Дело № 2-1267/2010
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Ковдор09 ноября 2010 года
Ковдорский районный суд Мурманской области в составе
председательствующего судьи Горбатюк А.А.
при секретаре Федоровой Е.В.,
с участием истца Курлаевой Л.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Курлаевой Л.С. к администрации Ковдорского района и Министерству строительства и территориального развития Мурманской области о признании права на получение жилищной субсидии на приобретение жилья в регионах с благоприятными климатическими условиями, обязании включить в списки граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий на приобретение жилья в регионах с благоприятными климатическими условиями,
УСТАНОВИЛ:
Курлаева Л.С. обратилась с иском к администрации Ковдорского района и Министерству строительства и территориального развития Мурманской области о признании за ней права на получение жилищной субсидии на приобретение жилья в регионах с благоприятными климатическими условиями, обязании включить в списки граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий на приобретение жилья в регионах с благоприятными климатическими условиями.
Свои требования мотивирует тем, что фактически проживает в районах Крайнего Севера с 1980 года. Проработала на различных предприятиях Ковдорского района вплоть до августа 2001 года. По семейным обстоятельствам, в 2001 году выехала в г. Н-ск к дочери. Откуда вернулась в 2003 году и прописалась по прежнему адресу. Считает, что право на получение жилищной субсидии наступило у нее до отъезда в г. Н-ск.
Ею было написано заявление на переселение из районов Крайнего севера. Уведомлением от 30 ноября 2009 года в постановке на учет Министерство строительства и территориального развития Мурманской области ей отказало, посчитав, что она прибыла в районы Крайнего Севера позднее 01 января 1992 года. С отказом она не согласна, так как право на получение жилищной субсидии наступило у нее до отъезда в г. Н-ск.
Истец Курлаева Л.С. иск поддержала, пояснила, что в августе 2001 года уволилась с работы и поехала к дочери в г. Н-ск, вернулась домой в сентябре 2001 года, обратилась в суд с иском о выселении дочери Л. из её квартиры, дело было рассмотрено только в мае 2002 года. В июне-июле 2002 года она вновь уехала к дочери в г. Н-ск и проживала там до октября 2003 года, затем вернулась домой. К дочери ездила, так как та вышла замуж, она помогала ей по хозяйству, присматривалась, как они живут с мужем и, убедившись, что все хорошо, приехала домой. Выписывалась в г. Н-ск в квартиру бывшего зятя, но там не жила и не была зарегистрирована.
Представитель администрации Ковдорского района в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания уведомлены надлежащим образом, просят исключить администрацию Ковдорского района из числа лиц, участвующих в деле, как заявленную в качестве ответчика без достаточных оснований, так как с заявлением Курлаева Л.С. обращалась в Министерство, а не в администрацию.
Представитель Министерства строительства и территориального развития Мурманской области в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания уведомлены надлежащим образом, просят рассмотреть дело в отсутствие представителя. В отзыве указывают, что Курлаева Л.С. не относится ни к одной из категорий граждан, на которых в соответствии с законом выделяются жилищные субсидии, так как в период с 14 августа 2001 года по 28 октября 2003 года выписывалась в г. Н-ск. Считают, что изложенные в исковом заявлении доводы фактически сводятся к иной оценке обстоятельств дела и ошибочному толкованию норм материального права.
Выслушав истца Курлаеву Л.С., свидетелей В. и Б., проверив материалы дела, суд считает, что исковые требования подлежат удовлетворению в полном объеме по следующим основаниям.
Условия предоставления и порядок определения размера жилищных субсидий, выделяемых за счет средств федерального бюджета гражданам Российской Федерации, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, а также гражданам, выехавшим из указанных районов и местностей не ранее 1 января 1992 года, установлены Федеральным законом от 25 октября 2002 г. N 125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей".
Статьей 1 Федерального закона РФ N 125 от 25.10.2002 "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" и подпунктом "з" пункта 5 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограмм "Выполнения государственных обязательств по обеспечению жильем категории граждан, установленных федеральным законодательством "Федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы" (утв. Постановлением Правительства РФ от 21.03.2006 N 153) установлено, что жилищные субсидии предоставляются гражданам, прибывшим в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности не позднее 1 января 1992 года, имеющим общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее 15 календарных лет, не имеющим жилья в других регионах Российской Федерации или нуждающимся в его улучшении и не получавшим субсидии на эти цели.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 года N 153 "О некоторых вопросах реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы", предусмотрено, что формой государственной финансовой поддержки обеспечения граждан жильем в рамках реализации указанной подпрограммы является предоставление им за счет средств федерального бюджета субсидии на приобретение жилья, право на получение которой удостоверяется государственным жилищным сертификатом.
Подпунктом "з" пункта 5 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнения государственных обязательств по обеспечению жильем категории граждан, установленных федеральным законодательством "Федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы", утвержденных данным постановлением, предусмотрено право указанных граждан на участие в подпрограмме.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона РФ от 25.10.2002 года N 125-ФЗ постановка на учет граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий и определение размера жилищных субсидий, осуществляются по месту их жительства органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
В целях совершенствования деятельности по реализации Федерального закона "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" Правительство Российской Федерации Постановлением от 10.12.2002 N 879 утвердило «Положение о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей», которое устанавливает порядок регистрации и учета граждан Российской Федерации, желающих выехать из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья за счет средств федерального бюджета в соответствии с Федеральным законом "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.»
Указанное постановление регулирует вопросы постановки граждан на учет, ведения очередности и формирования списка лиц, желающих выехать из Мурманской области и имеющих право на получение субсидии в соответствии с Федеральным законом РФ N 125 от 25.10.2002 "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей".
Пунктом 2 Положения предусмотрено, что регистрация и учет граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья, производятся органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по месту их постоянного проживания.
В соответствии с пунктом 24 Положения органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации ежегодно на основании представленных органами местного самоуправления списков утверждают единые списки граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья.
Согласно пункту 25 Положения, утвержденные в соответствии с пунктом 24 настоящего Положения списки граждан являются основанием для предоставления социальных выплат для приобретения жилья.
Как следует из материалов дела, уведомлением Министерство строительства и территориального развития Мурманской области от 30 ноября 2009 года в постановке на учет граждан, имеющих право на получение жилищной субсидии для строительства (приобретения) жилья в регионах с благоприятными климатическими условиями Курлаевой Л.С. отказано, в связи с тем, что в районы Крайнего Севера она прибыла позднее 01 января 1992 года, так как в период с 14 августа 2001 года по 28 октября 2003 года выбывала в г. Н-ск .
Из копии трудовой книжки) следует, что общий трудовой стаж истца Курлаевой Л.С. в районах Крайнего Севера начинается с 1980 года, так как согласно имеющейся записи, 01 сентября 1980 года она была принята на работу на Апатитский завод ремонта бытовых машин и приборов часовщиком по ремонту часов 5 разряда. Впоследствии работала на иных предприятиях и в организациях Мурманской области вплоть до 13 августа 2001 года, так как была уволена по собственному желанию, в связи с уходом на пенсию по возрасту .
Истец с 29 августа 1980 года по 18 февраля 1981 года проживала по адресу: //адрес//, с 13 марта 1981 года по 10 августа 1983 года – по адресу: //адрес//, с 12 августа 1983 года по 13 января 1989 года – по адресу: //адрес//, с 01 февраля 1989 года по настоящее время истец зарегистрирована по адресу: //адрес//, что подтверждается справкой формы № 9 . Из данной справки также следует, что в период с 14 августа 2001 года по 28 октября 2003 года Курлаева Л.С. выписывалась в город Н-ск.
В силу ст. 1 Федерального закона № 125-ФЗ право гражданина на получение жилищной субсидии определяется временем прибытия в районы Крайнего Севера (не позднее 1 января 1992 года), продолжительностью стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, отсутствием жилья в других регионах.
Продолжительность стажа работы Курлаевой Л.С. в районах Крайнего Севера и отсутствие у нее жилья в других регионах Министерством строительства и территориального развития Мурманской области не оспаривается.
Из материалов дела следует, что истец действительно снималась с регистрации в г. Ковдор в г. Н-ск на период с 14 августа 2001 года по 28 октября 2003 года.
При этом, со слов истца, выезд из г. Ковдор носил временный характер и был связан с объективными семейными обстоятельствами, связанными с помощью в обустройстве быта дочери.
Данные обстоятельства объективно подтверждаются показаниями свидетелей В. и Б., которые в судебном заседании пояснили, что с 2001 по 2003 годы Курлаева периодически ездила к дочери в г. Н-ск, однако возвращалась все время в г. Ковдор, т.к. здесь у неё жилье, пенсия.
При этом, как следует из справки ГУ – УПФ РФ в Ковдорском районе, в период с 2001 по 2003 годы пенсионное дело Курлаевой Л.С. в другие регионы страны не переводилось . Согласно сообщению УФМС России Курлаева Л.С. не значиться зарегистрированной по месту жительства (месту пребывания), либо снятой с регистрационного учета в г. Н-ск.
Отсутствие у истца регистрации в этот период в Ковдорском районе само по себе, по мнению суда, не может служить основанием для ограничения прав и свобод истца Курлаевой Л.С.
В силу ст. 27 Конституции РФ, ст. 18 ГК РФ, положений Закона Российской Федерации "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" от 25 июня 1993 г. N 5242-1 каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства. Для реализации гражданином РФ его прав и свобод он обязан регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в органах регистрационного учета.
Как следует из части первой статьи 3 Закона Российской Федерации "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации вводится в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданином Российской Федерации его прав и свобод, а также исполнения им обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом.
Понятие места жительства раскрывается в статье 20 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которой под местом жительства понимается место постоянного или преимущественного проживания гражданина.
Из смысла данной статьи следует, что гражданин имеет только одно место жительства, которым у истца, как установлено, являлся и является г. Ковдор Мурманской области, выезд истца в г. Н-ск носил временный характер.
Учитывая, что администрация Ковдорского района не причастна к отказу истцу Курлаевой Л.С. в постановке ее на учет, суд считает, что администрацию Ковдорского района в качестве ответчика по делу следует освободить.
На основании изложенного, анализируя юридически значимые доказательства и фактические обстоятельства дела, суд приходит к выводу о том, что выезд истца с 2001 по 2003 год в г. Н-ск носил временный характер, что в силу действующего законодательства Российской Федерации не влияет на возникновение у истца права на получение жилищной субсидии для приобретения жилья в районах с благоприятными климатическими условиями.
При установленных обстоятельствах суд приходит к выводу, что истец Курлаева Л.С. обладает правом на получение субсидии, ее иск подлежит удовлетворению.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 197 и 198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Курлаевой Л.С. – удовлетворить.
Признать за Курлаевой Л.С. право на получение жилищной субсидии на приобретение жилья в регионах с благоприятными климатическими условиями.
Обязать Министерство строительства и территориального развития Мурманской области поставить Курлаеву Л.С. на учет граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья за счет средств федерального бюджета в соответствии с Федеральным законом "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей».
Администрацию Ковдорского района в качестве ответчика по делу освободить.
Решение может быть обжаловано в Мурманский областной суд через Ковдорский районный суд в течение 10 дней со дня оглашения.
Председательствующий