О взыскании задолженности по выплате пособия по безработице



Дело № 2-1139/2011

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Ковдор                                                                  05 октября 2011 года

Ковдорский районный суд Мурманской области в составе

председательствующего судьи Петровой О.С.

при секретаре Барановой Е.В.,

с участием старшего помощника прокурора Ковдорского района Губаревой О.Н., истца Павловой Ю.Е.,

представителя третьего лица отдела образования Постоваловой Е.Ф.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Ковдорского района в интересах лица, относящегося к лицам из числа детей, оставшихся без попечения родителей, к Государственному областному учреждению Центр занятости населения Ковдорского района о признании Павловой Ю.Е. лицом, ищущим работу впервые, взыскании в пользу Павловой Ю.Е. задолженности по выплате пособия по безработице и обязании производить ей начисление и выплату пособия по безработице в дальнейшем,

установил:

Прокурор Ковдорского района в интересах Павловой Ю.Е. обратился в суд с иском к Государственному областному учреждению Центр занятости населения Ковдорского района о признании Павловой Ю.Е. до постановки ее на учет с 12.07.2011 года в качестве безработного, лицом, ищущим работу впервые, взыскании задолженности по выплате пособия по безработице за период с 12.07.2011г. по 04.08.2011г. в сумме ** руб. ** коп., обязании в дальнейшем производить начисление и выплату пособия по безработице Павловой Ю.Е. в соответствии с пунктом 5 статьи 9 Федерального закона от 21.12.1996 года №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

Свои требования прокурор мотивирует тем, что Павлова Ю.Е. относится к категории лиц, из числа детей, оставшихся без попечения родителей. 12.07.2011 года Павлова Ю.Е. обратилась в ГОУ ЦЗН в целях поиска работы. Согласно приказа //№// от 21.07.2011г. Павловой Ю.Е. в нарушение пункта 5 статьи 9 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» назначено пособие по безработице в размере минимальной величины пособия, увеличенное на размер районного коэффициента, в связи с тем, что она ранее обращалась в службу занятости в целях поиска работы. Павлова Ю.Е. по данным ГОУ ЦЗН Ковдорского района в 2007 году была трудоустроена в трудовые бригады подсобным рабочим на временные рабочие места по уборке территорий Ковдорского района. Считает, что поскольку трудовой договор с Павловой Ю.Е. не заключался, заявлений о приеме на работу она не писала, с приказом о приеме на работу и об увольнении не знакомилась, трудовая книжка на ее имя не оформлялась, то работу Павловой Ю.Е. в трудовых бригадах нельзя признать трудовыми отношениями. Поэтому Павлову Ю.Е. нельзя отнести к категории ранее работавших граждан и получать пособие по безработице она должен в течение 6 месяцев в размере уровня средней заработной платы, сложившейся в Мурманской области.

Прокурор мотивировал подачу иска в суд в интересах Павловой Ю.Е. тем, что последняя относится к социально незащищенной группе населения, нуждающейся в государственной поддержке и помощи, так как является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей, в июле 2011 года окончившей Государственное областное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Ковдорский политехнический колледж», является материально необеспеченной, до настоящего времени получает пособие по безработице в размере около одной тысячи рублей, не обладает юридическими познаниями, поэтому не может должным образом защитить свои права в суде.

Старший помощник прокурора Губарева О.Н. иск поддержала, дала объяснения, аналогичные содержанию искового заявления. Просит суд признать Павлову Ю.Е. до постановки ее на учет с 12.07.2011 года в качестве безработного, лицом, впервые ищущим работу. Взыскать с ответчика в пользу Павловой Ю.Е. задолженность по выплате пособия по безработице за период с 12.07.2011г. по 04.08.2011г. в сумме ** руб. ** коп. Обязать ответчика в дальнейшем производить начисление и выплату пособия по безработице Павловой Ю.Е. в соответствии с пунктом 5 статьи 9 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

Истец Павлова Ю.Е. иск поддержала, пояснила, что в 2007 году работала в трудовой бригаде по уборке территории Ковдорского района. Медкомиссию при устройте в трудовую бригаду не проходила, заявление о приеме на работу не писала, трудовую книжку ей не заводили, с приказами о приеме на работу и об увольнении не знакомили. 12 июля 2011 года встала на учет в Центр занятости населения в поисках работы, была признана ранее работавшей. 02 августа 2011 года она обратилась в прокуратуру с заявлением, содержащим просьбу проверить правильность начисления ей пособия по безработице, так как сама не обладает знаниями в данной области.

Представитель ответчика Государственного областного учреждения Центр занятости населения Ковдорского района в судебное заседание не явился. В представленном в суд заявлении дело просили рассмотреть в отсутствие представителя ЦЗН.

Представитель третьего лица - отдела образования администрации Ковдорского района Постовалова Е.Ф. с иском согласна, пояснила, что Павлова Ю.Е. действительно работала на временных работах в 2007 году, трудовая книжка не заводилась.

Представитель третьего лица – МУ УЖКХ Ковдорского района в судебное заседание не явился, о времени и месте проведения судебного заседания уведомлены надлежащим образом.

Заслушав старшего помощника прокурора Губареву О.Н., истца Павлову Ю.Е., представителя отдела образования администрации Ковдорского района Постовалову Е.Ф., исследовав материалы дела, суд приходит к выводу, что иск подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно статьи 7 Конституции РФ Российская Федерация является социальным государством, в котором устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

Статьей 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.

Согласно пункта 5 статьи 9 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» ищущим работу впервые и зарегистрированным в органах государственной службы занятости в статусе безработного детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, выплачивается пособие по безработице в течение 6 месяцев в размере уровня средней заработной платы, сложившегося в республике, крае, области, городах Москве и Санкт-Петербурге, автономной области, автономном округе.

Согласно пункта 9 Постановления Министерства труда и социального развития РФ от 10 февраля 1998 г. № 5 «Об утверждении порядка работы территориальных органов Министерства труда и социального развития РФ по вопросам занятости населения с детьми-сиротами, детьми, оставшимися без попечения родителей, лицами, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в редакции Постановления Минтруда РФ от 05.10.2001 года №70) детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из их числа, ищущим работу впервые и признанным в установленном порядке безработными, пособие по безработице выплачивается в течение 6 месяцев в размере уровня средней заработной платы, сложившегося в республике, крае, области, городах Москве и Санкт-Петербурге, автономной области, автономном округе (далее - в субъекте Российской Федерации). Детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из их числа, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также в районах и местностях, где применяются районные коэффициенты к заработной плате за проживание в тяжелых природно-климатических условиях, пособие по безработице устанавливается в размере уровня средней заработной платы, сложившегося в субъекте Российской Федерации.

Как установлено в судебном заседании и подтверждается материалами дела, истец Павлова Ю.Е.//данные изъяты// является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (л.д. 12); в период с сентября 2009 года по 08 июля 2011 года обучалась в Государственном областном образовательном учреждении среднего профессионального образования «Ковдорский политехнический колледж» и находилась на полном государственном обеспечении; 08 июля 2011 года окончила ГООУ СПО «КПК» и ей присвоена квалификация //данные изъяты// (л.д. 10).

12 июля 2011 года Павлова Ю.Е. обратилась в Центр занятости                                      населения Ковдорского района с заявлением в целях поиска подходящей работы, справкой из органов опеки и попечительства о том, что относится к категории лиц из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, свидетельством об образовании. В ее карточке персонального учета //№// отмечено, что она относится к особой категории – повторно обратившиеся, дети, оставшиеся без попечения родителей (л.д. 16-17).

Приказами ГОУ ЦЗН Ковдорского района от 21 июля 2011 года //№// и //№// Павлова Ю.Е. признана безработным и ей установлена выплата пособия по безработице продолжительностью 6 месяцев, начиная с 12 июля 2011 года по 11 января 2012 года, в размере минимальной величины пособия, увеличенного на размер районного коэффициента в сумме ** рублей (л.д. 19).

Также в судебном заседании установлено, что Павлова Ю.Е. в 2007 году вн период летних каникул работал в трудовой бригаде, которая была организована на основании решения Ковдорского районного Совета депутатов в целях обеспечения отдыха, оздоровления и занятости детей. Организацию проведения данных работ осуществляли совместно отдел образования администрации района, Центр занятости населения и МУ УЖКХ.

Данный факт подтверждается договором //№// от 19 мая 2006 года между районным отделом образования администрации Ковдорского района, ГУ Центр занятости населения Ковдорского района и Управлением жилищно-коммунального хозяйства администрации Ковдорского района (л.д. 20-21).

В соответствии с пунктом 2 статьи 3 Закона РФ от 19 апреля 1991 года № 1032-1 «О занятости населения в РФ» и пунктов 7 и 14 Порядка регистрации безработных граждан, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 22 апреля 1997 г. № 458, решение о признании гражданина, зарегистрированного в целях поиска подходящей работы, безработным принимается органами службы занятости по месту жительства гражданина не позднее 11 дней со дня предъявления органам службы занятости паспорта, трудовой книжки или документов, их заменяющих, документов, удостоверяющих его профессиональную квалификацию, справки о среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы, а для впервые ищущих работу (ранее не работавших), не имеющих профессии (специальности) - паспорта и документа об образовании.

Согласно пункта 4 Постановления Министерства труда и социального развития РФ от 10 февраля 1998 г. № 5 «Об утверждении порядка работы территориальных органов Министерства труда и социального развития РФ по вопросам занятости населения с детьми-сиротами, детьми, оставшимися без попечения родителей, лицами, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (зарегистрированного в Минюсте РФ 25 мая 1998 г. № 1527) лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обратившиеся в органы службы занятости в целях поиска подходящей работы, регистрируются в качестве лиц, ищущих работу. Их регистрация в целях поиска подходящей работы осуществляется органами службы занятости по месту жительства со дня их личного обращения со всеми необходимыми документами. Для регистрации в целях поиска подходящей работы данные лица предъявляют паспорт или иной документ, удостоверяющий личность, документ об образовании.

Вместе с тем, в судебном заседании с достоверностью установлено, истец Павлова Ю.Е. впервые лично обратилась в ЦЗН в целях поиска подходящей работы только в июле 2011 года.

Таким образом, учитывая, что Павлова Ю.Е. до 12 июля 2011 года лично не обращалась в органы службы занятости в целях поиска подходящей работы, а впервые лично с паспортом и документами обратилась в ЦЗН Ковдорского района в целях поиска подходящей работы лишь 12 июля 2011 года, суд считает, что следует признать Павлову Ю.Е. до постановки ее на учет 12 июля 2011 года в ГОУ Центр занятости населения Ковдорского района безработным, ищущим работу впервые.

С учетом изложенного суд считает, что истец имеет в соответствии с пунктом 5 статьи 9 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» право на получение пособия по безработице в течение 6 месяцев в размере средней заработной платы, сложившейся в Мурманской области, поэтому в пользу Павловой Ю.Е. с ГОУ ЦЗН Ковдорского района подлежит взысканию задолженность по выплате пособия по безработице в сумме ** рублей ** копеек, согласно расчетов ответчика.

Также, по мнению суда, заслуживают внимания изложенные прокурором Ковдорского района в иске доводы о том, что отношения между Павловой Ю.Е. и отделом образования администрации Ковдорского района в период ее работы в трудовой бригаде нельзя признать трудовыми, так как они не соответствуют требованиям трудового законодательства и не являются отношениями между работником и работодателем.

Так, в соответствии со ст. 16 ТК РФ трудовые отношения возникают между работником и работодателем на основании трудового договора, заключаемого ими в соответствии с настоящим Кодексом.

В судебном заседании установлено, что между Павловой Ю.Е. и руководителем отдела образования в 2007 году было заключено трудовое соглашение на выполнение работ по уборке территорий города, по условиям которого за выполненную работу была предусмотрена выплата вознаграждения.

Содержание указанного соглашения не соответствует требованиям статьи 57 Трудового кодекса РФ, поскольку в нем отсутствуют существенные условия трудового договора: права и обязанности работника, права и обязанности работодателя, место работы, трудовая функция; режим рабочего времени и времени отдыха, условие об обязательном социальном страховании работника в соответствии с названным Трудовым кодексом РФ и иными федеральными законами.

Приказы о приеме и об увольнении не издавались, трудовая книжка, которая согласно части 1 статьи 66 Трудового кодекса РФ является основным документом о трудовой деятельности и трудовом стаже работника, Павловой Ю.Е. не заводилась, в то время как согласно части 3 статьи 66 Трудового кодекса РФ работодатель ведет трудовые книжки на каждого работника, проработавшего у него свыше пяти дней.

Согласно статей 69 и 266 Трудового кодекса РФ лица в возрасте до восемнадцати лет принимаются на работу только после предварительного обязательного медицинского осмотра (обследования).

Документов, подтверждающих проведение медицинского обследования истца Павловой Ю.Е. при поступлении в трудовые бригады, суду не представлено.

При указанных обстоятельствах, суд считает, что иск прокурора Ковдорского района подлежит удовлетворению, следует признать Павлову Ю.Е. до постановки ее на учет в Государственном областном учреждении Центр занятости населения Ковдорского района с 12.07.2011 года в качестве безработного лицом, впервые ищущим работу, взыскать с Государственного областного учреждения Центр занятости населения Ковдорского района в пользу Павловой Ю.Е. задолженность по выплате пособия по безработице за период с 12.07.2011г. по 04.08.2011г. в сумме ** руб. ** коп., обязать Государственное областное учреждение Центр занятости населения Ковдорского района в дальнейшем производить начисление и выплату пособия по безработице Павловой Ю.Е. в соответствии с пунктом 5 статьи 9 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

Руководствуясь статьями 194 и 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Иск прокурора Ковдорского района – удовлетворить.

Признать Павлову Ю.Е. до постановки ее на учет 12 июля 2011 года в Государственном областном учреждении Центр занятости населения Ковдорского района безработным, ищущим работу впервые.

Взыскать с Государственного областного учреждения Центр занятости населения Ковдорского района в пользу Павловой Ю.Е. задолженность по выплате пособия по безработице в сумме ** рублей ** копеек.

Обязать Государственное областное учреждение Центр занятости населения Ковдорского района в дальнейшем производить начисление и выплату пособия по безработице Павловой Ю.Е. в соответствии с пунктом 5 статьи 9 Федерального закона от 21.12.1996 года №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

Решение может быть обжаловано и внесено представление в Мурманский областной суд через Ковдорский районный суд в течение 10 дней со дня его оглашения.

Председательствующий