Изготовлено 16 мая 2011 года. Дело № 2-193/2011
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Ковдор 11 мая 2011 года
Ковдорский районный суд Мурманской области
в составе председательствующего судьи Горбатюк А.А.,
при секретаре Перебасовой В.А.,
с участием помощника прокурора Ковдорского района Чернышева А.Е.,
представителей ответчика администрации Ковдорского района Мерковой Н.С., Домбровского П.Л.,
представителей третьих лиц: отдела образования – Решетниковой Е.Г., МОУ СОШ №11 – Матвеевой О.С., КХЭО – Жолудь С.И.,
главного государственного инспектора отдела государственного энергетического надзора Беломорского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору Шилова А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Ковдорского района в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации Ковдорского района об обязании выполнить в Муниципальном образовательном учреждении – средняя общеобразовательная школа № 11 заземляющее устройство в срок до 1 июня 2011 года,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Ковдорского района обратился с иском в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации Ковдорского района об обязании выполнить в МОУ СОШ № 11 заземляющее устройство в срок до 1 июня 2011 года.
Свои требования мотивирует тем, что прокуратурой Ковдорского района совместно с государственным инспектором отдела государственного энергетического надзора Беломорского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, в период работы муниципальной комиссии по приемке готовности муниципальных образовательных учреждений к новому 2010-2011 учебному году была проведена проверка соблюдения Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей в деятельности муниципальных образовательных учреждений. Проверкой был выявлен ряд нарушений Правил, должностные лица учреждений привлечены к административной ответственности. Главой Ковдорского района было издано распоряжение № 185-р от 30 августа 2010 года «Об утверждении плана мероприятий по устранению замечаний, выявленных муниципальной комиссии при приемке образовательных учреждений муниципального образования Ковдорский район к новому учебному 2010-2011 году». В связи с истечением сроков исполнения большинства мероприятий, отсутствием достоверной информации об их выполнении, а также в связи с тем, что невыполнение мероприятий создает угрозу причинения вреда жизни и здоровью граждан была проведена повторная проверка, в ходе которой было установлено, что до настоящего времени так и не выполнен монтаж главной заземляющей шины (пункт 3.8 Плана мероприятий). Считает, что отсутствие главной заземляющей шины, как неотъемлемой части заземляющего устройства, создает реальную опасность, угрожает жизни и здоровью учащихся, их родителей, работников данного учебного учреждения, ставит под угрозу безопасность образовательного процесса.
Помощник прокурора Ковдорского района Чернышев А.Е. в судебном заседании исковые требования поддержал, пояснил, что отсутствие главной заземляющей шины, как неотъемлемой части заземляющего устройства, создает реальную опасность, угрожает жизни и здоровью учащихся, их родителей, работников МОУ СОШ №11, ставит под угрозу безопасность образовательного процесса. Просит обязать администрацию Ковдорского района выполнить в МОУ СОШ № 11 заземляющее устройство в срок до 1 июня 2011 года.
Представитель третьего лица Беломорского управления Ростехнадзора Шилов А.В. с иском согласен, пояснил, что неоднократно при проверке здания СОШ №11 к новому учебному году им указывалось на необходимость установления заземляющей шины в целях безопасности детей, родителей, педагогов от возможного поражения электрическим током. В августе 2010 года он подписал акт готовности здания школы №11 к учебному году только после издания Главой района распоряжения, в котором были указаны сроки устранения выявленных замечаний. Однако до настоящего времени заземляющая шина не установлена. В школе отсутствует акт о вводе в эксплуатацию электрооборудования, отсутствуют документы о проведенных работах. Так, в некоторых кабинетах школы имеются кабель-каналы с проложенными в них трехжильными проводами, однако на вопрос, кто производил данные работы, ни ответа, ни документов ему представлено не было. Все оборудование следует присоединить к РЕ-проводнику, т.к. в соответствии с п. 2.7.6 ПЭУ все оборудование подлежит занулению. Считает, что данные работы возможно произвести до сентября 2011 года, до начала работы комиссии по проверке готовности здания к новому учебному году.
Представитель ответчика администрации Ковдорского района Меркова Н.С. с иском не согласна, считает, что т.к. здание СОШ №11 не является вновь сооруженным, реконструированным, то в соответствии с п. 1.1 ПЭУ установление заземляющей шины носит рекомендательный характер. Указывает, что прокурором в иске не приведены доказательства, обосновывающие их обязанность выполнять требования ПЭУ. Здание школы принято в эксплуатацию в 1993 году, персонал ежегодно проходит обучение и подготовку по технике безопасности, несчастных случаев не было.
Представитель ответчика администрации Ковдорского района Домбровский П.Л. с иском не согласен, считает, что надлежащим ответчиком по делу является МОУ СОШ №11, т.к. в соответствии с Законом об образовании, именно они несут ответственность за жизнь и здоровье обучающихся. ПЭУ носят рекомендательный характер, использование импортного оборудование школой не является реконструкцией. Установление заземляющей шины является правом администрации района, но не обязанностью. Зануление в здании школы имеется, здание принято в эксплуатацию в 1993 году. Доказательств, что необходимо установить заземляющую шину, прокурором не представлено, ведь никаких несчастных случаев не произошло, вред никому не причинен. Распоряжение Главы в части установления заземляющей шины в сроки сентябрь-ноябрь 2010 года ими не выполнено, т.к. исполнять его или нет решает сама администрация.
Представитель третьего лица отдела образования администрации Ковдорского района Решетникова Е.Г. с иском не согласна, пояснила, что в иске следует отказать, т.к. п. 1.1 ПЭУ гласит, что Правила носят рекомендательный характер, т.е. они не являются обязательными для исполнения всеми.
Представитель третьего лица МОУ СОШ № 11 Матвеева О.С. пояснила, что несколько лет кряду главным инспектором Ростехнадзора Шиловым указывалось на необходимость установки заземляющей шины. Данная информация была доведена до Учредителя, однако денежных средств на это в бюджете районе не имеется. В августе 2010 года Главой района принято распоряжение №185-р согласно которому должна быть установлена заземляющая шина, однако это не сделано из-за отсутствия финансовых средств. Жалоб на эксплуатацию электрооборудования не было, обслуживанием электрооборудования школы занимается КХЭО. Считает, что заземляющая шина должна быть установлена.
Представитель МУ Контора «Хозяйственно-эксплуатационного обслуживания отдела образования администрации Ковдорского района» Жолудь С.И. пояснила, что с января 2010 года они обслуживают электрохозяйство СОШ №11. Работы ими выполняются на основании поступивших от школы заявок.
Заслушав помощника прокурора Ковдорского района Чернышева А.Е., представителей ответчика Меркову Н.С., Домбровского П.Л., представителей третьих лиц Шилова А.В., Решетникову Е.Г., Матвееву О.С., Жолудь С.И., проверив материалы дела, суд приходит к выводу, что иск подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно части 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц.
В соответствии с п.п. 1.1.1, 1.1.2 Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей (ПТЭЭП), утвержденных Приказом Минэнерго РФ от 13.01.2003 N 6, Правила имеют целью обеспечить надежную, безопасную и рациональную эксплуатацию электроустановок и содержание их в исправном состоянии. Распространяются на организации, независимо от форм собственности и организационно-правовых форм, индивидуальных предпринимателей, а также граждан – владельцев электроустановок напряжением выше 1000 В.
Электроустановкой является совокупность машин, аппаратов, линий и вспомогательного оборудования (вместе с сооружениями и помещениями, в которых они установлены), предназначенных для производства, преобразования, трансформации, передачи, распределения электрической энергии и преобразования ее в другой вид энергии.
Глава 2.7 ПТЭЭП содержит требования к технической эксплуатации заземляющих устройств и распространяется на все виды заземляющих устройств, системы уравнивания потенциалов и т.п. (далее - заземляющие устройства).
Заземляющие устройства должны соответствовать требованиям государственных стандартов, правил устройства электроустановок, строительных норм и правил и других нормативно-технических документов, обеспечивать условия безопасности людей, эксплуатационные режимы работы и защиту электроустановок (п. 2.7.2).
Монтаж заземлителей, заземляющих проводников, присоединение заземляющих проводников к заземлителям и оборудованию должен соответствовать установленным требованиям (п. 2.7.5).
Каждая часть электроустановки, подлежащая заземлению или занулению, должна быть присоединена к сети заземления или зануления с помощью отдельного проводника. Последовательное соединение заземляющими (зануляющими) проводниками нескольких элементов электроустановки не допускается (п. 2.7.6).
Приказом Минэнерго РФ от 08.07.2002 N 204 утверждены главы Правил устройства электроустановок" (вместе с "Правилами устройства электроустановок. Издание седьмое) (далее - ПУЭ), которые распространяются на вновь сооружаемые и реконструируемые электроустановки постоянного и переменного тока напряжением до 750 кВ, в том числе на специальные электроустановки, рассмотренные в разд. 7 настоящих Правил.
Требования настоящих Правил рекомендуется применять для действующих электроустановок, если это повышает надежность электроустановки или если ее модернизация направлена на обеспечение требований безопасности, которые распространяются на действующие электроустановки.
Глава 1.7 ПЭУ «Заземление и защитные меры электробезопасности распространяется на все электроустановки переменного и постоянного тока напряжением до 1 кВ и выше и содержит общие требования к их заземлению и защите людей и животных от поражения электрическим током, как в нормальном режиме работы электроустановки, так и при повреждении изоляции.
Заземляющий проводник - проводник, соединяющий заземляемую часть (точку) с заземлителем (п. 1.7.18 ПЭУ).
Заземляющее устройство – это совокупность заземлителя и заземляющих проводников (п.1.7.19. ПЭУ).
Заземление - преднамеренное электрическое соединение какой-либо точки сети, электроустановки или оборудования с заземляющим устройством (п.1.7.28 ПЭУ).
В соответствии с п. 1.7.37 Правил, главная заземляющая шина - шина, являющаяся частью заземляющего устройства электроустановки до 1 кВ и предназначенная для присоединения нескольких проводников с целью заземления и уравнивания потенциалов.
Электроустановки напряжением до 1 кВ жилых, общественных и промышленных зданий и наружных установок должны, как правило, получать питание от источника с глухозаземленной нейтралью с применением системы TN (п. 1.7.57 ПЭУ).
Согласно п. 1.7.61 ПЭУ, при применении системы TN рекомендуется выполнять повторное заземление PE- и PEN-проводников на вводе в электроустановки зданий, а также в других доступных местах. Для повторного заземления в первую очередь следует использовать естественные заземлители. Сопротивление заземлителя повторного заземления не нормируется.
Внутри больших и многоэтажных зданий аналогичную функцию выполняет уравнивание потенциалов посредством присоединения нулевого защитного проводника к главной заземляющей шине.
Повторное заземление электроустановок напряжением до 1 кВ, получающих питание по воздушным линиям, должно выполняться в соответствии с п.п. 1.7.102 - 1.7.103 ПЭУ.
Согласно п. 1.7.119 ПЭУ главная заземляющая шина может быть выполнена внутри вводного устройства электроустановки напряжением до 1 кВ или отдельно от него.
Внутри вводного устройства в качестве главной заземляющей шины следует использовать шину PE.
При отдельной установке главная заземляющая шина должна быть расположена в доступном, удобном для обслуживания месте вблизи вводного устройства.
Глава 7 Правил содержит требования для электроустановок жилых, общественных, административных и бытовых зданий, в соответствии с которой питание электроприемников должно выполняться от сети 380/220 В с системой заземления TN-S или TN-C-S7.
При реконструкции жилых и общественных зданий, имеющих напряжение сети 220/127 В или 3 x 220 В, следует предусматривать перевод сети на напряжение 380/220 В с системой заземления TN-S или TN-C-S.
Из исследованных в судебном заседании материалов дела следует, что 27 августа 2010 года в отношении должностного лица – директора МОУ СОШ № 11 Матвеевой О.С. возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном статьей 9.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (л.д. 9-10) за выявленные в результате проверки нарушения пунктов 1.8.1, 2.2.20, 2.2.16, 2.4.5, 2.7.6 Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей, пунктов 1.7.60, 1.7.61, 1.7.119, 7.1.36 Правил устройства электроустановок.
Постановлением главного государственного инспектора отдела государственного энергетического надзора Беломорского Управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору Шилова А.В. от 30 сентября 2010 года директор МОУ СОШ № 11 признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 9.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и подвергнута наказанию в виде административного штрафа в размере ** рублей .
Из акта оценки готовности МОУ СОШ №11 к новому 2010/2011 учебному году от 18 августа 2010 года следует, что МОУ СОШ №11 готово к новому 2010/2011 учебному году и отопительному сезону с учетом устранения замечаний по распоряжению №185-р от 30 августа 2010 года .
Распоряжением Главы Ковдорского района от 30 августа 2010 года № 185-р утвержден план мероприятий по устранению замечаний, выявленных муниципальной комиссией при приемке образовательных учреждений муниципального образования Ковдорский район к новому учебному 2010-2011 году.
В соответствии с утвержденным Планом мероприятий в период сентября-ноября 2010 года в МОУ СОШ № 11 необходимо было произвести монтаж главной заземляющей шины .
Однако, на 10 сентября 2010 года мероприятия, указанные в Распоряжении Администрации Ковдорского района № 185-р от 30.08.2010 г. не выполнены, что подтверждается актом осмотра электроустановки № Э-84-18.
Как пояснил в судебном заседании главный государственный инспектор Ростехнадзора Шилов А.В., школа построена в 1993 году без учета требований как ПТЭЭП, так и ПЭУ. В общеобразовательном учреждении в последнее время появилось много компьютеров, оргтехники, использование которых предусматривает изготовителем наличие заземление, отсутствие которого может привести к несчастным случаям.
Факт наличия в школе оборудования, для которого требуется заземление, не отрицалось в судебном заседании, как представителями ответчика, так и третьим лицом – директором МОУ СОШ №11 Матвеевой О.С.
Из акта освидетельствования скрытых работ от декабря 1993 года следует, что в школе №2 (здание МОУ СОШ №11) выполнены работы по устройству контура заземления .
Главный государственный инспектор Ростехнадзора Шилов А.В. пояснил, что в СОШ имеется заземляющая шина, однако к ней не присоединены заземляющие проводники.
В судебном заседании с достоверностью установлено, что в МОУ СОШ //№// отсутствует главная заземляющая шина, распоряжение Главы №185-р от 30 августа 2010 года в части монтажа главной заземляющей шины, до настоящего времени не выполнено.
Согласно пункта 4 части 1 статьи 31 Закона РФ от 10.07.1992 N 3266-1 (ред. от 02.02.2011) "Об образовании" к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, обустройство прилегающих к ним территорий.
В силу пункта 3 части 3 статьи 32 Закона РФ «Об образовании» образовательное учреждение несет в установленном законодательством Российской Федерации порядке ответственность за жизнь и здоровье обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения во время образовательного процесса.
Частями 1 и 7 статьи 51 Закона РФ «Об образовании» предусмотрено, что образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников. Ответственность за создание необходимых условий для учебы, труда и отдыха обучающихся, воспитанников образовательных учреждений несут должностные лица образовательных учреждений в соответствии с законодательством Российской Федерации и уставом данного образовательного учреждения.
В соответствии с пунктом 1.1 Устава МОУ СОШ № 11 – школа является государственным образовательным учреждением. Учредителем школы является администрация Ковдорского района Мурманской области в лице отдела образования (пункт 1.2. Устава).
В своей деятельности школа руководствуется Конституцией Российской Федерации, Законом РФ «Об образовании», другими федеральными законами, Типовыми положениями об общеобразовательном учреждении, о вечернем (сменном) общеобразовательном учреждении, о дошкольном образовательном учреждении, иными законодательными и нормативными правовыми актами Федерального, регионального и муниципального уровня, Уставом и локальными актами школы. Школа является юридическим лицом, может иметь расчетный, валютный и другие счета в банковских или иных кредитных учреждениях, приобретает право на ведение уставной финансово-хозяйственной деятельности, направленной на подготовку образовательного процесса, с момента ее регистрации в органе государственной регистрации юридических лиц (пункт 2.6 Устава).
В соответствии с подпунктом 1 пункта 5.5 Устава к компетенции школы относится оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, осуществляемое в пределах собственных финансовых средств. К компетенции учредителя (администрации Ковдорского района в лице отдела образования) относится обеспечение содержания зданий и сооружений школы, обустройство прилегающих к ним территорий (подпункт 4 пункт 5.7 Устава).
Из п. 4.1.5 ГОСТа Р 12.1.019-2009 следует, что электробезопасность должна обеспечиваться:
- конструкцией электроустановок;
- техническими способами и средствами защиты;
- организационными и техническими мероприятиями.
Электроустановки и их части должны быть выполнены таким образом, чтобы работающие не подвергались опасным и вредным воздействиям электрического тока и электромагнитных полей, и соответствовать требованиям электробезопасности.
В судебном заседании установлено, что МОУ СОШ №11 филиалом ГОУТП «ТЭКОС» «Ковдорская электросеть» не обслуживается с 1 января 2010 года. Обслуживанием электросетей школы занимается КХЭО, которая только выполняет заявки образовательного учреждения на ремонт посудомоечной машины, ремонт освещения и т.п.
Более того, представитель КХЭО Жолудь С.И. в судебном заседании что-либо пояснить по состоянию электрооборудования в школе №11 не смогла, ответив, что ими выполнятся работы по заявкам учреждения.
Учитывая вышеизложенное, суд приходит к выводу, что отсутствие главной заземляющей шины, как неотъемлемой части заземляющего устройства, создает реальную опасность, а также угрожает жизни и здоровью учащихся и работников МОУ СОШ №11. При отсутствии заземляющего устройства крайне велика опасность поражения людей электрическим током при нарушении изоляции электрооборудования, через батареи, перила, металлические трубы, корпуса электрооборудования, железобетонные стены, иные токопроводящие части.
В соответствии с частью 1 статьи 258 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.
При указанных обстоятельствах суд считает, что исковое заявление прокурора Ковдорского района в интересах неопределенного круга лиц подлежит удовлетворению, следует обязать администрацию Ковдорского района, как собственника и Учредителя МОУ СОШ №11, выполнить в МОУ СОШ №11 заземляющее устройство.
Учитывая, что для выполнения вышеуказанных работ необходимо не только составление сметной документации, а также объявление конкурса на выполнение работ, суд считает, что срок выполнения обязательства следует установить до 20 августа 2011 года, т.е. до начала принятия здания к новому 2011/-2012 учебному году, что будет соответствовать требованиям разумности.
Доводы представителей ответчика, что положения ПЭУ носят рекомендательный характер и распространяются только на вновь сооружаемые или реконструированные здания являются не состоятельными, т.к. ПЭУ рекомендуется применять для действующих электроустановок, если это повышает надежность электроустановки или если ее модернизация направлена на обеспечение требований безопасности, которые распространяются на действующие электроустановки. ПТЭЭП имеют целью обеспечить надежную, безопасную и рациональную эксплуатацию электроустановок и содержание их в исправном состоянии. Распространяются на организации, независимо от форм собственности и организационно-правовых форм, индивидуальных предпринимателей, а также граждан – владельцев электроустановок напряжением выше 1000 В.
Руководствуясь статьями 194, 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Иск прокурора Ковдорского района в интересах неопределенного круга лиц – удовлетворить.
Обязать администрацию Ковдорского района выполнить в Муниципальном образовательном учреждении – средняя общеобразовательная школа № 11 заземляющее устройство в срок до 20 августа 2011 года.
Решение может быть обжаловано в Мурманский областной суд через Ковдорский районный суд в течение 10 дней со дня изготовления полного текста решения.
Председательствующий