Дело № 2-82/2011
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Ковдор 14 марта 2011 года
Ковдорский районный суд Мурманской области в составе
председательствующего судьи Толстовой Т.В.,
при секретаре Федоровой Е.В.,
с участием истца Новосельцевой В.Ф.,
представителя ответчика ОАО «Ковдорслюда» Антоновой Е.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Новосельцевой В.Ф. о взыскании начисленной, но не выплаченной заработной платы,
УСТАНОВИЛ:
Новосельцева В.Ф. обратилась в суд с иском к Открытому акционерному обществу «Ковдорслюда» о взыскании начисленной, но не выплаченной заработной платы, а также компенсации за неиспользованные талоны на молоко.
Мотивируя тем, что она работала в ОАО «Ковдорслюда» с 22 сентября 2008 года по 9 сентября 2010 года. Работодатель начислил, но не выплатил ей заработную плату за август 2010 года в размере ** рублей, а также не компенсировал неиспользованные талоны на молоко за период с января 2010 года по 9 сентября 2010 года в размере ** рублей.
Истец Новосельцева В.Ф. в судебном заседании исковые требования уточнила, просит взыскать с ОАО «Ковдорслюда» начисленную, но не выплаченную заработную плату за август 2010 года в размере ** рублей, компенсацию за неиспользованные талоны на молоко за период с января 2010 года по 9 сентября 2010 года в размере ** рублей и компенсацию морального вреда в размере ** рублей. Пояснила, что работала в ОАО «Ковдорслюда» с 22 сентября 2008 года по 9 сентября 2010 года. Работодатель начислил, но не выплатил ей заработную плату за август 2010 года, а также компенсацию за неиспользованные молочные талоны за период с января 2010 года по 9 сентября 2010 года. Незаконными действиями работодателя ей были причинены нравственные страдания, так как ей пришлось перезанимать денежные средства, для того чтобы прожить и купить необходимые лекарства.
Представитель ответчика Антонова Е.Г. с иском не согласна в части взыскания в пользу истца компенсации морального вреда. Пояснила, что истцом суду не представлены доказательства, подтверждающие перенесенные нравственные страдания. В части взыскания начисленной, но не выплаченной заработной платы и компенсации за неиспользованные молочные талоны в сумме ** рублей ** копейки с иском согласна.
Заслушав истца Новосельцеву В.Ф., представителя ОАО «Ковдорслюда» Антонову Е.Г., исследовав материалы дела, суд приходит к выводу, что иск подлежит удовлетворению.
В соответствии с частью 3 статьи 37 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы.
Конституционно - правовая природа института минимального размера оплаты труда, согласно статьям 7 (часть 2) и 37 (часть 3) Конституции Российской Федерации, предполагает установление того минимума денежных средств, который должен быть гарантирован работнику в качестве вознаграждения за выполнение трудовых обязанностей.
Статья 140 Трудового кодекса Российской Федерации определяет сроки расчета при увольнении и устанавливает, что при прекращении трудового договора выплата всех сумм, причитающихся работнику от работодателя, производится в день увольнения работника. Если работник в день увольнения не работал, то соответствующие суммы должны быть выплачены не позднее следующего дня после предъявления уволенным работником требования о расчете.
В случае спора о размерах сумм, причитающихся работнику при увольнении, работодатель обязан в указанный в настоящей статье срок выплатить не оспариваемую им сумму.
В соответствии с пунктом третьим статьи 84.1 Трудового кодекса Российской Федерации днем прекращения трудового договора во всех случаях является последний день работы работника, за исключением случаев, когда работник фактически не работал, но за ним в соответствии с Трудовым кодексом или иным федеральным законом сохранялось место работы (должность).
Как следует из материалов дела, 1 октября 2007 года был заключен коллективный договор между работодателем – ОАО «Ковдорслюда» и трудовым коллективом, однако, в связи с разногласиями, раздел «Оплата труда» в данном коллективном договоре отсутствует.
29 декабря 2008 года между работодателем генеральным директором ОАО «Ковдорслюда» и председателем профкома ОАО «Ковдорслюда» было подписано Соглашение к Коллективному договору, в соответствии с которым в коллективный договор были внесены изменены, договор дополнен разделом «Оплата труда», в соответствии с которым аванс должен выплачиваться с 28 числа до последнего дня месяца предшествующего выплате заработной плате, а основная часть заработной платы с 15 по 25 число месяца следующего за месяцем, за который производится выплата заработной платы.
Соглашением к коллективному договору ОАО «Ковдорслюда» от 26 января 2009 года установлено, что заработная плата с 1 января 2009 года выплачивается в следующие сроки: аванс – 10 числа каждого месяца, основная часть заработной платы – 25 числа каждого месяца следующего за месяцем, за который производится выплата заработной платы.
Из материалов дела видно, что трудовой договор с истцом Новосельцевой В.Ф. расторгнут 9 сентября 2010 года , окончательный расчет после этой даты с ней произведен не был .
Как установлено в судебном заседании и усматривается из справки ОАО Ковдорслюда» задолженность по заработной плате Новосельцевой В.Ф. за август 2010 года составляет ** рублей ** копеек.
В соответствии со статьей 222 Трудового кодекса Российской Федерации на работах с вредными условиями труда работникам выдаются бесплатно по установленным нормам молоко или другие равноценные пищевые продукты. Выдача работникам по установленным нормам молока или других равноценных пищевых продуктов по письменным заявлениям работников может быть заменена компенсационной выплатой в размере, эквивалентном стоимости молока или других равноценных пищевых продуктов, если это предусмотрено коллективным договором и (или) трудовым договором.
Пунктом 10 Норм и условий бесплатной выдачи работникам, занятым на работах с вредными условиями труда, молока или других равноценных пищевых продуктов, которые могут выдаваться работникам вместо молока, утвержденных Приказом Минздравсоцразвития России от 16 февраля 2009 года N 45Н "Об утверждении норм и условий бесплатной выдачи работникам, занятым на работах с вредными условиями труда, молока или других равноценных пищевых продуктов, порядка осуществления компенсационной выплаты в размере, эквивалентном стоимости молока или других равноценных пищевых продуктов, и перечня вредных производственных факторов, при воздействии которых в профилактических целях рекомендуется употребление молока или других равноценных пищевых продуктов" (зарегистрирован в Минюсте России 20.04.2009 N 13795) предусмотрено, что выдача работникам по установленным нормам молока или других равноценных пищевых продуктов может быть заменена по письменным заявлениям работников компенсационной выплатой в размере, эквивалентном стоимости молока или других равноценных пищевых продуктов, которая производится в соответствии с Порядком осуществления компенсационной выплаты в размере, эквивалентном стоимости молока или других равноценных пищевых продуктов, приведенным в приложении N 2.
Согласно порядка осуществления компенсационной выплаты в размере, эквивалентном стоимости молока или других равноценных пищевых продуктов, утвержденного Приказом Минздравсоцразвития России от 16 февраля 2009 года N 45Н, размер компенсационной выплаты принимается эквивалентным стоимости молока жирностью не менее 2,5% или равноценных пищевых продуктов в розничной торговле по месту расположения работодателя на территории административной единицы субъекта Российской Федерации.
Работникам, получающим вместо молока равноценные пищевые продукты, размер компенсационной выплаты устанавливается исходя из стоимости равноценных пищевых продуктов.
Компенсационная выплата должна производиться не реже 1 раза в месяц.
Конкретный размер компенсационной выплаты и порядок ее индексации устанавливаются работодателем с учетом мнения первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников и включаются в коллективный договор. При отсутствии у работодателя представительного органа работников указанные положения включаются в заключаемые с работниками трудовые договоры.
Индексация компенсационной выплаты производится пропорционально росту цен на молоко и другие равноценные пищевые продукты в розничной торговле по месту расположения работодателя на территории административной единицы субъекта Российской Федерации на основе данных компетентного структурного подразделения органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Пунктом 7.5.12 коллективного договора ОАО «Ковдорслюда» установлено, что выдачу молока работникам комбината и учащимся учебных заведений, проходящих производственную практику в подразделениях Общества в дни фактического выполнения работ на местах с наличием вредных факторов в соответствии с медицинскими показаниями ит на основании согласованного с профкомом перечня, в количестве: при длительности смены до 8 часов – 0,5 л (1 талон); - при длительности смены 12 часов – 0,75 л (3 талона на 2 смены). Цена на молоко не влияет на норму его выдачи.
В судебном заседании установлено, что компенсация за неиспользованные молочные талоны истцу Новосельцевой В.Ф. составляет ** рублей ** копейки, что подтверждено в судебном заседании представителем ответчика, материалами дела и не оспаривается истцом.
При установленных обстоятельствах, учитывая изложенные нормы права, в пользу истца Новосельцевой В.Ф. с ответчика подлежит взысканию компенсационная выплата в размере ** рублей ** копейки.
Суд считает, что также подлежат удовлетворению требования истца в части возмещения морального вреда.
Обязанность компенсации работникам морального вреда установлена статьями 12, 151, 1099 - 1101 Гражданского кодекса Российской Федерации и статьей 237 Трудового кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 63 Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 17 марта 2004 года N 2 "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации" в случаях нарушения трудовых прав работников, суд в силу статей 21 (абзац четырнадцатый части первой) и 237 Трудового кодекса Российской Федерации вправе удовлетворить требование работника о компенсации морального вреда, причиненного ему любыми неправомерными действиями или бездействием работодателя, в том числе и при нарушении его имущественных прав (например, при задержке выплаты заработной платы).
В соответствии со статьей 237 Трудового кодекса Российской Федерации компенсация морального вреда возмещается в денежной форме в размере, определяемом по соглашению работника и работодателя, а в случае спора факт причинения работнику морального вреда и размер компенсации определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба.
Пункт 2 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20 декабря 1994 года N 10 устанавливает, что под моральным вредом понимаются нравственные или физические страдания, причиненные действиями (бездействием), посягающими на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага (жизнь, здоровье, достоинство личности, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, личная и семейная тайна и т.п.) или нарушающими его личные неимущественные права (право на пользование своим именем, право авторства и другие неимущественные права в соответствии с законами об охране прав на результаты интеллектуальной деятельности) либо нарушающими имущественные права гражданина.
Как установлено в судебном заседании и подтверждается материалами дела, истец Новосельцева В.Ф., по вине работодателя при увольнении не получила все суммы, причитающиеся ей от работодателя.
Суд соглашается с тем, что истец, добросовестно исполняла свои трудовые обязанности и не получила при этом вознаграждение за свой труд, испытала унижение, и нравственные страдания.
Исходя из конкретных обстоятельств дела с учетом объема и характера причиненных истцу Новосельцевой В.Ф. нравственных страданий, степени вины работодателя, а также требований разумности и справедливости, суд считает, что в пользу истца в возмещение морального вреда подлежит взысканию ** рублей.
В соответствии с частью первой статьи 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, подпунктом восемь пункта первого статьи 333.20 Налогового кодекса Российской Федерации государственная пошлина, от уплаты которой истец освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты государственной пошлины, в федеральный бюджет пропорционально удовлетворенной части исковых требований. Таким образом, с ответчика в доход государства необходимо взыскать государственную пошлину в размере ** рублей ** копеек.
Руководствуясь статьями 194 и 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Иск Новосельцевой В.Ф. – удовлетворить.
Взыскать с Открытого акционерного общества «Ковдорслюда» в пользу Новосельцевой В.Ф. заработную плату за август 2010 года ** рублей ** копеек, компенсационную выплату за неиспользованные молочные талоны ** рублей ** копеек и в возмещение морального вреда ** рублей.
Взыскать с Открытого акционерного общества «Ковдорслюда» государственную пошлину ** рублей ** копеек.
Решение суда в части взыскания заработной платы подлежит немедленному исполнению в соответствии со статьей 211 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Решение может быть обжаловано в Мурманский областной суд в течение 10 дней через Ковдорский районный суд со дня вынесения.
Председательствующий