Признание права на получение жилищной субсидии на приобретение жилья в регионах с благоприятными климатическими условиями



Дело № 2-1186/2010

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

25 октября 2010 года

Ковдорский районный суд Мурманской области

в составе председательствующего судьи Дацик М.Н,

при секретаре Коршуновой Н.В.,

с участием истицы Никитенко В.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Никитенко В.В. к Министерству строительства и территориального развития Мурманской области и администрации Ковдорского района о признании права на получение жилищной субсидии для строительства (приобретения) жилья в регионах России с благоприятными климатическими условиями,

УСТАНОВИЛ:

Никитенко В.В. обратилась с иском к Министерству строительства и территориального развития Мурманской области и администрации Ковдорского района о признании права на получение жилищной субсидии для строительства (приобретения) жилья в регионах России с благоприятными климатическими условиями.

В обоснование своих требований указала, что в районы Крайнего Севера, в г. Ковдор она прибыла по приглашению администрации Ковдорской городской больницы в феврале 1977 года и с 05 марта 1977 года приступила к работе, с 01 января 1979 года по переводу из Ковдорской городской больницы была принята на работу в Ковдорскую санэпидемстанцию где и работает по настоящее время.

Обратившись в Министерство строительства и территориального развития Мурманской области с заявлением о постановке на учет граждан, имеющих право на получение жилищной субсидии для строительства (приобретения жилья в регионах с благоприятными климатическими условиями получила отказ в постановке на учет, так как в районах Крайнего Севера была зарегистрирована позднее 01 января 1992 года.

С отказом не согласна, так как причиной перерегистрации в г.Н-ск республики Украина в 1992 году послужила необходимость ухаживать за больной матерью, а без регистрации на Украине возникали проблемы на таможне при пересечении границы. Однако с работы в Ковдорской санэпидемстанции она не увольнялась, в Украине находилась в период отпусков, поэтому проживание в г. Ковдоре с февраля 1977 года было непрерывным. Просит признать за ней право на получение жилищной субсидии для строительства (приобретения) жилья в регионах России с благоприятными климатическими условиями.

Никитенко В.В. в судебном заседании исковые требования поддержала, пояснила, что в г.Ковдоре проживает и работает без перерыва с 1977 года, выезжала только на время отпусков, в том числе и за свой счет, когда болели родители, которые жили в Украине г.Н-ск. Снималась с регистрации, чтобы ухаживать за родителями, чтобы не было проблем с пересечением границы, приходилось часто ездить. Затем, после смерти родителей, снималась с регистрации во время отпуска, так как думала остаться жить в Украине, но не было денег, чтобы выплатить брату и сестре их доли, поэтому после отпуска вернулась обратно. Жилья в России, кроме квартиры в Ковдоре, у нее нет, есть квартира в Украине, там живет сын, которому уже за 40 лет.

Представитель Министерства строительства и территориального развития Мурманской области в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания уведомлены надлежащим образом, просят рассмотреть дело в отсутствие представителя. В отзыве указывают, что трудовой стаж Никитенко В.В. в районах Крайнего Севера составляет более 15 лет, однако Никитенко снималась с регистрационного учета в г.Н-ск, поэтому не относится к кругу лиц, на которых в соответствии с законом выделяются жилищные субсидии за счет средств федерального бюджета. Несмотря на то, что трудовой стаж Никитенко согласно трудовой книжке в районах Крайнего Севера начинается с 1977 года считают, что факт постоянного проживания истицы на территории Мурманской области подлежит установлению и доказыванию только в суде. Заявление просят рассмотреть без их участия.

Представитель администрации Ковдорского района в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания уведомлены надлежащим образом, просят исключить администрацию Ковдорского района из числа лиц, участвующих в деле, как заявленную в качестве ответчика без достаточных оснований, так как с заявлением Никитенко В.В. обращалась в Министерство, а не в администрацию и рассмотреть дело без участия представителя.

Заслушав истицу Никитенко В.В., свидетеля П., проверив материалы дела, суд считает, что исковые требования Никитенко В.В. подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Условия предоставления и порядок определения размера жилищных субсидий, выделяемых за счет средств федерального бюджета гражданам Российской Федерации, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, а также гражданам, выехавшим из указанных районов и местностей не ранее 1 января 1992 года, установлены Федеральным законом «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» от 25 октября 2002 г. N 125-ФЗ.

Статьей 1 данного Федерального закона и подпунктом «з» пункта 5 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограмм «Выполнения государственных обязательств по обеспечению жильем категории граждан, установленных федеральным законодательством «Федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 - 2010 годы», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 21.03.2006 N 153, установлено, что жилищные субсидии предоставляются гражданам, прибывшим в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности не позднее 1 января 1992 года, имеющим общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее 15 календарных лет, не имеющим жилья в других регионах Российской Федерации или нуждающимся в его улучшении и не получавшим субсидии на эти цели.

Постановлением Правительства Российской Федерации «О некоторых вопросах реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы» от 21 марта 2006 года N 153, предусмотрено, что формой государственной финансовой поддержки обеспечения граждан жильем в рамках реализации указанной подпрограммы является предоставление им за счет средств федерального бюджета субсидии на приобретение жилья, право на получение которой удостоверяется государственным жилищным сертификатом.

В соответствии со ст. 3 Федерального закона «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» от 25.10.2002 г. N 125-ФЗ постановка на учет граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий и определение размера жилищных субсидий осуществляются по месту их жительства органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

В целях совершенствования деятельности по реализации Федерального закона «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» Правительство Российской Федерации Постановлением от 10.12.2002 N 879 утвердило Положение о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, которое устанавливает порядок регистрации и учета граждан Российской Федерации, желающих выехать из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья за счет средств федерального бюджета в соответствии с Федеральным законом «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей».

Указанное постановление регулирует вопросы постановки граждан на учет, ведения очередности и формирования списка лиц, желающих выехать из Мурманской области и имеющих право на получение субсидии в соответствии с Федеральным законом «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» N 125 от 25.10.2002.

Пунктом 2 названного выше Положения предусмотрено, что регистрация и учет граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья, производятся органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по месту их постоянного проживания.

В соответствии с пунктом 24 Положения органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации ежегодно на основании представленных органами местного самоуправления списков утверждают единые списки граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья.

Согласно пункту 25 Положения указанные утвержденные списки граждан являются основанием для предоставления социальных выплат для приобретения жилья.

В судебном заседании установлено и подтверждается материалами дела, что Никитенко В.В. обратилась в Министерство строительства и территориального развития Мурманской области с заявлением о постановке ее на учет граждан, имеющих право на получение жилищной субсидии за счет средств федерального бюджета, с приложением документов, подтверждающих право на получение социальной выплаты.

В мае 2010 года в постановке на учет Министерство строительства и территориального развития Мурманской области Никитенко В.В. отказало, посчитав, что в районы Крайнего Севера она прибыла позднее 1 января 1992 года .

Как установлено в судебном заседании и подтверждается материалами дела , истица зарегистрирована в принадлежащей ей на праве собственности квартире //адрес// в городе Ковдоре с 22 марта 2004 года по настоящее время. До этого, с 28 апреля 1978 года по 03 октября 1986 года, она была зарегистрирована //адрес//, а с 22 октября 1986 года по 03 июня 1992 года - //адрес// в г. Ковдоре.

В указанный период она временно, с 03 июня 1992 года была снята с регистрации в г. Н-ск Украина, откуда прибыла 31 июля 1992 года и по 02 июля 1993 года была зарегистрирована по месту пребывания в г. Ковдоре //адрес//. 02 июля 1993 года вновь снята с регистрационного учета в г. Н-ск. 08 апреля 1994 года прибыла в г. Ковдор из г. Н-ск и регистрируется по месту жительства с 08 апреля 1994 года по 22 марта 2004 года по адресу г. Ковдор, //адрес//. 22 марта 2004 года снята с регистрационного учета //адрес// в г.Ковдоре, где проживает и по настоящее время .

Как следует из трудовой книжки истицы , трудовую деятельность в районах Крайнего Севера она начала с 1977 года, согласно имеющейся в трудовой книжке записи, 05 марта 1977 года она была принята на работу в Ковдорскую больницу , откуда 5 января 1979 года была уволена по переводу в Ковдорскую СЭС, где и работает по настоящее время .

В силу ст. 1 Федерального закона «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» право гражданина на получение жилищной субсидии определяется временем прибытия в районы Крайнего Севера (не позднее 1 января 1992 года), продолжительностью стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, отсутствием жилья в других регионах.

Наличие продолжительности необходимого стажа работы Никитенко В.В. в районах Крайнего Севера и отсутствие у нее жилья в других регионах, Министерством строительства и территориального развития Мурманской области не оспаривается. Наличие необходимого стажа работы подтверждается представленной копией трудовой книжки

Данных о наличии у Никитенко В.В. жилья в других регионах Российской Федерации, в судебном заседании не добыто.

Доводы истицы о том, что ее выезд из г. Ковдора носил временный характер и был связан с необходимостью ухода за больной матерью, нашел свое подтверждение в судебном заседании.

Допрошенный в судебном заседании в качестве свидетеля П. также пояснил, что с 1977 года они с Никитенко В.В. работают вместе, за этот период она с работы не увольнялась, из Ковдора выезжала только на время отпусков.

Суд считает, что факт отсутствия у Никитенко В.В. регистрации в г.Ковдоре в вышеуказанные периоды времени сам по себе не может служить основанием для ограничения прав и свобод истца.

В силу ст. 27 Конституции РФ, ст. 18 ГК РФ, положений Закона Российской Федерации «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» от 25 июня 1993 г. N 5242-1 каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства. Для реализации гражданином РФ его прав и свобод он обязан регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в органах регистрационного учета.

Как следует из части первой статьи 3 Закона Российской Федерации «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации вводится в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданином Российской Федерации его прав и свобод, а также исполнения им обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом.

Понятие места жительства раскрывается в статье 20 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которой под местом жительства понимается место постоянного или преимущественного проживания гражданина.

Из смысла данной статьи следует, что гражданин имеет только одно место жительства, которым у истца, как установлено, являлся и является г. Ковдор, выезд истца в Республику Украина носил временный и вынужденный характер, что в силу действующего законодательства не влияет на возникновение у истца права на получение жилищной субсидии для приобретения жилья в районах с благоприятными климатическими условиями, поэтому истец Никитенко В.В. обладает правом на получение субсидии и ее иск подлежит удовлетворению.

Учитывая, что в постановке на учет граждан, имеющих право на получение жилищной субсидии для строительства (приобретения) жилья в регионах с благоприятными климатическими условиями, истице Никитенко В.В. отказало Министерство строительства и территориального развития Мурманской области, суд считает, что администрацию Ковдорского района в качестве ответчика по делу следует освободить.

Руководствуясь статьями 197 и 198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Никитенко В.В. удовлетворить.

Признать за Никитенко В.В. право на получение жилищной субсидии для строительства (приобретения) жилья в регионах с благоприятными климатическими условиями.

Администрацию Ковдорского района Мурманской области от участия в деле в качестве ответчика освободить.

Решение может быть обжаловано в Мурманский областной суд через Ковдорский районный суд в течение 10 дней со дня оглашения.

Судья