезжала.
Выслушав истицу Карпачеву Г.А., третьих лиц Петрова А.А. и Ушкову А.Ю., проверив материалы дела, суд считает, что исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Условия предоставления и порядок определения размера жилищных субсидий, выделяемых за счет средств федерального бюджета гражданам Российской Федерации, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, а также гражданам, выехавшим из указанных районов и местностей не ранее 1 января 1992 года, установлены Федеральным законом от 25 октября 2002 г. N 125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей".
Статьей 1 Федерального закона РФ N 125 от 25.10.2002 "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" и подпунктом "з" пункта 5 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограмм "Выполнения государственных обязательств по обеспечению жильем категории граждан, установленных федеральным законодательством "Федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы" (утв. Постановлением Правительства РФ от 21.03.2006 N 153) установлено, что жилищные субсидии предоставляются гражданам, прибывшим в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности не позднее 1 января 1992 года, имеющим общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее 15 календарных лет, не имеющим жилья в других регионах Российской Федерации или нуждающимся в его улучшении и не получавшим субсидии на эти цели.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 года N 153 "О некоторых вопросах реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы", предусмотрено, что формой государственной финансовой поддержки обеспечения граждан жильем в рамках реализации указанной подпрограммы является предоставление им за счет средств федерального бюджета субсидии на приобретение жилья, право на получение которой удостоверяется государственным жилищным сертификатом.
Подпунктом "з" пункта 5 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнения государственных обязательств по обеспечению жильем категории граждан, установленных федеральным законодательством "Федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы", утвержденных данным постановлением, предусмотрено право указанных граждан на участие в подпрограмме.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона РФ от 25.10.2002 года N 125-ФЗ постановка на учет граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий и определение размера жилищных субсидий осуществляются по месту их жительства органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
В целях совершенствования деятельности по реализации Федерального закона "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" Правительство Российской Федерации Постановлением от 10.12.2002 N 879 утвердило «Положение о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей», которое устанавливает порядок регистрации и учета граждан Российской Федерации, желающих выехать из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья за счет средств федерального бюджета в соответствии с Федеральным законом "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.»
Указанное постановление регулирует вопросы постановки граждан на учет, ведения очередности и формирования списка лиц, желающих выехать из Мурманской области и имеющих право на получение субсидии в соответствии с Федеральным законом РФ N 125 от 25.10.2002 "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей".
Пунктом 2 Положения предусмотрено, что регистрация и учет граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья, производятся органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по месту их постоянного проживания.
В соответствии с пунктом 24 Положения органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации ежегодно на основании представленных органами местного самоуправления списков утверждают единые списки граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья.
Согласно пункту 25 Положения, утвержденные в соответствии с пунктом 24 настоящего Положения списки граждан являются основанием для предоставления социальных выплат для приобретения жилья.
В судебном заседании установлено и подтверждается материалами дела, что в декабре 2009 года Карпачева Г.А. обратилась в Министерство строительства и территориального развития Мурманской области с заявлением о постановке ее на учет граждан, имеющих право на получение жилищной субсидии за счет средств федерального бюджета, с приложением документов, подтверждающих право на получение социальной выплаты.
В постановке на учет Министерство строительства и территориального развития Мурманской области Карпачевой Г.А. отказало, посчитав, что в районы Крайнего Севера она прибыла позднее 1 января 1992 года, так как в период с 05.05.1995 года по 22.05.1996 года истицы выбывала в //адрес// Республика Удмуртия.
Учитывая, что Администрация Ковдорского района не причастна к отказу истице Карпачевой в постановке ее на учет, суд считает, что Администрацию Ковдорского района в качестве ответчика по делу следует освободить.
Из копии трудовой книжки л.д.10) следует, что истица Карпачева Г.А. в г.Ковдоре проживает с 1976 года, так как согласно имеющейся записи, 14 сентября 1976 года она была принята на работу в //К// в ясли-сад //номер//, затем 31 октября 1992 года переведена в Ковдорское РОНО.
С 11 апреля 1986 года по настоящее время истица зарегистрирована //адрес// в г.Ковдоре, что подтверждается справкой формы //номер//. В судебном заседании истица пояснила, что ранее она проживала по другому адресу.
Из данной справки также следует, что в период с 5 мая 1995 года по 22 мая 1996 года Карпачева Г.А. выписывалась в //адрес// Республика Удмуртия.
Согласно договора на бесплатную передачу квартиры в собственность граждан от 27 октября 1994 года, двухкомнатная квартира //адрес// в г.Ковдоре приватизирована Карпачевой Г.А. в собственность. Данный договор зарегистрирован в администрации г.Ковдора 21 ноября 1994 года в книге //номер// за //номер//, в реестровой книге под //номер//.
Вместе с истицей в квартире зарегистрированы ее муж Петров А.А. и дочь Ушкова А.Ю., которая вместе с мужем и ребенком проживает в //адрес// вместе с родителями мужа.
Представленные копия свидетельства о рождении Карпачевой А.Ю. и о заключении ею брака с У. подтверждают, что Карпачева Г.А. является матерью Ушковой А.Ю., а копия свидетельства о заключении брака подтверждает, что Петров А.А. и истица Карпачева Г.А. состоят в зарегистрированном браке.
В силу ст. 1 Федерального закона № 125-ФЗ право гражданина на получение жилищной субсидии определяется временем прибытия в районы Крайнего Севера (не позднее 1 января 1992 года), продолжительностью стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, отсутствием жилья в других регионах.
Продолжительность стажа работы Карпачевой в районах Крайнего Севера и отсутствие у нее жилья в других регионах Министерством строительства и территориального развития //адрес// не оспаривается. По сообщению филиала Государственного унитарного Предприятия Удмуртской Республики «Н» от 12 апреля 2010 года и отдела Управления Росреестра по Удмуртской Республике от 4 мая 2010 года Карпачева Г.А. жилья в //адрес// Республика Удмуртия не имеет.
Истица действительно снималась с регистрации в г.Ковдоре в г.Сарапул на период с мая 1995 года по 22 мая 1996 года, при этом суд считает, что в судебном заседании бесспорно нашел подтверждение факт того, что в этот период истица проживала в г.Ковдоре. Данное обстоятельство подтверждается копией трудовой книжки , согласно которой с 1 ноября 1992 года Карпачева Г.А. работала в я/с //номер//, а с 1 ноября 1996 года по 13 июля 1998 года – в я/с //номер// РОНО Ковдорского района.
Запись в трудовой книжке подтверждается также сообщением отдела образования администрации Ковдорского района от 23 апреля 2010 года , из которого следует, что Карпачева Г.А. действительно в этот период работала в ясли-сад //номер//, не увольнялась, в 1995 и 1996 годах ей только предоставлялся краткосрочный отпуск в 45 и 30 дней соответственно.
Отсутствие у истицы регистрации в этот период в г.Ковдоре само по себе, по мнению суда, не может служить основанием для ограничения прав и свобод истицы Карпачевой.
В силу ст. 27 Конституции РФ, ст. 18 ГК РФ, положений Закона Российской Федерации "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" от 25 июня 1993 г. N 5242-1 каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства. Для реализации гражданином РФ его прав и свобод он обязан регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в органах регистрационного учета.
Как следует из части первой статьи 3 Закона Российской Федерации "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации вводится в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданином Российской Федерации его прав и свобод, а также исполнения им обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом.
Понятие места жительства раскрывается в статье 20 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которой под местом жительства понимается место постоянного или преимущественного проживания гражданина.
Из смысла данной статьи следует, что гражданин имеет только одно место жительства, которым у истицы, как установлено, являлся и является г.Ковдор, в //адрес// Республика Удмуртия она выезжала временно, на период ежегодного отпуска.
При установленных обстоятельствах суд приходит к выводу, что истица Карпачева обладает правом на получение субсидии, ее иск подлежит удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 197,198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Карпачевой Г.А. удовлетворить.
Обязать Министерство строительства и территориального развития Мурманской области поставить Карпачеву Г.А. на учет граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья за счет средств федерального бюджета в соответствии с Федеральным законом "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей».
Администрацию Ковдорского района в качестве ответчика по делу освободить.
Решение может быть обжаловано в Мурманский областной суд через Ковдорский районный суд в течение 10 дней со дня оглашения.
Председательствующий