О признании лицом, ищущим работу впервые, взыскании задолженности по выплате пособия по безработице



Дело № 2-1135/2011

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Ковдор                                                                  05 октября 2011 года

Ковдорский районный суд Мурманской области в составе

председательствующего судьи Петровой О.С.

при секретаре Барановой Е.В.,

с участием старшего помощника прокурора Ковдорского района Губаревой О.Н.,

истца Наратова Е.А.,

представителя третьего лица отдела образования Постоваловой Е.Ф.,

    рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Ковдорского района в интересах лица, относящегося к лицам из числа детей, оставшихся без попечения родителей, к Государственному областному учреждению Центр занятости населения Ковдорского района о признании Наратова Е.А. лицом, ищущим работу впервые, взыскании в пользу Наратова Е.А. задолженности по выплате пособия по безработице,

установил:

Прокурор Ковдорского района в интересах Наратова Е.А. обратился в суд с иском к Государственному областному учреждению Центр занятости населения Ковдорского района о признании Наратова Е.А. до постановки его на учет с 08.07.2009 года в качестве безработного, лицом, ищущим работу впервые, взыскании задолженности по выплате пособия по безработице за период с 08.07.2009г. по 01.10.2009г. в сумме ** руб. ** коп.

Свои требования прокурор мотивирует тем, что Наратов Е.А. относится к категории лиц, из числа детей, оставшихся без попечения родителей. 08.07.2009 года Наратов Е.А. обратился в ГОУ ЦЗН в целях поиска работы. Согласно приказа от //№// от 16.07.2009г. Наратов Е.А. в нарушение пункта 5 статьи 9 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» назначено пособие по безработице в размере минимальной величины пособия, увеличенное на размер районного коэффициента, в связи с тем, что он ранее обращался в службу занятости в целях поиска работы. Наратов Е.А. по данным ГОУ ЦЗН Ковдорского района в 2006 и 2007 годах был трудоустроен в трудовые бригады подсобным рабочим на временные рабочие места по уборке территорий Ковдорского района. Считает, что, поскольку трудовой договор с Наратовым Е.А. не заключался, заявлений о приеме на работу он не писал, с приказом о приеме на работу и об увольнении не знакомился, трудовая книжка на его имя не оформлялась, то работу Наратова Е.А. в трудовых бригадах нельзя признать трудовыми отношениями. Поэтому Наратова Е.А. нельзя отнести к категории ранее работавших граждан и получать пособие по безработице он должен в течение 6 месяцев в размере уровня средней заработной платы, сложившейся в Мурманской области.

Прокурор мотивировал подачу иска в суд в интересах Наратова Е.А. тем, что последний относится к социально незащищенной группе населения, нуждающейся в государственной поддержке и помощи, так как является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей, 30 июня 2009 года закончившим Государственное образовательное учреждение начального профессионального образования «Профессиональное училище //№//», 23 июня 2011 года закончившим Государственное областное образовательное учреждение начального профессионального образования «Профессиональное училище //№//», является материально необеспеченным, пособие по безработице до 01 октября 2009 года получал в размере около одной тысячи рублей, не обладает юридическими познаниями, поэтому не может должным образом защитить свои права в суде.

Старший помощник прокурора Губарева О.Н. иск поддержала, дала объяснения, аналогичные содержанию искового заявления. Просит суд признать Наратова Е.А. до постановки его на учет с 08.07.2009 года в качестве безработного, лицом, впервые ищущим работу. Взыскать с ответчика в пользу Наратова Е.А. задолженность по выплате пособия по безработице за период с 08.07.2009г. по 01.10.2009г. в сумме ** руб. ** коп.

Истец Наратов Е.А. иск поддержал, пояснил, что в 2006 и 2007 годах работал в трудовой бригаде по уборке территории Ковдорского района. Медкомиссию при устройте в трудовую бригаду не проходил, заявление о приеме на работу не писал, трудовую книжку ему не заводили, с приказами о приеме на работу и об увольнении не знакомили. 08 июля 2009 года встал на учет в Центр занятости населения в поисках работы, был признан ранее работавшим. Состоял на учете в ЦЗН до 01.10.2009 года. 26 июля 2011 года он обратился в прокуратуру с заявлением, содержащим просьбу проверить правильность начисления ему пособия по безработице, так как сам не обладает знаниями в данной области.

Представитель ответчика Государственного областного учреждения Центр занятости населения Ковдорского района в судебное заседание не явился. В представленном в суд заявлении дело просили рассмотреть в отсутствие представителя ЦЗН.

Представитель третьего лица - отдела образования администрации Ковдорского района Постовалова Е.Ф. с иском согласна, пояснила, что Наратов Е.А. действительно работал на временных работах в 2006 и 2007 годах, трудовая книжка не заводилась.

Представитель третьего лица – МУ УЖКХ Ковдорского района в судебное заседание не явился, о времени и месте проведения судебного заседания уведомлены надлежащим образом.

Заслушав старшего помощника прокурора Губареву О.Н., истца Наратова Е.А., представителя отдела образования администрации Ковдорского района Постовалову Е.Ф., исследовав материалы дела, суд приходит к выводу, что иск подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно статьи 7 Конституции РФ Российская Федерация является социальным государством, в котором устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

Статьей 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.

Согласно пункта 5 статьи 9 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» ищущим работу впервые и зарегистрированным в органах государственной службы занятости в статусе безработного детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, выплачивается пособие по безработице в течение 6 месяцев в размере уровня средней заработной платы, сложившегося в республике, крае, области, городах Москве и Санкт-Петербурге, автономной области, автономном округе.

Согласно пункта 9 Постановления Министерства труда и социального развития РФ от 10 февраля 1998 г. № 5 «Об утверждении порядка работы территориальных органов Министерства труда и социального развития РФ по вопросам занятости населения с детьми-сиротами, детьми, оставшимися без попечения родителей, лицами, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в редакции Постановления Минтруда РФ от 05.10.2001 года №70) детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из их числа, ищущим работу впервые и признанным в установленном порядке безработными, пособие по безработице выплачивается в течение 6 месяцев в размере уровня средней заработной платы, сложившегося в республике, крае, области, городах Москве и Санкт-Петербурге, автономной области, автономном округе (далее - в субъекте Российской Федерации). Детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из их числа, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также в районах и местностях, где применяются районные коэффициенты к заработной плате за проживание в тяжелых природно-климатических условиях, пособие по безработице устанавливается в размере уровня средней заработной платы, сложившегося в субъекте Российской Федерации.

Как установлено в судебном заседании и подтверждается материалами дела, истец Наратов Е.А.//данные изъяты// является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (л.д. 10); в период с 01 сентября 2007 года по 30 июня 2009 года обучался в государственном образовательное учреждении начального профессионального образования «Профессиональное училище //№//», в период с 16 сентября 2009 года по 23 июня 2011 года обучался в государственном областном образовательном учреждении начального профессионального образования «Профессиональное училище //№//» по специальности мастер отделочных строительных работ (л.д. 9).

08 июля 2009 года Наратов Е.А. обратился в Центр занятости                                      населения Ковдорского района с заявлением в целях поиска подходящей работы, справкой из органов опеки и попечительства о том, что относится к категории лиц из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, свидетельством об образовании. В его карточке персонального учета //№// отмечено, что он относится к особой категории – ранее не работавшие, однако нет отметки о том, что относится к категории лиц из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (л.д. 11-12).

Приказами ГОУ ЦЗН Ковдорского района от 15 июля 2009 года //№// и от 16 июля 2009 года //№// Наратов Е.А. признан безработным и ему установлена выплата пособия по безработице продолжительностью 6 месяцев, начиная с 19 июля 2011 года по 18 января 2012 года, в размере минимальной величины пособия, увеличенного на размер районного коэффициента в сумме ** рублей (л.д. 14).

Приказом ГОУ ЦЗН от 02 октября 2009 года //№// Наратов Е.А. снят с учета в качестве безработного в связи с длительной (более месяца) неявкой в органы службы занятости без уважительных причин с 01 октября 2009 года (л.д. 16).

Также в судебном заседании установлено, что Наратов Е.А. в 2006 и 2007 годах вн период летних каникул работал в трудовой бригаде, которая была организована на основании решения Ковдорского районного Совета депутатов в целях обеспечения отдыха, оздоровления и занятости детей. Организацию проведения данных работ осуществляли совместно отдел образования администрации района, Центр занятости населения и МУ УЖКХ.

Данный факт подтверждается договором //№// от 19 мая 2006 года между районным отделом образования администрации Ковдорского района, ГУ Центр занятости населения Ковдорского района и Управлением жилищно-коммунального хозяйства администрации Ковдорского района (л.д. 18-19).

В соответствии с пунктом 2 статьи 3 Закона РФ от 19 апреля 1991 года № 1032-1 «О занятости населения в РФ» и пунктов 7 и 14 Порядка регистрации безработных граждан, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 22 апреля 1997 г. № 458, решение о признании гражданина, зарегистрированного в целях поиска подходящей работы, безработным принимается органами службы занятости по месту жительства гражданина не позднее 11 дней со дня предъявления органам службы занятости паспорта, трудовой книжки или документов, их заменяющих, документов, удостоверяющих его профессиональную квалификацию, справки о среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы, а для впервые ищущих работу (ранее не работавших), не имеющих профессии (специальности) - паспорта и документа об образовании.

Согласно пункта 4 Постановления Министерства труда и социального развития РФ от 10 февраля 1998 г. № 5 «Об утверждении порядка работы территориальных органов Министерства труда и социального развития РФ по вопросам занятости населения с детьми-сиротами, детьми, оставшимися без попечения родителей, лицами, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (зарегистрированного в Минюсте РФ 25 мая 1998 г. № 1527) лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обратившиеся в органы службы занятости в целях поиска подходящей работы, регистрируются в качестве лиц, ищущих работу. Их регистрация в целях поиска подходящей работы осуществляется органами службы занятости по месту жительства со дня их личного обращения со всеми необходимыми документами. Для регистрации в целях поиска подходящей работы данные лица предъявляют паспорт или иной документ, удостоверяющий личность, документ об образовании.

Вместе с тем, в судебном заседании с достоверностью установлено, истец Наратов Е.А. впервые лично обратился в ЦЗН в целях поиска подходящей работы только в июле 2009 года.

Таким образом, учитывая, что Наратов Е.А. до 08 июля 2009 года лично не обращался в органы службы занятости в целях поиска подходящей работы, а впервые лично с паспортом и документами обратился в ЦЗН Ковдорского района в целях поиска подходящей работы лишь 08 июля 2009 года, суд считает, что следует признать Наратова Е.А. до постановки его на учет 08 июля 2011 года в ГОУ Центр занятости населения Ковдорского района безработным, ищущим работу впервые.

Пунктом 5 статьи 9 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» предусмотрено, что ищущим работу впервые и зарегистрированным в органах службы занятости в статусе безработных лицам из числа детей, оставшихся без попечения родителей, выплачивается пособие безработице в течение 6 месяцев в размере средней заработной платы, сложившейся в Мурманской области.

Однако, учитывая то обстоятельство, что с 01 октября 2009 года Наратов Е.А. снят с учета в качестве безработного в связи с длительной (более одного месяца) неявкой в органы службы занятости без уважительных причин, суд считает, что в пользу Наратова Е.А. с ГОУ ЦЗН Ковдорского района подлежит взысканию задолженность по выплате пособия по безработице за период с 08 июля 2009 года по 01 октября 2009 года в сумме ** рублей ** копейки, согласно расчетов ответчика.

Также, по мнению суда, заслуживают внимания изложенные прокурором Ковдорского района в иске доводы о том, что отношения между Наратовым Е.А. и отделом образования администрации Ковдорского района в период его работы в трудовой бригаде нельзя признать трудовыми, так как они не соответствуют требованиям трудового законодательства и не являются отношениями между работником и работодателем.

Так, в соответствии со ст. 16 ТК РФ трудовые отношения возникают между работником и работодателем на основании трудового договора, заключаемого ими в соответствии с настоящим Кодексом.

В судебном заседании установлено, что между Наратовым Е.А. и руководителем отдела образования в 2006 и 2007 годах были заключены трудовые соглашения на выполнение работ по уборке территорий города, по условиям которого за выполненную работу была предусмотрена выплата вознаграждения.

Содержание указанных соглашений не соответствует требованиям статьи 57 Трудового кодекса РФ, поскольку в нем отсутствуют существенные условия трудового договора: права и обязанности работника, права и обязанности работодателя, место работы, трудовая функция; режим рабочего времени и времени отдыха, условие об обязательном социальном страховании работника в соответствии с названным Трудовым кодексом РФ и иными федеральными законами.

Приказы о приеме и об увольнении не издавались, трудовая книжка, которая согласно части 1 статьи 66 Трудового кодекса РФ является основным документом о трудовой деятельности и трудовом стаже работника, Наратову Е.А. не заводилась, в то время как согласно части 3 статьи 66 Трудового кодекса РФ работодатель ведет трудовые книжки на каждого работника, проработавшего у него свыше пяти дней.

Согласно статей 69 и 266 Трудового кодекса РФ лица в возрасте до восемнадцати лет принимаются на работу только после предварительного обязательного медицинского осмотра (обследования).

Документов, подтверждающих проведение медицинского обследования истца Наратова Е.А. при поступлении в трудовые бригады, суду не представлено.

При указанных обстоятельствах, суд считает, что иск прокурора Ковдорского района подлежит удовлетворению, следует признать Наратова Е.А. до постановки его на учет в Государственном областном учреждении Центр занятости населения Ковдорского района с 08.07.2009 года в качестве безработного, лицом, впервые ищущим работу, взыскать с Государственного областного учреждения Центр занятости населения Ковдорского района в пользу Наратова Е.А. задолженность по выплате пособия по безработице за период с 08.07.2009г. по 01.10.2009г. в сумме ** руб. ** коп.

Руководствуясь статьями 194 и 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Иск прокурора Ковдорского района – удовлетворить.

Признать Наратова Е.А. до постановки его на учет 08 июля 2009 года в Государственном областном учреждении Центр занятости населения Ковдорского района безработным, ищущим работу впервые.

Взыскать с Государственного областного учреждения Центр занятости населения Ковдорского района в пользу Наратова Е.А. задолженность по выплате пособия по безработице в сумме ** рублей ** копеек.

Решение может быть обжаловано и внесено представление в Мурманский областной суд через Ковдорский районный суд в течение 10 дней со дня его оглашения.

Председательствующий