О постановке на учет граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий на приобретение жилья в регионах с благоприятными климатическими условиями



Дело № 2-1030/2011

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

            г. Ковдор                                                                   08 августа 2011 года

Ковдорский районный суд Мурманской области в составе

председательствующего судьи Горбатюк А.А.

при секретаре Перебасовой В.А.,

с участием истца Моденовой М.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Моденовой М.Г. к Министерству строительства и территориального развития Мурманской области, администрации Ковдорского района о постановке на учет граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий на приобретение жилья в регионах с благоприятными климатическими условиями,

УСТАНОВИЛ:

Моденова М.Г. обратилась с иском к Министерству строительства и территориального развития Мурманской области администрации Ковдорского района о постановке на учет граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий на приобретение жилья в регионах с благоприятными климатическими условиями.

Свои требования мотивирует тем, что 30 апреля 1999 года снялась с регистрационного учета по месту жительства по семейным обстоятельствам. Повторно прибыла в 2002 году и вновь была поставлена на регистрационный учет по месту жительства в Ковдорском районе Мурманской области, но с регистрационного учета Пенсионного Фонда РФ не снималась. В 2005 году имела стаж работы в районах Крайнего Севера менее 15 лет (не хватало стажа 1 год 7 месяцев), так как с 1983 года являлась //данные изъяты//, с 1986 года – //данные изъяты//, а с 1998 года – //данные изъяты//. Кроме того, обращалась по поводу постановки на учет на получение жилищных субсидий в Департамент промышленности, строительства и жилищно-коммунального хозяйства Мурманской области в 2003 году и 2005 году, где ей было отказано из-за недостаточного стажа работы. После чего, в период времени с 14.03.2008 года по 13.04.2010 года она была зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя в налоговой службе УФНС России по Мурманской области. Налоги платила исправно.

В 2011 году ею снова было написано заявление на постановку на учет граждан, имеющих право на получение жилищной субсидии для строительства (приобретения) жилья в регионах с благоприятными климатическими условиями. Уведомлением от 20 июня 2011 года в постановке на учет Министерство строительства и территориального развития Мурманской области ей отказало, посчитав, что она повторно прибыла в районы Крайнего Севера позднее 01 января 1992 года, а также стаж работы в районах Крайнего Севера и (или) приравненных к ним местностях составляет менее 15 лет. С отказом она не согласна, так как считает, что право на получение жилищной субсидии наступило.

Истец Моденова М.Г. исковые требования уточнила, просит             признать за ней право на получение жилищной субсидии на приобретение жилья в регионах с благоприятными климатическими условиями, поставить на учет граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья за счет средств федерального бюджета. Пояснила, что в 1999 году уехала к отцу в //адрес//, т.к. он очень болел. Свою квартиру продала, //данные изъяты//. В июне 2000 года с отцом вернулась в г. Ковдор, проживали у сестры ФИО1 затем обратилась в администрацию района с просьбой о выделении жилого помещения и получив в 2002 году комнату в общежитии прописалась. Пенсию из г. Ковдора никуда не переводила. Её выезд из г. Ковдора носил временный характер и был вызван болезнью отца.

Представитель Министерства строительства и территориального развития Мурманской области в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания уведомлены надлежащим образом, просят рассмотреть дело в отсутствие представителя. В отзыве указывают, что Моденова М.Г. не относится ни к одной из категорий граждан, на которых в соответствии с законом выделяются жилищные субсидии, так как в период с 30 апреля 1999 года по 15 января 2002 года выписывалась в //адрес//. Поясняют, что согласно разъяснению Министерства регионального развития Российской Федерации, в случае если граждане, состоящие на учете граждан, имеющих право на получение жилищной субсидии, временно выехали в другой субъект Российской Федерации, то они не исключаются из списков граждан, имеющих право на получение субсидии при предоставлении документов, подтверждающих временный характер выезда за пределы Крайнего Севера (справка об обучении, путевка, документ о прохождении лечения, краткосрочный трудовой договор). Выезд Моденовой М.Г. за пределы Мурманской области был связан с семейными обстоятельствами, при этом заявительница документально не подтверждает указанные обстоятельства. Считают, что право на постановку на учет в состав граждан, имеющих право на получение жилищной субсидии, подлежат установлению и доказыванию только в суде. Возражают против удовлетворения заявленных Моденовой М.Г. требований.

Представитель третьего лицо Администрация Ковдорского района в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания уведомлены надлежащим образом.

Выслушав истца Моденову М.Г., свидетеля ФИО1, проверив материалы дела, суд приходит к следующему.

Условия предоставления и порядок определения размера жилищных субсидий, выделяемых за счет средств федерального бюджета гражданам Российской Федерации, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, а также гражданам, выехавшим из указанных районов и местностей не ранее 1 января 1992 года, установлены Федеральным законом от 25 октября 2002 г. N 125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей".

Статьей 1 Федерального закона от 25.10.2002 N 125 "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" и подпунктом "з" пункта 5 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограмм "Выполнения государственных обязательств по обеспечению жильем категории граждан, установленных федеральным законодательством "Федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы" (утв. Постановлением Правительства РФ от 21.03.2006 N 153) установлено, что жилищные субсидии предоставляются гражданам, прибывшим в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности не позднее 1 января 1992 года, имеющим общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее 15 календарных лет, не имеющим жилья в других регионах Российской Федерации или нуждающимся в его улучшении и не получавшим субсидии на эти цели.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 года N 153 "О некоторых вопросах реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы", предусмотрено, что формой государственной финансовой поддержки обеспечения граждан жильем в рамках реализации указанной подпрограммы является предоставление им за счет средств федерального бюджета субсидии на приобретение жилья, право на получение которой удостоверяется государственным жилищным сертификатом.

Подпунктом "з" пункта 5 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнения государственных обязательств по обеспечению жильем категории граждан, установленных федеральным законодательством "Федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы", утвержденных данным постановлением, предусмотрено право указанных граждан на участие в подпрограмме.

В соответствии со ст. 3 Федерального закона РФ от 25.10.2002 года N 125-ФЗ постановка на учет граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий и определение размера жилищных субсидий, осуществляются по месту их жительства органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

В целях совершенствования деятельности по реализации Федерального закона "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" Правительство Российской Федерации Постановлением от 10.12.2002 N 879 утвердило «Положение о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей», которое устанавливает порядок регистрации и учета граждан Российской Федерации, желающих выехать из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья за счет средств федерального бюджета в соответствии с Федеральным законом "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей».

Указанное постановление регулирует вопросы постановки граждан на учет, ведения очередности и формирования списка лиц, желающих выехать из Мурманской области и имеющих право на получение субсидии в соответствии с Федеральным законом РФ N 125 от 25.10.2002 "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей".

Пунктом 2 Положения предусмотрено, что регистрация и учет граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья, производятся органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по месту их постоянного проживания.

В соответствии с пунктом 24 Положения органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации ежегодно на основании представленных органами местного самоуправления списков утверждают единые списки граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья.

Согласно пункту 25 Положения утвержденные в соответствии с пунктом 24 настоящего Положения списки граждан являются основанием для предоставления социальных выплат для приобретения жилья.

Как следует из материалов дела, уведомлением Министерства строительства и территориального развития Мурманской области от 20 июня 2011 года в постановке на учет граждан, имеющих право на получение жилищной субсидии для строительства (приобретения) жилья в регионах с благоприятными климатическими условиями Моденовой М.Г. отказано, в связи с тем, что она повторно прибыла в районы Крайнего Севера позднее 01 января 1992 года, а также стаж работы в районах Крайнего Севера и (или) приравненных к ним местностях составляет менее 15 лет (л.д. 7).

Из копии трудовой книжки следует, что общий трудовой стаж истца Моденовой М.Г. в районах Крайнего Севера начинается с 1972 года, так как согласно имеющейся записи, 28 октября 1972 года она была принята в ОРС Ковдорского горно-обогатительного комбината г. Ковдор Мурманской области. Впоследствии работала на иных предприятиях и в организациях Мурманской области вплоть до 31 октября 1986 года, так как была уволена //данные изъяты// (л.д. 10-11).

В соответствии с информацией из Межрайонной ИФНС России №5 по Мурманской области от 14.03.2011 года Моденова М.Г. в период с 14.03.2008 года по 13.04.2010 года была зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя (л.д. 7).

Истец с 11 февраля 1986 года по 30 апреля 1999 года проживала по адресу: //адрес//; с 15 января 2002 года по 25 апреля 2002 года проживала по адресу: //адрес//; с 25 апреля 2002 года по 14 февраля 2003 года по адресу: //адрес//; с 14 февраля 2003 года постоянно проживает по адресу: //адрес//, что подтверждается справкой формы № 9 (л.д. 8). Из данной справки также следует, что в период с 30 апреля 1999 года по 15 января 2002 года Моденова М.Г. выписывалась //адрес// Краснодарского края.

В силу ст. 1 Федерального закона № 125-ФЗ право гражданина на получение жилищной субсидии определяется временем прибытия в районы Крайнего Севера (не позднее 1 января 1992 года), продолжительностью стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, отсутствием жилья в других регионах.

На данный период времени продолжительность стажа работы Моденовой М.Г. в районах Крайнего Севера и отсутствие у нее жилья в других регионах Министерством строительства и территориального развития Мурманской области не оспаривается.

Из материалов дела следует, что истец действительно снималась с регистрации в г. Ковдор в //адрес// Краснодарского края на период с 30 апреля 1999 года по 15 января 2002 года.

При этом, со слов истца, выезд из г. Ковдор носил временный характер и был связан с объективными семейными обстоятельствами – болезнью отца.

Данные обстоятельства объективно подтверждаются показаниями свидетеля ФИО1, которая в судебном заседании пояснила, что в апреле 1999 года Моденова М.Г. по настоянию дочери продала свою квартиру, //данные изъяты//, а сама уехала в Краснодарский край ухаживать за отцом. Вернулась с отцом в июне 2000 года в г. Ковдор, дочь её в свою квартиру не пустила, оставшихся от продажи квартиры денег не хватило на приобретение жилья. Моденова и её отец ФИО2 жили в её квартире. В 2002 году Моденова получила комнату в общежитии и прописалась в г. Ковдоре. В //дд.мм.гг// отец умер.

Оснований не доверять показаниям данного свидетеля у суда не имеется.

При этом, как следует из справки ГУ – УПФ РФ в Ковдорском районе, Моденова М.Г. состоит на учете с 10 ноября 1983 года, в период с 1999 года по 2001 год пенсионное дело Моденовой М.Г. в иные регионы не запрашивалось (л.д. 24).

Отсутствие у истца регистрации в этот период в Ковдорском районе само по себе, по мнению суда, не может служить основанием для ограничения прав и свобод истца Моденовой М.Г.

В силу ст. 27 Конституции РФ, ст. 18 ГК РФ, положений Закона Российской Федерации "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" от 25 июня 1993 г. N 5242-1 каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства. Для реализации гражданином РФ его прав и свобод он обязан регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в органах регистрационного учета.

Как следует из части первой статьи 3 Закона Российской Федерации "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации вводится в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданином Российской Федерации его прав и свобод, а также исполнения им обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом.

Понятие места жительства раскрывается в статье 20 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которой под местом жительства понимается место постоянного или преимущественного проживания гражданина.

Из смысла данной статьи следует, что гражданин имеет только одно место жительства, которым у истца, как установлено, являлся и является г. Ковдор Мурманской области, выезд истца в //адрес// Краснодарского края носил временный характер.

На основании изложенного, анализируя юридически значимые доказательства и фактические обстоятельства дела, суд приходит к выводу о том, что выезд истца с 30 апреля 1999 по 15 января 2002 года в //адрес// Краснодарского носил временный характер, что в силу действующего законодательства Российской Федерации не влияет на возникновение у истца права на получение жилищной субсидии для приобретения жилья в районах с благоприятными климатическими условиями.

При установленных обстоятельствах суд приходит к выводу, что истец Моденова М.Г. обладает правом на получение субсидии, ее иск подлежит удовлетворению.

Учитывая, что администрация Ковдорского района не причастна к отказу истцу Моденовой М.Г. в постановке ее на учет, суд считает, что администрацию Ковдорского района в качестве ответчика по делу следует освободить.

На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 197 и 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Моденовой М.Г. – удовлетворить.

Признать за Моденовой М.Г. право на получение жилищной субсидии на приобретение жилья в регионах с благоприятными климатическими условиями.

Обязать Министерство строительства и территориального развития Мурманской области поставить Моденовой М.Г. на учет граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья за счет средств федерального бюджета в соответствии с Федеральным законом "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей».

Администрацию Ковдорского района в качестве ответчика по делу освободить.

Решение может быть обжаловано в Мурманский областной суд через Ковдорский районный суд в течение 10 дней со дня оглашения.

Председательствующий