О побуждении к совершению действий по обеспечению пожарной безопасности в здании



Изготовлено 18 октября 2010 г.Дело № 2-1171/2010

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Ковдор12 октября 2010 г.

Ковдорский районный суд Мурманской области в составе

председательствующего судьи Косабуко Е.Э.

при секретаре Байковой Д.А.,

с участием помощника прокурора Ковдорского района Клименко О.Н.,

а также с участием представителя ответчика – заведующей Муниципального дошкольного образовательного учреждения Шайдуровой Л.А.,

представителя ответчика администрации Ковдорского района Домбровского П.Л.,

представителя ответчика – отдела образования администрации Ковдорского района Ломовой О.Г.,

представителя третьего лица – и.о. начальника ОГПН Ковдорского района Удовкина В.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Ковдорского района в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации Ковдорского района и Муниципальному дошкольному образовательному учреждению о понуждении к совершению действий по обеспечению пожарной безопасности в здании Муниципального дошкольного образовательного учреждения ,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Ковдорского района обратился в суд в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации Ковдорского района и Муниципальному дошкольному образовательному учреждению (далее МДОУ ) о понуждении в срок до 1 декабря 2010 года оборудовать помещение здания МДОУ , расположенного в н.п. Енский Ковдорского района, прямой телефонной связью с ближайшим подразделением пожарной охраны в соответствии с пунктом 39 приказа МЧС РФ «Об утверждении Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03)» от 18 июня 2003 года № 313.

Свои требования прокурор мотивирует тем, что в силу ст. 12, п. 3 ч. 3 ст. 32, ч. 7 ст. 51 Закона РФ «Об образовании» образовательное учреждение, являясь юридическим лицом, несет ответственность за жизнь и здоровье обучающихся, воспитанников и работников во время образовательного процесса, а также за создание условий, гарантирующих охрану и укрепление здоровья обучающихся. В ходе проведенной проверки было установлено, что помещение детского сада не обеспечено прямой телефонной связью с ближайшим подразделением пожарной охраны, что создает угрозу жизни и здоровью воспитанников МДОУ и их родителей, работников и персонала МДОУ, ставит под угрозу безопасность образовательного процесса.

Судом на основании определений к участию в деле привлечены: в качестве соответчика – отдел образования администрации Ковдорского района, в качестве третьего лица - Государственное областное учреждение «Кандалакшское территориальное подразделение ГПС Мурманской области».

Помощник прокурора Ковдорского района Клименко О.Н. в судебном заседании иск прокурора поддержала, настаивала на его удовлетворении с учетом уточненных исковых требований, согласно которых прокурор Ковдорского района просит обязать МДОУ и администрацию Ковдорского района оборудовать до 1 марта 2011 года помещение МДОУ прямой телефонной связью с ПЧ 68 Государственного областного учреждения «Кандалакшское территориальное подразделение ГПС Мурманской области», расположенной в г. Ковдоре Мурманской области, в соответствии с п. 39 ППБ 01-03, так как центральным пунктом пожарной связи населенного пункта Енский является пожарная часть № 68.

Представитель ответчика – заведующая МДОУ Шайдурова Л.А. с иском согласна, поскольку МДОУ необходимо оборудовать прямой телефонной связью, имеющаяся система автоматической пожарной сигнализации не позволяет сообщать о возникшем пожаре, в МДОУ просто срабатывает сигнализация и подает звуковой сигнал, который за пределы учреждения не выходит, а сообщение о пожаре может сделать только работник учреждения по телефону. Более того, в одном здании с МДОУ расположена также библиотека, что увеличивает риск возникновения пожара. Вместе с тем, просила установить срок выполнения исковых требований прокурора до 1 апреля 2011 года, поскольку МДОУ самостоятельного дохода не имеет, финансируется из бюджета отдела образования, который в свою очередь финансируется из бюджета муниципального образования Ковдорский район.

Представитель ответчика – отдела образования администрации Ковдорского района Ломова О.Г. с иском согласна, поскольку МДОУ необходимо оборудовать прямой телефонной связью в соответствии с требованиями ППБ, однако просила установить срок выполнения исковых требований прокурора до конца лета 2011 года, то есть до начала нового учебного года, поскольку МДОУ самостоятельного дохода не имеет, финансируется из бюджета отдела образования, которое в свою очередь финансируется из бюджета муниципального образования Ковдорский район, который является дефицитным.

Представитель ответчика - администрации Ковдорского района Домбровский П.Л. с иском не согласен, считает, что поскольку МДОУ является самостоятельным юридическим лицом, которое финансируется из отдела образования администрации Ковдорского района, администрация района не является ответчиком по делу. Кроме того, п. 39 ППБ не содержит императивной обязанности по установке прямой телефонной связи. Детский сад уже оснащен автоматической пожарной сигнализацией и городской телефонной связью, обеспечивающей возможность вызова пожарных путем набора цифр «01», имеется альтернативный вид связи – сотовая, что в совокупности позволяет обеспечить быстрый вызов пожарной службы в случае возникновения пожара. Просил учесть тяжелое финансовое положение, в котором находится муниципальное образование. Не согласен с указанными в иске прокурора сроками выполнения исковых требований прокурора.

Представитель третьего лица – ОГПН Ковдорского района Удовкин В.И. иск прокурора поддержал в полном объеме, пояснил, что в нарушение требований п. 39 ППБ 01-03 не оборудованы прямой телефонной связью помещения здания МДОУ с ближайшим подразделением пожарной охраны или центральным пунктом пожарной связи населенных пунктов. Ближайшее к МДОУ подразделение пожарной охраны расположено в пос. Енский - ПЧ-67, однако в ней не имеется технической возможности установления прямой телефонной связи, нет даже диспетчера и круглосуточного дежурства. Единая диспетчерская служба в Ковдорской районе расположена в ПЧ-68 в г. Ковдоре, являющейся подразделением пожарной охраны 1 категории, она оборудована центральным пунктом пожарной связи, куда поступают все сигналы экстренных служб со всего Ковдорского района. Диспетчер ПЧ-68, расположенной в г. Ковдоре, руководит действиями всех пожарных машин как ПЧ-68, так и ПЧ-67.

Представитель третьего лица – ГОУ «Кандалакшское территориальное подразделение государственной противопожарной службы Мурманской области» в суд не явился, в письменном отзыве на иск просили рассмотреть дело без участия их представителя, а также пояснили, что в Ковдорском районе имеется техническая возможность подключения объектов на прямые телефонные линии с пожарной охраной ПЧ-68, где установлен блок обработки и передачи информации, использующий прямые телефонные линии, данное оборудование сертифицировано по системе сертификации ГОСТ Р и Госстандарта России, имеет сертификат пожарной безопасности.

Заслушав помощника прокурора Ковдорского района Клименко О.Н., представителей ответчиков Шайдурову Л.А., Домбровского П.Л., Ломову О.Г., представителя третьего лица Удовкина В.И., исследовав материалы дела, суд приходит к выводу, что иск подлежит удовлетворению.

В силу ст. 34 Федерального закона «О пожарной безопасности» от 21.12.1994 N 69-ФЗ граждане имеют право на защиту их жизни, здоровья и имущества в случае пожара.

Согласно ст. 37 названного выше закона руководители организации обязаны: соблюдать требования пожарной безопасности; разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности; выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности; содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению.

В соответствии со ст. 38 Федерального закона «О пожарной безопасности» ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут, в том числе собственники имущества, руководители органов местного самоуправления, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций, лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности, должностные лица в пределах их компетенции.

В соответствии с п. 1 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03), утвержденных Приказом Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 18 июня 2003 года № 313, данные Правила обязательны для применения и исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, их должностными лицами, гражданами Российской Федерации в целях защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды.

Согласно п. 39 ППБ 01-03 организации с массовым пребыванием людей, а также потенциально опасные в пожарном отношении предприятия нефтепереработки, деревообработки, химической промышленности и др. необходимо обеспечивать прямой телефонной связью с ближайшим подразделением пожарной охраны или центральным пунктом пожарной связи населенных пунктов.

ГОСТ России 50889-96 Сооружения местных телефонных сетей линейные предусматривает, что линия прямой связи местной телефонной сети – это линия местной телефонной сети, соединяющая источник информации с ее потребителем без участия коммутационных устройств телефонных станций сети.

Согласно ч. 2 ст. 12, п. 3 ч. 3 ст. 32, ч. 1 ст. 51 Закона Российской Федерации «Об образовании» от 10 июля 1992 года № 3266-1 образовательное учреждение является юридическим лицом и несет в установленном законом порядке ответственность за жизнь и здоровье обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения во время образовательного процесса, создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников.

Пунктом 1.15 Устава муниципального дошкольного общеобразовательного учреждения - детского сада общеразвивающего вида закреплено, что МДОУ является юридическим лицом, имеет самостоятельную смету (баланс), обладает обособленным имуществом и отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами.

В силу п. 6 Устава МДОУ владеет, пользуется и распоряжается на праве оперативного управления имуществом, находящемся в муниципальной собственности Ковдорского района.

На основании п. 4 ч. 1 ст. 31 Закона Российской Федерации «Об образовании» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относятся, в том числе и обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений.

В соответствии с ч. 1 ст. 16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 N 131-ФЗ к вопросам местного значения городского округа относятся: формирование, утверждение, исполнение бюджета городского округа и контроль за исполнением данного бюджета; владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа; участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах городского округа; обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах городского округа.

На основании ст. 1, п.п. 1, 3, 8, 9 ст. 6, ч. 1 ст. 7 Устава муниципального образования Ковдорский район, принятого Ковдорским районным Советом депутатов от 30.05.2005 (Зарегистрирован в ГУ Минюста РФ по Северо-Западному федеральному округу 25.11.2005 N RU513120002005002) муниципальное образование Ковдорский район с населенными пунктами, в т.ч. город Ковдор, н.п. Енский и др., наделен статусом городского округа, к вопросам местного значения Ковдорского района относятся формирование, утверждение, исполнение бюджета Ковдорского района и контроль за исполнением данного бюджета; владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности Ковдорского района; участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах Ковдорского района; обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах Ковдорского района.

Согласно ст. 63 Федерального закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» от 22.07.2008 N 123-ФЗ первичные меры пожарной безопасности включают в себя: реализацию полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения пожарной безопасности муниципального образования; разработку и осуществление мероприятий по обеспечению пожарной безопасности муниципального образования и объектов муниципальной собственности, которые должны предусматриваться в планах и программах развития территории, обеспечение надлежащего состояния источников противопожарного водоснабжения, содержание в исправном состоянии средств обеспечения пожарной безопасности жилых и общественных зданий, находящихся в муниципальной собственности; разработку и организацию выполнения муниципальных целевых программ по вопросам обеспечения пожарной безопасности; обеспечение связи и оповещения населения о пожаре.

Как установлено в судебном заседании, следует из материалов дела и приведенных выше правовых норм, закрепленных как федеральным законодательством, так и Уставами Ковдорского района и МДОУ , последнее является образовательным учреждением и самостоятельным юридическим лицом, здание, в котором расположено учреждение, находится в муниципальной собственности и передано МДОУ в оперативное управление.

Также в судебном заседании установлено и не оспаривается сторонами, что помещения здания МДОУ , являющегося организацией с массовым пребыванием людей, не обеспечены прямой телефонной связью ни с ближайшим подразделением пожарной охраны, ни с центральным пунктом пожарной связи населенных пунктов, как того требуют Правила пожарной безопасности в РФ (п. 39 ППБ 01-03), несоблюдение которых создает угрозу жизни и здоровью воспитанников МДОУ, их родителей, работников учреждения, ставит под угрозу безопасность образовательного процесса и создает риск уничтожения имущества.

Функции пожарной охраны на территории Ковдорского района осуществляют пожарная часть № 67, расположенная в н.п. Енский Ковдорского района, и пожарная часть № 68, расположенная в г. Ковдоре, которые входят в структуру Государственного областного учреждения «Кандалакшское территориальное подразделение Государственной противопожарной службы Мурманской области».

В судебном заседании установлено и не оспаривается сторонами, что расположенная в н.п. Енский ПЧ-67 является ближайшим подразделением пожарной охраны к МДОУ , а расположенная в г. Ковдоре ПЧ-68 оборудована центральным пунктом пожарной связи Ковдорского района, использующим прямые телефонные линии, данное оборудование сертифицировано по системе сертификации ГОСТ Р и Госстандарта России, имеет сертификат пожарной безопасности.

При таких обстоятельствах, учитывая, что ПЧ-67 в н.п. Енский, хотя и ближайшее подразделение пожарной охраны к МДОУ , однако в ней не имеется технической возможности установления прямой телефонной связи (в т.ч. не имеется диспетчера и круглосуточных дежурств), суд считает, что следует удовлетворить исковые требования прокурора Ковдорского района, обязать Муниципальное дошкольное образовательное учреждение оборудовать помещения здания МДОУ прямой телефонной связью с ПЧ 68 ГОУ «Кандалакшское территориальное подразделение ГПС Мурманской области», расположенной в г. Ковдоре, в соответствии с п. 39 Правил пожарной безопасности в РФ (ППБ 01-03).

Анализируя перечисленные выше требования федерального законодательства о пожарной безопасности, об общих принципах организации местного самоуправления, а также положения Уставов Ковдорского района и МДОУ , аналогичную обязанность оборудовать помещения здания МДОУ прямой телефонной связью с ПЧ 68 суд считает возложить и на ответчика - администрацию Ковдорского района.

При этом суд учитывает, что здание МДОУ , не смотря на то, что оно передано в оперативное управление, тем не менее, является муниципальным имуществом, поэтому действующим законодательством и Уставом Ковдорского района на данного ответчика возложены обязанности по владению, пользованию и распоряжению находящимся в муниципальной собственности Ковдорского района имуществом; по решению вопросов организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения пожарной безопасности муниципального образования; по разработке и осуществлению мероприятий по обеспечению пожарной безопасности муниципального образования и объектов муниципальной собственности; содержание в исправном состоянии средств обеспечения пожарной безопасности находящихся в муниципальной собственности общественных зданий; обеспечение связи и оповещения населения о пожаре.

Более того, как подтвердили в суде представители ответчиков, МДОУ финансируется из местного бюджета, поэтому именно от участия администрации Ковдорского района в финансировании данного образовательного учреждения зависит возможность исполнения МДОУ обязанности оборудовать помещения здания прямой телефонной связью с ПЧ-68, поскольку к предмету ведения муниципального образования Ковдорский район законом отнесены вопросы формирования, утверждения, исполнения бюджета Ковдорского района и контроль за исполнением данного бюджета.

По указанным же выше правовым основаниям суд считает, что ответчиком, обязанным оборудовать помещения здания МДОУ прямой телефонной связью с ПЧ 68, является и отдел образования администрации Ковдорского района, поскольку финансирование МДОУ осуществляется через бюджет отдела образования, представитель которого Ломова О.Г. в судебном заседании пояснила, что, не смотря на то, что МДОУ – самостоятельное юридическое лицо, тем не менее, оно в полном объеме финансируется из бюджета отдела образования, который в свою очередь финансируется из местного бюджета, платные услуги МДОУ вправе осуществлять, но не осуществляет в силу того, что население н.п. Енский неплатежеспособно, с трудом удается собирать родительскую плату за посещение детского сада, которая в полном объеме уходит на питание и содержание детей.

Суд считает, что ответчиков следует обязать оборудовать помещения здания МДОУ прямой телефонной связью с ПЧ-68 в срок до 1 марта 2011 года, поскольку, как подтверждается материалами дела , МДОУ 17 августа 2010 года было принято к учебному 2010/2011 году с замечанием и.о. Главного Государственного инспектора по пожарному надзору ОГПН Ковдорского района Удовкина В.И. о выводе автоматической пожарной сигнализации на пожарную часть, 30 августа 2010 года им же МДОУ предписано вывести автоматический выход сигнала АПС на пульт пожарной охраны в соответствии с п. 39 ППБ 01-03, однако, как установлено в судебном заседании, на момент рассмотрения настоящего дела, МДОУ не предпринято никаких мер по устранению указанных нарушений.

Поэтому выраженная в ходе судебного разбирательства просьба представителей ответчиков о возложении на них обязанности оборудовать помещения здания МДОУ прямой телефонной связью с ПЧ-68 до 1 апреля 2011 года либо до конца лета 2011 года, по мнению суда, в настоящем судебном заседании удовлетворена быть не может, поскольку такие вопросы разрешаются судом в порядке исполнения судебного решения, суд разрешает спор в рамках заявленных исковых требований.

Доводы представителя ответчика администрации Ковдорского района Домбровского П.Л. о тяжелом финансовом положении в Ковдорском районе и невозможности по этой причине произвести работы по установлению прямой телефонной связи, суд не может принять во внимание, поскольку им в суд не представлено ни одного документа, подтверждающего действительное сложное финансовое положение.

Суд считает, что создание безопасных условий содержания и воспитания детей в образовательном учреждении, создание безопасных условий работы сотрудников образовательного учреждения не может ставиться в зависимость от наличия или отсутствия достаточных денежных средств у лиц, обязанных создать такие безопасные условия.

При установленных обстоятельствах, суд считает исковые требования прокурора Ковдорского района подлежащими удовлетворению в полном объеме.

Поскольку прокурор в соответствии со ст. 333.36 НК РФ освобожден от уплаты государственной пошлины, составляющей по делу в соответствии с п.п. 3 ст. 333.19 НК РФ 4000 рублей, а решение суда принято не в пользу ответчиков, суд считает, что с ответчиков в соответствии с ч. 2 ст. 333.17 НК РФ следует взыскать государственную пошлину в размере 1333 рублей 33 копеек с каждого.

Руководствуясь ст.ст. 194, 198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Иск прокурора Ковдорского района – удовлетворить.

Обязать Муниципальное дошкольное образовательное учреждение , администрацию Ковдорского района и отдел образования администрации Ковдорского района в срок до 1 марта 2011 года оборудовать помещение здания Муниципального дошкольного образовательного учреждения , расположенного в н.п. Енский Ковдорского района Мурманской области, прямой телефонной связью с ПЧ 68 Государственного областного учреждения «Кандалакшское территориальное подразделение ГПС Мурманской области», расположенной в г. Ковдоре Мурманской области, в соответствии с п. 39 Правил пожарной безопасности в РФ (ППБ 01-03), утвержденных Приказом МЧС РФ от 18 июня 2003 года № 313.

Взыскать с Муниципального дошкольного образовательного учреждения , администрации Ковдорского района и отдела образования администрации Ковдорского района государственную пошлину в размере 1333 (одной тысячи трехсот тридцати трех) рублей 33 копеек с каждого.

Решение может быть обжаловано в Мурманский областной суд через Ковдорский районный суд в течение 10 дней со дня изготовления мотивированного решения.

СудьяЕ.Э. Косабуко