О признании членом семьи участника подпрограммы



Дело № 2-210/2011

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Ковдор                                                                              23 мая 2011 года

Ковдорский районный суд Мурманской области в составе

председательствующего судьи Толстовой Т.В.,

при секретаре Федоровой Е.В.,

с участием истца Шапошниковой Н.А.,

третьих лиц Шапошникова В.И., Шапошникова Д.В., Шапошникова И.Д.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Шапошниковой Н.А. к Администрации Ковдорского района и Министерству строительства и территориального развития Мурманской области о признании членом семьи участника подпрограммы,

        УСТАНОВИЛ:

Шапошникова Н.А. обратилась в суд с иском к администрации Ковдорского района и Министерству строительства и территориального развития Мурманской области о признании внука Шапошникова И.Д. членами семьи участника подпрограммы.

Мотивируя тем, что она вместе со своим мужем Шапошниковым В.И., сыном Шапошниковым Д.В. и внуком Шапошниковым И.Д. проживают по адресу //адрес//, а также ведут совместное хозяйство. 18 марта 2011 года Министерством строительства и территориального развития Мурманской области рассмотрено ее заявление на получение жилищной субсидии по переселению из районов Крайнего Севера. Для того, чтобы субсидия была предоставлена на всех совместно проживающих по указанному адресу лиц, необходимо признать ее внука Шапошникова И.Д. членом ее семьи.

Истец Шапошникова Н.А. иск поддержала, пояснила, что проживает в квартире //адрес// совместно с мужем Шапошниковым В.И., сыном Шапошниковым Д.В., и внуком Шапошниковым И.Д. Внук проживал вместе с ней с //дд.мм.гг//. После окончании 9 класса время от времени внук проживал по ул. //адрес//, вместе с отцом в квартире ее дочери Т. Был зарегистрирован по адресу //адрес//, позже был выписан в армию, после армии с //дд.мм.гг// он зарегистрирован в месте с ней в квартире //адрес//. Другого жилого помещения у них не имеется, по переселению они всей семьей намереваются выехать в //адрес//.

Представитель ответчика – администрации Ковдорского района в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещены. В отзыве ответчик просит рассмотреть дело в отсутствие его представителя, оценку доказательств и принятие решения оставляет на усмотрение суда.

Представитель ответчика – Министерства строительства и территориального развития Мурманской области в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещены. В ходатайстве ответчик просит рассмотреть дело в отсутствие его представителя.

Третье лицо Шапошников В.И. исковые требования истца поддержал в полном объеме, пояснил, что другого жилого помещения у него в собственности не имеется, по переселению они всей семьей намереваются выехать в //адрес//. Внук проживает совместно с ним и истцом с //дд.мм.гг//, по месту их жительства внук был зарегистрирован //дд.мм.гг//.

Третье лицо Шапошников Д.В. исковые требования истца поддержал в полном объеме, пояснил, что другого жилого помещения у него в собственности нет, по переселению они всей семьей намереваются выехать в //адрес//. Сын был прописан по адресу //адрес//, однако с //дд.мм.гг// проживал вместе с бабушкой по адресу //адрес//, также время от времени бывал в квартире //адрес//.

Третье лицо Шапошников И.Д. исковые требования истца поддержал в полном объеме, пояснил, что проживает с //дд.мм.гг// с бабушкой в квартире //адрес//. После окончания 9 класса время от времени проживал по адресу //адрес//. В настоящее время проживает в //адрес//, где снимает комнату, официально ни где не работает. Другого жилого помещения у него в собственности нет, по переселению они всей семьей намереваются выехать в //адрес//.

Заслушав истца Шапошникову Н.А., третьих лиц Шапошникова В.И., Шапошникова Д.В., Шапошникова И.Д., свидетелей С. и А., исследовав амбулаторную карту Шапошникова И.Д. и материалы дела, суд приходит к выводу, что иск удовлетворению не подлежит.

Условия предоставления и порядок определения размера жилищных субсидий установлены Федеральным законом от 25 октября 2002 года № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей».

Статьей 1 указанного Закона определено, что жилищные субсидии предоставляются гражданам, прибывшим в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности не позднее 1 января 1992 год, имеющим общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее 15 календарных лет, не имеющим жилья в других регионах Российской Федерации или нуждающимся в его улучшении и не получавшим субсидии на эти цели.

В соответствии со статьей 5 Закона размер жилищных субсидий определяется, как произведение норматива общей площади жилья на заявленный состав семьи и стоимости одного квадратного метра площади квартиры в избранном регионе выезда, определяемом ежеквартально уполномоченным федеральным органом исполнительной власти

Мероприятия по реализации Федерального закона «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» входят в состав федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 17 сентября 2001 года № 675. При этом реализация программы и указанных мероприятий осуществляются в рамках подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» (Постановление Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2005 года № 865).

Формой обеспечения государственной финансовой поддержки участников подпрограммы является государственный жилищный сертификат.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 года № 153 утверждены Правила выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы, согласно которым право на получение жилищного сертификата имеют граждане, выезжающие (выехавшие) из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей (далее - Правила).

Согласно пункту 2 Правил - государственный жилищный сертификат является именным свидетельством, удостоверяющим право гражданина на получение за счет средств федерального бюджета социальной выплаты (жилищной субсидии, субсидии) для приобретения жилого помещения (далее - социальная выплата). Предоставление социальной выплаты является финансовой поддержкой государства в целях приобретения жилого помещения.

Из материалов дела, усматривается, что Шапошникова Н.А. с 30 июня 2010 года состоит на учет граждан, имеющих право на получение жилищной субсидии для приобретения жилья за пределами районов Крайнего Севера по категории – пенсионеры, составом семьи – 3 человека, и включена в состав участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» .

Пунктом 1 статьи 31 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.

В силу пункта 5 Положения о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, утвержденного Постановлением Правительства от 10 декабря 2002 года № 879, состав семьи граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья, определяется в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии с подпунктом «а» пункта 17 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 – 2010 годы», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 21 марта 2006 года № 153, применительно к условиям подпрограммы членами семьи гражданина - участника подпрограммы признаются постоянно проживающие совместно с ним супруга (супруг), их дети и родители гражданина - участника подпрограммы. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы, а в исключительных случаях и иные лица, постоянно проживающие совместно с гражданином - участником подпрограммы, учитываются при расчете размера субсидии в случае признания их в судебном порядке членами его семьи. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы, а в исключительных случаях и иные лица, постоянно проживающие совместно с гражданином - участником подпрограммы, учитываются при расчете размера социальной выплаты в случае признания их в судебном порядке членами его семьи - для граждан, выезжающих из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.

Согласно свидетельства о рождении серии //№// от //дд.мм.гг//, актовая запись //№//, Шапошников И.Д. родился //дд.мм.гг//, отец Шапошников Д.В., мать Шапошникова И.Н. .

Брак между Шапошниковым Д.В. и Шапошниковой И.Н. прекращен //дд.мм.гг// .

Из материалов дела усматривается, что истец Шапошникова Н.А. и третьи лица – ее муж Шапошников В.И., сын Шапошников Д.В. зарегистрированы в принадлежащей Шапошниковой Н.А. и Шапошникову В.И. квартире //адрес//, там же по возвращении из Армии с //дд.мм.гг// зарегистрирован и внук истца Шапошников И.Д. , который ранее с //дд.мм.гг// по //дд.мм.гг// был зарегистрирован по адресу //адрес// – по месту жительства матери .

Суд считает, что в судебном заседании не нашло своего подтверждения то обстоятельство, что Шапошников И.Д. постоянно проживает совместно с истцом в трехкомнатной квартире //адрес//, а следовательно является членом ее семьи.

Так, в судебном заседании установлено и не оспаривается истцом, третьими лицами, что Шапошников И.Д. в настоящее время проживает в Санкт-Петербурге.

Более того, в карте амбулаторного больного Шапошникова И.Д. указаны, обращения Шапошникова И.Д. за медицинской помощью, в том числе //дд.мм.гг//, //дд.мм.гг//, //дд.мм.гг// – с указанием места жительства по адресу //адрес//, //дд.мм.гг//, //дд.мм.гг//, //дд.мм.гг//, //дд.мм.гг//, – с указанием места жительства по адресу //адрес//, //дд.мм.гг//, //дд.мм.гг//, //дд.мм.гг// – с указанием места жительства //адрес//.

При указанных обстоятельствах суд не может принять во внимание показания допрошенных в судебном заседании свидетелей С. и А., подтвердивших факт совместного и постоянного проживания истца с внуком Шапошниковым И.Д. до его ухода в армию в квартире //адрес//, так как они опровергаются записями амбулаторной карты Шапошникова И.Д., а также данными в судебном заседании показаниями истца Шапошниковой Н.А., третьих лиц Шапошникова Д.В. и Шапошникова И.Д., о том, что после окончания девятого класса Шапошников И.Д. время от времени проживал в квартире //адрес//.

Согласно части первой статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений если иное не предусмотрено федеральным законом.

Суд считает, что истец не представила суду бесспорных доказательств, свидетельствующих о том, что ее внук Шапошников И.Д. является членом ее семьи. Такие доказательства в материалах дела отсутствуют.

В соответствии с пунктом 1 статьи 20 Гражданского кодекса Российской Федерации местом жительства, признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.

Статьей 27 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства.

В силу статьи 1 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 года № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» (далее Закон) каждый гражданин России имеет право на свободу передвижения, выбор месте пребывания и жительства.

Статьей 2 Закона определено, что местом жительства является жилой дом, квартира, служебное жилое помещение, специализированные дома (общежитие, гостиница - приют, дом маневренного фонда, специальный дом для одиноких престарелых, дом-интернат для инвалидов, ветеранов и другие), а также иное жилое помещение, в котором гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору аренды либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Вместе с тем сам по себе факт регистрации или отсутствия таковой не порождает для гражданина каких-либо прав и обязанностей и согласно части 2 статьи 3 Закона, не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и законодательными актами субъектов Российской Федерации.

Регистрация в том смысле, в каком это не противоречит Конституции Российской Федерации, является лишь предусмотренным федеральным законом способом учета граждан в пределах Российской Федерации, носящим уведомительный характер и отражающим факт нахождения гражданина по месту пребывания или жительства.

Указанный выше Закон ввел институт регистрации в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданами Российской Федерации их прав и свобод, а также исполнения ими обязанностей пред другими гражданами, государством и обществом.

Регистрация Шапошникова И.Д. по месту жительства истца в квартире //адрес//, по мнению суда, не влечет для них каких-либо дополнительных прав и обязанностей, так как регистрация не входит в понятие «место жительство».

Регистрация лица по месту жительства по заявлению собственника жилого помещения или ее отсутствие не является определяющим обстоятельством для решения вопроса о признании его членом семьи собственника жилого помещения, так как согласно статье 3 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 года N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" регистрация или отсутствие таковой не могут служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. Наличие или отсутствие у лица регистрации в жилом помещении является лишь одним из доказательств по делу, которое подлежит оценке судом наряду с другими доказательствами (пункт 11 Постановление Пленума Верховного суда Российской Федерации от 2 июля 2009 года № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации»).

Принимая во внимание, установленные обстоятельства, суд приходит к выводу, что в удовлетворении иска Шапошниковой Н.А. следует отказать.

Руководствуясь статьями 194, 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении иска Шапошниковой Н.А. к Администрации Ковдорского района и Министерству строительства и территориального развития Мурманской области о признании членом семьи участника подпрограммы отказать.

Решение может быть обжаловано в Мурманский областной суд в течение 10 дней через Ковдорский районный суд со дня вынесения.

Председательствующий