О признании лицом, ищущим работу впервые, взыскании задолженности по выплате пособия по безработице



Дело № 2-1124/2011

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Ковдор                                                      29 сентября 2011 года

Ковдорский районный суд Мурманской области в составе

председательствующего судьи Горбатюк А.А.

при секретаре Барановой Е.В.,

с участием старшего помощника прокурора Ковдорского района Губаревой О.Н.,

истца Аносова В.А.,

представителя третьего лица отдела образования Постоваловой Е.Ф.,

    рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Ковдорского района в интересах лица, относящегося к лицам из числа детей, оставшихся без попечения родителей, Аносова В.А. к Государственному областному учреждению Центр занятости населения Ковдорского района о признании Аносова В.А. лицом, ищущим работу впервые, взыскании в пользу Аносова В.А. задолженности по выплате пособия по безработице, обязании ГОУ Центр занятости населения Ковдорского района производить начисление и выплату пособия по безработице Аносову В.А. в соответствии с пунктом 5 статьи 9 Федерального закона от 21.12.1996 года №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»,

установил:

Прокурор Ковдорского района в интересах Аносова В.А. обратился в суд с иском к Государственному областному учреждению Центр занятости населения Ковдорского района о признании Аносова В.А. до постановки его на учет с 11.07.2011 года в качестве безработного, лицом, ищущим работу впервые, взыскании задолженности по выплате пособия по безработице за период с 11.07.2011г. по 20.07.2011г. в сумме ** руб. ** коп., обязании в дальнейшем производить начисление и выплату пособия по безработице Аносову В.А. в соответствии с пунктом 5 статьи 9 Федерального закона от 21.12.1996 года №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

Свои требования прокурор мотивирует тем, что Аносов В.А. относится к категории лиц, из числа детей, оставшихся без попечения родителей. 11.07.2011 года Аносов В.А. обратился в ГОУ ЦЗН в целях поиска работы. Согласно приказа от //№// от 20.07.2011г. Аносову В.А. в нарушение пункта 5 статьи 9 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» назначено пособие по безработице в размере минимальной величины пособия, увеличенное на размер районного коэффициента, в связи с тем, что он ранее обращался в службу занятости в целях поиска работы. Аносов В.А. по данным ГОУ ЦЗН Ковдорского района в 2006 году был трудоустроен //данные изъяты//. Считает, что, поскольку трудовой договор с Аносовым В.А. не заключался, заявлений о приеме на работу он не писал, с приказом о приеме на работу и об увольнении не знакомился, трудовая книжка на его имя не оформлялась, то работу Аносова В.А. //данные изъяты// нельзя признать трудовыми отношениями. Поэтому Аносова В.А. нельзя отнести к категории ранее работавших граждан и получать пособие по безработице он должен в течение 6 месяцев в размере уровня средней заработной платы, сложившейся в Мурманской области.

Прокурор мотивировал подачу иска в суд в интересах Аносова В.А. тем, что последний относится к социально незащищенной группе населения, нуждающейся в государственной поддержке и помощи, так как является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей, 24.06.2011 года закончившим Ковдорский политехнический колледж, является материально необеспеченным, до настоящего времени получает пособие по безработице в размере около одной тысячи рублей, не обладает юридическими познаниями, поэтому не может должным образом защитить свои права в суде.

Старший помощник прокурора Губарева О.Н. иск поддержала, дала объяснения, аналогичные содержанию искового заявления. Просит суд признать Аносова В.А. до постановки его на учет с 11.07.2011 года в качестве безработного, лицом, впервые ищущим работу. Взыскать с ответчика в пользу Аносова В.А. задолженность по выплате пособия по безработице за период с 11.07.2011г. по 20.07.2011г. в сумме ** руб. ** коп. Обязать ответчика в дальнейшем производить начисление и выплату пособия по безработице Аносову В.А. в соответствии с пунктом 5 статьи 9 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

Истец Аносов В.А. иск поддержал, пояснил, что в 2006 году работал //данные изъяты//. Медкомиссию при устройте //данные изъяты// не проходил, заявление о приеме на работу не писал, трудовую книжку ему не заводили, с приказами о приеме на работу и об увольнении не знакомили. 11 июля 2011 года встал на учет в Центр занятости населения в поисках работы, был признан ране работавшим. 20 июля 2011 года он обратился в прокуратуру с заявлением, содержащим просьбу проверить правильность начисления ему пособия по безработице, так как сам не обладает знаниями в данной области.

Представитель ответчика Государственного областного учреждения Центр занятости населения Ковдорского района в судебное заседание не явился. В представленном в суд заявлении дело просили рассмотреть в отсутствие представителя ЦЗН.

Представитель третьего лица - отдела образования администрации Ковдорского района Постовалова Е.Ф. с иском согласна, пояснила, что Аносов В.А. действительно работал на временных работах в 2006 году, трудовая книжка не заводилась.

Представитель третьего лица – МУ УЖКХ Ковдорского района в судебное заседание не явился, о времени и месте проведения судебного заседания уведомлены надлежащим образом.

Заслушав старшего помощника прокурора Губареву О.Н., истца Аносова В.А., представителя отдела образования администрации Ковдорского района Постовалову Е.Ф., исследовав материалы дела, суд приходит к выводу, что иск подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно статьи 7 Конституции РФ Российская Федерация является социальным государством, в котором устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

Статьей 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.

Согласно пункта 5 статьи 9 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» ищущим работу впервые и зарегистрированным в органах государственной службы занятости в статусе безработного детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, выплачивается пособие по безработице в течение 6 месяцев в размере уровня средней заработной платы, сложившегося в республике, крае, области, городах Москве и Санкт-Петербурге, автономной области, автономном округе.

Согласно пункта 9 Постановления Министерства труда и социального развития РФ от 10 февраля 1998 г. № 5 «Об утверждении порядка работы территориальных органов Министерства труда и социального развития РФ по вопросам занятости населения с детьми-сиротами, детьми, оставшимися без попечения родителей, лицами, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в редакции Постановления Минтруда РФ от 05.10.2001 года №70) детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из их числа, ищущим работу впервые и признанным в установленном порядке безработными, пособие по безработице выплачивается в течение 6 месяцев в размере уровня средней заработной платы, сложившегося в республике, крае, области, городах Москве и Санкт-Петербурге, автономной области, автономном округе (далее - в субъекте Российской Федерации). Детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из их числа, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также в районах и местностях, где применяются районные коэффициенты к заработной плате за проживание в тяжелых природно-климатических условиях, пособие по безработице устанавливается в размере уровня средней заработной платы, сложившегося в субъекте Российской Федерации.

Как установлено в судебном заседании и подтверждается материалами дела, истец Аносов В.А.//данные изъяты// является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (л.д. 11); с 17 мая 2000 года по 01 сентября 2007 года находился под опекой, с 01 сентября 2007 года переведен на полное государственное обеспечение в связи с поступлением в ГООУ среднего профессионального образования «Ковдорский политехнический колледж» (л.д. 27); 23 июня 2011 года окончил ГООУ СПО КПК и ему присвоена квалификация //данные изъяты// (л.д. 10).

11 июля 2011 года Аносов В.А. обратился в Центр занятости                                      населения Ковдорского района с заявлением в целях поиска подходящей работы, справкой из органов опеки и попечительства о том, что относится к категории лиц из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, свидетельством об образовании. В его карточке персонального учета //№// отмечено, что он относится к особой категории – ранее не работавшие, однако нет отметки о том, что относится к категории лиц из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (л.д. 12-13).

Приказами ГОУ ЦЗН Ковдорского района от 20 июля 2011 года //№// и //№// Аносов В.А. признан безработным и ему установлена выплата пособия по безработице продолжительностью 6 месяцев, начиная с 11 июля 2011 года по 10 января 2012 года, в размере минимальной величины пособия, увеличенного на размер районного коэффициента в сумме ** рублей (л.д. 14, 15).

Также в судебном заседании установлено, что Аносов В.А. в 2006 году на период летних каникул работал //данные изъяты//, которая была организована на основании решения Ковдорского районного Совета депутатов в целях обеспечения отдыха, оздоровления и занятости детей. Организацию проведения данных работ осуществляли совместно отдел образования администрации района, Центр занятости населения и МУ УЖКХ.

Данный факт подтверждается договором //№// от 19 мая 2006 года между районным отделом образования администрации Ковдорского района, ГУ Центр занятости населения Ковдорского района и Управлением жилищно-коммунального хозяйства администрации Ковдорского района (л.д. 16-17).

В соответствии с пунктом 2 статьи 3 Закона РФ от 19 апреля 1991 года № 1032-1 «О занятости населения в РФ» и пунктов 7 и 14 Порядка регистрации безработных граждан, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 22 апреля 1997 г. № 458, решение о признании гражданина, зарегистрированного в целях поиска подходящей работы, безработным принимается органами службы занятости по месту жительства гражданина не позднее 11 дней со дня предъявления органам службы занятости паспорта, трудовой книжки или документов, их заменяющих, документов, удостоверяющих его профессиональную квалификацию, справки о среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы, а для впервые ищущих работу (ранее не работавших), не имеющих профессии (специальности) - паспорта и документа об образовании.

Согласно пункта 4 Постановления Министерства труда и социального развития РФ от 10 февраля 1998 г. № 5 «Об утверждении порядка работы территориальных органов Министерства труда и социального развития РФ по вопросам занятости населения с детьми-сиротами, детьми, оставшимися без попечения родителей, лицами, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (зарегистрированного в Минюсте РФ 25 мая 1998 г. № 1527) лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обратившиеся в органы службы занятости в целях поиска подходящей работы, регистрируются в качестве лиц, ищущих работу. Их регистрация в целях поиска подходящей работы осуществляется органами службы занятости по месту жительства со дня их личного обращения со всеми необходимыми документами. Для регистрации в целях поиска подходящей работы данные лица предъявляют паспорт или иной документ, удостоверяющий личность, документ об образовании.

Вместе с тем, в судебном заседании с достоверностью установлено, истец Аносов В.А. впервые лично обратился в ЦЗН в целях поиска подходящей работы только в июле 2011 года.

Таким образом, учитывая, что Аносов В.А. до 11 июля 2011 года лично не обращался в органы службы занятости в целях поиска подходящей работы, а впервые лично с паспортом и документами обратился в ЦЗН Ковдорского района в целях поиска подходящей работы лишь 11 июля 2011 года, суд считает, что следует признать Аносова В.А. до постановки его на учет 11 июля 2011 года в ГОУ Центр занятости населения Ковдорского района безработным, ищущим работу впервые.

С учетом изложенного суд считает, что истец имеет в соответствии с пунктом 5 статьи 9 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» право на получение пособия по безработице в течение 6 месяцев в размере средней заработной платы, сложившейся в Мурманской области, поэтому в пользу Аносова В.А. с ГОУ ЦЗН Ковдорского района подлежит взысканию задолженность по выплате пособия по безработице в сумме ** рублей ** копеек, согласно расчетов ответчика.

Также, по мнению суда, заслуживают внимания изложенные прокурором Ковдорского района в иске доводы о том, что отношения между Аносовым В.А. и //данные изъяты// в период его работы //данные изъяты// нельзя признать трудовыми, так как они не соответствуют требованиям трудового законодательства и не являются отношениями между работником и работодателем.

Так, в соответствии со ст. 16 ТК РФ трудовые отношения возникают между работником и работодателем на основании трудового договора, заключаемого ими в соответствии с настоящим Кодексом.

Из представленных материалов следует, что между Аносовым В.А. и //данные изъяты// 05 июня 2006 года заключено трудовое соглашение //данные изъяты//, в котором сторонами указаны: заказчик (//данные изъяты//) и исполнитель (Аносов В.А.), а также за выполненную работу предусмотрена выплата вознаграждения (л.д. 21).

Содержание указанного соглашения не соответствует требованиям статьи 57 Трудового кодекса РФ, поскольку в нем отсутствуют существенные условия трудового договора: права и обязанности работника, права и обязанности работодателя, место работы, трудовая функция; режим рабочего времени и времени отдыха, условие об обязательном социальном страховании работника в соответствии с названным Трудовым кодексом РФ и иными федеральными законами.

Приказы о приеме и об увольнении не издавались, трудовая книжка, которая согласно части 1 статьи 66 Трудового кодекса РФ является основным документом о трудовой деятельности и трудовом стаже работника, Аносову В.А. не заводилась, в то время как согласно части 3 статьи 66 Трудового кодекса РФ работодатель ведет трудовые книжки на каждого работника, проработавшего у него свыше пяти дней.

Согласно статей 69 и 266 Трудового кодекса РФ лица в возрасте до восемнадцати лет принимаются на работу только после предварительного обязательного медицинского осмотра (обследования).

Документов, подтверждающих проведение медицинского обследования истца Аносова В.А. при поступлении в трудовые бригады, суду не представлено.

При указанных обстоятельствах, суд считает, что иск прокурора Ковдорского района подлежит удовлетворению, следует признать Аносова В.А. до постановки его на учет в Государственном областном учреждении Центр занятости населения Ковдорского района с 11.07.2011 года в качестве безработного, лицом, впервые ищущим работу, взыскать с Государственного областного учреждения Центр занятости населения Ковдорского района в пользу Аносова В.А. задолженность по выплате пособия по безработице за период с 11.07.2011г. по 20.07.2011г. в сумме ** руб. ** коп., обязать Государственное областное учреждение Центр занятости населения Ковдорского района в дальнейшем производить начисление и выплату пособия по безработице Аносову В.А. в соответствии с пунктом 5 статьи 9 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

Руководствуясь статьями 194 и 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Иск прокурора Ковдорского района – удовлетворить.

Признать Аносова В.А. до постановки его на учет 11 июля 2011 года в Государственном областном учреждении Центр занятости населения Ковдорского района безработным, ищущим работу впервые.

Взыскать с Государственного областного учреждения Центр занятости населения Ковдорского района в пользу Аносова В.А. задолженность по выплате пособия по безработице в сумме ** рублей ** копеек.

Обязать Государственное областное учреждение Центр занятости населения Ковдорского района в дальнейшем производить начисление и выплату пособия по безработице Аносову В.А. в соответствии с пунктом 5 статьи 9 Федерального закона от 21.12.1996 года №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

Решение может быть обжаловано и внесено представление в Мурманский областной суд через Ковдорский районный суд в течение 10 дней со дня его оглашения.

Председательствующий