Об обязании устранения нарушений установленных санитарно-гигиенических требований



Изготовлено 15 июля 2011 г.                                                                                                             Дело № 2-547/2011

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Ковдор                                                 12 июля 2011 г.

Ковдорский районный суд Мурманской области

в составе председательствующего судьи Косабуко Е.Э.,

при секретаре Байковой Д.А.,

с участием помощника прокурора Ковдорского района Стрельцовой В.В.,

представителя ответчика МУЗ «Ковдорская ЦРБ» Савиновой Е.А., представителя соответчика - администрации Ковдорского района Домбровского П.Л.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Ковдорского района в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному учреждению здравоохранения «Ковдорская центральная районная больница» об обязании устранения нарушений установленных санитарно-гигиенических требований, предусмотренных нормами действующего законодательства,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Ковдорского района в интересах неопределенного круга лиц обратился с иском к Муниципальному учреждению здравоохранения «Ковдорская центральная районная больница» (далее МУЗ «Ковдорская ЦРБ) об обязании в срок до 01.12.2011 года устранить нарушения санитарно-гигиенических требований действующего законодательства: в инфекционном и терапевтическом отделениях во врачебных кабинетах, комнатах и кабинетах персонала, в туалетах, процедурных, перевязочных и вспомогательных помещениях умывальники с подводкой горячей и холодной воды оборудовать смесителями; привести в рабочее состояние систему механической приточно-вытяжной вентиляции в терапевтическом и инфекционном отделениях; устранить дефекты отделки в терапевтическом отделении: в палате //№//, в санитарной комнате детской палаты //№//, в комнате приема пищи больных дневного стационара, а также в инфекционном отделении: в коридоре, в приемной, в боксах //№// и //№//, палатах //№// и //№//, в процедурной, ванных комнатах и туалетах.

Свои требования мотивирует тем, что МУЗ «Ковдорская ЦРБ» не соблюдаются санитарно-гигиенические требования действующего законодательства: в нарушение п. 5.5 СанПиН во врачебных кабинетах, комнатах и кабинетах персонала, в туалетах, процедурных, перевязочных и вспомогательных помещениях инфекционного и терапевтического отделений умывальники с подводкой горячей и холодной воды не оборудованы смесителями; в нарушение п. 6.4 СанПиН терапевтическое и инфекционное отделение МУЗ «Ковдорской ЦРБ» оборудовано системой механической приточно-вытяжной вентиляции, которая находится в нерабочем состоянии; в нарушение п. 11.14 СанПиН в терапевтическом отделении: в палате //№// и в санитарной комнате детской палаты //№// потрескалась краска на стене; в дневном стационаре в комнате приема пищи больных потрескался потолок; в п. //№// дневного стационара – выбоины в стене; на 2 этаже терапевтического отделения в коридоре вскрыт потолок, подтеки отвалилась краска (после ликвидации течи стояка); в инфекционном отделении в коридоре в приемной, в боксе //№//, палате //№// отслоилась краска; в боксе //№// и туалете – грибок на стенах; в палате //№// – грибок у раковины; в углу плесень, деревянная рама разрушена вследствие гниения, на потолке облезла краска, линолеум потрескался, в процедурной ванной комнате и туалетах отвалилась плитка, в ванной комнате для больных кишечными инфекциями разрушился воздуховод – деревянный короб развалился, на потолке облезла краска, на стене отвалилась плитка, в туалете для «социальных больных» отвалилась плитка, облезла краска, вентиляция не работает.

Невыполнение установленных законом санитарно-гигиенических требований создает угрозу жизни и здоровью граждан, обращающихся за медицинской помощью, а также работников МУЗ «Ковдорская ЦРБ».

Судом на основании определений к участию в деле привлечены: в качестве соответчика – администрация Ковдорского района, в качестве третьего лица - Территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по МО в г. Апатиты, г. Кировске и Ковдорском районе.

Помощник прокурора Ковдорского района Стрельцова В.В. в судебном заседании иск прокурора Ковдорского района просила удовлетворить с учетом уточненных исковых требований, обязать МУЗ «Ковдорская ЦРБ» и администрацию Ковдорского района в срок до 31 декабря 2011 года устранить нарушения санитарно-гигиенических требований действующего законодательства: в инфекционном отделении МУЗ «Ковдорская ЦРБ» (в 3 боксах и 2 палатах, используемых для госпитализации детей; 2 туалетах и 2 ванных комнатах) и в терапевтическом отделении МУЗ «Ковдорская ЦРБ» (в 3 палатах и в 2 полубоксах, используемых для госпитализации детей; 6 туалетах; 3 ванных комнатах; комнате с установленным биде и клизменной) установить смесители, температура горячей воды в точках разбора которых не должна превышать 37°С, в соответствии с пунктом 5.5 СанПиН 2.1.3.2630-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность»; привести в рабочее состояние систему механической приточно-вытяжной вентиляции в терапевтическом отделении МУЗ «Ковдорская ЦРБ» в соответствии с пунктом 6.4 СанПиН 2.1.3.2630-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность»; оборудовать системой приточно-вытяжной вентиляции с механическим побуждением боксы //№//, //№//, //№// инфекционного отделения МУЗ «Ковдорская ЦРБ», используемые для изоляция пациентов с инфекционными болезнями, которые могут привести к возникновению чрезвычайных ситуаций в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и требуют проведения мероприятий по санитарной охране территории (чума, холера, желтая лихорадка, вирусные геморрагические лихорадки и другие) в соответствии с пунктами 6.4, 6.20 СанПиН 2.1.3.2630-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность»; устранить дефекты отделки в терапевтическом отделении МУЗ «Ковдорская ЦРБ», (в палате //№//, в санитарной комнате детской палаты //№//, в комнате приема пищи больных дневного стационара, в палате //№// дневного стационара), в инфекционном отделении МУЗ «Ковдорская ЦРБ» (в коридоре, в приемной, в боксах //№// и //№//, палатах //№// и //№//, в процедурной, ванных комнатах и туалетах) в соответствии с пунктом 11.14 СанПиН 2.1.3.2630-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность».

Представитель ответчика МУЗ «Ковдорская ЦРБ» Савинова Е.А. с иском согласна частично, пояснила, что заявленные в иске требования по терапевтическому отделению об оборудовании детских палат, санузлов для пациентов смесителями, температура в точках разбора горячей воды не должна превышать 37° С, о приведении в рабочее состояние системы механической приточно-вытяжной вентиляции, об устранении дефектов отделки в помещениях отделения не оспаривает. Проведение капитального ремонта в терапевтическом отделении включено в Программу «Модернизация здравоохранения Мурманской области» на 2011-2012 годы. Средства из федерального, областного бюджета выделяются. Открытый аукцион на выполнение капитального ремонта объектов МУЗ «КЦРБ» будет проводиться 18.07.2011 года, работа ведется, все работы будут проведены в срок и все требования прокурора будут удовлетворены. Здание инфекционного отделения 1962 года постройки, на 07.10.2009 его износ составляет 47 %. При проектировании и эксплуатации здания в предыдущие годы требования были иные, санитарные правила 2.1.3.2630-10 были введены в действие 18 мая 2010 года. До этого требований об оборудовании детских палат, санузлов для пациентов смесителями, температура в точках разбора горячей воды не должна превышать 37° С не было. Не было и требований об оснащении боксов инфекционного отделения для госпитализации больных с особо опасными инфекциями механической системой вентиляции. Необходимые финансовые средства для технического оснащения ЦРБ, в том числе инфекционного отделения, в соответствии с требованиями данных СанПиН в бюджете 2010 года запланированы не были. С целью проведения капитального ремонта инфекционного отделения и приведения его технического состояния в соответствие санитарным правилам от 2010 года информация о необходимом объеме работ и финансовых средств была направлена в Министерство здравоохранения Мурманской области для включения в программу «Модернизация здравоохранения Мурманской области» на 2011 - 2012 годы, но проведение капитального ремонта в инфекционном отделении не было включено в данную программу. Средства на капитальный ремонт инфекционного отделения не были заложены и в местном бюджете на 2011 год, так как предполагалось финансирование из федерального и областного бюджета. Механической приточно-вытяжной вентиляцией инфекционное отделение не оборудовано, восстанавливать нечего. Необходимо заказывать проект, искать инженерное решение оборудования боксов механической вентиляцией. На данный вид работ необходимо время и финансовые средства. Но приточно-вытяжная вентиляция есть. Санитарные правила 2.1.3.2630-10 п. 6.20 допускают при отсутствии приточно-вытяжной вентиляции с механическим побуждением наличие естественной вентиляции с обязательным оснащением каждого бокса устройствами обеззараживания воздуха, обеспечивающими эффективность инактивации микроорганизмов не менее чем на 95 %. Все боксы инфекционного отделения имеют естественную вентиляцию, окна и оборудованы облучателями-рециркуляторами воздуха ультрафиолетовыми бактерицидными ОРУБ-01-6 «Кронт» - «Дезар - 6». Эффективность обеззараживания воздушного потока данными рециркуляторами составляет 99,9 %. На сегодняшний день санитарно-гигиенические требования по данному пункту КЦРБ соблюдаются, больные особо опасными инфекциями в районе отсутствуют. По состоянию на 11 июля 2011 года эпидобстановка по заболеваемости особо опасными инфекциями, при которых необходима госпитализация в бокс с механической системой вентиляции, в Мурманской области и в Ковдорском районе - благополучная. Случаев завоза особо опасными инфекциями в первом полугодии 2011 года в Ковдорский район не зарегистрировано. Оборудовать боксы механической системой вентиляции конечно необходимо, но нужна ли срочность исполнения, до 01.12.11 г. По устранению дефектов отделки в инфекционном отделении считает, что периодическое замазывание трещин, грибка, протечек с крыши это не рациональная трата средств местного бюджета и трудовых ресурсов КЦРБ. Так как при существующем состоянии кровли и системы водоснабжения и канализации - необходимо будет проводить работы по устранению тех или иных дефектов ежемесячно. В инфекционном отделении этом отделении также находятся пациенты отделения социального ухода и перевести пациентов этих отделений в другие отделения нет возможности, так как терапевтическое отделение закрывается на капитальный ремонт и остаются функционировать неврология и хирургия. Все претензии к ЦРБ обоснованы, но для ремонта требуется определенное финансирование и увеличение сроков исполнения до начала 3 квартала 2012 года, так как необходимо время на заказ проектно-сметной документации, на заявку на включение определенных расходов в бюджет на 2012 год, так как на 2011 год средства на инфекционное отделение не запланированы, и выделяться, однозначно не будут, а формирование бюджета происходит в декабре. Поступление средств обычно происходит к концу первого квартала, к началу второго квартала. При проведении ремонта в инфекционном отделении, необходимо будет вывести всех пациентов инфекционного профиля в другие помещения, но инфекционное отделение, входящее в состав многопрофильных лечебных учреждений, размещается в отдельно стоящих зданиях. Только при соответствующей планировочной изоляции и наличии автономных систем вентиляции допускается размещение инфекционного отделения в одном здании с другими отделениями. Учитывая, что в терапевтическом отделении будут проводиться ремонтные работы по Программе модернизации, пациентов нужно будет разместить на площадях хирургического и неврологического отделений, предусмотреть отдельных помещений для инфекционных пациентов, однако автономных систем вентиляции в стационаре на сегодня нет. Вопрос о транспортировке в другие инфекционные стационары области также необходимо решать предварительно, при этом необходимо учитывать отпускной период и эпидемиологическую обстановку.

Представитель соответчика - администрации Ковдорского района Домбровский П.Л. с иском не согласен, считает, что администрация Ковдорского района не является ответчиком по делу, ответчиком по делу должна быть ЦРБ, которая согласно своего Устава имеет самостоятельный баланс, счета с правом заключения договоров, может являться ответчиком в суде, обязана осуществлять текущий и капитальный ремонты, ассигнования из местного бюджета не являются единственным источником финансирования ЦРБ, кроме того, ни одним нормативным актом не предусмотрено возложение на администрацию выполнения конкретных ремонтных работ. По выполнению ремонтных работ терапевтического отделения не требуется судебного решения, поскольку в настоящее время, проводится конкурс на выполнение работ за счет федеральных средств и средств областного бюджета по Программе модернизации. По вентиляции нарушений требований закона не допущено, так как в отделениях имеется естественная вентиляция. Не согласен с указанными в иске прокурора сроками выполнения работ, так как ставить одновременно вопрос о ремонте в терапевтическом и инфекционном отделениях нельзя, ремонт в инфекционном отделении возможно начать не ранее 2-3 квартала 2012 года.

Третье лицо – Территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по МО в г. Апатиты, г. Кировске и Ковдорском районе надлежаще извещено о времени и месте судебного заседания, просили рассмотреть дело в отсутствие их представителя, согласны с исковыми требованиями прокурора.

Заслушав прокурора Стрельцову В.В., представителей ответчиков Савинову Е.А. и Домбровского П.Л., исследовав материалы дела, суд приходит к выводу, что иск подлежит удовлетворению.

В соответствии со ст. 1 Основ законодательства об охране здоровья граждан от 22.12.1993 г. № 5487-1 охрана здоровья граждан - это совокупность мер политического, экономического, правового, социального, культурного, научного, медицинского, санитарно-гигиенического и противоэпидемического характера, направленных на сохранение и укрепление физического и психического здоровья каждого человека, поддержание его долголетней активной жизни, предоставление ему медицинской помощи в случае утраты здоровья. Гражданам Российской Федерации гарантируется право на охрану здоровья в соответствии с Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и международными нормами и международными договорами Российской Федерации, Конституциями (уставами) субъектов Российской Федерации.

Согласно ст. 30 Основ законодательства об охране здоровья граждан при обращении за медицинской помощью и ее получении пациент имеет право, в том числе и на обследование, лечение и содержание в условиях, соответствующих санитарно-гигиеническим требованиям.

Одним из основных принципов охраны здоровья граждан в силу ст. 2 Основ законодательства об охране здоровья граждан является ответственность органов государственной власти и органов местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций независимо от формы собственности, должностных лиц за обеспечение прав граждан в области охраны здоровья.

Статьей 11 Основ законодательства об охране здоровья граждан предусмотрено, что санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается проведением государственными органами, органами местного самоуправления, предприятиями, учреждениями, организациями, общественными объединениями и гражданами гигиенических и противоэпидемических мероприятий, соблюдением санитарных правил, норм и гигиенических нормативов, системой государственного санитарно-эпидемиологического надзора, а также комплексом других организационных, правовых и экономических мер в соответствии с санитарным законодательством Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами.

Согласно ст. 4 Основ законодательства об охране здоровья граждан задачами законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан являются, в том числе и определение ответственности и компетенции органов местного самоуправления по вопросам охраны здоровья граждан, и правовое регулирование в области охраны здоровья граждан деятельности предприятий, учреждений и организаций независимо от формы собственности, а также государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения.

К муниципальной системе здравоохранения ст. 13 Основ законодательства об охране здоровья граждан относятся органы местного самоуправления, уполномоченные на осуществление управления в сфере здравоохранения, а также находящиеся в муниципальной собственности медицинские, фармацевтические и аптечные организации, которые являются юридическими лицами. Органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере здравоохранения, несут ответственность в пределах своей компетенции.

Согласно ст. 37.2 Основ законодательства об охране здоровья финансовое обеспечение деятельности организаций муниципальной системы здравоохранения является расходным обязательством муниципального образования.

В соответствии со ст. 8 Основ законодательства об охране здоровья граждан к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в области охраны здоровья граждан относятся, в том числе формирование органов, уполномоченных на осуществление управления муниципальной системой здравоохранения; развитие организаций муниципальной системы здравоохранения, определение характера и объема их деятельности; организация оказания первичной медико-санитарной помощи, скорой медицинской помощи (за исключением санитарно-авиационной), медицинской помощи женщинам в период беременности, во время и после родов, в том числе формирование муниципального задания по оказанию этой помощи в медицинских организациях.

На основании ст. 37.1 Основ законодательства об охране здоровья граждан первичная медико-санитарная помощь является основным, доступным и бесплатным для каждого гражданина видом медицинской помощи и включает: лечение наиболее распространенных болезней, а также травм, отравлений и других неотложных состояний; медицинскую профилактику важнейших заболеваний; санитарно-гигиеническое просвещение населения; проведение других мероприятий, связанных с оказанием медико-санитарной помощи гражданам по месту жительства.

Согласно ст. 38 Основ законодательства об охране здоровья граждан первичная медико-санитарная помощь оказывается в амбулаторно-поликлинических, стационарно-поликлинических и больничных учреждениях государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения врачами-терапевтами участковыми, врачами-педиатрами участковыми, врачами общей практики (семейными врачами), врачами-специалистами, а также соответствующим средним медицинским персоналом.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ государственные санитарно-эпидемиологические правила и нормативы - нормативные правовые акты, устанавливающие санитарно-эпидемиологические требования (в том числе критерии безопасности и (или) безвредности факторов среды обитания для человека, гигиенические и иные нормативы), несоблюдение которых создает угрозу жизни или здоровью человека, а также угрозу возникновения и распространения заболеваний.

Согласно ч. 2 ст. 2 данного Федерального закона органы государственной власти и органы местного самоуправления, организации всех форм собственности, индивидуальные предприниматели, граждане обеспечивают соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств.

Согласно ст. 11 указанного выше закона индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны: выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний и санитарно-эпидемиологических заключений осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению.

В соответствии с п.п. 1.1, 1.2 СанПиН 2.1.3.2630-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность», утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 18.05.2010 № 58 и введенных в действие с 17 сентября 2010 года, данные санитарно-эпидемиологические правила и нормативы устанавливают санитарно-эпидемиологические требования к размещению, устройству, оборудованию, содержанию, противоэпидемическому режиму, профилактическим и противоэпидемическим мероприятиям, условиям труда персонала, организации питания пациентов и персонала организаций, осуществляющих медицинскую деятельность; данные санитарные правила предназначены для индивидуальных предпринимателей и юридических лиц независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности, осуществляющих медицинскую деятельность, и обязательны для исполнения на территории Российской Федерации. Проектирование, строительство, реконструкция, капитальный ремонт, перепланировка, эксплуатация объектов здравоохранения осуществляются в соответствии с настоящими правилами.

Пункт 5.5 СанПиН 2.1.3.2630-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность» предусматривает, что во врачебных кабинетах, комнатах и кабинетах персонала, в туалетах, в материнских комнатах при детских отделениях, процедурных, перевязочных и вспомогательных помещениях должны быть установлены умывальники с подводкой горячей и холодной воды, оборудованные смесителями. Температура горячей воды в точках разбора детских и психиатрических палат, душевых, санузлов для пациентов не должна превышать 37 °C.

Согласно пунктов 6.4, 6.20, СанПиН 2.1.3.2630-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность» здания лечебно-профилактических организаций должны быть оборудованы системами приточно-вытяжной вентиляции с механическим и/или естественным побуждением; в существующих зданиях, при отсутствии в инфекционных отделениях приточно-вытяжной вентиляции с механическим побуждением, должна быть оборудована естественная вентиляция с обязательным оснащением каждого бокса и боксированной палаты устройствами обеззараживания воздуха, обеспечивающими эффективность инактивации микроорганизмов не менее чем на 95% на выходе. Изоляция пациентов с инфекционными болезнями, которые могут привести к возникновению чрезвычайных ситуаций в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и требуют проведения мероприятий по санитарной охране территории (чума, холера, желтая лихорадка, вирусные геморрагические лихорадки и другие), допускается только в боксы с механической системой вентиляции.

Пунктом 11.14 СанПиН 2.1.3.2630-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность» предусмотрено, что устранение текущих дефектов отделки (ликвидация протечек на потолках и стенах, следов сырости, плесени, заделка трещин, щелей, выбоин, восстановление отслоившейся облицовочной плитки, дефектов напольных покрытий и других) должно проводиться незамедлительно.

В силу п.п. 1.1, 1.3, 1.6, 1.7, 3.1, 3.4, 3.5, 4.4 Устава МУЗ «Ковдорская ЦРБ» учредителем данного муниципального учреждения является администрация Ковдорского района; МУЗ «Ковдорская ЦРБ» является юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс, расчетный и иные счета в учреждениях банков; вправе от своего имени заключать договоры, приобретать имущественные и неимущественные права и нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде; отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами в соответствии с действующим законодательством, при их недостаточности субсидиарную ответственность по обязательствам учреждения несет учредитель; имущество за учреждением закреплено на праве оперативного управления; имущество учреждения является муниципальной собственностью Ковдорского района и передается учреждению в оперативное управление; учреждение не вправе отчуждать или иным способом распоряжаться закрепленным за ним имуществом и имуществом, приобретенным за счет средств, выделенных ему по смете; при осуществлении права оперативного управления имуществом учреждение обязано эффективно использовать имущество, обеспечивать сохранность и использование имущества строго по целевому назначению, не допускать ухудшения технического состояния имущества, осуществлять текущий и капитальный ремонт имущества; учреждение обязано согласовывать проведение текущих и капитальных ремонтов с учредителем.

В соответствии с п.п. 1, 3, 14 ч. 1 ст. 16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 N 131-ФЗ к вопросам местного значения городского округа относятся: формирование, утверждение, исполнение бюджета городского округа и контроль за исполнением данного бюджета; владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа; организация оказания на территории городского округа первичной медико-санитарной помощи в амбулаторно-поликлинических, стационарно-поликлинических и больничных учреждениях, скорой медицинской помощи (за исключением санитарно-авиационной), медицинской помощи женщинам в период беременности, во время и после родов.

На основании ст. 1, п.п. 1, 3, 13 ст. 6 Устава муниципального образования Ковдорский район, принятого Ковдорским районным Советом депутатов от 30.05.2005 (Зарегистрирован в ГУ Минюста РФ по Северо-Западному федеральному округу 25.11.2005 N RU513120002005002) муниципальное образование Ковдорский район с населенными пунктами, в т.ч. город Ковдор, н.п. Енский и др., наделен статусом городского округа, к вопросам местного значения Ковдорского района относятся формирование, утверждение, исполнение бюджета Ковдорского района и контроль за исполнением данного бюджета; владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности Ковдорского района; организация оказания на территории Ковдорского района первичной медико-санитарной помощи в амбулаторно-поликлинических, стационарно-поликлинических и больничных учреждениях, скорой медицинской помощи (за исключением санитарно-авиационной), медицинской помощи женщинам в период беременности, во время и после родов.

Как установлено в судебном заседании и подтверждается материалами дела, а также не оспаривается ответчиками, в инфекционном и терапевтическом отделениях МУЗ «Ковдорская ЦРБ» не обеспечено выполнение пунктов 5.5, 6.4, 6.20, 11.14 СанПиН 2.1.3.2630-10.

Так, из Постановления начальника Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по МО в г. Апатиты, г. Кировске и Ковдорском районе от 12 апреля 2011 г. следует, что в МУЗ «Ковдорская ЦРБ» в инфекционном и терапевтическом отделениях: в нарушение п. 5.5 СанПиН 2.1.3.2630-10 во врачебных кабинетах, комнатах и кабинетах персонала, в туалетах, процедурных и вспомогательных помещениях умывальники с подводкой горячей и холодной воды не оборудованы смесителями (для подачи горячей воды в точках разбора детских палат, санузлов для пациентов не выше 37 °C); в нарушение п. 6.4 СанПиН 2.1.3.2630-10 системы механической приточно-вытяжной вентиляции не работают; в нарушение п. 6.20 СанПиН 2.1.3.2630-10 в инфекционном отделении для госпитализации больных с подозрением на особо опасную инфекцию отсутствует бокс с работающей механической системой вентиляции; в нарушение п. 11.14 СанПиН 2.1.3.2630-10 не проводится незамедлительное устранение текущих дефектов в помещениях (протечек на потолках и стенах, следов сырости, плесени, заделка трещин, щелей, выбоин, восстановление отслоившейся облицовочной плитки, дефектов напольных покрытий и других): в терапевтическом отделении: в палате //№// и в санитарной комнате детской палаты //№// потрескалась краска на стене; в дневном стационаре в комнате приема пищи больных потрескался потолок; в п. //№// дневного стационара – выбоины в стене; на 2 этаже терапевтического отделения в коридоре вскрыт потолок, подтеки отвалилась краска (после ликвидации течи стояка); в инфекционном отделении в коридоре в приемной, в боксе //№//, палате //№// отслоилась краска; в боксе //№// и туалете – грибок на стенах; в палате //№// – грибок у раковины; в углу плесень, деревянная рама разрушена вследствие гниения, на потолке облезла краска, линолеум потрескался, в процедурной ванной комнате и туалетах отвалилась плитка, в ванной комнате для больных кишечными инфекциями разрушился воздуховод – деревянный короб развалился, на потолке облезла краска, на стене отвалилась плитка, в туалете для «социальных больных» отвалилась плитка, облезла краска, вентиляция не работает .

За указанные нарушения законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, главный врач МУЗ «Ковдорская ЦРБ» ФИО привлечена к административной ответственности по ст. 6.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях и ей назначено административное наказание в виде штрафа в размере ** рублей .

           При таких обстоятельствах, учитывая перечисленные выше требования действующего законодательства, суд считает, что следует удовлетворить исковые требования прокурора Ковдорского района, обязать МУЗ «Ковдорская ЦРБ» в срок до 31 декабря 2011 года устранить нарушения санитарно-гигиенических требований действующего законодательства: в инфекционном отделении МУЗ «Ковдорская ЦРБ» (в 3 боксах и 2 палатах, используемых для госпитализации детей; 2 туалетах и 2 ванных комнатах) и в терапевтическом отделении МУЗ «Ковдорская ЦРБ» (в 3 палатах и в 2 полубоксах, используемых для госпитализации детей; 6 туалетах; 3 ванных комнатах; комнате с установленным биде и клизменной) установить смесители, температура горячей воды в точках разбора которых не должна превышать 37°С, в соответствии с пунктом 5.5 СанПиН 2.1.3.2630-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность»; привести в рабочее состояние систему механической приточно-вытяжной вентиляции в терапевтическом отделении МУЗ «Ковдорская ЦРБ» в соответствии с пунктом 6.4 СанПиН 2.1.3.2630-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность»; оборудовать системой приточно-вытяжной вентиляции с механическим побуждением боксы //№//, //№//, //№// инфекционного отделения МУЗ «Ковдорская ЦРБ», используемые для изоляция пациентов с инфекционными болезнями, которые могут привести к возникновению чрезвычайных ситуаций в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и требуют проведения мероприятий по санитарной охране территории (чума, холера, желтая лихорадка, вирусные геморрагические лихорадки и другие) в соответствии с пунктами 6.4, 6.20 СанПиН 2.1.3.2630-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность»; устранить дефекты отделки в терапевтическом отделении МУЗ «Ковдорская ЦРБ», (в палате //№//, в санитарной комнате детской палаты //№//, в комнате приема пищи больных дневного стационара, в палате //№// дневного стационара), в инфекционном отделении МУЗ «Ковдорская ЦРБ» (в коридоре, в приемной, в боксах //№// и //№//, палатах //№// и //№//, в процедурной, ванных комнатах и туалетах) в соответствии с пунктом 11.14 СанПиН 2.1.3.2630-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность».

Анализируя перечисленные выше требования федерального законодательства об основах законодательства об охране здоровья граждан, о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, об общих принципах организации местного самоуправления, а также положения Уставов Ковдорского района и МУЗ «Ковдорская ЦРБ», аналогичную обязанность суд считает возложить и на соответчика - администрацию Ковдорского района.

При этом суд учитывает, что здание МУЗ «Ковдорская ЦРБ», не смотря на то, что оно передано в оперативное управление, тем не менее, является муниципальным имуществом, поэтому действующим законодательством и Уставом Ковдорского района на данного ответчика возложены обязанности по владению, пользованию и распоряжению находящимся в муниципальной собственности Ковдорского района имуществом; организация оказания на территории Ковдорского района первичной медико-санитарной помощи в амбулаторно-поликлинических, стационарно-поликлинических и больничных учреждениях, скорой медицинской помощи (за исключением санитарно-авиационной), медицинской помощи женщинам в период беременности, во время и после родов. Финансовое обеспечение деятельности муниципального учреждения здравоохранения, каким является МУЗ «Ковдорская ЦРБ», в соответствии со ст. 37.2 Основ законодательства об охране здоровья граждан организаций муниципальной системы здравоохранения является расходным обязательством муниципального образования, а согласно ч. 2 ст. 2 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» органы местного самоуправления, организации всех форм собственности обеспечивают соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств.

Кроме того, как пояснила в суде представитель ответчика МУЗ «Ковдорская ЦРБ» Савинова Е.А. на ремонтные работы в терапевтическом отделении средства выделены из федерального и областного бюджетов по программе «Модернизация здравоохранения Мурманской области на 2011 - 2012 годы», на ремонтные работы в инфекционном отделении необходимы большие материальные затраты порядка пяти миллионов рублей, и самостоятельно за счет иных источников доходов, которые имеют целевое назначение, МУЗ «Ковдорская ЦРБ» не в состоянии будет выполнить данные работы.

По мнению суда, именно от участия администрации Ковдорского района в финансировании данного учреждения зависит возможность исполнения МУЗ «Ковдорская ЦРБ» возложенных судом обязанностей, поскольку к предмету ведения муниципального образования Ковдорский район законом отнесены вопросы формирования, утверждения, исполнения бюджета Ковдорского района и контроль за исполнением данного бюджета.

При этом суд учитывает, что согласно Постановления Правительства Мурманской области «Об организации работы по реализации мероприятий долгосрочной целевой программы «Модернизация здравоохранения Мурманской области на 2011 - 2012 годы» от 15.04.2011 № 192-ПП и утвержденных им Порядка организации работ и расходования средств при реализации данной программы, Порядка предоставления и расходования иных межбюджетных трансфертов из областного бюджета бюджетам муниципальных районов (городских округов) получателями средств областного бюджета в рамках Программы являются уполномоченные администраторы доходов муниципальных бюджетов, иные межбюджетные трансферты предоставляются из областного бюджета за счет собственных доходов и источников покрытия дефицита областного бюджета и иных межбюджетных трансфертов из бюджета Мурманского территориального фонда обязательного медицинского страхования, целью предоставления которых является реализация мероприятий по капитальным ремонтам на объектах муниципальных учреждений здравоохранения, предоставляются трансферты бюджетам муниципальных районов (городских округов) в соответствии со сводной бюджетной росписью и кассовым планом, перечисление трансфертов в бюджеты муниципальных районов (городских округов) осуществляется на счета территориальных органов Федерального казначейства, открытые для кассового обслуживания исполнения местных бюджетов, на лицевой счет соответствующего администратора доходов, а также органы местного самоуправления муниципальных районов (городских округов) представляют в Министерство здравоохранения Мурманской области отчет о реализации Программы и именно органы местного самоуправления муниципальных районов (городских округов) несут ответственность за нецелевое использование средств и недостоверность предоставляемых сведений.

Суд считает, что ответчиков следует обязать исполнить решение суда в срок до 31 декабря 2011 года, поскольку, как установлено в судебном заседании и подтверждается материалами дела, что, не смотря, на то, что имущество МУЗ «Ковдорская ЦРБ» является муниципальной собственностью Ковдорского района и передано учреждению в оперативное управление, не смотря на то, что в течение 2008-2011 г.г. администрация ЦРБ неоднократно обращалась в администрацию Ковдорского района за финансированием ремонтов в терапевтическом и инфекционном отделениях, и принимались планы и программы по финансированию таких работ, тем не менее, финансирования не было, работы в указанных отделениях не производились, и только по программе «Модернизация здравоохранения Мурманской области на 2011 - 2012 годы» были выделены финансовые средства из федерального и областного бюджетов на ремонтные работы в терапевтическом отделении, но не за счет местного бюджета, на который законом возложена обязанность финансирования муниципального учреждения здравоохранения, на работы же в инфекционном отделении данные средства не запланированы и на момент рассмотрения настоящего дела не предпринято никаких мер по устранению нарушений СанПиН 2.1.3.2630-10.

Поэтому выраженная в ходе судебного разбирательства просьба представителей ответчиков о возложении на них обязанности устранить нарушения санитарно-гигиенических требований действующего законодательства до 2-3 квартала 2012 года, по мнению суда, в настоящем судебном заседании удовлетворена быть не может, поскольку такие вопросы разрешаются судом в порядке исполнения судебного решения, суд разрешает спор в рамках заявленных исковых требований.

Суд считает, что лечение и содержание пациентов в условиях, соответствующих санитарно-гигиеническим требованиям, соблюдение МУЗ «Ковдорская ЦРБ» как организацией, осуществляющей медицинскую деятельность, действующих санитарно-эпидемиологических требований не может ставиться в зависимость от наличия или отсутствия достаточных денежных средств у лиц, обязанных создать такие условия.

Доводы представителя соответчика Домбровского П.Л. о том, что не требуется судебного решения по выполнению работ в терапевтическом отделении ЦРБ, поскольку в настоящее время объявлен конкурс на выполнение капитального ремонта в данном отделении, суд не может принять во внимание, так как прокурор в иске просит выполнить конкретный перечень работ, направленных на устранение нарушений СанПиН 2.1.3.2630-10.

Доводы представителя соответчика Домбровского П.Л. о том, что уже имеется вступившее в законную силу решение суда от 02 июня 2011 года, согласно которому МУЗ «Ковдорская ЦРБ» обязана демонтировать сгораемую отделку на путях эвакуации в коридорах и фойе здания инфекционного отделения, суд находит несостоятельными, так как основанием для обязания устранения дефектов отделки в коридоре инфекционного отделения в иске прокурора по настоящему делу является отслоение краски на стенах коридора, и ничего в иске по настоящему делу не указано в отношении сгораемой отделки.

Доводы представителей ответчиков о том, что прокурор должен был определить какие конкретно работы должны произвести ответчики по устранению дефектов отделки суд не может принять во внимание, поскольку п. 11.14 СанПиН 2.1.3.2630-10 определяет, что незамедлительно должно проводиться устранение текущих дефектов отделки, а именно: ликвидация протечек на потолках и стенах, следов сырости, плесени, заделка трещин, щелей, выбоин, восстановление отслоившейся облицовочной плитки, дефектов напольных покрытий и других.

Иные приведенные в судебном заседании доводы представителей ответчиков суд не принимает во внимание, поскольку они не имеют правового значения для разрешения дела по существу.

При установленных обстоятельствах, суд считает исковые требования прокурора Ковдорского района подлежащими удовлетворению в полном объеме.

Поскольку в соответствии со ст. 333.36 НК РФ прокурор при обращении в суд с иском и органы местного самоуправления, как истцы и ответчики, освобождены от уплаты государственной пошлины, составляющей по делу в соответствии с п.п. 3 ст. 333.19 НК РФ ** рублей, а решение суда принято не в пользу ответчиков, суд считает, что с ответчика МУЗ «Ковдорская ЦРБ» в соответствии с ч. 2 ст. 333.17 НК РФ следует взыскать государственную пошлину в размере ** рублей.

Руководствуясь ст.ст. 194, 198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Иск прокурора Ковдорского района – удовлетворить.

Обязать Муниципальное учреждение здравоохранения «Ковдорская центральная районная больница» и администрацию Ковдорского района в срок до 31 декабря 2011 года устранить нарушения санитарно-гигиенических требований действующего законодательства:

- в соответствии с пунктом 5.5 СанПиН 2.1.3.2630-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность» установить смесители, температура горячей воды в точках разбора которых не должна превышать 37°С: в инфекционном отделении МУЗ «Ковдорская ЦРБ», расположенном //адрес// (в 3 боксах и 2 палатах, используемых для госпитализации детей; 2 туалетах и 2 ванных комнатах); в терапевтическом отделении МУЗ «Ковдорская ЦРБ», расположенном в доме //адрес// (в 3 палатах и в 2 полубоксах, используемых для госпитализации детей; 6 туалетах; 3 ванных комнатах; комнате с установленным биде и клизменной);

- в соответствии с пунктом 6.4 СанПиН 2.1.3.2630-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность» привести в рабочее состояние систему механической приточно-вытяжной вентиляции в терапевтическом отделении МУЗ «Ковдорская ЦРБ», расположенном в //адрес//;

- в соответствии с пунктами 6.4, 6.20 СанПиН 2.1.3.2630-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность» оборудовать системой приточно-вытяжной вентиляции с механическим побуждением в инфекционном отделении МУЗ «Ковдорская ЦРБ», расположенном в //адрес//, боксы //№//, //№//, //№//, используемые для изоляция пациентов с инфекционными болезнями, которые могут привести к возникновению чрезвычайных ситуаций в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и требуют проведения мероприятий по санитарной охране территории (чума, холера, желтая лихорадка, вирусные геморрагические лихорадки и другие);

- в соответствии с пунктом 11.14 СанПиН 2.1.3.2630-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность» устранить дефекты отделки: в терапевтическом отделении МУЗ «Ковдорская ЦРБ», расположенном в //адрес// (в палате //№//, в санитарной комнате детской палаты //№//, в комнате приема пищи больных дневного стационара, в палате //№// дневного стационара), в инфекционном отделении МУЗ «Ковдорская ЦРБ», расположенном в //адрес// (в коридоре, в приемной, в боксах //№// и //№//, палатах //№// и //№//, в процедурной, ванных комнатах и туалетах).

Взыскать с Муниципального учреждения здравоохранения «Ковдорская центральная районная больница» государственную пошлину в размере ** рублей.

Решение может быть обжаловано в Мурманский областной суд через Ковдорский районный суд в течение 10 дней со дня изготовления мотивированного решения.

Судья                                                                                                  Е.Э. Косабуко